Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Внутреннее обустройство и наружная археология

 

Давно заброшены подсчёты количества субботников, проведённых в ДОТе. Да и чего считать, проще посмотреть на календарь. Мы каждый выходной здесь. За это время сделано немало. Для привлечения внимания к объекту был установлен "дорожный знак", информирующий проезжающих по улице Димитрова об историческом памятнике. Был проведён окончательный монтаж обоих пулемётных станков, произведена покраска бронедвери, расчистка и покраска амбразур сооружения. Регулярно идущие дожди вынудили использовать деревянные поддоны. Ими была выложена северная траншея, ведущая к входу в сквозник. Были также значительно углублены и расширены траншеи, располагающиеся севернее сооружения. Внутри ДОТа были продолжены работы по окраске. Потолок ДОТа был прогрунтован и покрашен.

 

В сентябре ДОТ посетили представители Совета Ветеранов Фрунзенского района и бригада телевидения Первого канала.

 

Начав углублять проход к южному (правильнее – юго-восточному) входу в сквозник, на уровне пола ДОТа был обнаружен деревянный полуистлевший настил. Под настил уходят трубы, выходящие из сооружения. Ширина настила пока не ясна. Требуются ещё очень долгие раскопки. Копали много и активно.

 

В один из дней наткнулись на бетонный угол непонятного сооружения. Колодец. Такое предположение возникло сразу. Это логично. Он и должен был быть где-то неподалёку. После нескольких часов интенсивной работы обнажилось бетонное кольцо диаметром около метра. Вокруг бетонного кольца имелся деревянный сруб. В отличие от бетона, дерево почти полностью сгнило. Предназначение деревянного короба пока не совсем понятно.

 

Раскопки колодца продолжились. Докопали до середины второго бетонного кольца. В колодце обнаружился увесистый камень, который не без труда удалось вытащить при помощи лебёдки. Внутри колодца была обнаружена водопроводная труба, ведущая вглубь и непонятного предназначения длинный металлический штырь, также уходящий в глубину. Водопроводная труба выходит из недр колодца через отверстие, пробитое в верхнем бетонном кольце, и проходит под деревянным настилом к южному входу в сквозник.

 

После раскопки бетонного колодца, возникли было сомнения о времени его изготовления. Были сделаны промеры кольца и произведено сравнение со стандартами аналогичных конструкций 1960-х – 1980-х годов. Долго велись обсуждения. Обращались к специалистам по железо-бетонным конструкциям. Нет, не было таких колец в послевоенное время. Споры были завершены, когда обнаружились фотографии военных и послевоенных лет, на которых, в частности, на Кондратьевском проспекте, были запечатлены именно такие бетонные кольца, использовавшиеся для устройства укреплений. Теперь стало очевидно, колодец, сруб колодца, деревянный настил и трубопровод – элементы, построенные одновременно с ДОТом и являются единым комплексом. Именно таковой комплекс они и должны представлять при музеификации. Тем временем раскопки продолжились.

 

Какие-то крики у южного входа...

— Что там?

— Ещё один ДОТ откопали!

— ???

 

Бежим смотреть. Точно. Из земли чуть показалась стенка классической бетонной заливки. Ну, такого не ожидал никто. Продолжаем копать с ещё большим усердием. Через некоторое время ситуация проясняется. Нет, это не другой ДОТ, и не ДОТ вообще. Просто увесистый кусок бетона, отдельно лежащий в земле и, несомненно, когда-то являвшийся частью ДОТа. Трудно сказать, как получилось, что уже отвердевшая часть заливка отвалилась от сооружения. Возможно, какие-либо недочёты строителей. Высказывались также предположения, что это следствие попадания снаряда. Бетонную глыбу обкопали и с трудом переместили чуть поодаль, чтобы не мешала дальнейшим раскопкам. Сошлись во мнении, что сей элемент следует сохранить и установить на небольшой постамент рядом с основным сооружением.

 

Не менее интересная находка была обнаружена вскоре. Затвердевший кусок бетона в виде мешка. Совершенно очевидно, что мешок с цементом промок, затвердел и был выброшен. Сам мешок давно истлел. Но на бетоне чётко отпечаталась текстура материала. Из этого был сделан вывод, что не только жидкий раствор привозили при создании ДОТа, но были и сухие смеси, по всей видимости, предназначенные для доводки и заделки каких-либо прорех. По мере надобности, такие смеси разводили водой уже на месте.

 

Находки сыпались одна за одной, как из рога изобилия. После начала интенсивной раскопки колодца, в нём обнаружилась алюминиевая миска, предположительно военного времени, откопали также насколько различных инструментов, о времени создания которых пока нет единого мнения.

 

Результатом ряда поездок на КаУР стало множество привезённых труб различной длины и диаметра. Всё это необходимо для воссоздания вентиляционной системы ДОТа, включающей в себя фильтро-вентиляционную установку (ФВУ) и систему отвода пороховых газов, а также системы охлаждения пулемётов. Привезены были также вентилятор ФВУ и вентилятор отсоса пороховых газов.

 

Семьдесят лет не пропало даром и сказалось на состоянии приборов. Но после полной разборки, прочистки и реставрации, вентиляторы, являющиеся по сути насосами, заработали как новые. И это прекрасно! Если система отвода газов не так уж и важна (стрелять-то никто не собирается), то система вентиляции в ДОТе необходима, поскольку здесь предполагается проведение экскурсий. И система вентиляции будет функционировать. Более того, она уже действует! Только пока от ручного привода.

 

Сложнейшая работа была проделана для сборки системы подачи и фильтрации воздуха. Все трубы, тройники, разветвители, заглушки и заслонки, демонтированные с ДОТов КаУРа, прошли пескоструйную обработку. После оной процедуры было отбраковано до 70 % деталей. Те, что могли быть использованы, были тщательно прогрунтованы и покрашены. Долго, очень долго дискутировали и полемизировали наши знатоки по поводу краски. В конце концов, сошлись на том, что окраска должна производиться специальной краской, известной знатокам под маркой 4 БО.

 

И, вот, фильтры-поглотители собраны и установлены. Полностью завершена сборка системы подачи воздуха. Нет пока только электромотора. Но и в ручном режиме система работает отменно. Руку не удержать, сдувает. Засос воздуха идёт из сквозника. Прислонив руку к трубе в сквозном проходе, тоже можно непосредственно ощутить мощь системы вентиляции.

 

Почти полностью смонтирована система отвода газов от пулемётов. Активно ведутся работы по подготовке к установке перископа. Уже обнаружено место, где он может быть приобретён. Но на покупку прибора необходимы значительные средства. Это не первая трата. Активистами уже приобретён целый ряд вещей, необходимых для полноценного обустройства ДОТа. В частности, ящики для хранения патронов и прочих вещей, керосиновые лампы, машинка для заправки патронов в ленты, сами патронные ленты и множество прочих мелких предметов.

 

Дорожка, печка, потоп

 

Поздняя осень... Унылая пора... Но нам унывать некогда. Дорожка к ДОТу, которая исправно выполняла свою задачу летом, в сезон дождей превратилась в непролазное глиняное месиво. Было принято решение подсыпать дорожку песком. Поскольку в средствах мы ограничены, решено было сделать маленький поверхностный слой. Для этого купили и привезли пару дюжин мешков с мелким песком, коим и подсыпали дорожку. Получилось неплохо.

 

Но это была самая незначительная сложность, вызванная осенними дождями. Придя в один из дней к сооружению, мы обнаружили, что ДОТ затопило. После проведённых исследований выяснилось, что вода поступает через трубу с электрическими силовыми кабелями.

 

Тяжело далось нам это решения. Но, дабы исключить подтапливание, было решено отрезать кабеля и трубы и забить заглушки. Предварительно вычерпав великое множество вёдер воды из образовавшейся лужи у колодца, и разобрав деревянный полуистлевший настил непосредственно у входа в сквозник, трубы были отпилены и загерметизированы. Силовые кабеля военного времени прекрасно сохранились. Они были убраны в ДОТ, и вероятно будут использоваться в качестве музейных экспонатов.

 

Параллельно проводились работы по подключению печки. Был установлен герметический дымовой клапан ГКД-125, необходимый в таких сооружениях. На крыше ДОТа была установлена флюгарка (колпак на печную трубу), изготовленная по образцу КаУРовских. Подготовили дрова и преступили к растопке. Всё получилось. Кипятили чайник, грели кашу. В ДОТе стало теплее и даже как-то уютнее.

 

С трубой перископа пришлось изрядно повозится. Нижняя часть полностью сгнила и требовала замены. Приварили новую трубу, предварительно отпилив старую. С поворотным механизмом бронекрышки придётся ещё много работать.

 

Меж тем в ДОТе теперь есть не только блокадный чайник и полный комплект ложек, почти полный комплект кружек, образец "сидора" (армейского вещмешка), пара образцов котелков, образец плащ-палатки. Всё послевоенное, но внешне в точности повторяет аутентичное (которое всё-таки слишком дорого!). И конечно телефон ТАИ-43. Его нашли с трудом, но нашли! И вот он в ДОТе и он работает!

 

 

Страсти по перископу

 

 

Одним из важнейших элементов долговременной огневой точки является перископ – оптический прибор для наблюдения из укрытия. Самым известным местом применения таких приборов смело можно назвать подводные лодки. Но и в сухопутных условиях такого рода техника вполне применима и действенна.

 

ДОТ на улице Димитрова, о котором собственно и идёт речь, сооружение с отверстиями в амбразурах, предназначенными для точного прицеливания и стрельбы непосредственно. Полноценный обзор окружающего пространства сквозь пулемётный прицел невозможен. Для этого и используется перископ.

 

Разумеется, перископ в ДОТе был. К настоящему времени от него осталась только полусгнившая обсадная перископная труба, бронекрышка (её просто не смогли отломать) да массивное металлическое основание, расположенное точно под обсадной трубой и закреплённое на полу.

 

Реставрация перископа была начата с разборки того, что ещё сохранилось. Не без труда демонтировали бронекрышку, выбили поворотный шток, отпилили сгнившую часть обсадной трубы. Новую трубу приварили. С поворотным механизмом бронекрышки пришлось изрядно повозится. Но дело мастера боится, а мастера есть, и дело было сделано.

 

Встал самый главный вопрос, где взять перископ. Знатоки военной истории и обустройства подобных фортификационных сооружений определили, что в ДОТе, вероятнее всего, был установлен перископ марки ТУ-1. Обнаружить оригинальную модель было можно разве что в специализированных музеях. Есть они конечно и у серьёзных коллекционеров, но покупка такого предмета из коллекции, если вообще могла бы состояться, обошлась бы в астрономическую сумму.

 

После длительных консультаций со специалистами и посещения ряда музеев было принято решение устанавливать перископ послевоенной модели, максимально похожий на оригинальный. Полевой фортификационный перископ ПФП-5 является наблюдательным прибором переменной перископичности монокулярного типа. Предназначен для наблюдения из полевых фортификационных сооружений, применяется для оборудования закрытых наблюдательных пунктов с защитной толщиной покрытия до 2,25 метра. Данная модель использовалась с 1949 года, и была снята с вооружения согласно приказу Министра обороны № 270 от 27 мая 2000 года. Именно эта модель была выбрана для оборудования ДОТа.

 

Но и с поисками послевоенной модели возникли большие сложности. Такого рода техника на дороге не валяется, используется крайне редко, и отыскать её в свободной продаже не легко. Более полугода регулярных просмотров самых разнообразных сетевых ресурсов, на предмет обнаружения в продаже искомого прибора, дали наконец результат. Требуемый перископ по приемлемой цене был найден. Но обнаружен он был не в России, а в одной из некогда советских, а ныне независимых, сопредельных республик.

 

По счастью в городе, в коем собственно и находился продаваемый и интересующий нас предмет, на тот момент проживал хороший знакомый одного из наших реставраторов. Именно он, связавшись с продавцом, договорился о личной встрече. Первая встреча результатами не порадовала. Оказалось, продавец понятия не имеет, что собственно он продаёт. Прибор элементарно не смогли собрать, чтобы продемонстрировать его работоспособность. Встречу перенесли. Очевидно, продавец обратился к знающим людям, и при их помощи ему удалось таки объединить разрозненную кучу разнообразных элементов перископа в единое целое.

 

Вторая встреча состоялась непосредственно на базе продавца. В роли таковой базы выступала гаражная стоянка. Выяснилась любопытная подробность, стоянка – это территория некоей военной части, арендуемая гаражниками. И на оной же территории расположены военные склады. Предприимчивые автовладельцы скупают по дешёвке всякую списанную аппаратуру у местных военных и выставляют для продажи в интернет-аукционах. А военные и рады, всё выгоднее, чем сдавать в металлолом.

Нашему коллеге наконец-то был продемонстрирован перископ в собранном виде. Были сделаны фотографии и принято решение о покупке. Одна загвоздка, денег не было. Пришлось занимать. Известно, долг платежом красен. После долгих обсуждений было решено просить финансовой помощи у земляков, неравнодушных к истории своего края.

 

Тут надо прямо сказать, полной уверенности в успехе не было. Но надежда была, и к реализации планов преступили. Поскольку у нас был уже небольшой опыт подобного рода деятельности (собирали средства для экологической экспертизы купчинских карьеров), пошли проторённым путём. Вывесили анонсы в социальных сетях, на сайтах и во всех дружественных нам сетевых проектах. Деньги собирали как виртуально, так и непосредственно наличными при личных встречах в ДОТе. И за две недели нам удалось собрать сумму, даже несколько превышающую требуемую. Такая удача не просто порадовала наш коллектив, но и вселила гордость за своих земляков. Нет, не перевелись ещё Патриоты на земле русской, не на словах, а на деле доказавшие, что деньги – не главное в жизни. Особенно учитывая тот факт, что всё в нашей работе основывалось исключительно на доверии. Мы, конечно, вели учёт средств, но далеко не всегда записывали имена жертвователей. Просто во время работы в ДОТе такая формальность забывалась. И никто не требовал каких-либо чеков, отчётов об использовании денег. Хотя отчёт, конечно же, будет представлен. Он будет установлен в ДОТе должным образом и каждый желающий сможет взглянуть не только на него, но и через него на окружающий мир.

 

Каких-либо привилегий жертвователям не будет. Впрочем, почему не будет? Будут! Мы будем поить их чаем. Настоящим "дотовским", вскипячённым здесь же, на печке-буржуйке, в настоящем блокадном чайнике.

 

Тем временем деньги за купленный перископ были переданы продавцу, и мы фактически стали обладателями необходимого нам элемента оборудования ДОТа. Оставалась лишь одна сложность – транспортировка.

 

Проблема перевозки прибора военного предназначения через государственную границу – это очень большая проблема. Даже не смотря на то, что такие устройства уже давно выведены из списков военного оборудования. Поскольку поезда в Петербург из тех мест не ходят, был выбран небольшой городок в России, в котором тоже проживали знакомые наших реставраторов. Дабы не смущать умы проводников, с коими и пришлось договариваться о перевозке, перископ был наречён телескопом, разобран на три части и в таком виде отправлен с тремя разными поездами.

 

Всё прошло без сучка, без задоринки. Никого не заинтересовали непонятного предназначения зелёные трубки с какими-то стёклышками. По прибытии в Россию перископ, без особых сложностей, был переправлен в Москву. И уже из первопрестольной гордо прошествовал с оказией в северную столицу.

 

 

Техническое открытие

Событие, к которому готовились долго и тщательно. Нет, не всё у нас пока завершено. Не так выглядит ДОТ снаружи, как изначально планировалось. Да и во внутреннем убранстве ещё есть кое-что, требующее доработки. Но в целом, взглянув на сооружение как снаружи, так и изнутри, любой посетитель может составить представление, что же это за объект, каково его предназначение, какими были военные будни располагавшегося в нём гарнизона. Именно это мы и планировали продемонстрировать на первом открытии ДОТа для посетителей. Этот абзац требует доработки

 

 

Планов громадьё

Уникальность места в городе, где сохранились земляные укрепления времён Великой Отечественной, сомнения не вызывает. Его величество, случай, распорядился так, что теперь мы имеем возможность создать здесь мемориально-парковый комплекс, какого нет и не было никогда в нашем славном городе.

 

Бытует мнение, что нет необходимости оберегать все без исключения ДОТы и ЖБОТы, сохранившиеся до нашего времени, достаточно нескольких подобных сооружений, оставленных в качестве памятников. Но что, если взглянуть на ситуацию иначе. Отдельно стоящие ДОТы – не есть обособленные, независимые, фортификационные сооружения. Они – суть комплекс, единый оборонительный рубеж, и ныне рассматривать в качестве мемориала следует не разрозненные ДОТы, а цельный рубеж обороны, из множества точек состоящий. В этой связи следует также учесть и тот факт, что в нынешних районах новостроек, где собственно и проходил передний край обороны, практически не сохранилось никаких свидетельств военной поры, кроме этих самых фортификационных сооружений. Бессмысленны попытки восстановить утраченное. Это очевидно. Тем более важно и необходимо сохранить ещё существующее.

 

Поставить памятник бойцам Великой Отечественной войны можно на любом городском перекрёстке. И это будет правильно, уместно, патриотично, хорошо. Но, какие ассоциации возникнут у молодёжи, наблюдающей такой монумент? Не будет ли он воспринимаем, как некая абстракция, символизирующая некие подвиги, совершённые кем-то где-то когда-то?

 

Совсем другое дело – памятник войны, в который можно зайти и ощутить себя в атмосфере того времени. И это не бутафория, не муляж. Именно здесь в блокадные годы располагались защитники Ленинграда. Из этих пулемётов они стреляли, в этот перископ смотрели, на этой печке кипятили воду.

 

Пощупать историю собственными руками, прикоснуться к легенде, что может быть привлекательнее! И это доказано практикой. Во время всего периода работ на ДОТе к нам нескончаемым потоком приходили люди. Обычные купчинцы, ленинградцы, петербуржцы. Многие приезжали к нам целенаправленно, узнав о нашей работе из газет и телевидения. Но часто заходили случайно, просто проходя мимо. И потом приходили снова. И приводили детей. Народная дорожка вся испещрена следами посетителей. Многие после первого визита в качестве экскурсантов приходили к нам на субботники уже в качестве помощников.

 

Самые разные люди были замечены в ДОТе. Учителя и историки, филологи и шофёры. К нам заходили, и не просто на экскурсию, а активно участвовали в реставрации: Евгений Балашов – председатель историко-краеведческого объединения «Карелия»; знаток северных крепостей Алексей Госс; Алексей Шварёв – известный краевед, автор одного из лучших краеведческих сайтов о Петербурге и окрестностях, он же активный участник Клуба истории и фортификации; командир поискового отряда «Северо-Запад» Илья Дюринский; Игорь Бухаров – известный фортификатор, реконструктор и председатель Клуба истории и фортификации; Сергей Малахов, начальник Музея военной археологии; Красимир Врански – руководитель движения «Красивый Петербург»; Владимир Волохонский – учредитель сетевого издания «Новости Купчино» и многие другие.

 

Конечно хотелось бы упомянуть всех участников реставрации, но сделать это совершенно не возможно. За время многочисленных субботников к нам приходило такое множество народа, что перечисление всех поимённо заняло бы не одну страницу убористого текста. Да и не получится это, при всём желании. Мы никогда не вели учёта посетителей. Далеко не всех наших помощников мы знаем по именам. С фамилиями ещё хуже. Хотя это, в сущности, и не важно. Никто никогда не просил запоминать его имя с целью озвучивания оного впоследствии. Никаких табличек с именами реставраторов устанавливать не предполагается.

 

А люди на помощь к нам приходили самые разные. Поисковики, джиперы, реконструкторы, фортификаторы, школьники и курсанты, ветераны и пенсионеры. Нельзя назвать, иначе как чудом, визит на один из субботников Лидии Ивановны Утиной, строителя этого ДОТа. Побывали у нас и представители районной ветеранской организации. Многие гости и помощники предлагали нам материальную помощь, покупали нам продукты, воду, бензин. Делегация от имени жителей дома 41 по улице Димитрова преподнесла в подарок бутылку хорошего вина. Дама бальзаковского возраста, приходившая к нам на несколько субботников, в качестве вознаграждения, попросила разрешить ей самой разжечь керосиновую лампу. Кому-то нравилось просто посидеть у печки, кто-то горел желанием лично покрутить вентиляторы фильтрующей системы. На субботник по организации дорожки пришёл молодой человек без руки, и наравне со всеми таскал тяжёлые вёдра с глиной. Потом мы сфотографировались и он ушёл, так и не сказал своего имени. Много было у нас безымянных помощников. А имя им всем — Патриоты.

 

Но организаторов всего этого действа следует назвать поимённо. Это люди самых различных профессий и интересов: Алексей Седельников, предприниматель, основатель проекта «Книга памяти Великой войны», активист клуба владельцев внедорожников «Все 4х4»; Леонид Харитонов, физик, философ, историк, знаток военной фортификации, участник проекта «Книга памяти Великой войны»; Павел Швец, экономист, помощник депутата Государственной думы, учредитель сетевого издания «Новости Купчино»; Ольга Исаева, геолог, участник нескольких полярных экспедиций, участница проекта «Книга памяти Великой войны»; Ольга Ясененко, корректор, переводчик, музыкант, автор-исполнитель; Дмитрий Ковалёв, энергетик, ведущий инженер, член клуба владельцев внедорожников «Все 4х4»; Ирина Ковалёва, информатик, педагог, методист; Константин Васильев, реставратор, студент факультета изобразительного искусства; Этот абзац требует доработки

 

Благодаря усилиям многих людей фортификационное сооружение приняло вид, близкий к тому, в каком оно существовало при постройке. Но это лишь наша программа минимум. Под программой же максимум следует понимать создание Купчинского мемориально-паркового комплекса, который включал бы в себя и Парк воинской славы – территорию нынешней радиостанции. Территория же эта должна представлять собой единый цельный опорный пункт обороны Ленинградского укрепрайона, восстановленный со всеми существовавшими земляными и дерево-земляными сооружениями. Аналогичного музейного комплекса в нашем городе нет и никогда не было. Хотя примеры на территории бывшего Союза отыскать можно.

 

Историко-культурный комплекс "Линия Сталина" – один из наиболее грандиозных фортификационных ансамблей на территории Белоруссии. Он был создан к 60-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне по инициативе благотворительного фонда "Память Афгана" при поддержке Президента Республики. Комплекс создавался методом народной стройки, в которой принимали участие государственные и общественные организации, предприятия различных форм собственности, энтузиасты. Комплекс был открыт в 2005 году. Он призван не только увековечить грандиозную систему оборонительных укреплений районов "Линия Сталина", но и стать символом героической борьбы советского народа против немецко-фашистских захватчиков.

 

"Линия Сталина" представляет собой военно-исторический музей под открытым небом. Историческую основу музея составляют ДОТы Минского укрепрайона. В музее воссоздан и оборудован ротный участок укрепрайона. Военные инженеры восстановили два пулеметных ДОТа, артиллерийский полукапонир, командно-наблюдательный пункт. По довоенным чертежам воссоздано инженерное оборудование местности. В экспозиции есть все виды окопов, траншей и противотанковых рвов различных профилей, позиции для стрелковых отделений, блиндажи для укрытия личного состава, окопы для орудий, надолбы – деревянные, бетонные, металлические, проволочные заграждения различных типов. В военно-историческом музее собрана наиболее полная в Белоруссии экспозиция всей, стоявшей на вооружении в различные годы, начиная со времен войны, военной техники, артиллерии, танков, авиации, стрелкового оружия. В музее собрана уникальная экспозиция российских, польских и немецких бронеколпаков, сохранившихся еще с первой мировой войны.

 

Вот наш образец, вот к чему мы стремимся! Мемориал, заметный на уровне не только города, но всей страны, расположенный в центре одного из крупнейших районов города-героя Ленинграда. В сочетании с Парком Интернационалистов, он может и должен повествовать о героизме и мужественности нашего народа во все времена.

 

Неповторимый колорит придаёт территории соседство с купчинскими карьерами, которые также имеют свою интересную историю. А, учитывая то, что в непосредственной близости расположены два гигантских жилых массива, один из которых в настоящее время строится, востребованность зелёной зоны не вызывает никаких сомнений. Не следует забывать также и о строениях радиостанции. «Глушилка» – это слово совершенно не понятно нынешней молодёжи. Это хорошо по сути, но историю своей Родины надлежит знать. В связи с этим, есть предложение, сохранить одну или несколько мачт, сделав их элементами музея, и подробно описать их былое предназначение. В самом же здании возможно было бы разместить экспозицию купчинского краеведческого музея. Общеизвестно, что музеев доныне в Купчине нет, а район, имеющий многовековую историю, более чем достоин такого. Сочетание мемориального комплекса, парковой зоны и исторической музейной экспозиции не только добавили бы привлекательности Петербургу, но и внесло бы приятное разнообразие в городской пейзаж.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-29

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...