Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема: «Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Парус»

ТРЕБОВАНИЯ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ ПО РУССКОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК»

Курс

Студенты 4 курса проходят практику по зарубежной литературе в 5-9 классах. Студенты 5 курса проходят практику по зарубежной литературе в 9-11 классах.

Студент, проходящий практику в школе по зарубежной литературе, должен изучить календарный план учителя литературы, посетить в первую неделю все его уроки, определить с ним темы уроков, разработать их и провести не менее одного урока мировой литературы в неделю. Учитель литературы оценивает каждое проведенное занятие по зарубежной литературе, ставит оценку за него в конце конспекта урока. Если календарный план работы учителя-словесника предусматривает проведение воспитательного мероприятия по мировой литературе, то практикант совместно с учителем разрабатывает это мероприятие и проводит его. В конце практики учитель дает письменную характеристику работы студента-практиканта и выставляет общую оценку на специальном бланке. По окончании практики студент предоставляет методисту кафедры мировой литературы

1. Календарный план по зарубежной литературе с указанием класса, дат и программы, учебника, по которым проводились уроки.

2. Все рабочие конспекты проведенных уроков, выполненные в тетради, (с обязательным указанием триединой цели, типа урока, оборудования, КРАТКИМ описанием этапов урока, слов учителя и ответов учеников) с их оценкой и подписью учителя, один развернутый конспект урока мировой литературы, набранный на компьютере и распечатанный, (с обязательным указанием триединой цели, типа урока, оборудования, ПОДРОБНЫМ описанием этапов урока, слов учителя и ответов учеников, иллюстративным, раздаточным материалом и тд) с его оценкой и подписью учителя, а также развернутый конспект воспитательного мероприятия по литературе (если оно проводилось во время практики).

3. Самоанализ одного из уроков (в тетради, после конспекта урока, схема ниже).

4. ТОЛЬКО ДЛЯ СТУДЕНТОВ 5 КУРСА: анализ урока учителя литературы (в тетради, схема ниже).

5. Характеристику работы студента-практиканта с оценкой учителя литературы, его подписью и выводом педагогического совета школы, в которой проходила практика.

В СЛУЧАЕ ДИСТАНЦИОННОЙ СДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ ФОТОКОПИЯ ВСЕХ МАТЕРИАЛОВ

Для консультации обращаемся:

Зав. каф., д.филол.н., проф. Дмитренко Виктория Игоревна: [email protected]; 0501688218

Недайнова Тамара Борисовна: [email protected] – студенты специальности «русский язык и литература, английский язык»

 

ТРЕБОВАНИЯ К КОНСПЕКТУ УРОКА

1. Текст конспекта урока пишите на листах, с одной сто­роны, оставляя большие поля для внесения дополнений, заме­чаний, исправлений. Такой конспект можно использовать не­сколько лет. Конспект урока можно сделать и в компьютер­ном варианте, но требования к его оформлению остаются те же.

2. Конспект пишите крупным, разборчивым почерком, вы­деляя главное (в рукописном и компьютерном вариантах).

3. Четко структурируйте урок, прогнозируя время на каж­дый его компонент. Используйте цветные карандаши, флома­стеры для выделения этапов уроков, важного теоретического материала, заданий для групповой и индивидуальной работы, а также для работы с одаренными детьми.

4. На каждом этапе урока определяйте формы и методы работы и фиксируйте их название в конспекте. Если вы рабо­таете по той или иной технологии, то назовите ее, используй­те в конспекте соответствующую терминологию.

5. Правильно оформляйте цитаты, эпиграфы, сноски. Осо­бенно четко пишите фамилии и имена, географические назва­ния и т. д., не допускайте фактических ошибок.

6. Обязательно нумеруйте страницы конспекта урока. По­мните, что его объем должен быть ограничен 45 минутами урока.

7. Особое внимание обратите на подведение итогов уро­ка и домашнее задание. Это очень важные этапы урока.

 

 

ПРИМЕР ФОРМУЛИРОВКИ ТРИЕДИНОЙ ЦЕЛИ И ОБОРУДОВАНИЯ УРОКА ПО ТЕМЕ: «А. И. КУПРИН. «ГРАНАТОВЫЙ БРАСЛЕТ». ПЕСНЬ БЕСКОРЫСТНОЙ ЛЮБВИ»

Цель урока: проанализировать рассказ А. И. Куприна «Гранатовый браслет»; помочь учащимся понять внутренний мир героев; проследить, как в рассказе решается проблема бескорыстной любви; раскрыть причины, обусловившие трагичность судеб героев; развивать навыки исследовательской работы с текстом; развивать логическое и образное мышление; воспитывать нравственные качества; воспитывать любовь к слову, музыке, живописи.

Оборудование урока: текст; иллюстрации к произведению; голубой, синий, белый шелк; живая красная роза; запись музыки Людвига ван Бетховена «Сонет № 2»; оформление доски (рисунки к произведению, портрет писателя, эпиграф).

 

ПРИМЕРЫ РАЗВЕРНУТЫХ КОНСПЕКТОВ УРОКОВ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Урок литературы в 6 классе

Тема: «Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Парус»

Цель: познакомиться с новым способом анализа лирического произведения; постичь философскую глубину лирического стихотворения М.Лермонтова «Парус», способствовать развитию навыков анализа литературного произведения, воспитывать творческое отношение к жизни, любовь к литературе.

Тип урока – урок изучения нового материала

Оборудование: портрет писателя, запись романса на стихотворение «Парус», иллюстрации к стихотворению разных художников, наброски Лермонтова с изображением паруса

Актуализация опорных знаний

Учитель: М.Ю. Лермонтов. Поэт необыкновенной силы и таланта. Ему было 28 лет, когда жизнь его трагически оборвалась. Но, несмотря на такой короткий срок, он оставил нам большое количество прекрасных стихов. Перелистывая томик стихов, понимаешь, как одинок был этот поэт, мотив одиночества и печали постоянно звучит в его стихах. Почему? Когда ребята всем бывает одиноко? (когда вас не понимают, не любят, когда нет родителей, друзей).

Учитель:Да, разные причины. Одиночество испытывал Лермонтов с детства, он рано потерял мать, с отцом его разлучила бабушка, которая любила внука безумно. Детство прошло в Тарханах. Лермонтов любил рисовать, много читал, лучшие учителя учили его в детстве, бабушка приглашала в дом мальчиков и девочек, которые играли с Мишелем. Он говорил по-французски, по-немецки, увлекался математикой, играл в шахматы, на фортепьяно, скрипке. Он поступает в пансион при Московском университете. Здесь Лермонтов начинает писать и становится признанным поэтом.

В 1830 году Лермонтов поступает в Московский университет. 1832 год знаменателен для Лермонтова. Он переезжает в Петербург для продолжения образования. В этом году, в августе, на берегу Финского залива он пишет стихотворение «Парус», однако опубликовано оно было лишь после смерти поэта в 1841 году.

Казалось бы все хорошо, но одиночество было: смерть матери, отдаление отца, были товарищи по играм, но не было близких друзей, не было братьев и сестер, а потом будет одиночество взрослой жизни.

Иногда кажется, что гениальное стихотворение родилось в одно мгновение. Так ли это?

Первый пейзаж с парусом Лермонтов создал в одиннадцать лет. Это была небольшая акварель, созданная на Кавказе (озеро, горы, берег, заросший кустарником, деревья и одинокий парус). Через пять лет он пишет ещё одну акварель «Морской вид с парусом» (Парус на фоне моря). Это произойдет уже в Петербурге. Образ “Паруса” намечен и в стихотворении «Желание» (1832год). Во второй строфе его он пишет:

Дайте мне челнок досчатый

С полугнившею скамьей,

Парус серый и косматый,

Ознакомленный с грозой.

Я тогда пущуся в море

Беззаботен и один,

Разгулялось на просторе

И потешусь в буйном споре

С дикой прихотью пучин.

В этом же году восемнадцатилетний юноша пишет и стихотворение «Парус».

Учитель:Почему же он неоднократно обращается к этому образу, возможно ответ на этот вопрос мы найдем в ходе нашей работы?

(учитель выразительно, наизусть на фоне музыки читает стихотворение «Парус»)

Анализ стихотворения

I строфа

Учитель:

1. Какая картина представляется вам во время прочтения первых двух строф?

2. Давайте найдем “ключевой” образ. (парус)

3. Какие эпитеты использует автор в обрисовке этого образа? (одинокий в тумане)

4. В каком состоянии он находится (в состоянии поиска трудного “одинокий” “ в тумане” да еще и неизвестна цель “что ищет?”, “ что кинул?”.

5. Каким рисуется море? (голубое, безбрежное, контраст парус и море).

6. Какие контрасты используются автором. (“море (безбрежное)<>парус (одинокий); ищет <>кинул; далекий <>родной” пространственное одиночество паруса).

Строфа

Учитель:

1. Какую картину природы создает поэт в первых двух строках?

Пейзаж бури. Отсутствие эпитетов, простые предложения, передают динамику движения. Звуки “св”, “чн”, “скр” передают звуки бури.

Учитель:Почему “играют” (не бушуют) слово снижает картину бури, причем это слово ставится на первое место. Подумайте?

Учитель: Какой мотив продолжается в 3 и 4 строфе? (3 и 4 строфы развертывают мотив “что ищет” и “что кинул”?). Направленность и цель поиска остается неизвестными.

Учитель: Как вы понимаете значение слова “увы” , с каким чувством оно произносится. (Сожаления. Буря не приносит ему избавления от неудовлетворенности существования)

Учитель: Как звучит черновой вариант? (Здесь прямо указывается бесцельность поиска. В окончательном варианте отмечается, что парус не ищет счастья, ибо его нет ни в покое, ни в буре.

Учитель: С какой целью слово «счастье» повторяется дважды. (Двукратное повторение слова «счастье», безусловно, выделяет его как одно из центральных ценностей значимых понятий.).

3 строфа: В последнем четверостишие заключен основной заряд.

Учитель: Какая картина рисуется в первых строках? (картина покоя) (парус помещен теперь между небом и землей, контраст закреплен «под» – «над»). Появляются эпитеты, “светлей лазури”, передающие цвет. Глагол движения пропущен, сказуемых нет.

Учитель:Почему поэт отказывается от первоначального порядка слов. (Он акцентирует внимание на пространственных предлогах, что усиливает ощущение всеохватывающей красоты).

Учитель:Какой вывод делается в последних двух строках? Неожиданный, резкий контраст. Неизвестность и трудность пути. Возможность покоя, ведут не к отказу от движения, а к стремлению вперед, к борьбе. Нет отказа от бури. Резкий контраст между первыми и последними строфами.

Учитель:Мы с вами отметили ключевые образы: “парус”, “покой”, “буря”. Но как вы думаете, кому принадлежат мысли, чьими глазами даются нам картины природы?

Лирический герой:

· Это он, как и парус, одинок;

· Это он находится в состоянии поиска;

· Это он стремится найти гармонию;

· Это он стремится достичь счастья через движение.

Последние строки характеризуют внутренние переживания. Вечная неудовлетворенность препятствует счастью человека, а, возможно, это и есть счастье, само движение, жажда деятельности.

Лирический герой не может установить равновесие между “мятежным внутренним миром” и “миром внешним”. Неудовлетворенность настоящим, значимость исканий, стремление к гармонии - над этими проблемами и заставляет нас задуматься поэт.

Подведение итогов

Учитель: Мы с вами познакомились со стихотворением М.Ю.Лермонтова «Парус». Скажите, каким цветом вы передадите настроение стихотворения? Какую музыку вы подберете к стихотворению? Объясните свой ответ.

Домашнее задание: выучить стихотворение наизусть, создать иллюстрации к стихотворению (рисунки, цветовые, геометрические ассоциации).

Урок литературы в 7 классе

Тема: «Хлестаковщина» в современном мире»

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по комедии Н.ВГоголя «Ревизор», на основе полученных знаний по теме повторить понятие “хлестаковщина”, углубить характеристику героя комедии; способствовать развитию социальной и коммуникативной компетенций учащихся, воспитывать любовь к литературе и внимательное отношение к художественному слову.

Тип – урок-рассуждение

Оборудование: мультимедийная презентация, фрагмент из кинофильма, иллюстрации к произведению, текст комедии

Ход урока

Повторение.

Учитель: Итак, кто же такой Хлестаков? В начале давайте обратимся к проверке вашего домашнего задания, которое и поможет нам в решении вопроса урока. Второй частью вашего домашнего задания была характеристика Хлестакова, составленная по группам. Первой группе необходимо было подобрать эпитеты, второй- глаголы, третей -положительные и отрицательные черты Хлестакова, а четвертой -нарисовать его портрет.

(Ученики на доске заполняют таблицу, вывешивают выставку рисунков-портретов Хлестакова, записывают эпитеты и глаголы).

Положительное Отрицательное
“каждый день доставай билеты в кеятр”; молодой человек лет 23-24; одет по моде; знаком с русской и зарубежной литературой; умеет увлечь слушателей; нравится женщинам; разбирается в людях. “профинтил денежки”; “сидит и хвост подвернул, не горячится”; “кутит на батюшкины деньги”; “продаёт всё до последней рубашки”; “делом не занимается”; “гуляет по прешпекту”; не платит в трактире; труслив; высокомерен, нагл, груб со слугой; преувеличивает, сочиняет, врёт о своей жизни и службе в столице; придумывает небылицы; берёт взятки; волочится за Анной Андреевной и Марьей Антоновной, несерьёзно относится к женщинам; ленив.

Учитель: Как вы думаете, в чем смысл фамилии Хлестакова? Как вы думаете Хлестаков – положительный или отрицательный герой? Мы пришли к выводу, что Хлестаков – в большей степени отрицательный герой. какие черты высмеивает автор в Хлестакове? (Лживость, трусость, высокомерность, лень, наглость и т.д.)

Сейчас вашему вниманию будет представлен фрагмент кинофильма “Ревизор”.

Фрагмент кинофильма.

Учитель: Итак, как вы думаете, о каком явлении говорит этот фрагмент? (О хлестаковщине)

Что такое “хлестаковщина”? (Чтение конспекта статьи)

Изучение темы.

Мы еще раз убедились, что комедия актуальна и сегодня. Сейчас проведем небольшую ролевую игру. Вам необходимо разделиться на три команды. первая команда будет приводить примеры, которые бы подтвердили наличие “хлестаковщины” в нашем мире, вторая команда – примеры, опровергающие этот факт. Третья же команда – слушатели, которые подведут итог нашей дискуссии.

Ученики разных групп высказывает свою точку зрения о хлестаковщине, выполняя рои, отведенные учителем. Один ученик из группы слушателей заполняет таблицу и перечисляет аргументы за и против.

За Против
   

4. Итог урока. Учитель: Замечательно, мы пришли к выводу, что “хлестаковщина” существует и по сей день. А сейчас вам необходимо оценить свою работу при помощи листа самооценки.

v Активность

v Умение вести дискуссию

v Уважение другого мнения

v Умение слушать собеседника

Я бы хотела, чтобы вы продолжили данные неоконченные предложения: Хлестаковщина – это….Чтобы бороться с Хлестаковщиной в себе, надо…

5. Домашнее задание: написать небольшое сочинение-рассуждение на тему «О чем мечтает господин Хлестаков?».

 

БАЗОВАЯ СХЕМА АНАЛИЗА УРОКА

1. Общие сведения об уроке: дата, класс, предмет, оборудование.

2. Начало урока. Готовность класса к уроку. Умение учителя сосредоточить внимание учеников на обучении, создать рабочую атмосферу в классе.

3. Тема и цель урока (учебная, развивающая, воспитательная). Место данного урока в системе уроков по этой теме, связь с ранее изученным материалом.

4. Организация урока:

- тип урока,

- структура урока, его этапы, их последовательность и распределение времени, соответствие структуры его содержанию и цели;

- виды учебной деятельности;

- использование разных видов работы на уроке;

- рациональное использование времени.

5. Содержание урока:

- соответствие подачи материала возрастным особенностям учеников;

- воспитательное значение урока;

- целесообразность изложенного материала;

- соответствие содержания урока требованиям программы;

- связь теории и практики; объяснение учителем практического значения знаний, обучение учеников практическому использованию своих знаний;

- межпредметные связи;

- использование жизненного опыта учеников с целью развития у них познавательной активности и самостоятельности;

- реальность объёма знаний, умений и навыков учеников для одного урока.

6. Методика проведения урока:

- оборудование и его использование;

- соответствие методов и приёмов заданиям урока и их оптимальное соединение;

- соответствие методов и содержания урока возрастным особенностям и уровню подготовки учеников, их эффективность;

- постановка учителем перед учениками цели урока и подведение итогов урока;

- робота со слабоуспевающими учениками на уроке;

- правильность, эффективность и объективность оценивания учителем знаний и деятельности учеников;

- соблюдение единых требований к ученикам.

7. Организация познавательной деятельности учеников:

- роль, место и характер самостоятельной работы учеников на уроке;

- использование учебников и пособий;

- последовательность вопросов и заданий, приёмы активизации учеников;

- характер познавательных заданий, формулирование проблемных вопросов.

8. Психологические основы урока:

- развитие внимания;

- развитие памяти, мышления;

- ритмичность урока: чередование материала разной степени сложности, разнообразие видов учебной деятельности;

- присутствие психологических пауз;

- эмоциональная атмосфера урока.

9. Объём, характер домашнего задания.

10. Работа и поведение учеников на уроке:

- активность класса, качество ответов учеников:

- заинтересованность детей материалом урока;

- дисциплинированность и организованность детей;

- речь учеников.

11. Поведение учителя на уроке:

- выдержка, собранность, доброжелательность в общении с учениками;

- умение распределять внимание на уроке, прислушиваться к ответам детей;

- требовательность к ученикам, использование различных приёмов влияния на учеников;

- эмоциональность;

- речь учителя;

- внешний вид.

12. Выводы и пожелания.

 

ТРЕБОВАНИЯ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ ПО РУССКОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК»

Курс

Студенты 4 курса проходят практику по зарубежной литературе в 5-9 классах. Студенты 5 курса проходят практику по зарубежной литературе в 9-11 классах.

Студент, проходящий практику в школе по зарубежной литературе, должен изучить календарный план учителя литературы, посетить в первую неделю все его уроки, определить с ним темы уроков, разработать их и провести не менее одного урока мировой литературы в неделю. Учитель литературы оценивает каждое проведенное занятие по зарубежной литературе, ставит оценку за него в конце конспекта урока. Если календарный план работы учителя-словесника предусматривает проведение воспитательного мероприятия по мировой литературе, то практикант совместно с учителем разрабатывает это мероприятие и проводит его. В конце практики учитель дает письменную характеристику работы студента-практиканта и выставляет общую оценку на специальном бланке. По окончании практики студент предоставляет методисту кафедры мировой литературы

1. Календарный план по зарубежной литературе с указанием класса, дат и программы, учебника, по которым проводились уроки.

2. Все рабочие конспекты проведенных уроков, выполненные в тетради, (с обязательным указанием триединой цели, типа урока, оборудования, КРАТКИМ описанием этапов урока, слов учителя и ответов учеников) с их оценкой и подписью учителя, один развернутый конспект урока мировой литературы, набранный на компьютере и распечатанный, (с обязательным указанием триединой цели, типа урока, оборудования, ПОДРОБНЫМ описанием этапов урока, слов учителя и ответов учеников, иллюстративным, раздаточным материалом и тд) с его оценкой и подписью учителя, а также развернутый конспект воспитательного мероприятия по литературе (если оно проводилось во время практики).

3. Самоанализ одного из уроков (в тетради, после конспекта урока, схема ниже).

4. ТОЛЬКО ДЛЯ СТУДЕНТОВ 5 КУРСА: анализ урока учителя литературы (в тетради, схема ниже).

5. Характеристику работы студента-практиканта с оценкой учителя литературы, его подписью и выводом педагогического совета школы, в которой проходила практика.

В СЛУЧАЕ ДИСТАНЦИОННОЙ СДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ ФОТОКОПИЯ ВСЕХ МАТЕРИАЛОВ

Для консультации обращаемся:

Зав. каф., д.филол.н., проф. Дмитренко Виктория Игоревна: [email protected]; 0501688218

Недайнова Тамара Борисовна: [email protected] – студенты специальности «русский язык и литература, английский язык»

 

ТРЕБОВАНИЯ К КОНСПЕКТУ УРОКА

1. Текст конспекта урока пишите на листах, с одной сто­роны, оставляя большие поля для внесения дополнений, заме­чаний, исправлений. Такой конспект можно использовать не­сколько лет. Конспект урока можно сделать и в компьютер­ном варианте, но требования к его оформлению остаются те же.

2. Конспект пишите крупным, разборчивым почерком, вы­деляя главное (в рукописном и компьютерном вариантах).

3. Четко структурируйте урок, прогнозируя время на каж­дый его компонент. Используйте цветные карандаши, флома­стеры для выделения этапов уроков, важного теоретического материала, заданий для групповой и индивидуальной работы, а также для работы с одаренными детьми.

4. На каждом этапе урока определяйте формы и методы работы и фиксируйте их название в конспекте. Если вы рабо­таете по той или иной технологии, то назовите ее, используй­те в конспекте соответствующую терминологию.

5. Правильно оформляйте цитаты, эпиграфы, сноски. Осо­бенно четко пишите фамилии и имена, географические назва­ния и т. д., не допускайте фактических ошибок.

6. Обязательно нумеруйте страницы конспекта урока. По­мните, что его объем должен быть ограничен 45 минутами урока.

7. Особое внимание обратите на подведение итогов уро­ка и домашнее задание. Это очень важные этапы урока.

 

 

ПРИМЕР ФОРМУЛИРОВКИ ТРИЕДИНОЙ ЦЕЛИ И ОБОРУДОВАНИЯ УРОКА ПО ТЕМЕ: «А. И. КУПРИН. «ГРАНАТОВЫЙ БРАСЛЕТ». ПЕСНЬ БЕСКОРЫСТНОЙ ЛЮБВИ»

Цель урока: проанализировать рассказ А. И. Куприна «Гранатовый браслет»; помочь учащимся понять внутренний мир героев; проследить, как в рассказе решается проблема бескорыстной любви; раскрыть причины, обусловившие трагичность судеб героев; развивать навыки исследовательской работы с текстом; развивать логическое и образное мышление; воспитывать нравственные качества; воспитывать любовь к слову, музыке, живописи.

Оборудование урока: текст; иллюстрации к произведению; голубой, синий, белый шелк; живая красная роза; запись музыки Людвига ван Бетховена «Сонет № 2»; оформление доски (рисунки к произведению, портрет писателя, эпиграф).

 

ПРИМЕРЫ РАЗВЕРНУТЫХ КОНСПЕКТОВ УРОКОВ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Урок литературы в 6 классе

Тема: «Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Парус»

Цель: познакомиться с новым способом анализа лирического произведения; постичь философскую глубину лирического стихотворения М.Лермонтова «Парус», способствовать развитию навыков анализа литературного произведения, воспитывать творческое отношение к жизни, любовь к литературе.

Тип урока – урок изучения нового материала

Оборудование: портрет писателя, запись романса на стихотворение «Парус», иллюстрации к стихотворению разных художников, наброски Лермонтова с изображением паруса

Актуализация опорных знаний

Учитель: М.Ю. Лермонтов. Поэт необыкновенной силы и таланта. Ему было 28 лет, когда жизнь его трагически оборвалась. Но, несмотря на такой короткий срок, он оставил нам большое количество прекрасных стихов. Перелистывая томик стихов, понимаешь, как одинок был этот поэт, мотив одиночества и печали постоянно звучит в его стихах. Почему? Когда ребята всем бывает одиноко? (когда вас не понимают, не любят, когда нет родителей, друзей).

Учитель:Да, разные причины. Одиночество испытывал Лермонтов с детства, он рано потерял мать, с отцом его разлучила бабушка, которая любила внука безумно. Детство прошло в Тарханах. Лермонтов любил рисовать, много читал, лучшие учителя учили его в детстве, бабушка приглашала в дом мальчиков и девочек, которые играли с Мишелем. Он говорил по-французски, по-немецки, увлекался математикой, играл в шахматы, на фортепьяно, скрипке. Он поступает в пансион при Московском университете. Здесь Лермонтов начинает писать и становится признанным поэтом.

В 1830 году Лермонтов поступает в Московский университет. 1832 год знаменателен для Лермонтова. Он переезжает в Петербург для продолжения образования. В этом году, в августе, на берегу Финского залива он пишет стихотворение «Парус», однако опубликовано оно было лишь после смерти поэта в 1841 году.

Казалось бы все хорошо, но одиночество было: смерть матери, отдаление отца, были товарищи по играм, но не было близких друзей, не было братьев и сестер, а потом будет одиночество взрослой жизни.

Иногда кажется, что гениальное стихотворение родилось в одно мгновение. Так ли это?

Первый пейзаж с парусом Лермонтов создал в одиннадцать лет. Это была небольшая акварель, созданная на Кавказе (озеро, горы, берег, заросший кустарником, деревья и одинокий парус). Через пять лет он пишет ещё одну акварель «Морской вид с парусом» (Парус на фоне моря). Это произойдет уже в Петербурге. Образ “Паруса” намечен и в стихотворении «Желание» (1832год). Во второй строфе его он пишет:

Дайте мне челнок досчатый

С полугнившею скамьей,

Парус серый и косматый,

Ознакомленный с грозой.

Я тогда пущуся в море

Беззаботен и один,

Разгулялось на просторе

И потешусь в буйном споре

С дикой прихотью пучин.

В этом же году восемнадцатилетний юноша пишет и стихотворение «Парус».

Учитель:Почему же он неоднократно обращается к этому образу, возможно ответ на этот вопрос мы найдем в ходе нашей работы?

(учитель выразительно, наизусть на фоне музыки читает стихотворение «Парус»)

Анализ стихотворения

I строфа

Учитель:

1. Какая картина представляется вам во время прочтения первых двух строф?

2. Давайте найдем “ключевой” образ. (парус)

3. Какие эпитеты использует автор в обрисовке этого образа? (одинокий в тумане)

4. В каком состоянии он находится (в состоянии поиска трудного “одинокий” “ в тумане” да еще и неизвестна цель “что ищет?”, “ что кинул?”.

5. Каким рисуется море? (голубое, безбрежное, контраст парус и море).

6. Какие контрасты используются автором. (“море (безбрежное)<>парус (одинокий); ищет <>кинул; далекий <>родной” пространственное одиночество паруса).

Строфа

Учитель:

1. Какую картину природы создает поэт в первых двух строках?

Пейзаж бури. Отсутствие эпитетов, простые предложения, передают динамику движения. Звуки “св”, “чн”, “скр” передают звуки бури.

Учитель:Почему “играют” (не бушуют) слово снижает картину бури, причем это слово ставится на первое место. Подумайте?

Учитель: Какой мотив продолжается в 3 и 4 строфе? (3 и 4 строфы развертывают мотив “что ищет” и “что кинул”?). Направленность и цель поиска остается неизвестными.

Учитель: Как вы понимаете значение слова “увы” , с каким чувством оно произносится. (Сожаления. Буря не приносит ему избавления от неудовлетворенности существования)

Учитель: Как звучит черновой вариант? (Здесь прямо указывается бесцельность поиска. В окончательном варианте отмечается, что парус не ищет счастья, ибо его нет ни в покое, ни в буре.

Учитель: С какой целью слово «счастье» повторяется дважды. (Двукратное повторение слова «счастье», безусловно, выделяет его как одно из центральных ценностей значимых понятий.).

3 строфа: В последнем четверостишие заключен основной заряд.

Учитель: Какая картина рисуется в первых строках? (картина покоя) (парус помещен теперь между небом и землей, контраст закреплен «под» – «над»). Появляются эпитеты, “светлей лазури”, передающие цвет. Глагол движения пропущен, сказуемых нет.

Учитель:Почему поэт отказывается от первоначального порядка слов. (Он акцентирует внимание на пространственных предлогах, что усиливает ощущение всеохватывающей красоты).

Учитель:Какой вывод делается в последних двух строках? Неожиданный, резкий контраст. Неизвестность и трудность пути. Возможность покоя, ведут не к отказу от движения, а к стремлению вперед, к борьбе. Нет отказа от бури. Резкий контраст между первыми и последними строфами.

Учитель:Мы с вами отметили ключевые образы: “парус”, “покой”, “буря”. Но как вы думаете, кому принадлежат мысли, чьими глазами даются нам картины природы?

Лирический герой:

· Это он, как и парус, одинок;

· Это он находится в состоянии поиска;

· Это он стремится найти гармонию;

· Это он стремится достичь счастья через движение.

Последние строки характеризуют внутренние переживания. Вечная неудовлетворенность препятствует счастью человека, а, возможно, это и есть счастье, само движение, жажда деятельности.

Лирический герой не может установить равновесие между “мятежным внутренним миром” и “миром внешним”. Неудовлетворенность настоящим, значимость исканий, стремление к гармонии - над этими проблемами и заставляет нас задуматься поэт.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-29

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...