Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Политика бюрократического реформаторства императора Николая I

 

Годы царствования императора Николая I (1825-1855) большинство оте- чественных историков характеризует как "апогей самодержавия" По мнению В.О.Ключевского, Николай I правил "в консервативном духе и бюрократиче- скими средствами".

Период правления Николая Павловича – это последняя предреформен- ная попытка самодержавия соединить почти несоединимое: сохранить незыб- лемой политическую систему абсолютизма, и, одновременно, пойти на уступ- ки новым требованиям времени в экономике, особенно в аграрном вопросе.

Одним из первых направлений внутриполитического курса Николая I было укрепление полицейско-бюрократического аппарата. Царь стремился со- средоточить в своих руках решение всех государственных дел, минуя соответ- ствующие министерства и ведомства. При нем была существенно ограничена роль таких высших органов власти, как Сенат и Государственный Совет.

Принцип режима личной власти воплотился в разросшейся "собственной канцелярии" царя. Прежняя александровская канцелярия стала при Николае I отделением, в обязанности которого входило подготавливать бумаги для им- ператора и следить за исполнением его повелений. В апреле 1826 г. было обра- зовано П отделение канцелярии, занимавшееся кодификацией законов. Затем в июле 1826 г. создается Ш отделение (высшая полиция),в 1828 г. – IV отделе- ние (управляло учебными, воспитательными заведениями, входившими в ве- домство матери царя - Марии Федоровны), позднее учреждаются V и VI отде-

 

История Отечества - часть 2 M пятница, 18 мая 2001 г. 14:59 Лист № 70 (123)


 

 

ления. Наибольшее значение имели П и III отделения императорской личной канцелярии,

П канцелярия завершила начатую еще при Александре I кодификацию законов. Практически вся работа была проведена М.М.Сперанским и закончи- лась она изданием “Полного собрания законов Российской империи” в 46 то- мах (48 частях), куда вошли 31 тыс. законодательных актов с 1649 по 1825 г. Кроме того, были изданы "Свод военных постановлений" (12 томов). Свод за- конов Остзейских в западных губерний", "Свод законов Великого княжества Финского". Вся эта огромная работа была проведена Сперанским за 6 лет. Од- нако кодификация не повлияла не на систему управления страной, устранила произвол, волокиту и коррупцию чиновников.

III отделение императорской канцелярии возглавлял фаворит царя гене- рал А.Х.Бенкендорф. Отделение располагало очень широкими функциями: со- бирало информацию о настроениях различных слоев населения, осуществляло тайный надзор за печатью и политическими неблагонадежными лицами, на- блюдало за иностранными поданными в России, выявляло носителей "ложных слухов" и фальшивомонетчиков, занималось перлюстрацией частных писем и

т.д.

 

В 1826 г. был издан новый цензурный устав с такими жестами правила- ми, что современники назвали его "чугунным". Цензоры обязывались не про- пускать в печать ни одно произведение, в котором порицались бы христиан- ская вера или монархия, рассуждалось о конституциях или высказывалась мысль о необходимости преобразований. В 1837 г. была установлена парал- лельная цензура, т.е. проверка произведений уже прошедших цензуру. В слу- чае "недосмотра" цензора наказывали: сажали на гауптвахту, увольняли или отправляли в ссылку.

С созданием Комитета по устройству учебных заведений (1826) был установлен жесткий правительственный контроль за системой народного образования. В задачу Комитета входила проверка уставов учебных заведений,

 

 

История Отечества - часть 2 M пятница, 18 мая 2001 г. 14:59 Лист № 71 (123)


 

 

выработка единых принципов просвещения, определение дисциплин и учеб- ной литературы. Образование должно было по мнению правительства, воспи- тывать "скромных граждан", которые бы трудились для правительства каждый на своём поприще. Идейной платформой перестройки системы образования, управления всей сферой культуры стал лозунг министра просвещения, прези- дента Академии наук С.С.Уварова: "самодержавие, православие, народность".

В 1827 г. были изданы указ и специальный циркуляр, запрещавшие при-

 

нимать крепостных крестьян в гимназию и университеты.

 

Университетский устав 1835 г. существенно ограничил автономию уни- верситетов. Устанавливался строгий полицейский надзор за студентами, вво- дились должности инспектора и его помощников, исполнявших чисто админи- стративно-полицейские функции. В вузах насаждалась казарменная дисципли- на. За нарушение распорядка студента могли посадить в карцер, исключить из учебного заведения и даже отдать в солдаты.

1 Университеты потеряли значительную долю былой автономии, приём в них ограничивался, а плата росла, из учебных программ были изъяты такие предметы, как естественное право, философия. Однако приостановить про- цесс распространения образования уже не представлялось возможным. Введение нового "чугунного" Цензурного устава также не принесло ожи- даемого результата. Крамольные идеи продолжали распространяться не- смотря на все препятствия.

2 В социальной политике правительство, прежде всего, стремилось ук- репить позиции дворянства. В 1832 г. был издан закон ограничивав- ший проникновение в среду дворянства буржуазии, для которой соз- давалась новая привилегированная сословная категория "почетных граждан" двух степеней "потомственных почетных граждан" и "лич- ных почетных граждан". Указом 1845 г. правительство стремилось уменьшить число лиц, получивших статус дворянина через выслугу.

 

 

История Отечества - часть 2 M пятница, 18 мая 2001 г. 14:59 Лист № 72 (123)


 

 

Если раньше право на получение личного дворянства давал 12 класс,

 

по Табели о рангах, а потомственного – 8, то теперь соответственно 9 и 5.

 

3 Важное место в правительственной политике занимал вопрос о кре- постном праве. Николай I признавал, что "крепостное право – зло", осознавал необходимость освобождения крестьян.

4 Сохраняя в неприкосновенности политическую систему самодержа- вия и не решаясь трогать систему крепостничества, которая всё более заходила в тупик, Николай I был вынужден принять ряд мер, ослаб- ляющих зависимость крестьян от помещиков, упраздняющих её наи- более одиозные проявления. Запрещалось отдавать крепостных на за- воды; ограничивалось право помещиков ссылать крестьян в Сибирь; запрещалось продавать крестьян с публичного торга с раздроблением семьи, дарить или платить ими долги; дворянам без имений запреща- лось покупать крестьян без земли; помещики получили право отпус- кать дворовых на волю; при продаже имений с публичного торга кре- стьяне получили право выкупа на свободу; крестьянам разрешалось приобретать с согласия помещика недвижимость.

Более серьёзные меры решения крестьянского вопроса неоднократно об- суждались в многочисленных секретных комитетах (более 10). Комитет 1835 г. поставил задачу "нечувствительного возведения крестьян из состояния крепо- стного до состояния свободы". Предполагалось в три этапа и в неопределён- ные сроки освободить крестьян без земли. Работа комиссии закончилась без результата. В 1839 г. был создан новый комитет, где видную роль играл из- вестный государственный деятель того времени, человек высокообразованный, придерживающийся либеральных взглядов П.Д.Киселёв. Итогом работы коми- тета стал указ 2 апреля 1842 г. "об обязанных крестьянах". Он не отменял указа

1803 г. "о вольных хлебопашцах", но призван был исправить его "неудобные стороны". Владельцам разрешалось заключать с крестьянами по взаимному со- глашению договоры на таком основании, чтобы помещики сохраняли полное

 

 

История Отечества - часть 2 M пятница, 18 мая 2001 г. 14:59 Лист № 73 (123)


 

 

право вотчинной собственности, а крестьяне получали от них участки земли в пользование за установленные повинности. Таким образом до реформы 1861 г. было освобождено всего 27 тыс. крестьян.

В 1844 г. правительство предприняло составление так называемых "ин- вентарей" в западнорусских губерниях, где помещиками были в основном по- ляки, находившиеся в оппозиции к русскому правительству. Это было описа- ние помещичьих имений с чёткой фиксацией размеров земельных наделов кре- стьян и выполняемых повинностей.

Самой крупной мерой в области аграрного вопроса была реформа управления государственными крестьянами проведенная в конце 30-х годов. Государственные крестьяне составляли 1/3 всего податного крестьянского на- селения и юридически являлись сводным сословием, находившим в подчине- нии у государства. Цель реформы – поднять благосостояние этой категории населения и подать пример помещикам в управлении их собственными дерев- нями. Руководил реформой проф.П.Д.Киселев, возглавлявший V отделение императорской канцелярии. Государственные крестьне рассматривались как свободные жители, обрабатывающие государственные земли. Малоземельные были наделены землей, пересмотрено обложение помещичьих крестьян в соот- ветствии с местными условиями; основовались медицинские и ветеринарные учебные заведения, расширялась сеть низших школ.

Реформа улучшила правовое и материальное положение крестьян, ввела принцип крестьянского местного самоуправления. Созданное Министерство государственных имуществ заботилось об удовлетворении хозяйственных и бытовых нужд подведомственных крестьян. Оно проводило размежевание зе- мель, увеличивало наделы малоземельных крестьян, следило за правильной раскладкой налогов, открывало в деревнях начальные школы и больницы.

Осуществляя экономическую политику, правительство поддерживало развитие промышленности. Учреждались банки, строились .железные дороги, поощрялась деятельность промышленных обществ и организация выставок.

 

 

История Отечества - часть 2 M пятница, 18 мая 2001 г. 14:59 Лист № 74 (123)


 

 

Вводились поощрительные :меры для предпринимателей, издавались покрови- тельственные тарифы. В 1839 г. Министром финансов Е.Ф.Канкриным была проведена денежная реформа, укрепившая курс рубля. Велась борьба с бюд- жетным дефицитом путем сокращения расходных статей, повышением прямых и косвенных налогов.

В 1848-1855 гг. произошло усиление консервативно-охранительного курса самодержавия. Возросли карательные меры против печати, наступил пе- риод "цензурного террора. Салтыков-Щедрин был сослан в Вятку за повесть "Запутанное дело", И.С.Тургенев за издание "Записок охотника" сначала был посажен в полицейскую часть, а затем отправлен под надзором полиции в свое орловское имение.

Иностранцам запрещался въезд в Россию, а русским - выезд за границу. Находившиеся за границей, российские поданные должны были возвращаться домой, под страхом лишения подданства и конфискации имений.

Суровым ограничениям подверглось высшее образование. Запрещалось преподавание государственного права и философии. Философию Николай I называл "модной чепухой, польза которой не доказана, а вред от нее возможен". В университетах сокращался контингент студентов (до 300 чел.), усиливался полицейский надзор за профессорами. Министр просвещения С.С.Уваров был заменен П.А.Ширинским-Шахматовым, который потребовал от преподавателей высших учебных заведений все научные выводы основы- вать "не на умственных, а на религиозных истинах".

В период царствования Николая I, несмотря на отдельные успехи, эко- номика России отставала от европейских стран. Феодально-крепостническая система тормозила прогресс во всех областях общественного развития. Поли- цейско-бюрократический аппарат подавлял общественную мысль, что неиз- бежно углубляло конфликт власти и общества.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-29

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...