Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Технология программированного обучения

Программированное обучение - самостоятельное и индивидуальное обучение по заранее разработанной обучающей программе с помощью особых средств обучения (программированного учебника, особых обучающих машин, ЭВМ или микрокомпьютеров и др.), обес­печивающее каждому обучаемому возможность осуществле­ния процесса учения и научения в соответствии с некоторы­ми индивидуальными особенностями (индивидуальным тем­пом обучения, особым путем овладения учебным материалом в зависимости от уровня обученности и др.)

Программированное обучение позволяет преодолевать следующие недостатки традиционного: (За что Б.Ф, Скиннер критиковал традиционно организованное обучение?) Вместо традиционных знаний, умений и навыков обучение выступало как получение заранее намеченной (запрограммированной) системы внешних реакций (набора поведения).

Концептуальная основа - В России разработчиками и пропагандистами програм­мированного обучения были А.И. Берг, В.П. Беспалько, Н.Ф. Талызина.

Обучающая программа– это последовательность шагов, каждый из которых представляет микроэтап овладения еди­ницей знаний или действий. Шаг программы состоит из трёх частей: а) дозы информации об изучаемом знании, действии; б) задания — операции по работе с информацией, по её усво­ению; в) контрольного задания (обратная связь) и указания о повторении упражнений или переходе к следующему шагу.

Виды обучающих программ: (изобразите схематично и укажите название каждого вида). Линейные программы представляют собой последовательно сменяющиеся небольшие блоки учебной информации с контрольным заданием. Обучающийся должен дать правильный ответ, иногда просто выбрать его из нескольких возможных. В случае правильного ответа он получает новую учебную информацию, а если ответ неправильный, то предлагается вновь изучить первоначальную информацию.

Информация→упражнение→контроль - верный ответ→след. Шаг

Разветвленная программа отличается от линейной тем, что обучаемому, в случае неправильного ответа, может предоставляться дополнительная учебная информация, которая позволит ему выполнить контрольное задание, дать правильный ответ и получить новую порцию учебной информации.

Адаптивная программа подбирает или предоставляет обучаемому возможность самому выбирать уровень сложности нового учебного материала, изменять его по мере усвоения, обращаться к электронным справочникам, словарям, пособиям и т.д

Адаптивность в темпе учебной работы и оптимальность обучения достигаются только путем использования специальных технических средств, в частности, компьютера, работающих по программе поиска наивыгоднейшего режима обучения и автоматически поддерживающих найденные условия.

В частично адаптивной программе осуществляется разветвление (дается другой вариант) на основе одного (последнего) ответа ученика. В полностью адаптивной программе диагностика знаний учащегося представляет многошаговый процесс, на каждом шаге которого учитываются результаты предыдущих.

Комбинированная программавключает в себя фрагменты линейного, разветвленного, адаптивного программирования.

 

Цель программированного обучения: Главной целью введения программированного обучения является создание условий для продвижения в учебном ма­териале в соответствии с индивидуальными возможностями каждого ученика, обеспечение индивидуального темпа уче­ния

Основные принципы: Принцип деления материала на малые части(шаги). Главное понятие программированного обучения — обучаю­щая программа. Её понимают как последовательность шагов, каждый из которых представляет микроэтап овладения еди­ницей знаний или действий. Шаг программы состоит из трёх частей: а) дозы информации об изучаемом знании, действии; б) задания — операции по работе с информацией, по её усво­ению; в) контрольного задания (обратная связь) и указания о повторении упражнений или переходе к следующему шагу. Программировать обучение — значит разбивать текст, ин­формацию на шаги, делать программированные тексты.

Принцип обратной связи.Сущность второго принци­па — принципа обратной связи вытекает из кибернетической теории построения преобразований информации (управляю­щих систем) и требует цикличной организации системы уп­равления учебным процессом по каждой операции учебной деятельности. При этом имеется в виду не только передача информации о необходимом образе действия от управляю­щего объекта к управляемому (прямая связь), но и передача информации о состоянии управляемого объекта управляю­щему (обратная связь).

Принцип индивидуального темпа в обучении.Третий принцип программированного обучения исходит из того, что работа учащихся по программе строго индивидуальна, возникает естественное требование вести направленный ин­формационный процесс и предоставлять каждому учащему­ся возможность продвигаться в учении со скоростью, кото­рая для его познавательных сил наиболее благоприятна, а в соответствии с этим возможность приспосабливать и подачууправляющей информации.

Принцип адаптации.Управляющая программа должна приспосабливаться к индивидуальным способностям ребён­ка, организовывать поддержку, подсказку, применять наводя­щие вопросы и т.д. Это требует использования специальныхсредствдля работы спрограммированными учебными мате­риалами, моделирующими с любой полнотой деятельность педагога в процессе обучения.

«Сильные» и «слабые» стороны технологии программированного обучения

Программирование обучение имеет ряд достоинств: мелкие дозы усваиваются легко, темп усвоения выбирается учеником, обеспечивается высокий результат, вырабатываются рациональные способы умственных действий, воспитывается умение логически мыслить. Однако оно имеет и ряд недостатков, например:

– не в полной мере способствует развитию самостоятельности в обучении;

– требует больших затрат времени;

– применимо только для алгоритмически разрешимых познавательных задач;

– обеспечивает получение знаний, заложенных в алгоритме и не способствует получению новых. При этом чрезмерная алгоритмизация обучения препятствует формированию продуктивной познавательной деятельности.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-29

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...