Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 3. Сравнительный анализ процесса управления в Индии и России
Россия и Индия являются друг для друга наиболее перспективными партнёрами, особенно в области экономического сотрудничества. Хотя оно и развивается быстрыми темпами, остаётся ещё много нерешенных проблем и неиспользованного потенциала. Индийские предприниматели нередко сетуют на отсутствие в России твердых, институционально закрепленных правил внешнеэкономической деятельности, что сдерживает развитие бизнеса между негосударственными компаниями. Осуществляя реформы структурного характера, Россия столкнулась с теми же проблемами, которые в сжатые исторические сроки решались и были решены многими странами, в частности Индией. Одна из таких проблем – интеграция частно-предпринимательского сектора в государственную экономическую политику. Индия являет собой пример страны, выработавшей эффективный механизм взаимодействия государства и бизнеса. Вовлечение деловых кругов в правительственные программы, ориентированные на идеи национального развития, стало в Индии сложившейся практикой. Индийский бизнес и предпринимательское сообщество в Индии делятся на корпоративный и некорпоративный сектора. Корпоративный сектор включает акционерные общества всех видов (частные, государственные, смешанные, с участием иностранного капитала). Некорпоративный сектор – это зарегистрированные малые и средние предприятия (принадлежность к данному классу предприятий устанавливается законодательно). Сектор малых и средних предприятий сосуществует и успешно взаимодействует с крупными компаниями, включая монополии. Благодаря правильной организации взаимодействия «крупных» и «мелких» компаний, последние регулярно демонстрируют показатели динамичного роста. В некорпоративном секторе индийского предпринимательства наиболее важный сегмент – малый бизнес. Это сектор зарегистрированных предприятий, формирование и динамику развития которого регулирует государство. Сектор малого предпринимательства выполняет в Индии чрезвычайно важную социально-экономическую функцию. Это один из главных каналов влияния государства на экономику. Обладая определенными конкурентными преимуществами перед корпоративным бизнесом и поддерживаемое государством, мелкое индийское предпринимательство стало национальным лидером в производстве целого ряда товаров и услуг. Некоторые экономисты называют его «становым хребтом индийской экономики». По основным показателям развития малого бизнеса большинство российских регионов находится на крайне низком уровне. Малые предприятия в России в своей деятельности сталкиваются с большими трудностями. Основная проблема малых предприятий – недостаточная ресурсная база, как материально-техническая, так и финансовая. Практически речь идет о создании широкого нового сектора народного хозяйства почти на пустом месте. В течение десятилетий такой сектор у нас в сколь-нибудь существенной степени отсутствовал. Следующая проблема — это та законодательная база, на которую сейчас может опираться малое предпринимательство. Пока она, мягко говоря, несовершенна, а во многих очень существенных положениях вообще отсутствует. А также, сложности кредитования – прежде всего, банкиров отталкивает непрозрачная и недостоверная отчетность, а также отсутствие стимулов для адекватного отражения финансовых результатов отчетности. Первоочередной проблемой при принятии решения о начале собственного дела является доступ малых предпринимателей к финансированию. Типичный «малый бизнесмен» в России – это мужчина 35 лет, имеющий профессионально-техническое или среднее специальное образование и уверенный в достаточности своих знаний и квалификации для создания нового бизнеса. Женщину же в раннем предпринимательстве можно встретить почти вдвое реже и, скорее всего, в среднем или небольшом городе. Для трети российских предпринимателей начало своего дела является вынужденным шагом, связанным с отсутствием, неудовлетворительностью других вариантов экономической самодеятельности. При этом предпринимательская деятельность для женщин чаще, чем для мужчин, становится единственным вариантом трудоустройства и обеспечения своего существования. «В основе нынешнего восприятия россиянами богатства и богатых лежит весьма спокойное отношение к деньгам, до сих пор сохраняющееся в российской культуре и в повседневности. И хотя к богатым людям отношение в российском обществе в целом скорее скептическое, да и источники их богатства оцениваются как весьма сомнительные, резкого социального антагонизма это не вызывает» - говорит Михаил Горшков, директор Института комплексных социальных исследований РАН Занятие бизнесом в Индии – почетная деятельность. Считается, что наличие у человека больших денег – свидетельство ума, таланта и трудолюбия. Индийский предприниматель, действующий согласно нормам религии и касты, старается доверять своей интуиции. В бизнесе часто идет на риск, если считает его оправданным. В целом индийцы считают, что для бизнеса важны дружеские отношения между партнерами. Большинство индийских компаний сегодня представляют собой гибрид семейных и публичных компаний, где чаще всего нет разделения функций собственника и менеджера. Это порождает такие проблемы, как отсутствие формализованной политики корпоративного управления и неадекватные системы внутреннего контроля; в большинстве индийских компаний нет даже планов преемственности. В настоящее время семейный бизнес в России переживает новый бум развития. Это связано с тем, что большинство так называемых семейных компаний, т.е. юридических лиц, владельцами которых выступают родственники, являются субъектами малого предпринимательства. Как и другим странам с развивающейся экономикой Индии еще предстоит проделать большую работу по совершенствованию практики корпоративного управления, особенно в таких областях, как формирование и функционирование советов директоров, нерыночные сделки с заинтересованностью, соблюдение права миноритарных акционеров, прозрачность и раскрытие информации. Например, из 50 индийских крупнейших публичных компаний, входящих в индекс Nifty, лишь две имеют распыленную структуру собственности, согласно данным исследования, проведенного в 2007 году агентством CRISIL. Согласно исследованию Deutsche Bank, 54% крупнейших компаний контролируются членами одной семьи, 16% — иностранными инвесторами, 20% — государством. Стиль управления на государственных предприятиях в Индии крайне бюрократический. В частном секторе очень авторитарный и сосредоточенный в одних руках. Индийские бизнесмены очень свободно держатся, прекрасные хозяева и блестящие собеседники. Не удивляйтесь, если они будут спрашивать о Вашей семье, состоянии здоровья и работе. Это непросто любопытство: в Индии считается хорошим тоном поинтересоваться личной жизнью партнера. Такой подход не всегда может быть воспринят позитивно в российской практике. Индийский бизнесмен долго обдумывает каждый пункт договора. Скоропалительные решения не принимаются. Российский руководитель предпочитает характер отношений с подчиненными преимущественно демократический, мягкий, основанный на взаимном уважении, сотрудничестве и авторитете руководителя. В современном понимании философия менеджмента – это согласие, а не отношения господства и подчинения. В этом смысле понятие руководства претерпело существенные изменения. Если прежде руководство полагалось на силу власти и издание приказов, то теперь оно действует на основе сотрудничества людей, работающих под началом руководителя. Интересным отличием в системе управления России и Индии является специфика начисления заработной платы, а точнее разница прописанных официально сумм оплаты труда и выданных фактически Так, в России, распространена практика «чёрных зарплат», когда на официальных бумагах числится одна сумма, а на руки выдаётся несколько большая, то в Индии происходит наоборот. Для индийского рынка все еще характерно сохраняющееся доминирование государства и наследие закрытой в прошлом экономики. Корпоративная собственность преимущественно сконцентрирована в руках основателей компаний или в семейных конгломератах, что наделяет их значительной властью. Общими ценностями для русских и индийцев являются: 1. Эмоциональность. Русские и индийцы очень эмоциональны, но отличаются по степени проявления своих чувств. Мы более сдержанны, но для нас, так же, как и для них, очень важна душевная теплота. 2. Полиактивность. Обе культуры относятся к полиактивным, т.е. не отличаются пунктуальностью, не любят разрабатывать подробные планы и жить строго по расписанию, а предпочитают планировать только в общих чертах, и в бизнесе для обоих важны личные отношения между людьми. 3. Коллективизм. И в России, и в Индии ценятся яркие и индивидуальные личности, но все же в своих решениях мы очень зависим от мнения окружающих людей. Для индийцев такое поведение характерно в большей степени. 4. Уважение к старшим. Мусульманство и индуизм предписывают уважительное отношение к пожилым людям, православие тоже учит почитать стариков как наших учителей. 5. Фатализм. «Всё, что ни делается, – к лучшему», – гласит русская пословица. Индийцы тоже считают, что карма предопределяет жизненный путь человека. Основываясь на этих общих чертах, можно построить успешный алгоритм общения с индийцами, так как всегда легче понять друг друга, если ваши ценности совпадают. Главной особенностью индийской философии и культуры, явилось то, что она стала своеобразной иммунной системой индийскому обществу сообщение с внешним миром с другими культурами, которая защищала от негативных влияний и все прогрессивное и полезное успешно интегрировала в себя повышая тем самым свою жизнестойкость. Современные индийские ученые и философы искусно интегрировали древние знания шести систем индийской философии в современную теорию и практику управления на основе системного, целостного, органичного, т.е. наиболее экологичного по отношению к человеку, организации, обществу и природе, подходу. Заключение Все системы управления, зарожденные в той или иной стране, культурно обусловлены. И Индия имеет свои особенности, часто разительно отличающиеся от привычного для нас уклада жизни и работы. Необходимо помнить, вступая в контакт с этой страной, что к успеху на рынке Индии есть три ключа: терпение, хороший партнер и знание традиций. В этой стране люди друг к другу не так относятся, как европейцы. Индийцы ориентированы на взаимоотношения. В Индии вы сначала заводите друга, т.е. узнаете больше о своем партнере, а потом только заключаете сделки. Даже без проведения данного анализа можно с уверенностью сказать, что Индия и Россия сильно отличаются друг от друга, как в культурном, так и в экономическом плане, так как одно с другим имеет тесную взаимосвязь. Мы живем в уникальной стране: занимая одну шестую часть суши, она протянулась на тысячи километров. Причем ввиду замедленного развития транспортной инфраструктуры различные географические районы России оказались весьма слабо связанными друг с другом. Считается, что именно территориальная протяженность практически пустынных земель обусловила широкий размах русской души и ее вечное томление. Индия и Россия различны по жизненному укладу, а как следствие и по способам ведения бизнеса. Хотя схожие моменты наблюдаются, но они теряются на фоне культурных, кастовых и других различий. Подводя итоги проделанной работы можно сказать, что поставленные задачи были решены и , следовательно основная цель достигнута. А именно, были рассмотрены экономическая, политическая и географическая особенности Индии, перспективы развития и культурные особенности, которые необходимо учитывать при ведении бизнеса в этой колоритной стране. Также, в третьей главе мы сравнили характерные черты и особенности отечественного и индийского менеджмента и дали оценку дальнейшим перспективам сотрудничества. Список использованной литературы 1) Киселева В.В. и др. Анализ научного потенциала. Межстрановой аспект. М, 1995. 2) А. И. Медовой, Н. В. Галищева Экономика Индии. МГИМО-Университет, 2008. 3) http://ru.wikipedia.org/wiki/Индия 4) http://www.sunhome.ru/religion/12345/p1 5) http://www.india-club.ru/lang.html 6) http://poindii.ru/talk/traditsii-i-kultura-indii- 7) http://biznes-style.ru/biznes-ledi/delovoj-etiket-indii.html 8) http://www.metalcards.ru/usefulinfo/15-biznes-yetiket-v-indii.html 9) http://money-job.ru/osobennosti-vedeniya-biznesa-v-indii/ 10) http://www.openbusiness.ru/html_euro/india-open1.htm 11) http://mlgi.ru/pro2.php?id=275 12) http://www.luxurynet.ru/world-market/5170.html 13) http://www.ereport.ru/articles/weconomy/india.htm 14) http://www.globalaffairs.ru/number/n_5753 15) http://www.india.russian-club.net/business.html
12 |
|||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-29 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |