Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности дискурса печатного интервью Опры Уинфри

В качестве материала для настоящего исследования были использованы интервью, проводимые Опрой Уинфри, одной из наиболее известных американских телеведущих и влиятельных женщин в шоу-бизнесе. Невероятная популярность продуктов ее мультимедийной компании «Harpo Productions», Inc. (прежде всего телевизионного ток-шоу «The Oprah Winfrey Show»), несомненно, объясняет этот выбор. Для данного изыскания были выбраны печатные интервью-портреты, опубликованные в популярном журнале для женщин «O, The Oprah Magazine».

Журнальную индустрию считают одним из наиболее современных и инновационных секторов медиаиндустрии [260, с. 72]. Журнал «O, The Oprah Magazine» является ежемесячным изданием с четко сформулированной миссией помочь женщинам научиться видеть в любой жизненной ситуации возможность для роста и открытия своих лучших сторон. Вот почему издание нацелено на построение откровенного диалога с читателем. Как представляется, эта цель журнала реализуется, в том числе, и посредством интервью, публикуемых в некоторых его выпусках.

Как было замечено выше, современный журнализм нашел широкое применение интервью на телевидении, радио, в прессе. Многие исследователи дискурса интервью отмечают особую роль телевидения (прежде всего, ток-шоу) в определении его стандарта [98, с. 411]. О. Уинфри снизыскала себе славу, работая в рамках так называемого «селебрити журнализма», благодаря своей способности устанавливать контакт с собеседниками в телевизионном шоу «The Oprah Winfrey Show». Стоит, однако, заметить, что темы, обсуждаемые ею в интервью со знаменитостями, очень серьезны и касаются духовного развития и самопознания, борьбы с тяжелейшими заболеваниями, благотворительности и общественно полезной деятельности. По признанию известной американской телеведущей Барбары Уолтерс, О. Уинфри изменила большое количество жизней[64], а журнал «Time» назвал ее ток-шоу «сеансом групповой терапии»[65]. Вот почему и печатные интервью-портреты О. Уинфри, ведущей с 25-летним стажем и рекордными рейтингами, обладающей, по словам именитого журналиста американской газеты «Newsday» Лес Пейна, талантом «настраиваться» на аудиторию (если не на весь мир)[66], представляют интереснейший материал для когнитивно-дискурсивного анализа.

На данном этапе детально рассмотрим дискурс интервью О. Уинфри и выделим его типичные черты. Нас будут интересовать такие важные дискурсивные характеристики интервью, как структура, цель, взаимоотношения интервьюера и интервьюируемого, их роли, стиль общения.

Ученые, занимающиеся исследованием «селебрити журнализма», утверждают, что сложившаяся в обществе концепция публичности («publicity)» породила набор стандартных структур и характерных элементов интервью-портретов («профилей») знаменитостей («celebrity profile», «feature interview»), публикуемых в крупных газетах и популярных журналах [Приводится по: 231, с. 24 – 25]. Эта же концепция требует от журналиста исполнения роли «посвященного» («insider») и ставит перед ним цель проникнуть вовнутрь, вывести собеседника-звезду на откровенный разговор, чтобы обеспечить интерес публики. Так, выделяются следующие элементы печатного интервью-портрета:

1) встреча журналиста и знаменитости должна происходить в домашней обстановке, либо кафе;

2) наличие описания «повседневного» наряда и поведения «звезды»;

3) обсуждение того, над чем работает знаменитость в настоящий момент (что обеспечивает привлекательность интервью);

4) некоторое откровение, противоречащее стереотипному восприятию знаменитостей как «звездных личностей» (реальная история, раскрывающая «истинную» природу интервьюируемого) (Там же).

Интервью О. Уинфри имеют традиционную структуру печатного интервью и включают ее основные элементы: заголовок, подзаголовок, лид, текст интервью и иллюстрации. Тем не менее, в них наблюдаются отступления от приведенной выше схемы типичного интервью-портрета. Как правило, О. Уинфри и ее респондент ведут разговор в домашних условиях, на что она указывает в лиде, в котором, однако, описание внешнего вида собеседника/цы она заменяет на собственные размышления о некоторых фактах его/ее биографии, свое восприятие его/ее поведения, акцентирует внимание на отдельных высказываниях, с которыми читатель познакомится далее, в самом тексте интервью. Это, как представляется, демонстрирует ориентированность журналистки на более серьезную задачу, чем «погоня» за откровением-сенсацией, нацеленность на получение ценной информации, приобретение нового знания, обмен опытом.

Отличительной чертой дискурса интервью О. Уинфри является репрезентативность в отношении круга интервьюируемых. В каждом случае ее гостями для беседы являются непременно известные всему миру люди, будь то политические лидеры уровня Н. Манделы и Б. Обамы, духовные деятели (Далай-лама, Тич Нхат Хан), шоумены (Дж. Зайнфельд, Т. Фей), актеры (М. Стрип, Т. Хэнкс), спортсмены (сестры Уильямс, Л. Армстронг), писатели (Т. Моррисон, Дж. Фитч), музыканты (Боно, С. Уандер) или непубличные люди, которые смогли справиться с невероятными жизненными коллизиями («бегунья из Центрального парка» (ее имя до сих пор не оглашается в прессе), брошенная умирать после жестокого изнасилования и избиения группой подростков, К. МакФэдден, мать четверых детей, которые были застрелены ее бывшим мужем).

Как представляется, журнал «O, The Oprah Magazine» использует интервью не только как средство развлечения читателя через «раскрытие» личности интервьюируемых, хотя один «звездный» статус обоих коммуникантов, несомненно, мог бы служить именно этой задаче. Собеседники О. Уинфри – люди разного происхождения, многие из которых достигли материального благополучия, славы и успеха. Как и любой человек, они – «хранилище» чувств, переживаний, взглядов и оценок, т. е. множества элементов полученного ими жизненного опыта. Однако в собеседники журналистка выбирает тех, кто, с ее точки зрения, обладает ценным опытом, который может быть полезным аудитории. Так, интервью-портреты О. Уинфри – акт взаимодействия, основанный на взаимном обмене знаниями, направленный на решение задачи быть полезным.

Работая в жанре журналистского интервью, журналист получает большую свободу, чем в новостном, строго регламентированном, интервью (где от него требуется беспристрастность и соблюдение нейтралитета). Так, интервьюер имеет возможность высказать свою точку зрения, озвучить свое собственное понимание той или иной проблемы. Интервью О. Уинфри отличаются своей неформальностью, они приближены к обычной беседе, часто строятся по модели повседневного общения. Об этом свидетельствуют и сами собеседники журналистки. Приведем небольшой отрывок из интервью с успешным американским модельером Ральфом Лореном:

Oprah:A lot of people have described you as shy. Do you see yourself that way?

 

Ralph:I'm not great at cocktail parties. I can sit with you and talk about anything, because this is a real conversation. It's not about bullshit. It's about realness, and that's what I'm good at. If you get me on a subject I know about, I'm very strong. If I don't know much about it, I don't say much.

Безусловно, для О. Уинфри как интервьюера характерен партнерский стиль общения, при котором происходит равноправное взаимодействие собеседников. В ходе нашего анализа было отмечено, что довольно часто во время интервью происходит смена ролей интервьюер – интервьюируемый, когда респондент сам задает вопрос журналистке. Так, к примеру, произошло в интервью с легендарным музыкантом и филантропом Боно. Поднятая О. Уинфри проблема «удовольствия» вызвала обмен мнениями коммуникантов и заставила интервьюируемого задать вопросы интервьюеру, что, на наш взгляд, свидетельствует об искренней заинтересованности обеих сторон в происходящем разговоре и своем партнере, а также ориентации на глубинное познание предмета обсуждения:

Oprah: Is joy elusive for you?

Bono: I don't know. Our band has it when we're going off. There's a joy vibration there. It's not miserable-ism.

 

Oprah: Joy is a very high energy field.

Bono: I'm grumpy. You seem to have a level of joy. Are there months when things aren't going right for you, when you're in a trough, or do you have just, like, one bad day a week?

Oprah: Not even a bad day a week.

 

Bono: Really?

Oprah: Absolutely not.

 

Bono: Well, I have a couple of bad days a week.

По нашим наблюдениям, еще одной специфической чертой интервью О. Уинфри является их спонтанность. Несомненно, любое интервью предполагает определенную степень подготовки журналиста: сбор информации о респонденте, выбор тем/ы разговора, составление вопросов и т. д. Как показал наш анализ, интервью О. Уинфри (несмотря на огромную, по ее признанию, предварительную подготовительную работу) имеют невысокую степень заданности содержания: во многих случаях вопросы возникают спонтанно, как реакция на услышанное высказывание. Это наглядно иллюстрирует, к примеру, начало интервью с американской комедийной актрисой Э. Дедженерес, работающей в жанре стендап-шоу («standup comedy»):

Ellen DeGeneres [After checking her caller ID]: Harpo Inc.

Oprah: [Laughs] I love it. Are you awake?

Ellen: I am. I just woke up. I had a horrible night. The weirdest thing happened. We had some huge pop in the wall at 2:30 in the morning, and then it sounded like our whole house was going to explode. I don't know if a speaker blew or what—it was just this crazy loud vibration that went on forever, and I lay in bed thinking that the house was going to catch fire because there'd been an electrical short. So I went down to the basement—I haven't been down to the basement since we moved in two years ago—and lying next to all the audiovisual equipment is an audiobook called Being in Balance.

Oprah: Oh my goodness. Isn't that just how the world works?

Ellen: There's always a reason things happen.

Oprah: You're exactly like I am. I know that everything happens for a reason, so I look at everything like, "Okay, what does that mean, and "What am I supposed to be getting from that?"

Ellen: Right.

Oprah: You know, you can make yourself nuts doing that, though. But it's also the way to live, I think. How long have you been living this way?

 

Ellen: Well, I think I've always been a searcher <…>

Так, мы выделили основные характерные особенности дискурса интервью О. Уинфри, которые мы будем учитывать в когнитивно-дискурсивном анализе функционирования в нем пословиц и поговорок. В ходе нашего исследования мы изучили 75 интервью, опубликованных в журнале «O, The Oprah Magazine» в период с 2000 по 2009 гг.

Как и во многих других глянцевых журналах для женщин, в журнале «O, The Oprah Magazine» активно используются пословично-поговорочные единицы как в текстах рекламы, которая в изобилии публикуется на его страницах, так и в текстах статей. Несмотря на то, что применение паремических единиц в заголовках в дискурсе печатной прессы является эффективным средством привлечения внимания, в заголовках интервью в рассматриваемом журнале пословицы и поговорки не используются. Каждый заголовок содержит стандартную фразу «Oprah Talks to…», дополняемую именем известного респондента журналистки. Такие повторяющиеся названия, как представляется, являются «фирменным знаком» журнала и в силу «звездного» статуса собеседников, в них указываемых, обеспечивают интерес массового читателя к публикуемому материалу. В ходе нашего исследования не было также зафиксировано случаев использования пословиц и поговорок в подзаголовках и лидах. Однако, как показывают наши наблюдения, паремии выполняют особую роль в структурной организации дискурса интервью.


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-29

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...