Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности нанесения условных знаков и сокращений

Морская оперативная карта, содержащая, например, замысел действий сил и являющаяся произведением оперативного искусства, в то же время, с точки зрения техники исполнения, есть не что иное, как совокупность тактических условных знаков, сокращенных обозначений, надписей и картографической основы. При этом тактические условные знаки служат главным выразительным средством для отображения боевой обстановки. Однозначность и четкость нанесения этих знаков существенно влияет на выполнение требований, предъявляемых к морским оперативным картам (наглядность, полнота, точность). Обстановка на карту может наноситься с письменного боевого приказа, с отдаваемого командиром голосом приказа (распоряжения), с карты старшего штаба. В связи с этим достижение однозначности и четкости нанесения на карту условных знаков зависит от целого ряда факторов. Основными из них являются твердое знание правил построения комбинированных условных знаков, свободное владение перечнем простых условных знаков, умение использовать средства оргтехники, развитие навыков нанесения условных знаков на карту, умение без справочных материалов читать выражения, записанные условными знаками.

Остановимся более подробно на процессе нанесения условных знаков, имея в виду его значение для разработки и ведения морских оперативных карт. Все тактические условные знаки, с точки зрения особенностей нанесения на карту, можно разделить на две группы.

К первой группе относятся внемасштабные комбинированные (простые) условные знаки правильной или сложной геометрической формы, соответствующие реальным объектам, местонахождение которых в каждый данный момент времени характеризуется одной координатной точкой, например: корабль, военно-морская база, пункт управления, склад и т. д. Внемасштабными эти знаки называются потому, что наносятся на карту без соблюдения масштаба.

Вторую группу составляют линейные, замкнутые и полузамкнутые условные знаки, для нанесения которых необходимо указание нескольких координатных точек, например: разграничительные линии, рубежи, зоны, районы действий сил и т. д. Эти знаки, как правило, наносятся с соблюдением масштаба, однако в отдельных случаях они могут быть и внемас-штабными, например, если необходимо показать район действий сил на мелкомасштабной карте.

Нанесение на карту условного знака первой группы включает вполне определенную последовательность шагов. 1. По результатам изучения боевых документов, с которых разрабатывается карта, определяются географические координаты объекта. При этом анализируется конкретное значение его широты (долготы) и сопоставляется с координатной шкалой на рамке карты. Визуально по карте определяются ближайшие к точке расположения объекта параллель и меридиан. 2. С помощью измерителя и параллельной линейки наносится точка местонахождения объекта на карте. Для этого параллельную линейку прикладывают к ближайшей от точки расположения объекта параллели (меридиану) таким образом, чтобы правый или левый конец линейки находился на рамке карты. Далее, передвигая параллельную линейку, откладывают широту (долготу) объекта. Затем, снимая измерителем с координатной шкалы рамки карты расстояние от ближайшего к нему меридиана (параллели) до конкретного значения долготы (широты), откладывают это же расстояние от того же меридиана (параллели) по параллельной линейке. Полученная точка слегка накалывается измерителем. Она является местом расположения объекта на карте. 3. Определяется ориентация условного знака. Движущийся объект при известном значении курса наносится на карту в соответствии с этим курсом. Если корабль (судно) находится в дрейфе или его курс по тем или иным причинам неизвестен, а также если объект не имеет конкретной ориентации по направлению, например пункт управления, или условный знак наносится внутри таблицы (формуляра), то для определения ориентации условного знака на карте руководствуются следующими правилами. Условный знак корабля (судна), летательного аппарата, курс которого неизвестен при размещении на акватории карты или внутри таблицы, ориентируется:

Атлантический океан 270° (свои) 90" (противник);

Тихий океан 90° (свои) 270° (противник);

Индийский океан 270° (свои) 90° (противник).

Условные знаки кораблей, судов, самолетов противоборствующих сторон должны быть направлены навстречу друг другу. Пункты управления наносятся на карту так, чтобы фигура знака располагалась в сторону, противоположную направлению действий своих сил и войск (при действиях в западном и восточном направлениях). При действиях в южном или северном направлениях фигура знака для своих сил и войск располагается справа от вертикальной линии, а для противника - слева. 4. В соответствии со структурой условного знака и размером бланковой карты на трафаретной линейке Е(ыбирается величина опорного знака. Под опорным знаком понимают геометрическую фигуру, используемую для кодирования основного понятия (тип, класс, вид) и являющуюся главным графическим элементом знака.

5. На карту с помощью трафаретной линейки и карандаша наносится условный знак. При этом учитываются определенные на предыдущих шагах точка расположения условного знака на карте, его ориентация и форма. Если знак имеет правильную геометрическую форму, то определяющей точкой его является центр (рис. 46, э). Под определяющей точкой условного знака понимают такую точку на карте, которая соответствует реальному месту объекта, обозначаемого условным знаком, на акватории (местности). Если знак имеет сложную геометрическую форму, то определяющей точкой является нижний угол передней части знака (рис. 46, б). Исключение составляют условные знаки надводного корабля, судна, катера, группы кораблей, для которых определяющей точкой является носовая оконечность условного знака (рис. 46, в).

Рис. 46. Расположение внемасштабных условных знаков на карте (точкой показано расположение определяющей точки условного знака)

При нанесении условных знаков, поясняющих их надписей и таблиц никогда не следует забывать о сохранении гидрографической и топографической основы карты, особенно названий портов, баз, мелких островов.

Последовательность нанесения условных знаков второй группы во многом совпадает с описанной выше. Однако есть ряд отличий, связанных прежде всего с тем, что условные знаки этой группы являются, как правило, масштабными, а их конфигурация определяется несколькими координатными точками. Так, например, разграничительные пинии наносятся от тыла к фронту на всю глубину решения боевой задачи. При этом сначала на карте отыскиваются все местные предметы, через которые проходит линия, и возле них наносится скобка, а затем уже проводится сама разграничительная линия. При этом скобка у местного предмета наносится таким образом, чтобы воображаемая линия, которую можно провести через ее концы, однозначно включала или исключала местный предмет. Для быстрого и правильного нанесения скобок используются командирская линейка и ее опорный знак. Размер всех скобок разграничительной линии должен быть одинаковым.

Линии рубежей различного назначения целесообразно проводить сразу же после отыскания второй точки. Нумерация рубежей слежения, целеуказания, развертывания производится с востока на запад и с севера на юг.

Районы действия кораблей (судов), летательных аппаратов и другие районы, связанные с применением сил, обозначаются многоугольником красного (для противника синего) цвета в масштабе фактических границ назначенного района. Номера районов проставляются в правом верхнем углу района в круге красного (для противника синего) цвета арабскими цифрами в сочетании с буквами, обозначающими назначение района. Пример: П-1 - район поиска первый, О-12 - район ожидания двенадцатый. Под нижней границей района пишутся время и дата занятия и оставления района, например: «с 10.00 12.10 по 15.00 13.10». Условный знак корабля (судна), летательного аппарата, действующего в районе, если нет привязки к координатам, наносится в его геометрическом центре. При этом площадь района действия в масштабе карты должна быть больше площади применяемого условного знака. Если эта площадь меньше, то наносится только контур района.

Разнообразие областей применения (свыше 20) и значительное число условных знаков (превышающее 1000 единиц) привели к появлению особенностей в общих правилах их нанесения на карту. Эти особенности связаны с расположением и цветом графических элементов знака, размещением подписей внутри и рядом с ним. К областям приложения условных знаков, где наиболее характерны упомянутые выше особенности, относятся одиночные тактические объекты (корабли, суда, катера, летательные аппараты), групповые объекты (корабельные ударные и поисковые группы, соединения кораблей, летательных аппаратов), пункты управления, пункты базирования и аэродромы, маршруты движения объектов, линии, рубежи, удары и действия сил, а также действия морской пехоты.

Умение правильно готовить и вести оперативные карты - один из признаков высокой штабной культуры каждого офицера. Чем лучше офицеры будут владеть навыками ведения и чтения морских оперативных карт, тем меньше будет затрачиваться времени на техническую подготовку графических боевых документов.

 

ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СИЛАМИ

Содержание управления силами

Теория управления силами - часть военной науки, которая объединяет все общее, что присуще управлению в различных областях военного дела. Она базируется на общих законах войны и вооруженной борьбы и на специфических законах и принципах военного управления.

Управление силами - целенаправленная деятельность командиров, штабов, органов воспитательной работы по поддержанию боевой готовности, подготовке соединений (кораблей, частей) к боевым действиям и руководству ими при выполнении поставленных задач. Управление силами включает:

непрерывное добывание, систематизацию и обработку данных обстановки;

- принятие решения и доведение задач до подчиненных; планирование операций и боевых действий;

- организацию и поддержание непрерывного взаимодействия;

- организацию и проведение мероприятий по повышению боевой готовности сил, обеспечению их боеспособности, поддержанию высокого морально-психологического состояния личного состава, боевому, специальному и тыловому обеспечению;

- организацию системы управления;

- непосредственное управление силами в ходе выполнения задач;

- организацию и осуществление контроля.

Категорию управления силами в общем виде можно характеризовать следующими положениями:

во всех главных аспектах управление осуществляется человеком (командующий, командир, офицеры штаба);

основой управления являются модель процесса, сформированная умом человека;

- с помощью модели вырабатываются и затем реализуются решения по ходу управленческого процесса для достижения поставленной цели;

- в качестве объекта управления силами флота всегда выступает система (системный процесс) действий сил и средств противоборствующих сторон.

Таким образом, процесс управления можно представить в виде схемы (рис. 47).

В системе управление силами реализуется с помощью следующих основных компонентов: управляющих объектов (органов и пунктов управления), объектов управления (ПЛ, НК, ЛА и т. д.), систем прямой и обратной связи.

Основная цель управления силами - обеспечение наиболее полной реализации их боевых (потенциальных) возможностей в различных условиях тактической (оперативно-стратегической) обстановки. Непосредственная цель управления силами - выработка и реализация современных и обоснованных решений, наилучших (оптимальных) по критериям достижения целей.

Рис. 47. Схема реализации процесса управления силами флота

Основные принципы управления силами:

- единоначалие;

- централизация управления во всех звеньях с предоставлением подчиненным возможности проявлять инициативу в определении способов выполнения поставленной задачи;

- твердость и настойчивость в проведении принятых решений;

- оперативное реагирование на изменение обстановки;

- личная ответственность командиров за принимаемые решения, эффективность применения подчиненных сил и успешное выполнение поставленных им задач.

Исходя из основных принципов управление силами должно быть устойчивым, непрерывным, оперативным и скрытным.

Устойчивость управления достигается высокой готовностью органов управления к выполнению поставленных задач, своевременным развертыванием и дублированием систем и средств связи, освещения обстановки, автоматизации управления и др. обеспечением надежности их работы.

Непрерывность управления достигается;

- поддержанием надежной связи с подчиненными взаимодействующими силами и старшими начальниками;

- организацией постоянной информации об обстановке;

- готовностью к быстрому переводу управления с одного пункта на другой;

- проведением комплекса мер по РЭЗ и ПД ИТР;

- установлением порядка и сроков донесений (докладов), постоянной информацией подчиненных и соседей по обстановке. Оперативность управления достигается:

- своевременным принятием решений и доведением до исполнителей боевых задач;

- заблаговременной разработкой в соединениях (частях и кораблях) планов, определяющих порядок действий;

- четкой и слаженной работой органов управления;

- быстрым реагированием на изменение обстановки и уточнением ранее принятых решений;

- способностью в кратчайшие сроки производить перенацелевание (перестроение) сил и средств.

Скрытность управления достигается:

- целесообразным выбором видов и средств связи;

- ограничением круга лиц, привлекаемых к планированию и организации боевых действий;

- проведением мероприятий по дезинформации и маскировке;

- неуклонным выполнением правил скрытого управления силами;

- применением засекреченной аппаратуры связи, шифрования и кодирования.

Управление силами флота во всех видах боевой деятельности обеспечивается основной и резервной системами управления. Система управления силами - это совокупность функционально взаимосвязанных органов управления, пунктов управления, систем связи, освещения обстановки, средств АСУ и автоматизации, предназначенная для обеспечения централизованного и децентрализованного управления как боевой, так и повседневной деятельностью сил флота при различных степенях боевой готовности и различной обстановке.

Основная система управления используется для управления силами как в мирное, так и в военное время. Резервная система управления используется с выходом из строя основной системы управления (отдельных ее элементов) или при значительном снижении ее эффективности.

Основным органом управления является штаб соединения (части). Его обязанностями являются постоянное и неукоснительное проведение в жизнь решений командира, своевременное планирование и организация боевых действий и обеспечение непрерывного управления подчиненными частями и кораблями. Свою работу штаб осуществляет на основе решений и распоряжений командира и указаний вышестоящего штаба.

Для управления силами создаются пункты управления, которые могут быть: командные и вспомогательные, подвижные и стационарные.

Пункт управления - это специально оборудованное и оснащенное техническими средствами место, с которого командующий (командир) с офицерами штаба осуществляет управление силами (войсками) при подготовке и ведении боевых действий или несении боевого дежурства.

Связь является основным средством управления силами.

Система связи - организационно-техническое объединение сил и средств связи, создаваемое в ВС в целом, в объединениях, соединениях, частях для управления силами (войсками) в операции (бою) и в их повседневной деятельности. Система связи флота образует совокупность узлов. центров, станций, частей и подразделений связи, боевых частей связи кораблей, линий связи, систем технического обеспечения связи и АСУ силами, объединенными принятой организацией связи в операции (бою).

Система освещения обстановки является одним из элементов системы управления силами, оружием и техническими средствами соединений, частей и кораблей. Она обеспечивает:

- наблюдение за надводной, подводной и воздушной обстановкой;

- классификацию и опознание обнаруженных целей;

- сбор, обработку, распределение, взаимный обмен и отображение информации;

- анализ данных обстановки и выработку предложений по управлению силами, оружием и техническими средствами;

- решение задач боевого и тактического маневрирования для применения оружия.

Ответственность за организацию управления силами несет командир. Он должен лично готовить свой штаб, для чего обязан обладать достаточными знаниями по тактике действия своих сил и сил противника, уметь быстро оценивать обстановку и принимать соответствующие решения.

Успех (или неуспех) морского сражения, боя — интегральный итог воздействия на противоборствующую сторону боевой мощи группировки сил и интеллекта командира-флотоводца, опирающегося на действующую систему управления.

 

8.2. Порядок принятия и оформления тактического решения

Основой управления силами является решение командира. На принятие решения и разработку боевых документов должно затрачиваться минимальное время, чтобы обеспечить подчиненным достаточное время для подготовки к выполнению поставленной задачи. С этой целью в штабах соединений и на кораблях должны быть разработаны типовые варианты действий сил при выполнении поставленных задач, заблаговременно произведены расчеты по данным вариантам.

Выработка решения на выполнение боевой (учебно-боевой) задачи -это сложный и творческий процесс, протекающий в определенной логической последовательности. Начинается он с получения командиром боевой (учебно-боевой) задачи или боевого распоряжения.

Процесс принятия решения включает в себя: уяснение задачи, оценку обстановки, выработку замысла (идеи) решения, постановку задач подчиненным (ориентирование), производство тактических расчетов, выработку решения на выполнение поставленной задачи и его оформление.

Уяснение задачи заключается в четком определении цели боевых действий, ясном представлении задачи (плана или замысла) начальника, роли и места своего корабля (соединения), уточнении задач соседей и возможности организации взаимодействия с ними, уточнении условий действий сил, характера и особенностей предстоящих боевых действий.

Особое внимание при этом должно быть обращено на уяснение сроков (что, где, кем и к какому сроку должно быть выполнено), действий противника и готовности своих сил к выполнению поставленной задачи. Указанные сроки будут определять обьем, содержание и последовательность проведения всех последующих мероприятий по выработке и принятию решения.

Оценка обстановки включает оценку противника, оценку своих сил, оценку района предстоящих боевых действий, оценку времени. Обстановка - это совокупность факторов и условий, в которых осуществляется боевая или повседневная деятельность войск (сил).

Оценка противника заключается в установлении состава его сил, расположения, характера действий, боевых возможностей, сильных и слабых сторон в свете решаемой задачи и осуществляется путем тщательного изучения и обоснования расчетами и анализом.

Оценка своих сил предусматривает уточнение состава, местонахождения, состояния и боевой готовности, их боевых возможностей, преимущества перед противником и недостатков в свете решаемой задачи. При наличии соседей, обеспечивающих и взаимодействующих сил, оцениваются возможности их использования для более успешного решения поставленной задачи.

Оценка района боевых действий включает изучение минной, навигационной, гидрологической и гидрометеорологической обстановки, других физико-географических факторов, влияющих на выполнение поставленной задачи, и выявление факторов, которые будут способствовать или препятствовать решению поставленной боевой задачи.

При оценке времени анализируются и определяются сроки подготовки сил к выходу (вылету) на выполнение задачи, время на развертывание своих сил и сил противника, время на выполнение задачи, а также определяются сроки и последовательность работы органов управления.

Выводы из оценки обстановки включают в себя ударные и оборонительные возможности, построения и способы действий, районы и время выявления противника, сильные и слабые стороны, боевую эффективность и устойчивость своих сил, особенности района плавания м боевых действий.

На основании уяснения задачи и оценки обстановки командир вырабатывает замысел.

Замысел (идея) решения в концентрированном виде выражает основные пути достижения целей предстоящих боевых действий, обусловленных поставленной задачей и конкретными условиями ее выполнения. Как отметил советский военно-морской теоретик М.М. Петров, "Идея боя должна базироваться на правильном понимании своих сильных и слабых сторон и таковых же противника. Готовя флот к бою, составляя план последнего, надлежит точно учитывать свое превосходство над противником, когда и в какой обстановке." Замысел является основой решения на выполнение поставленной задачи. В замысле командира определяются, какие формирования противника должны являться объектами ударов и атак, примерное распределение своих сил по этим объектам, порядок использования оружия, а также последовательность и направление атак и ударов.

С окончанием выработки замысла производится отдача предварительных распоряжений. Отдача предварительных распоряжений имеет целью обеспечить целенаправленную подготовку сил к боевым действиям. В общем случае предварительные распоряжения включают указания: по повышению боевой готовности сил, по свертыванию ремонтных работ, по приемке силами необходимых запасов, по дооборудован и ю района боевых действий, по передислокации сил и их рассредоточению, по подготовке сил к выходу в море, по развертыванию сил и др.

Важной особенностью при отдаче предварительных распоряжений является сохранение в тайне замысла предстоящих боевых действий.

Ориентирование офицеров проводится для обеспечения организованной и целеустремленной работы по планированию и организации боевых действий на основе результатов уяснения полученной боевой задачи, оценки обстановки и, самое главное, в целях доведения до присутствующих замысла командира.

На ориентировании излагаются следующие вопросы:

- сущность поставленной задачи, силы, выделенные для ее выполнения и ресурс оружия;

- выводы из оценки обстановки;

- замысел командира;

- задачи офицерам штаба (корабля) по подготовке материалов и производству расчетов, необходимых командиру для принятия решения, в какие сроки, когда и кому их следует доложить;

- кого дополнительно следует привлечь к работе по планированию боевых действий;

- перечень лиц, присутствие которых обязательно при докладе решения;

- какие предварительные мероприятия необходимо провести по подготовке к боевым действиям.

Производство тактических расчетов и подготовка материалов, необходимых для принятия решения, осуществляются по трем направлениям: по составу сил, месту и времени боевых действий. Расчет состава сил сводится к определению числа ударных и обеспечивающих групп, наивыгоднейшей комбинации состава каждой группы. Основанием для данного

определения являются расчеты боевых возможностей своих сил с учетом возможного противодействия противника.

Расчеты с определением мест (районов) ударов, атак, боев и времени их выполнения предусматривают создание наиболее благоприятных условий для своих сил за счет максимального использования физико-географических условий, способствующих нашим силам в достижении цели боевых действий. Здесь необходимо глубокое знание офицерами штаба тактических свойств своего оружия и их носителей, а также аналогичных данных по противнику.

В период проведения тактических расчетов все специалисты руководствуются замыслом командира. В этот период организуется тесное взаимодействие между ними. В результате расчетов не исключено, что отдельные положения замысла командира не будут обеспечивать лучший вариант решения задачи. В этом случае командир может внести корректуру в свой замысел, о чем немедленно сообщается всем заинтересованным лицам.

Начальник штаба соединения обобщает тактические расчеты и докладывает командиру предложения по избранным вариантам замысла, на основании которых командир принимает решение.

Решение командира на ведение боевых действий по выполнению поставленной задачи представляет собой графический документ с пояснительной запиской. Графическая часть решения оформляется, как правило, на карте, размеры и масштаб которой должны обеспечивать удобство использования ее при управлении силами в условиях работы на командных пунктах.

Элементы решения, не отображенные графически, излагаются текстуально в пояснительной записке. Дополнительно к решению могут прилагаться обоснования решения (расчетные листы, частные карты, планшеты, таблицы, графики и т.п.), плановые таблицы взаимодействия и др. документы. Алгоритм выработки решения показан на рис. 48.

Решение командира в общем случае должно содержать:

- боевую задачу в той редакции, в которой она поступила;

- выводы из оценки обстановки;

- краткое изложение замысла;

- конкретное указание объектов противника, по которым наносятся удары, выполняются атаки, и последовательность их выполнения;

- указание о составе ударных и обеспечивающих групп для выполнения ударов и атак, их боевые задачи, походные и боевые порядки, порядок развертывания сил и ведения боевых действий;

- порядок и организацию взаимодействия всех сил, участвующих в боевых действиях;

- указания о районах ожидания, формирования, тактического развертывания, боевых действий и времени их занятия силами;

- меры по проведению обеспечивающих мероприятий: разведки, маскировки, радиоэлектронной борьбы, ПВО, ПЛО, ПКО, ПМО, защиты от оружия массового поражения и других видов обеспечения;

Рис. 48. Алгоритм выработки решения командиром

- схему связи и ее организацию, а также организацию управления силами;

- сроки, к которым все силы должны быть в полной готовности к ведению боевых действий;

~ указания о втором заместителе командира, месте флагманского и запасного командных пунктов.

Объем решения командира зависит от состава соединения и масштабов решаемых задач. Так, командир одиночного корабля при выработке решения будет ограничиваться определением порядка перехода морем в район решения задачи; определением объекта удара, атак и порядка их выполнения; мер, снижающих эффективность оружия и атак противника; организации взаимодействия с силами ОВРа, разведки, истребительного прикрытия; мер по радиоэлектронной борьбе, по поддержанию высокой боевой готовности сил и морального духа личного состава.

По окончании выработки решения оно докладывается командиру, поставившему боевую задачу.

Оформляется решение в строгом соответствии с требованиями документа «Правила разработки и оформления боевых документов, сокращенные обозначения и условные знаки». Решение подписывает командир и начальник штаба соединения (командир корабля) и утверждает старший начальник.

Несмотря на то, что разработка решения осуществляется коллегиально, с привлечением большого числа специалистов, ответственность за его реализацию и последствия персональная, и лежит она на командире, подписавшем решение.

Удачное высказывание сделал немецкий военный теоретик Карл фон Клаузевиц: «План, приведший к победе, называют смелым, приведший к поражению - безрассудным». Поэтому после утверждения решения вся деятельность штабов, командиров кораблей (частей) и подразделений устремляется на его выполнение.

 

Список сокращений

АБ - авиационная бомба АВМ - авианосец многоцелевой ака - артиллерийский катер АКР - авиационная крылатая ракета АСУ - автоматизированная система управления

АУГ- авианосная ударная группа аэр - аэродром

БИП - боевой информационный пост БИУС - боевая информационно-управляющая система БЛА - беспилотный летательный аппарат

БПА- базовая патрульная авиация БР - баллистическая ракета БРАВ - береговые ракетно-артиллерийские войска ВБО - войска береговой обороны ВВС - военно-воздушные силы ВМБ - военно-морская база ВМС - военно-морские силы ВМФ - Военно-Морской Флот ВНП - выносной наблюдательный пункт

ВС - Вооруженные Силы всу - вспомогательное судно ГАК - гидроакустический комплекс ГАС - гидроакустическая станция ГК ВМФ - Главнокомандующий Во-енно-Морского Флота ГПД - средства гидроакустического противодействия

ГСН - головка самонаведения ГЧ - головная часть ГЭУ - главная энергетическая установка

двкд - десантно-вертолетный корабль-док

дк - десантный корабль дп.п - дизельная подводная лодка ДРЛО- дальнее радиолокационное обнаружение ЗА - зенитная артиллерия ЗОМП - защита от оружия массового поражения

ЗРК - зенитно-ракетный комплекс ЗУР - зенитная управляемая ракета кб - кабельтов

КВП - корабль на воздушной подушке

КПУГ - корабельная поисково-ударная группа КР - крылатая ракета кг - килотонна

КУГ - корабельная ударная группа ЛА - летательный аппарат МА - морская авиация МБР - межконтинентальная баллистическая ракета МП - морская пехота МРУСК - морские разведовательно-ударные системы и комплексы МСОН - морские силы общего назначения

МСЯС- морские стратегические ядерные силы

МТК - минно-тральные корабли нк-надводный корабль ОВР - охрана водного района ОМП - оружие массового поражения ОПБ - основной пункт базирования ПБ - пункт базирования ПВО- противовоздушная оборона ПДИТР - противодействие иностранным техническим разведкам пка - патрульный катер ПКО - противокатерная оборона ПКР - противокорабельная ракета пл - подводная лодка плМЦ - подводные лодки многоцелевые

пла - подводная лодка атомная ПЛАРБ- атомная подводная лодка с баллистическими ракетами ПЛО - противолодочная оборона ПЛУР- противолодочная управляемая ракета

ПМБ - пункт маневренного базирования

ПМО- противоминная оборона ППДО- противоподводно-диверсионная оборона ПРО - противоракетная оборона ПТЗ - противоторпедная защита ПУ - пусковая установка ПУРК- противолодочный управляемый ракетный комплекс РГАБ- радиогидроакустические буи

РДП - работа дизеля под водой (устройство) рка - ракетный катер РЛС - радиолокационная станция рплСН - ракетные подводные лодки стратегического назначения РПУГ- разнородная поисково-ударная группа

РУК - разведывательно-ударный комплекс

РЭБ - радиоэлектронная борьба РЭЗ - радиоэлектронная защита РЭП - радиоэлектронное подавление

РЭС - радиоэлектронные средства скр - сторожевой корабль СмПЛ - сверхмалая подводная лодка

ССН - система самонаведения ТВД - театр военных действий тдк - танкодесантный корабль ТТД - тактико-технические данные ТТХ - тактико-технические характеристики

ТТЭ - тактико-технические элементы тщ - тральщик (м - морской, б -базовый, р - рейдовый) УВП - установка вертикального пуска

удк - универсальный десантный корабль уз - узел

УРО - управляемое ракетное оружие фр - фрегат эм - эскадренный миноносец

 

Список использованной литературы

1. Александров Ю.М., Гусев А.Н. Боевые корабли мира на рубеже XX-XXIвеков. Ч. НИ: Справочник. СПб.: Галея Принт, 2000-2001.

2. Алексеев В.П. Морской бой: скрытность и внезапность. М.: Воениздат, 1991,

3. Броневицкий ГА. и др. Основы военно-морской психологии. М.: Воениздат, 1977.

4. Военно-морской словарь. М.: Воениздат, 1990.

5. Гордеев Н.П. Маскировка в боевых действиях флота. М.: Воениэдат, 1971.

6. Горшков С.Г. Морская мощь государства. Изд.2-е. М.: Воениэдат, 1979.

7. Директоров Н.Ф. и др. Автоматизация управления и связь в ВМФ. СПб.: Элмор, 1998.

8. Доценко В.Д. История Военно-морского искусства. Т.), СПб.: Судостроение, 1999.

9. Доценко В.Д. Флоты в локальных конфликтах второй половины XX века. М.: Издательство ACT - СПб.: Terra Fantastica, 2001.

10. Емельянов Л.А. Подводные лодки Советского Союза в Великой Отечественной войне. Тактика в боевых примерах. М.: Воениздат, 1979. 11.3олоторев В.А., Козлов И.А. Флотоводцы России. М.: Терра, 1998.

12. Каталог. Оружие России. Том III. Корабли и вооружение ВМФ. М.: Военный парад, 1996.

13. Корабельный устав Военно-морского флота СССР. Изд.2-е. М.: Воениздат, 1986.

14. Кузин В.П., Никольский В.И. Военно-морской флот СССР 1945-1991. СПб.: Историческое Морское Общество, 1996.

15. Куприенков В.Ф., Соловьев и.В. Морские оперативные карты. СПб., 1996.

16. Основы политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2010 года // М.: Красная звезда. Морской сборник. №4. 2000.

17. Палий А.И. Радиоэлектронная борьба. М.: Воениздат, 1981.

18. Родионов Б.И. Противолодочные силы и средства флотов. М.: Воениздат, 1977.

19. Родионов Б.И., Новичков Н.Н. Крылатые ракеты в морском бою. М.: Воениздат, 1987.

20. Свод эволюционных сигналов гражданского флота СССР (СЭС-81). М.: Воениздат, 1981.

21. Советская военная энциклопедия (8 томов). М.: Воениздат, 1976.

22. Современные боевые самолеты: Справочное пособие. Минск: Элайда, 1997.

23. Справочник вахтенного офицера. М.: Воениздат, 1975.

24.Стаябо К.А. Военно-морские силы в политике США. М.: Воениздат, 1990.

25. Сысоев С. Перспективы развития ВМС ведущих стран мира до 2010 г. // Зарубежное военное обозрение. 2000. №1,2.

26. Хвощ В.А. Тактика подводных лодок. М.: Воениздат, 1989.

27.Хияйнен Л.П. Развитие зарубежных подводных лодок и их тактики. Изд.2-е. М.: Воемиэдат, 1988.

28. Хорьков Г.И. Надводные корабли советского ВМФ в Великой Отечественной войне. Тактика в боевых примерах. М.: Воениздат, 1979.

29. Широкорад А.Б. Оружие отечественного флота 1945-2000. Минск: Харвест, 2001.

 

Приложения

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-29

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...