Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Работа над выразительным чтением.

Учитель:Давайте поработаем над выразительным чтением. Создадим партитуру стиха, обратим внимание на паузы, интонацию. Выразительное чтение 2-х учащихся, сравнение.

Подведение итогов

Учитель: Мы с вами познакомились со стихотворением М.Ю.Лермонтова «Парус». Скажите, каким цветом вы передадите настроение стихотворения? Какую музыку вы подберете к стихотворению? Объясните свой ответ.

Домашнее задание: выучить стихотворение наизусть, создать иллюстрации к стихотворению (рисунки, цветовые, геометрические ассоциации).

Урок литературы в 7 классе

Тема: «Хлестаковщина» в современном мире»

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по комедии Н.ВГоголя «Ревизор», на основе полученных знаний по теме повторить понятие “хлестаковщина”, углубить характеристику героя комедии; способствовать развитию социальной и коммуникативной компетенций учащихся, воспитывать любовь к литературе и внимательное отношение к художественному слову.

Тип – урок-рассуждение

Оборудование: мультимедийная презентация, фрагмент из кинофильма, иллюстрации к произведению, текст комедии

Ход урока

Организационный момент. Актуализация.

Учитель: Доброе утро, присаживайтесь. Сегодня мы с вами поговорим о хлестаковщине, попытаемся понять, осталось ли это явление сегодня, в 21 веке или оно безвозвратно ушло вместе с девятнадцатым и двадцатым столетием. В начале давайте внимательно посмотрим инсценировку отрывка комедии.

Хлестаков. Здесь много чиновников. мне кажется, однако ж, они меня принимают за государственного человека. верно, я вчера им подпустил пыли. экое дурачье! Напишу- ка я обо всем в Петербург к Тряпичкину: он пописывает статейки – пусть-ка он их общелкает хорошенько. Эй, Осип, подай мне бумагу и чернила!

Осип. Сейчас.

Хлестаков. А уж Тряпичкину, точно, если кто попадет на зубок, - берегись: отца родного не пощадит для словца, и деньгу тоже любит. Впрочем, чиновники эти добрые люди; это с их стороны хорошая черта, что они мне дали взаймы. Пересмотрю нарочно, сколько у меня денег. Это от судьи триста; это от почтмейстера триста, шестьсот, семьсот, восемьсот…Какая замасленная бумажка! Восемьсот, девятьсот… Ого! за тысячу перевалило… Ну-ка, теперь, капитан, ну-ка, попадись-ка ты мне теперь! Посмотрим, кто кого!

Учитель: Узнали ли вы героя? (Хлестаков). Какова тема нашего урока?

(Есть ли место “хлестаковщине” в современном мире?)

Учитель: Такие произведения, как комедия Гоголя “Ревизор”, являются классическими произведениями, так как нравственные уроки, изложенные в них, остаются всегда актуальными. И сегодня нам предстоит с вами выяснить : есть ли место Гоголевским героям в нашем мире. Дома вам необходимо было попытаться подобрать эпиграф к нашему уроку. (Варианты эпиграфа)

Я предлагаю вам следующий эпиграф:

Происходит странная вещь.
Фитюлька, спичка, мальчишка
Хлестаков силою страха и благоговения
к нему вырастает в персону, становится сановником,
становится тем, кого в нем видят…

Г.А Гуковский “Реализм Гоголя”

Повторение.

Учитель: Итак, кто же такой Хлестаков? В начале давайте обратимся к проверке вашего домашнего задания, которое и поможет нам в решении вопроса урока. Второй частью вашего домашнего задания была характеристика Хлестакова, составленная по группам. Первой группе необходимо было подобрать эпитеты, второй- глаголы, третей -положительные и отрицательные черты Хлестакова, а четвертой -нарисовать его портрет.

(Ученики на доске заполняют таблицу, вывешивают выставку рисунков-портретов Хлестакова, записывают эпитеты и глаголы).

Положительное Отрицательное
“каждый день доставай билеты в кеятр”; молодой человек лет 23-24; одет по моде; знаком с русской и зарубежной литературой; умеет увлечь слушателей; нравится женщинам; разбирается в людях. “профинтил денежки”; “сидит и хвост подвернул, не горячится”; “кутит на батюшкины деньги”; “продаёт всё до последней рубашки”; “делом не занимается”; “гуляет по прешпекту”; не платит в трактире; труслив; высокомерен, нагл, груб со слугой; преувеличивает, сочиняет, врёт о своей жизни и службе в столице; придумывает небылицы; берёт взятки; волочится за Анной Андреевной и Марьей Антоновной, несерьёзно относится к женщинам; ленив.

Учитель: Как вы думаете, в чем смысл фамилии Хлестакова? Как вы думаете Хлестаков – положительный или отрицательный герой? Мы пришли к выводу, что Хлестаков – в большей степени отрицательный герой. какие черты высмеивает автор в Хлестакове? (Лживость, трусость, высокомерность, лень, наглость и т.д.)

Сейчас вашему вниманию будет представлен фрагмент кинофильма “Ревизор”.

Фрагмент кинофильма.

Учитель: Итак, как вы думаете, о каком явлении говорит этот фрагмент? (О хлестаковщине)

Что такое “хлестаковщина”? (Чтение конспекта статьи)

Изучение темы.

Мы еще раз убедились, что комедия актуальна и сегодня. Сейчас проведем небольшую ролевую игру. Вам необходимо разделиться на три команды. первая команда будет приводить примеры, которые бы подтвердили наличие “хлестаковщины” в нашем мире, вторая команда – примеры, опровергающие этот факт. Третья же команда – слушатели, которые подведут итог нашей дискуссии.

Ученики разных групп высказывает свою точку зрения о хлестаковщине, выполняя рои, отведенные учителем. Один ученик из группы слушателей заполняет таблицу и перечисляет аргументы за и против.

За Против
   

4. Итог урока. Учитель: Замечательно, мы пришли к выводу, что “хлестаковщина” существует и по сей день. А сейчас вам необходимо оценить свою работу при помощи листа самооценки.

v Активность

v Умение вести дискуссию

v Уважение другого мнения

v Умение слушать собеседника

Я бы хотела, чтобы вы продолжили данные неоконченные предложения: Хлестаковщина – это….Чтобы бороться с Хлестаковщиной в себе, надо…

5. Домашнее задание: написать небольшое сочинение-рассуждение на тему «О чем мечтает господин Хлестаков?».

 

БАЗОВАЯ СХЕМА АНАЛИЗА УРОКА

1. Общие сведения об уроке: дата, класс, предмет, оборудование.

2. Начало урока. Готовность класса к уроку. Умение учителя сосредоточить внимание учеников на обучении, создать рабочую атмосферу в классе.

3. Тема и цель урока (учебная, развивающая, воспитательная). Место данного урока в системе уроков по этой теме, связь с ранее изученным материалом.

4. Организация урока:

- тип урока,

- структура урока, его этапы, их последовательность и распределение времени, соответствие структуры его содержанию и цели;

- виды учебной деятельности;

- использование разных видов работы на уроке;

- рациональное использование времени.

5. Содержание урока:

- соответствие подачи материала возрастным особенностям учеников;

- воспитательное значение урока;

- целесообразность изложенного материала;

- соответствие содержания урока требованиям программы;

- связь теории и практики; объяснение учителем практического значения знаний, обучение учеников практическому использованию своих знаний;

- межпредметные связи;

- использование жизненного опыта учеников с целью развития у них познавательной активности и самостоятельности;

- реальность объёма знаний, умений и навыков учеников для одного урока.

6. Методика проведения урока:

- оборудование и его использование;

- соответствие методов и приёмов заданиям урока и их оптимальное соединение;

- соответствие методов и содержания урока возрастным особенностям и уровню подготовки учеников, их эффективность;

- постановка учителем перед учениками цели урока и подведение итогов урока;

- робота со слабоуспевающими учениками на уроке;

- правильность, эффективность и объективность оценивания учителем знаний и деятельности учеников;

- соблюдение единых требований к ученикам.

7. Организация познавательной деятельности учеников:

- роль, место и характер самостоятельной работы учеников на уроке;

- использование учебников и пособий;

- последовательность вопросов и заданий, приёмы активизации учеников;

- характер познавательных заданий, формулирование проблемных вопросов.

8. Психологические основы урока:

- развитие внимания;

- развитие памяти, мышления;

- ритмичность урока: чередование материала разной степени сложности, разнообразие видов учебной деятельности;

- присутствие психологических пауз;

- эмоциональная атмосфера урока.

9. Объём, характер домашнего задания.

10. Работа и поведение учеников на уроке:

- активность класса, качество ответов учеников:

- заинтересованность детей материалом урока;

- дисциплинированность и организованность детей;

- речь учеников.

11. Поведение учителя на уроке:

- выдержка, собранность, доброжелательность в общении с учениками;

- умение распределять внимание на уроке, прислушиваться к ответам детей;

- требовательность к ученикам, использование различных приёмов влияния на учеников;

- эмоциональность;

- речь учителя;

- внешний вид.

12. Выводы и пожелания.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-29

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...