Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Европы вольность, честь и мир?..

Вы грозны на словах — попробуйте на деле!

Иль старый богатырь, покойный на постеле,

Не в силах завинтить свой измаильский штык!

Иль русского царя уже безсильно слово?

Иль нам с Европой спорить ново?

Иль русский от побед отвык?

Иль мало нас? Или от Пéрми до Тавриды,

От финских хладных скал до пламенной Колхиды,

От потрясённого Кремля

До стен недвижного Китая,

Стальной щетиною сверкая,

Не встанет русская земля?..

Так высылайте ж нам, витии,

Своих озлобленных сынов:

Есть место им в полях России

Среди нечуждых им гробов[300].

Здесь Александр Сергеевич проявляется как великий соотечественник, преданный своему народу, утверждающий: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие»[301].

«Простительно выродку[302] не любить ни русских, ни России, ни истории её, ни славы её. Но не похвально ему за русскую ласку марать грязью священные страницы наших летописей, поносить лучших сограждан и, не довольствуясь современниками, издеваться над гробами Праотцов»[303].

Конечно, «русские» западники не в восторге от таких мыслей Пушкина, как эти: «Мы в сношениях с иностранцами не имеем ни гордости, ни стыда... (за это) я, конечно, презираю отечество моё с головы до ног, — но мне досадно, если иностранец разделяет это чувство»[304].

Александр Сергеевич был убеждён, что его будущий соотечественник — это деятельный человек, понимающий самобытность Руси, принимающий участие в жизни народа, заботящийся о будущем благе Отечества.

Так он намеренно отметил особенность и отличие Российской Академии от европейской Академии: «Екатерина II основала Российскую Академию в 1783 году и повелела княгине Дашковой быть председателем оной. Екатерина, стремившаяся во всём установить закон и незыблемый порядок, хотела дать уложение и русскому языку. Академия, повинуясь её наказу, тотчас приступила к составлению словаря. …Словарь окончен был втечение шести лет.

Карамзин справедливоудивляется таковому подвигу."Полный Словарь, изданный Академиею", — говорит он, — "принадлежит к числу тех выдающихся явлений, коими Россия удивляет внимательных иноземцев; наша, без сомнения,счастливая судьба во всех отношениях есть какая-то необыкновенная скорость: мы зреем не веками, а десятилетиями.

Италия, Франция, Англия, Германия славились уже многими великими писателями, ещё не имея словаря: мы имели церковные, духовные книги; имели стихотворцев, писателей, но только одного истинно образцового (Ломоносова), и представили устоявшийся язык, который может равняться с знаменитыми творениями Академий Флорентинской и Парижской[305].

Любовь к отчизне, своему народу, есть преданность народной цели, стремление достичь вершины развития самобытности народа.Александр Сергеевич писал: «Я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя; как писателя — меня раздражают, как человек с предрассудками — я оскорблён, — но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество, или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог её дал»[306].

Самобытность русского народа, особенность, отличие от других народов, проявляется в духовности. Отличительная черта русской духовности — дружелюбие, участие к другим, желание добра, уступчивость. Это стремление к духовному единству, к многочисленным, крепким, близким отношениям между людьми проявляется в русской общинности. Развитию и укреплению общинности способствуют стремление к равенству, терпимость и отсутствие надменности. Вот что нужно нам сейчас.

В своих произведениях Александр Сергеевич выразил отличительные черты русского человека, что позволило Достоевскому Ф.М. заметить: «Пушкин угадал самую основную суть того, что народ наш считал и считает за высшую нравственную красоту души человеческой: это — тихое, кроткое, спокойное(непоколебимое)смиреннолюбие…»[307]

Я знаю дух народа моего;

В нём набожность не знает исступленья:

Ему священ пример царя его.

Всегда, к тому ж, терпимость равнодушна[308].

Александр Сергеевич призывал к глубокому пониманию и принятию жизни такой, какой она есть, описывая русского мудреца Пимена, его «простодушие, умилительную кротость, нечто младенческое и вместе мудрое, усердие, можно сказать, набожное к власти царя, данной Богом, совершенное отсутствие суетности, пристрастия»[309]:

Ни на челе высоком, ни во взорах

Нельзя прочесть его сокрытых дум;

Всё тот же вид смиренный, величавый.

Так точно дьяк в приказах поседелый

Спокойно зрит на правых и виновных,

Добру и злу внимая равнодушно,

Не ведая ни жалости, ни гнева[310].

Пушкин знал признаки наступления более благоприятного времени для русского народа и призывал к духовной работе во имя будущего:

«Товарищ, верь:взойдёт она,

Заря пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишет наши имена[311]!

«Россия вспрянет ото сна» — узнает и поймёт своё далёкое прошлое, самобытность и свою цель благодаря Пушкину и его последователям. «На обломках самовластья» — значит в начале общественного правления, то есть в III тысячелетии.

Пушкин предопределил, что на месте частного правления будет создано русское общественное правление и, когда все стороны жизнедеятельности народа станут общественными, наступит «Златой Век», о котором писал Пушкин:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-29

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...