Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 9. Новый экономический институционализм

Экономика права

 

Особый раздел новой институциональной теории образует экономика права, выделившаяся в самостоятельное направление уже в середине 1960-х гг.

Эта дисциплина лежит на стыке экономической теории и права.

Наряду с Р.Коузом ключевыми фигурами в ее формировании и развитии были профессора Р.Познер и Г.Калабрези.

Огромное значение имели также работы Г.Беккера по экономическому анализу внерыночных форм поведения, в частности -- преступности.

 

Экономика права не стала ограничиваться какими-то отдельными отраслями права, имеющими дело с явными рыночными отношениями, а попыталась распространить экономические понятия и методы на весь корпус юридического знания.

За прошедшие три десятилетия не осталось, наверное, ни одной правовой нормы или доктрины, ни одного процессуального или организационного аспекта правовой системы, которые она не подвергла бы анализу.

5.1.Концептуальный каркас экономики права можно представить в следующем виде.

(а) Она исходит из того, что агенты ведут себя как рациональные максимизаторы при принятии не только рыночных, но и внерыночных решений.(Таких, например, как нарушать или не нарушать закон, возбуждать или не возбуждать судебный иск и т.д.)

 

(б).Сама правовая система, подобно рынку, рассматривается как механизм, регулирующий распределение ограниченных ресурсов.

 

 

Скажем, в случае кражи, как и в случае продажи, ценный ресурс перемещается от одного агента к другому. Разница в том, что рынок имеет дело с добровольными сделками, а правовая система -- с вынужденными, совершаемыми без согласия одной из сторон.

Многие вынужденные "сделки" возникают в условиях настолько высоких трансакционных издержек, что добровольные сделки становятся из-за этого невозможны. (Например, водители автомобилей не могут заранее провести переговоры со всеми пешеходами о компенсации за возможные увечья.)

К числу вынужденных "сделок" можно отнести большинство гражданских правонарушений и уголовных преступлений.

Однако несмотря на вынужденный характер они совершаются по определенным ценам, которые налагаются правовой системой.

В качестве таких неявных цен выступают:

- судебные запреты,

- выплаты денежной компенсации,

- уголовные наказания.

Поэтому аппарат экономического анализа оказывается приложим не толькок добровольным, но и к недобровольным сделкам.

(в). Такое понимание открыло совершенно неизведанное поле новых научных проблем.

В экономике права подробно анализируется, как реагируют экономические агенты на различные правовые установления.

Например,

- как скорость судебных разбирательств влияет на количество исков,

- тяжесть и неотвратимость наказаний - на уровень преступности,

- особенности законодательства о разводах -на относительное богатство мужчин и женщин,

- изменения в правилах ответственности водителей автомобилей - на частоту дорожно-транспортных происшествий и т.д.

 

Однако наиболее интересный и спорный аспект экономики права связан с обратной постановкой вопроса: как меняются сами правовые нормы под воздействием экономических факторов?

Предполагается, что в основе развития и функционирования правовых институтов лежит экономическая логика, что их работа в конечном счете направляется принципом экономической эффективности.

(Разными авторами он формулируется по-разному:

- как принцип максимизации богатства,

- как принцип минимизации трансакционных издержек и др.)

Обратимся к знакомому примеру с фермером и скотоводом.

Так, в США известны две альтернативных системы, регулирующие их отношения.

При одной фермеры имеют право предъявлять претензии о потраве только в том случае, если предварительно приняли необходимые меры по ограждению своих полей от захода скота.

При другой системе они этого делать не обязаны, так что это скотоводы должны позаботиться о возведении ограждений, если не хотят подвергнуться штрафам.

Первая норма более эффективна, когда объем земледелия относительно невелик по сравнению с объемом скотоводства, при обратном соотношении эффективнее вторая норма.

Выяснилось, что в преимущественно скотоводческих штатах США принята первая система, в преимущественно земледельческих - вторая. Это одна из иллюстраций того, как правовые нормы устанавливаются в соответствии с критерием эффективности.

 

Аналогичным "тестам" на эффективность было подвергнуто огромное множество юридических норм и доктрин.

Результат в большинстве случаев был положительным.

По мысли теоретиков экономики права, объясняется это тем, что при установлениипрецедентов суды "подражают" (simulate) рынку: они принимают такие решения, к которым приходили бы сами стороны, имей они возможность заранее вступить в переговоры по предмету спора.

Другими словами, правовая система обеспечивает такое распределение прав, к которому при отсутствии трансакционных издержек подводил бы рынок.

 

(г).Предположение, что суды следуют логике рыночного анализа и при вынесении решений задаются вопросом, к кому - истцу или ответчику - перешло бы право в условиях низких трансакционных издержек, вызвало острую критику - как со стороны экономистов, так и особенно со стороны юристов.

 

В некоторых случаях суды действительно вполне осознанно руководствуются экономическими соображениями.

Теория общественного выбора.

Второй вывод, который я хотел бы предложить, касается того, откуда берутся институты. Это вещь довольно забавная: на первый взгляд, институты создает правительство, законодатели, но на самом деле их создает каждый из нас, причем каждый день. Мы все время выбираем между несколькими вариантами. Квартиру можно снять или сдать по договору, а можно — без договора; в договоре можно указать всю сумму, а можно — меньшую, чтобы уйти от дополнительного налогообложения. Товар через таможню можно завести и растаможить по-белому, по-серому или по-черному, и каждый раз мы делаем выбор, будем завозить компьютеры как зеленый горошек или нет. При этом понятно, что каждый вариант имеет свои плюсы и минусы. Скажем, когда товар идет через таможню по-черному, вы практически ничего не платите государству, зато имеете огромные риски, если нужно будет защищать контракт или начнется уголовное преследование. Завозя товар по-белому, вы имеете меньшие риски, но, например, в России они вовсе не нулевые — вас все равно могут ждать проблемы на таможне. Именно поэтому выбор белых схем у нас в стране — далеко не очевидное решение.

В начале 2000-х я помогал наладить диалог владельцев торговых сетей с администрацией президента и правительством по поводу экспортно-импортного законодательства. Выяснилось, что небольшую часть товара — на тот момент примерно 5% — торговые сети завозили по-белому. Я спросил предпринимателей: «Почему вы это делаете? Вас же все равно можно прижать по остальному завозу». Ответ был очень интересный: «А это мы демонстрируем, что дверь для диалога открыта, что мы в принципе хотим работать по белой схеме. Это сигнал: давайте обсудим, как надо снизить издержки и налоги, для того, чтобы мы легализовались».

В институциональной теории есть такое понятие, названное по имени нобелевского лауреата Джеймса Бьюкенена, — «бьюкененовский товар», который определяется как пара, состоящая из «обычного» товара и определенной контрактной упаковки, правил и институтов, вместе с которыми вы этот товар покупаете. Вы выбираете не просто между разными товарами, но и между разными институтами. Это своеобразное голосование, и вы голосуете за определенные институты не на парламентских выборах, а в ежедневной практике. Всем нам очень важно понимать, что хотя бы раз в день каждый из нас ходит на выборы.

Новая экономическая история

 

Особенности институтов и их изменения находились в центре внимания традиционной экономической истории. Однако она была чисто описательной дисциплиной, без прочного теоретического фундамента.

В этом сказалось определяющее влияние, оказанное на нее немецкой исторической школой.

 

(а) Поворот произошел на рубеже 50--60-х гг. с проникновением в историкоэкономические исследования понятий неоклассической теории и строгих количественных методов (так называемая "клиометрическая революция").

Эклектичные "повествования" начали вытесняться формальными моделями с точной формулировкой гипотез и их эконометрической проверкой.

Но социальные институты при этом выпали из поля зрения исследователей:

использование предпосылки нулевых трансакционных издержек оставляло для них мало места.

Вновь предметом активного изучения институты стали благодаря "новой экономической истории".

Лидером этой историко-экономической дисциплины считается американский ученый Д.Норт. [Cм.: Норт Д. Институты и экономический рост: историческое введение. -- "Тезис", весна 1993, том I, Вып. 2,; Норт Д. Экономический анализ институтов. -- "Вопросы экономики", 1997, No 3.]

Из многочисленных работ самого Норта и его последователей вырисовывается широкая концепция институтов и институциональной динамики, опирающаяся на понятия прав собственности, трансакционных издержек, контрактных отношений и групповых интересов и претендующая на объяснение самых общих закономерностей развития человеческого общества.

 

.Она исходит из того, что будучи "правилами игры", институты задают систему стимулов (положительных и отрицательных), направляя деятельность людей по определенному руслу.

Этим они снижают неопределенность и делают социальную среду более предсказуемой.

Когда люди верят в надежность и справедливость законов, договоров и прав собственности, они воздерживаются от попыток мошенничества, кражи, обмана.

Так институты выполняют свою главную функцию - экономии трансакционных издержек.

Однако создание и поддержание общих "правил игры" в свою очередь требует немалых затрат.

Толчок к разработке новой экономической истории дало именно осознание небесплатности действия институтов.

 

В составе институтов Д.Норт выделяет три главных составляющих:

а) неформальные ограничения (традиции, обычаи, всякого рода социальные условности);

б) формальные правила (конституции, законы, судебные прецеденты, административные акты);

в) механизмы принуждения, обеспечивающие соблюдение правил (суды, полиция и т.д.). [К.Менгер называл спонтанно формирующиеся институты "органическими", а устанавливаемые сознательно - "прагматическими".]

 

Неформальные институты образуют как бы подводную часть айсберга. Они складываются спонтанно, без чьего-либо сознательного замысла, как побочный результат взаимодействия множества людей, преследующих собственные интересы.

Многое в этом процессе прояснила теория игр, ставшая сегодня наиболее популярным инструментом неоинституциональных исследований.

 

Формальные институты и механизмы их защиты устанавливаются и поддерживаются сознательно, в основном -- силой государства.

Они выстраиваются в определенную иерархию:

- правила высшего порядка изменить труднее, чем правила низшего порядка (конституцию труднее, чем закон, закон труднее, чем административный акт).

- Формальные правила допускают резкую одномоментную ломку (в периоды революций), тогда как неформальные меняются лишь постепенно.

Как отмечает Д.Норт, российская революция в октябре 1917 г. стала, возможно, самой решительной перекройкой всей институциональной структуры общества, какую только знала история. Но и она не смогла отменить множества прежних обычаев, привычек, стандартов поведения, сохранявшихся еще очень долго.

7.2.Как и почему меняются институты?

Д.Норт выделяет два основных источника таких изменений.

Первый -сдвиги в структуре относительных цен.

Технический прогресс, открытие новых рынков, рост населения и т.д. - все это ведет:

- либо к изменению цен конечного продукта по отношению к ценам факторов производства,

- либо к изменению цен одних факторов по отношению к ценам других.

При изменении цен один или оба участника сделки начинают понимать, что им было бы выгоднее пересмотреть ее условия. Однако организационные формы "вписаны" в правила более высокого порядка.

Если переход к контракту нового типа требует пересмотра какого-либо фундаментального правила, участники обмена могут пойти на затраты ради того, чтобы попытаться его заменить.

Что касается неформальных норм, то они "разъедаются" ценовыми сдвигами постепенно: просто со временем их начинают соблюдать все реже и реже.

 

Второй источник институциональных изменений - идеология, под воздействием которой формируется структура предпочтений людей.

Государство может

- способствовать экономическому росту, производя в обмен на налоги важнейшее общественное благо - правопорядок,

- но может вести себя как "хищник", стремясь максимизировать монопольную ренту -разницу между доходами и расходами казны.

Достижению этих целей чаще всего отвечают совершенно разные наборы институтов.

Государство может быть заинтересовано в поддержании неэффективных институтов, если это увеличивает монопольную ренту. Фактически, как показывает Норт, так и было на большей части человеческой истории.

Но, пожалуй, самое ценное, что благодаря новой институциональной теории изменилась сама картина экономической реальности и перед исследователями возник целый пласт принципиально новых проблем, прежде ими не замечавшихся.

 

Фермеру или владельцу ранчо решение о выращивании дополнительной коровы не будет принято. Если правом

не допускать прохода обладает фермер, у него будет возможность потребовать компенсацию, равную

причиненному ущербу, и, учитывая это, владелец ранчо откажется от своего решения, так как оно оказалось бы

для него убыточным. Однако эта фирма первая Но владелец ранчо поступит точно так же и в том случае, если

право на проход будет принадлежать ему и он не будет нести ответственности за потраву. В этой ситуации

фермер предложит ему "выкуп" за отказ от выращивания дополнительной коровы, размер которого будет лежать

в пределах от 50 до 60 долл. При таких условиях оба участника сделки останутся от нее в выигрыше.

 

Это положение доказывалось Коузом на ряде примеров, частично условных, частично взятых из реальной

жизни. Допустим, какаято фирма планирует строительство химической фабрики, выбросы с которой уменьшат

привлекательность расположенного в той же местности туристического комплекса, причем технических

возможностей по предотвращению загрязнения не существует, а доход от продукции фабрики оценивается ниже

ущерба, который может быть ею нанесен. В этом случае размещение ресурсов общества оказалось бы

неэффективным.

 

Однако из теоремы Коуза следует, что независимо от того, кому принадлежит право собственности на ресурс,

входящий в производственную функцию обеих фирм -- воздух, решение о строительстве фабрики не будет

принято. Если закону наделяет этим правом вторую фирму, владеющую туристическим комплексом, то она

потребует компенсацию, по меньшей мере, равную предполагаемому ущербу. Это сделает проект убыточным и

от него придется отказаться. Но результат окажется аналогичным и в том случае, если закон освобождает

первую фирму от ответственности за загрязнение. Тогда вторая фирма предложит ей "выкуп", размер которого

будет ниже предполагаемого ущерба, но выше дохода, который может дать фабрика. Такая сделка окажется

выгодна обеим фирмам, и неэффективный проект не будет реализован.

 

Один из них, о находящихся по соседству земледельческой ферме и скотоводческом ранчо, наглядно

иллюстрирует логику теоремы. Предположим, что если владелец ранчо решит завести дополнительную корову,

то это принесет ему чистый доход в размере 50 долл., тогда как потрава полям соседа составит 60 долл., то есть

его частные издержки будут меньше социальных. Размещение ресурсов общества окажется в таком случае

неэффективным.

 

Однако из теоремы Коуза следует, что независимо от того, кому принадлежит право прохода через поля --

фермеру или владельцу ранчо -- решение о выращивании дополнительной коровы не будет принято. Если

правом не допускать прохода обладает фермер, у него будет возможность потребовать компенсацию, равную

причиненному ущербу, и, учитывая это, владелец ранчо откажется от своего решения, так как оно оказалось бы

для него убыточным. Но владелец ранчо поступит точно так же и в том случае, если право на проход будет

принадлежать ему и он не будет нести ответственности за потраву. В этой ситуации фермер предложит ему

"выкуп" за отказ от выращивания дополнительной коровы, размер которого будет лежать в пределах от 50 до 60

долл. Такая сделка окажется выгодна обеим участникам, и размер стада владельца ранчо останется прежним.

При таких условиях оба участника сделки останутся от нее в выигрыше.

 

Это положение доказывалось Коузом на ряде примеров, частично условных, частично взятых из реальной

жизни. Один из них, о расположенных по соседству земледельческой ферме и скотоводческом ранчо, наглядно

иллюстрирует логику теоремы. Предположим, что если владелец ранчо решит завести дополнительную корову,

это принесет ему чистый доход в размере 50 долл., тогда как потрава полям соседа составит 60 долл.

Размещение ресурсов общества окажется тогда неэффективным.

 

Однако из теоремы Коуза следует, что независимо от того, кому принадлежит право прохода через поля --

фермеру или владельцу ранчо -- решение о выращивании дополнительной коровы не будет принято. Если

правом не допускать прохода обладает фермер, у него будет возможность потребовать компенсацию, равную

причиненному ущербу, и, учитывая это, владелец ранчо откажется от своего решения, так как оно оказалось бы

для него убыточным. Но результат будет таким же и в том случае, если закон освобождает владельца ранчо от

ответственности за потраву. Тогда фермер предложит ему "выкуп" за отказ от выращивания дополнительной

коровы, размер которого будет лежать в пределах от 50 до 60 долл. Такая сделка будет выгодна обеим сторонам,

и поголовье скота на ранчо не изменится.

 

Никакое крупное общество, как утверждается в теории прав собственности, не может позволить, чтобы

основная часть его ресурсов находилась в общедоступной собственности.

 

В современной экономике ведущей формой деловой организации является открытое акционерное общество

(публичная корпорация). Права на остаточные решения владельцев таких фирм (акционеров) сильно урезаны.

Фактический контроль сосредоточивается в руках менеджмента, вследствие чего возникает трудно разрешимая

проблема "контроля за контролером", то есть за высшими управляющими. В корпорации остаточный доход идет

не менеджеру, а акционерам. Следовательно, здесь появляется мощный стимул для оппортунистического

поведения управляющих: часть ресурсов "команды" они будут пытаться направить на удовлетворение своих

личных нужд в ущерб интересам собственников-акционеров.

 

Выбор между различными организационными формами диктуется соображениями экономической

эффективности и зависит от конкретных характеристик вовлекаемых ресурсов.

 

Чем больше организация, тем менее специфическим оказывается человеческий капитал центральных

участников по отношению к ресурсам, находящимся на периферии фирмы, и тем меньше преимуществ и тем

больше недостатков имеет их интеграция. Теоретические аргументы, раскрывающие преимущества

частнособственнического правового режима, сводятся к следующему:

 

1) благодаря тому, что на собственника и только на него падают все следствия предпринимаемых

действий, частная собственность подталкивает к принятию наиболее эффективных решений,

отличающихся лучшим балансом выгод и издержек;

2) она поощряет нововведения и эксперименты, поскольку собственникам не нужно ни у кого

испрашивать разрешения на нестандартное употребление принадлежащих им ресурсов;

3) свобода обмена, присущая системе частной собственности, делает возможным перемещение

ресурсов в руки тех, кто ценит их выше и способен распорядиться ими лучше других;

4) поскольку рыночная ценность любого блага соответствует капитализированной величине потока

ожидаемых выгод за весь срок его службы, это приучает собственников, заинтересованных в

поддержании высокой ценности принадлежащих им ресурсов, к дальновидности, заставляет

учитывать отдаленные последствия принимаемых ими решений, иногда даже выходящие за

горизонт их физического существования;

5) частная собственность поддается расщеплению на частичные правомочия, что открывает

возможность для специализации агентов в выполнении только тех функций, где они обладают

сравнительными преимуществами в производительности (как, например, в современных

корпорациях, где менеджеры специализируются на реализации права на управление, тогда как

акционеры на реализации права по распоряжению капитальными активами). Все это; согласно

теории прав собственности, повышает эффективность в размещении ресурсов общества. Вместе с

тем установление и поддержание системы частной собственности требует крупных затрат, что, как

признается, неизбежно ограничивает сферу ее действия.

 

Ростислав Исакович Капелюшников

Новая институциональная теория 1998 (23 Августа 1999)

 

 

ДИСКУССИЯ (1 реплика, 0 авторов , последняя - 29.09.2000)

 

ПОСЛЕДНИЕ ТЕМЫ:|Новая институциональная теория | ВСЕ ТЕМЫ

 

Новая институциональная теория

аноним,15 Мая 2000 01:26 В ответ на: kapelushnikov, текст Новая

институциональная теория

Согласно Thrainn Eggertson-у следует различать Неоинституциональную

теорию и Новую Институциональную теорию. Первая является частью

неоклассической теории и переосмысливает только "защитный пояс", т.е.

существование полной и совершенной информации, однородности товаров.

Вторая же изменяет основные предпосылки, так называемое "твердое ядро",

как, например, рациональность поведения. И соответственно является,

абсолютно отдельным течением экономической мысли, движущимся в

абсолютно другую сторону нежели mainstream.>>

 

 

http://www.libertarium.ru/libertarium/10625/lib_article_t

 

 

Тема 9. Новый экономический институционализм

Методологические особенности неоинституционализма: методологический индивидуализм; институт-новый вид ограничений; ограниченная рациональность и оппортунистическое поведение. Формы неоинституционализма: теории, изучающие институциональную среду( теория общественного выбора и теория прав собственности); теории, изучающие организационные формы, создаваемые экономическими агентами на контрактной основе в институциональной среде( теория агентских отношений). Ключевые понятия неоинституционализма: трансакционные издержки; права собственности; контрактные отношения. Трансакционный подход к изучению экономических организаций. Теории фирмы. Теорема Р.Коуза. Теоретические и практические выводы из теоремы Р.Коуза. Фирма как сеть контрактов. Организационно-правовые формы предприятий с точки зрения экономической теории прав собственности.

 

9.1.Методологические особенности неоинституционализма

 

Неудовлетворенность традиционной экономической теорией, уделявшей слишком мало внимания институциональной среде, в которой действуют экономические агенты, привела к возникновению новой школы, выступившей под общим именем "новой институциональной теории".

Корни новой институциональной теории уходят в неоклассическую традицию. Она известна также под множеством иных названий:

- неоинституционализм (т.е. течение, оперирующее понятием института с новых, отличных от "старого" институционализма позиций);

- трансакционная экономика (т.е. подход, изучающий трансакции (сделки) и связанные с ними издержки);

- экономическая теория прав собственности (поскольку права собственности выступают в качестве важнейшего и весьма специфического понятия данной школы);

- контрактный подход (поскольку любые организации, от фирмы до государства, понимаются как сложная сеть явных и неявных контрактов.

 

Первая статья, положившая начало этому направлению, - "Природа фирмы" Р.Коуза, - была опубликована еще в 1937 г.

Но вплоть до середины 1970-х гг. оно оставалось на периферии экономической науки и лишь в последние десятилетия стало выдвигаться на передний план.

С этого времени новая институциональная теория начинает осознаваться как особое течение экономической мысли, отличное как от неоклассической ортодоксии, так и от различных неортодоксальных концепций.

На первых порах она разрабатывалась почти исключительно в США. В 1980-е гг. в этот процесс включились западно-, а с начала 1990-х гг. и восточно-европейские экономисты.

Признание заслуг нового направления выразилось в присуждении Нобелевской премии по экономике двум его виднейшим представителям -Рональду Коузу (1991 г.) и Дагласу Норту (1993 г.).

Неоинституционализм исходит из двух общих установок.

Во-первых, что социальные институты имеют значение (institutions matter) и,

Во-вторых, что они поддаются анализу с помощью стандартных инструментов экономической теории.

Совмещение подобных представлений встречалось в истории экономической мысли нечасто. Например,"старый" институционализм Т.Веблена, Дж.Коммонса, Дж.Гэлбрейта, делая упор на понятие «институт», «сделки» критиковал и в определенной степени дистанцировался от методов неоклассической экономической теории. Наоборот, неоинституционализм прочно связан с неоклассической теорией, от которой он ведет свое происхождение.

На рубеже 1950--1960-х гг. экономисты-неоклассики осознали, что понятия и методы микроэкономики имеют более широкую сферу применения, чем предполагалось ранее.Они начали использовать этот аппарат для изучения таких внерыночных явлений как расовая дискриминация, образование, охрана здоровья, брак, преступность, парламентские выборы, лоббизм и др. Это проникновение в смежные социальные дисциплины получило название "экономического империализма" (Г.Беккер). Привычные понятия - максимизация, равновесие, эффективность - стали прилагаться к несравненно более широкому кругу явлений, которые прежде входили в компетенцию других наук об обществе. "Вторжение" неоинституционализмав сферу правоведения, истории и организационной теории означало перенос техники микроэкономического анализа на разнообразные социальные институты. Однако вне привычных рамок стандартные неоклассические схемы сами начали испытывать изменения и приобретать новый облик. Так происходило зарождение неоинституционального направления.

Как известно, ядро неоклассической теории составляет модель рационального выбора в условиях заданного набора ограничений. Неоинституционализм принимает эту модель как базовую, однако освобождает ее от целого ряда вспомогательных предпосылок, которыми она обычно сопровождалась, и обогащает ее новым содержанием.

Какие же сходства и различия здесь обнаруживаются?

 

Во-первых, неоинституционалисты критикуют традиционную неоклассическую теорию за отступления от принципа "методологического индивидуализма".

Согласно этому принципу, реально действующими субъектами социального процесса признаются не группы или организации, а индивиды. Никакие коллективные общности (например, фирма или государство) не обладают самостоятельным существованием, отдельным от составляющих их членов. Все они подлежат объяснению с точки зрения целенаправленного поведения индивидуальных агентов. Благодаря последовательно проводимому принципу методологического индивидуализма перед новой институциональной теорией открывается новый, более глубокий пласт экономической реальности. В центре ее внимания оказываются отношения, складывающиеся внутри экономических организаций, тогда как в неоклассической теории фирмы и другие организации рассматривались просто как "черный ящик", внутрь которого она не заглядывала и оперировала такими понятиями на входе и выходе как затраты-выпуск; издержки-доход. В этом смысле подход новой институциональной теории может быть охарактеризован как микромикроэкономический.

Во-вторых, стандартная неоклассическая теория знала два вида ограничений: физические, порожденные редкостью ресурсов; технологические, отражающие уровень знаний и практического мастерства экономических агентов (т.е. степень искусности, с какой они превращают исходные ресурсы в конечную продукцию). При этом она отвлекалась от особенностей институциональной среды и издержек по обслуживанию сделок, считая, что все ресурсы распределены и находятся в частной собственности, что права собственников четко разграничены и надежно защищены, что имеется совершенная информация и абсолютная подвижность ресурсов, и т.д.

Неоинституционалисты вводят еще один класс ограничений - обусловленных институциональной структурой общества, также сужающих поле индивидуального выбора.Они отказываются от всевозможных упрощающих предпосылок, подчеркивая, что экономические агенты действуют в мире

- высоких трансакционных издержек,

- плохо определенных прав собственности

- ненадежных контрактов

- в мире, полном риска и неопределенности

В-третьих, неоинституционалисты предлагают более реалистическое описание самого процесса принятия решений.

Стандартная неоклассическая модель изображает человека как существо гиперрациональное, способное практически всегда обеспечить себе оптимальное решение. Неоинституциональный подход отличается большей реалистичностью. Это находит выражение в двух его важнейших поведенческих предпосылках : )ограниченной рациональности и оппортунистического поведения.

Первая предпосылка отражает факт ограниченности человеческого интеллекта. Знания, которыми располагает человек, всегда неполны, его счетные и прогностические способности далеко не беспредельны, совершение логических операций требует от него времени и усилий. Одним словом, информация ресурс дорогостоящий, из-за этого агенты вынуждены останавливаться не на оптимальных решениях, а на тех, что кажутся им приемлемыми исходя из имеющейся у них ограниченной информации.Их рациональность будет выражаться в стремлении экономить не только на материальных затратах, но и на своих интеллектуальных усилиях. При прочих равных условиях они будут предпочитать решения, предъявляющие меньше требований к их предсказательным и счетным возможностям.

Оппортунистическое поведение определяется О.Уильямсоном, который ввел это понятие в научный оборот, как "преследование собственного интереса, доходящее до вероломства" (self-interest-seeking-with-guile). Речь идет о любых формах нарушения взятых на себя обязательств, например - уклонении от условий контракта. Индивиды, максимизирующие полезность, будут вести себя оппортунистически (скажем, предоставлять услуги меньшего объема и худшего качества), когда это сулит им прибыль.

В неоклассической теории для оппортунистического поведения не находилось места, поскольку обладание совершенной информацией исключает его возможность. Значительная часть институтов - традиций, обычаев, правовых норм - призвана уменьшать негативные последствия ограниченной рациональности и оппортунистического поведения. При отсутствии проблем ограниченной рациональности и оппортунистического поведения потребность во многих институтах попросту бы отпала.

В-четвертых, по-иному формулирует новая школа и задачи нормативного анализа.

В ортодоксальной неоклассической теории при оценке реально действующих экономических механизмов за точку отсчета принималась модель совершенной конкуренции. Отклонения от оптимальных свойств этой модели расценивались как "провалы рынка", а надежды на их устранение возлагались на государство. Неявно предполагалось, что оно обладает всей полнотой информации и в отличие от индивидуальных агентов действует без трений.

Новая институциональная теория отвергает подобный подход. Оценки действующих институтов должны исходить из сопоставлений не с некими воображаемыми конструкциями, а с альтернативами, осуществимыми на практике. Нормативный анализ, настаивают неоинституционалисты, должен вестись в сравнительно-институциональной перспективе.

В-пятых, неоклассической доктрине, по мнению Уильямсона, присуща не контрактная, а преимущественно технологическая ориентация Предполагается, что

- обмен совершается мгновенно и без издержек,

- что заключенные контракты строго выполняются

- и что границы экономических организаций (фирм) задаются характером используемой технологии.

В отличие от этого новая институциональная теория исходит из организационно-контрактной перспективы. На первый план выдвигаются не технологические факторы, а издержки, сопровождающие взаимодействие экономических агентов друг с другом.

 

9.2. Основыные формы неоинституционализма

Сегодня неоинституционализм развивается по двум основным направлениям.

Для первого направления предметом изучения является институциональная среда, т.е. фундаментальные политические, социальные и юридические правила, в рамках которых протекают процессы производства и обмена. (Примеры таких основополагающих правил: конституционное право, избирательное право, имущественное право, контрактное право и др.)

Правила, регулирующие отношения в публичной сфере, изучает теория общественного выбора (Дж.Бьюкенен, Г.Таллок, М.Олсон и др.). Правила, регулирующие отношения в частной сфере, изучает теория прав собственности (среди ее основателей Р.Коуз, А.Алчиан, Г.Демсец).

Названные концепции различаются не только по предмету, но и по общей теоретической направленности. Если в первой акцент делается на потерях, которые порождаются деятельностью политических институтов, то во второй -на выигрыше в благосостоянии, который обеспечивают институты права.

 

Для второго направления развития неоинституционализма предметом изучения являются организационные формы, которые - в рамках действующих общих правил - создаются экономическими агентами на контрактной основе.

Взаимодействию "принципал-агент" посвящена теория агентских отношений (agency theory).

Одна ее версия, известная как теория механизмов стимулирования (mechanism design), исследует, какие организационные схемы могут обеспечивать оптимальное распределение риска между принципалом и агентом.

Другая, так называемая "позитивная" теория агентских отношений, обращается к проблеме "отделения собственности и контроля", сформулированной У.Берли

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-29

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...