Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Субботник второй, летний. Народная тропа

 

И вот мы снова у ДОТа. На сей раз участников было поменьше. И не мудрено. Лето: отпуска, огороды, дачи... Пришли самые активные и решительно настроенные. Возрастной состав самый различный, от школьников до пенсионеров. Один из организаторов и активистов, ради такого случая специально прибыл в родной город из Первопрестольной.

 

План действий состоял из двух пунктов: разборка и уборка ДОТа внутри и обустройство дорожки к сооружению от улицы Димитрова. Дорогу решили строить наподобие гати. Собрать распиленные ещё в прошлый раз ветки и стволы деревьев, уложить их по заранее размеченной трассе и впоследствии закидать землёй.

 

В десять к работам приступили. Полнейшее отсутствие какой-либо техники, конечно, сильно тормозило процесс. Единственными вспомогательными средствами оказались пластмассовые вёдра да садовая тележка. В то время, как одни углубляли проходы к ДОТу, другие носили высвободившийся грунт на дорожку и засыпали им накиданный хворост.

 

Будучи реалистами, все понимали, дорога не долговечна. По прошествии трёх-четырёх хороших дождей она несомненно осядет и обнаружатся ветки. Ну что ж, приедем снова. Будем дорабатывать. Возможно, всё-таки удастся привлечь какую-либо технику.

 

Расчищаем внутренности ДОТа. Кроме изрядного количества разнообразной грязи, полуобгоревших деревяшек, старых матрацев и прочего хлама, нашлась даже автобусная табличка 95 маршрута. Очередная миномётная мина была извлечена из недр ДОТа. Немало сюрпризов и загадок ещё преподнесёт нам это сооружение...

 

Вскоре был обнаружен ряд весьма древних кирпичей. Очевидно, это продукция завода, основанного известными петербургскими архитекторами В. А. Шрётером (1839-1901) и И. С. Китнером (1839-1929). Друзьями был сооружен завод, который получил название "Товарищество по обработке строительных материалов". Образцы кирпича этого завода имеют клеймо: "Т.О.С.М.". Завод располагался на территории нынешнего посёлка Красная Заря и существовал с 1853 по 1880-е годы.

 

Именно этими кирпичами были заложены входы в сквозной проход ДОТа (очевидно, уже после войны для консервации). В последней фазе работ множество таких кирпичей долго и упорно развивали перфоратором у восточного входа в ДОТ. Кирпичи лежали без раствора, вследствие чего, понятно, проходы в недавнем прошлом без труда были частично разобраны публикой. Весьма вероятно, что источником кирпича послужило некое разобранное строение. Возможно допустить, что строение могло располагаться как поблизости, так и в значительном отдалении от ДОТа.

 

Весьма почтенного возраста дама в белой панаме, с сумочкой и газетой в руке, неуверенно пытается перебраться через канаву. Местные жители часто заходят посмотреть, что собственно тут происходит, по этому особого внимания на посетительницу никто не обратил. Женщине, конечно, помогли подойти поближе к сооружению. И тут, как гром среди ясного неба, прозвучали тихие слова старушки: "Вы вот тут ДОТ чистите, а я ведь его строила". Весть разнеслась в одно мгновение. Все тут же побросали работу, обступили старушку и засыпали вопросами.

 

Лидия Ивановна Утина – ветеран Великой Отечественной войны, ветеран инженерных войск, участник боевых действий, строитель оборонительных сооружений. В частности, её руками были возведены долговременные огневые точки на территории нынешнего Купчина, Московского и Кировского районов. Всю войну Лидия Ивановна занималась строительством различных фортификационных сооружений на территории Ленинграда и области. Демобилизовалась в мае сорок пятого. В следующем году Лидия Ивановна отметит своё девяностолетие.

 

Прочтя в местной газете статью о том, что состоится субботник по расчистке построенного ею ДОТа, Лидия Ивановна пешком дошла до места события от перекрёстка улиц Олеко Дундича и Малой Карпатской, где живёт уже 30 лет. Она просто не могла поступить иначе, узнав о том, что есть люди, интересующиеся историей оборонительного рубежа, к созданию которого она была непосредственно причастна.

 

Расспросы могли затянуться на долго. Интерес к ветерану был огромный. Но, учитывая возраст, вскоре Лидию Ивановну отвезли домой, предварительно договорившись о встрече.

 

После разговора с Лидией Ивановной подумалось: два десятка дюжих мужиков копали и таскали землю, и при этом сильно устали. Как же тяжело приходилось строителям ДОТов – хрупким 18-летним девушкам, не имевшим никаких механических средств, и при этом сооружавшим дороги, подъезды, эстакады и собственно сами ДОТы. Что это, как не подвиг!

 

Тут же было высказано предложение, что одним из главных монументов мемориального парка должен стать памятник военным строителям, а именно женщинам – строителям рубежа "Ижора".

 

К вечеру все изрядно утомились, но восемь часов активной работы не пропали даром. Всё что планировали на сегодня, завершили. От земли, мусора и золы полностью расчищены боевой каземат и сквозник ДОТа. После полной очистки сквозника бронедверь удалось расшевелить домкратом. Подходы к ДОТу были углублены, но недостаточно, и проблема с дренажом осталась нерешённой. При нынешней конфигурации итогов земляных работ вся вода потечёт внутрь ДОТа с обоих входов, а не из него. И, что гораздо хуже, потечёт не только вода, а оползающая с крутых стенок ходов глина. Так что через год весь сквозник, расчищенный с таким трудом, может снова быть засыпан слоем глины толщиной в пару десятков сантиметров. Так что над дренажом надо будет еще поломать голову.

 

Погода не подвела. Только в самый последний момент, когда уже собирали инвентарь и сматывали провода, природа "расплакалась", обильно смочив новую народную дорожку к старому военному сооружению. Но дождь вскоре прошёл, снова выглянуло солнце и над всей местностью засияла радуга. В народе говорят, это добрый знак.

 

 

Оборонительный рубеж «Ижора»

В апреле 1943 года по предложению начальника инженерных войск 42-й армии полковника Н. Ф. Кирчевского Военный совет принял решение о строительстве дополнительного пояса железобетонных сооружений на тыловом рубеже армии в границах Угольный порт – Средняя Рогатка – Купчино – Александровская. В течение нескольких недель была проведена большая работа по подготовке к строительству рубежа, получившего условное наименование «Ижора». Ставка Верховного Главнокомандования, рассмотрев проект строительства рубежа, обязала наркоматы строительных материалов и путей сообщения обеспечить в мае – июне поставку десяти тысяч тонн цемента.

 

Основное оборудование и вооружение, необходимое для строительства, по решению Военного совета было изготовлено рабочими и инженерами восьми ленинградских заводов. Одновременно с обеспечением строителей средствами инженерной обороны за счёт местных ресурсов постепенно налаживались прерванные в начале блокады централизованные поставки стройматериалов. Так, централизованным порядком поступило большое количество материалов, необходимых строительству. Для создания рубежа в распоряжение УОС фронта были переданы кадры и материальная база трёх заводов, которые обеспечивали объекты бетоном, арматурой, закладными частями и поковками, опалубкой. На строительстве объекта «Ижора» принимало участие около 2 тысяч человек, а возглавлял его опытный инженер полковник Ф. М. Грачёв.

 

Строительство железобетонного пояса было связано с большими трудностями, так как оно велось при систематических артиллерийских обстрелах противника. Тяжелый физический труд выполняли женщины-стройармейцы. От них требовалась огромная выносливость и мужественное поведение в условиях огневого воздействия противника. В результате обстрелов было убито и ранено свыше 100 человек. Однако высочайший патриотизм, профессионализм, мужество и вера в победу, всесторонняя помощь города позволили строителям справиться с трудностями и завершить работы в намеченные сроки. В период с 20 мая по 1 октября 1943 года на рубеже «Ижора» было построено более 90 железобетонных артиллерийских и пулемётных сооружения с новейшими артсистемами и всеми средствами жизнеобеспечения.

 

Из воспоминаний Н. Ф. Филиппова, полковника-инженера запаса:

 

«…В 1941 году фашистским войскам, несмотря на отчаянные усилия, не удалось овладеть Ленинградом, они вынуждены были перейти к обороне. Враг надеялся, что защитники города, испытавшие все ужасы блокады, острую нехватку продовольствия, оружия, боеприпасов, потеряют способность сопротивляться и Ленинград падет к ногам победителей. Захват его планировался в 1942 году.

 

А между тем фашистские войска непрерывно и методично разрушали наши оборонительные сооружения, построенные в спешном порядке осенью 1941 года. Эти сооружения в основном были дерево-земляными, за зиму их состояние заметно ухудшилось. Весной 1942 года со всей остротой встал вопрос о восстановлении разрушенных и возведении новых оборонительных сооружений с тем, чтобы превратить Ленинград в неприступную крепость.

 

Рис. 3 Н. Ф. Кирчевский. Начальник инженерных войск 42-й армии. Фото 1940-х гг.

 

Но как выполнить колоссальный объем работ, если инженерных войск осталось совсем мало? В первую блокадную зиму эти войска понесли значительные потери личного состава. Ведь им приходилось под огнем противника совершенствовать оборонительные рубежи, создавать так называемый «броневой пояс» Ленинграда, устанавливать минные поля и т. д. И в наступлении они всегда были впереди, устраивая проходы в минных полях, а при отступлении отходили последними, устанавливая минные и другие заграждения. Не было надежды на переброску инженерных войск в Ленинград с других фронтов; там тоже сложилась трудная обстановка.

 

Выход оставался один — формировать инженерные части из девушек и женщин блокадного города. 2 июня 1942 года исполком Ленгорсовета в соответствии с решением Военного совета фронта обязал районные Советы депутатов трудящихся провести соответствующую мобилизацию. Надо сказать, что создание таких частей прошло организованно и быстро. Из трудармейцев-добровольцев были сформированы военно-строительные колонны.

 

На основании постановления Государственного Комитета Обороны и приказа Народного Комиссариата Обороны от 9 октября 1942 года личный состав строительных колонн был переведен на положение состоящих в рядах Советской Армии и оформлен через райвоенкоматы. При этом свыше 15 тысяч ленинградских женщин влились в ряды инженерных войск Ленфронта. Из них позднее были сформированы военно-строительные отряды (ВСО).

 

Рис. 2 Б. В. Бычевский. Начальник инженерных войск Ленинградского фронта. Фото 1942 г.

 

Если на других фронтах некадровые формирования инженерных войск, укомплектованные мужчинами старших возрастов, обеспечивались продовольствием и обмундированием по обычным армейским нормам, то в Ленинграде бойцы женских военно-строительных отрядов не получали армейского довольствия. Они одевались в свою рабочую одежду, кто во что мог, а продовольствием обеспечивались по первой рабочей категории с увеличением нормы отпуска хлеба на 100 граммов. Вместо красноармейской книжки стройармейцам выдавались соответствующие удостоверения.

 

Стройармейцы жили на казарменном положении, строго соблюдали воинскую дисциплину. Для обучения их инженерному делу были направлены лучшие инженеры-фортификаторы. Костяком командирских кадров для этих женских формирований были военные инженеры пограничного строительства, такие как Ф. М. Грачёв, М. М. Литвинов, Л. А. Хохлов, И. П. Петухов, В. А. Бутковский и многие другие.

 

Важной особенностью женских стройармейских формирований по сравнению с кадровыми частями была малочисленность командного состава. Рота в 300 человек имела всего двух офицеров: командира и его заместителя — инженера-фортификатора. Командиры взводов и отделений назначались из лучших стройармейцев.

 

В течение 1942—1943 гг. стройармейцы успешно выполняли задания командования по превращению Ленинграда в неприступную крепость. Они научились строить самые разнообразные инженерно-фортификационные сооружения: ДОТы, ДЗОТы, убежища, огневые точки для пушек, минометов, ПТР, связанные между собою ходами сообщения и траншеями. Траншеи имели козырьки от минных осколков, бойницы и ниши. Земляные стены укреплялись лесоматериалом. Как правило, все фортосооружения обеспечивались хорошей маскировкой.

 

Рис. 1 Н. Ф. Филиппов. Командир роты 126-го военно-строительного отряда 32-го управления военно-полевого строительства Фото 1945 г.

 

Помимо строительства и совершенствования оборонительных рубежей стройармейцы выполняли работы по заготовке леса для переправ и мостов, прокладывали и строили дороги для наших войск, заготавливали фашины. Только для нужд 67-й армии было выдано 250 тысяч фашин, которые использовались при строительстве дорог, окопов, артиллерийских позиций.

 

В 1944 году, в период решающего наступления войск Ленинградского фронта, части и подразделения стройармейцев продвигались вслед за нашими частями. В их задачу входило инженерное обеспечение наступающих войск — строительство и ремонт дорог, мостов, переправ, подготовка рубежей для закрепления войск, а также разминирование минных полей, дорог, зданий и других сооружений, ремонт и укомплектование переправочных средств и т. д.

 

Рис. 4 Военные строители. Фото 1945 г. из архива Л.И. Утиной

 

Об объёме работ, выполненных стройармейцами, можно судить по такому примеру: Только в 1943 году они уложили 23225 кубометров бетона. Основная часть его использовалась для строительства железобетонного рубежа «Ижора» в полосе обороны 42-й армии от Петрославянки через Пулково до Автова, протяженностью около 25 километров. Этот рубеж был оснащён ДОТами из монолитного железобетона. Возведённые здесь ранее оборонительные сооружения дополняли основную систему и усиливали плотность огня. Оборона эшелонировалась в глубину.

 

На строительстве «Ижоры» впервые удачно проведены опыты установки артсистем в сооружения до их бетонирования. Они доставлялись уже смонтированными и отлаженными на заводах. Работами по строительству этого долговременного укрепрайона руководили опытные военные инженеры-фортификаторы, которых возглавлял Ф. М. Грачёв.

 

Доты «Ижоры» были герметизированы и обеспечены сантехникой, водоснабжением, вентиляцией, отоплением, системой охлаждения и надежной телефонной связью. Практически они были неуязвимы и сохранили жизнь многих тысяч защитников Ленинграда. Железобетонный рубеж «Ижора» позволил командованию маневрировать войсками, надежно удерживать оборону со значительно меньшим количеством войск…»

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-29

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...