Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова

Концептуальные основы: Эльконин Д.Б., В.В. Давыдов

Цель технологии РО Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова:

Сопоставительная характеристика теоретического и эмпирического знания (в форме таблицы)

Основание для сравнения Теоретическое знание Эмпирическое знание
Способ выработки знаний возникает при анализе роли и функций не­которого особенного отноше­ния внутри целостной систе­мы, отношение является генетически исходной основой всех проявлений системы. сравнении предметов, пред­ставлений о них; в результате выделяются в них общие свой­ства.
Отражение знания отражает их внут­ренние отношения и связи, «выходя» за пределы пред­ставления. в пред­ставлении предмета внешние его свойства.  
Конкретизация знаний состоит в выведении и объяснении осо­бенных и единичных проявле­ний всеобщего основания це­лостной системы. состоит в подборе иллюстра­ций, примеров, входящих в данный класс предметов.
Выражение знаний в способах умственной деятель­ности, а затем в символознаковых средствах. слова-терми­ны
особенности В процессе анализа рас­крывается генетически исход­ное отношение, всеобщее осно­вание, сущность целостной системы. При сравнении выделя­ется некоторая совокупность предметов, относимых к опре­деленному классу (на основе формально общего свойства, без раскрытия внутренней их связи).

Отличительные особенности системы РО Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова:Разви­вающееся в ходе такого обучения мышление ребенка названо В. В. Давыдовым эмпирическим. Обучение от общего к частному, от абстрактного к конкретно­му, от системного к единичному. Развивающееся в про­цессе такого обучения мышление ребенка названо В. В. Давыдовым теоретическим.

Принципы:

Общедидактический принцип Принцип РО (Эльконин Д.Б., Давыдов В.В.)
1 преемственности 1 качественного различия стадий обу­чения
2 доступности 2 нового содержания
3 сознательности 3 деятельности
4 наглядности 4 предметности

«Сильные» и «слабые» стороны технологии проблемного обучения

Достоинства: развитие внимания, наблюдательности учащегося, и активизация познавательной деятельности, мышления, и воспитание самостоятельности, самокритичности, инициативности, ответственности, осторожности, решительности, нестандартности мышления. Но главное -- проблемное обучение обеспечивает прочные знания, которые добываются самостоятельно.

Одним из недостатков такого обучения можно назвать затруднения, которые неизбежно возникают во время обучения. На решение проблемных задач требуется больше времени. Конечно же, преподаватель должен хорошо владеть фактическим материалом, постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство, учитывать в своей работе психологические основы проблемного обучения.

Анализ ситуации

1. Как Вы считаете, реализацию каких принципов обучения обеспечивает педагог? Определите алгоритм учета индивидуальных особенностей школьника при организации образовательного процесса. На данном примере докажите взаимосвязь процессов обучения, воспитания и развития.

На методическом объединении учителей истории опытный педагог делится своими мыслями:

- Когда веду урок, всегда мысленно вижу отличника – как он воспринимает мой рассказ? Не скучно ли ему? И в то же время думаю о другом, слабом ученике – понимает ли он меня, все ли усвоил?

Долгое время меня беспокоила Элла, тихая, замкнутая девочка, не умеющая свободно общаться с одноклассниками. Держалась особняком, отвечала неуверенно. Приглядевшись к ней, я увидела, что Элла обладает прекрасной памятью, любознательна и знания у нее поверхностные. Но очень мешает робость. Как преодолеть ее? Решила поручить ей подготовить доклад. Несколько вечеров сидели над книгами вместе. Элла прекрасно справилась с заданием, класс даже ахнул от изумления: вот так тихоня! За докладом последовало новое задание, с которым девочка справилась уже самостоятельно. Медленно, но уверенно преодолевала она боязнь аудитории.

 

Изучив данную ситуацию, было выявлено, что педагогом реализуются следующие приципы обучения:

Принцип доступности требует, чтобы обучение строилось на уровне реальных учебных возможностей, чтобы обучаемые не испытывали интеллектуальных, физических, моральных перегрузок, отрицательно сказывающихся на их физическом и психическом здоровье. ( «…думаю о другом, слабом ученике – понимает ли он меня, все ли усвоил…»)

Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей способствует правильной организации обучения. Каждый ребенок проявляет свои индивидуальные особенности. Учитель благодаря дифференцированному и индивидуальному подходу стимулирует развитие каждого ребенка, что необходимо для дальнейшего совершенствования индивидуальных способностей и талантов. Развитию ребенка способствует включение его в детский коллектив. («…всегда мысленно вижу отличника – как он воспринимает мой рассказ? Не скучно ли ему? И в то же время думаю о другом, слабом ученике – понимает ли он меня, все ли усвоил?...»)

Алгоритм учета индивидуальных особенностей в образовательном процессе:

1. Подбор материала адаптированного возрастным особенностям учеников.

2. Подбор дифференцированных заданий.

3. Создание «ситуации успеха» для замкнутых детей.

Проанализировав данную ситуацию, было выявлено, что процессы воспитания, развития и обучения тесно взаимосвязаны. Это проявляется в том, что давая девочке задания учебного характера, педагог воспитывал у нее такое личностно-необходимое качество, как уверенность в себе, а также развивал навык публичного выступления.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-29

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...