Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Технология программированного обученияПрограммированное обучение - самостоятельное и индивидуальное обучение по заранее разработанной обучающей программе с помощью особых средств обучения (программированного учебника, особых обучающих машин, ЭВМ или микрокомпьютеров и др.), обеспечивающее каждому обучаемому возможность осуществления процесса учения и научения в соответствии с некоторыми индивидуальными особенностями (индивидуальным темпом обучения, особым путем овладения учебным материалом в зависимости от уровня обученности и др.) Программированное обучение позволяет преодолевать следующие недостатки традиционного: (За что Б.Ф, Скиннер критиковал традиционно организованное обучение?) Вместо традиционных знаний, умений и навыков обучение выступало как получение заранее намеченной (запрограммированной) системы внешних реакций (набора поведения). Концептуальная основа - В России разработчиками и пропагандистами программированного обучения были А.И. Берг, В.П. Беспалько, Н.Ф. Талызина. Обучающая программа– это последовательность шагов, каждый из которых представляет микроэтап овладения единицей знаний или действий. Шаг программы состоит из трёх частей: а) дозы информации об изучаемом знании, действии; б) задания — операции по работе с информацией, по её усвоению; в) контрольного задания (обратная связь) и указания о повторении упражнений или переходе к следующему шагу. Виды обучающих программ: (изобразите схематично и укажите название каждого вида). Линейные программы представляют собой последовательно сменяющиеся небольшие блоки учебной информации с контрольным заданием. Обучающийся должен дать правильный ответ, иногда просто выбрать его из нескольких возможных. В случае правильного ответа он получает новую учебную информацию, а если ответ неправильный, то предлагается вновь изучить первоначальную информацию. Информация→упражнение→контроль - верный ответ→след. Шаг Разветвленная программа отличается от линейной тем, что обучаемому, в случае неправильного ответа, может предоставляться дополнительная учебная информация, которая позволит ему выполнить контрольное задание, дать правильный ответ и получить новую порцию учебной информации. Адаптивная программа подбирает или предоставляет обучаемому возможность самому выбирать уровень сложности нового учебного материала, изменять его по мере усвоения, обращаться к электронным справочникам, словарям, пособиям и т.д Адаптивность в темпе учебной работы и оптимальность обучения достигаются только путем использования специальных технических средств, в частности, компьютера, работающих по программе поиска наивыгоднейшего режима обучения и автоматически поддерживающих найденные условия. В частично адаптивной программе осуществляется разветвление (дается другой вариант) на основе одного (последнего) ответа ученика. В полностью адаптивной программе диагностика знаний учащегося представляет многошаговый процесс, на каждом шаге которого учитываются результаты предыдущих. Комбинированная программавключает в себя фрагменты линейного, разветвленного, адаптивного программирования.
Цель программированного обучения: Главной целью введения программированного обучения является создание условий для продвижения в учебном материале в соответствии с индивидуальными возможностями каждого ученика, обеспечение индивидуального темпа учения Основные принципы: Принцип деления материала на малые части(шаги). Главное понятие программированного обучения — обучающая программа. Её понимают как последовательность шагов, каждый из которых представляет микроэтап овладения единицей знаний или действий. Шаг программы состоит из трёх частей: а) дозы информации об изучаемом знании, действии; б) задания — операции по работе с информацией, по её усвоению; в) контрольного задания (обратная связь) и указания о повторении упражнений или переходе к следующему шагу. Программировать обучение — значит разбивать текст, информацию на шаги, делать программированные тексты. Принцип обратной связи.Сущность второго принципа — принципа обратной связи вытекает из кибернетической теории построения преобразований информации (управляющих систем) и требует цикличной организации системы управления учебным процессом по каждой операции учебной деятельности. При этом имеется в виду не только передача информации о необходимом образе действия от управляющего объекта к управляемому (прямая связь), но и передача информации о состоянии управляемого объекта управляющему (обратная связь). Принцип индивидуального темпа в обучении.Третий принцип программированного обучения исходит из того, что работа учащихся по программе строго индивидуальна, возникает естественное требование вести направленный информационный процесс и предоставлять каждому учащемуся возможность продвигаться в учении со скоростью, которая для его познавательных сил наиболее благоприятна, а в соответствии с этим возможность приспосабливать и подачууправляющей информации. Принцип адаптации.Управляющая программа должна приспосабливаться к индивидуальным способностям ребёнка, организовывать поддержку, подсказку, применять наводящие вопросы и т.д. Это требует использования специальныхсредствдля работы спрограммированными учебными материалами, моделирующими с любой полнотой деятельность педагога в процессе обучения. «Сильные» и «слабые» стороны технологии программированного обучения Программирование обучение имеет ряд достоинств: мелкие дозы усваиваются легко, темп усвоения выбирается учеником, обеспечивается высокий результат, вырабатываются рациональные способы умственных действий, воспитывается умение логически мыслить. Однако оно имеет и ряд недостатков, например: – не в полной мере способствует развитию самостоятельности в обучении; – требует больших затрат времени; – применимо только для алгоритмически разрешимых познавательных задач; – обеспечивает получение знаний, заложенных в алгоритме и не способствует получению новых. При этом чрезмерная алгоритмизация обучения препятствует формированию продуктивной познавательной деятельности. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-29 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |