Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие науки как целостный процесс

История биологии как наука

 

История биологии как наука. Предмет истории биологии, ее основные функции и структура. Место истории биологии в системе научного знания.

 

Развитие науки как целостный процесс

 

Основное содержание познавательного процесса. Развитие науки как процесс возникновения нового мыслительного содержания. Откуда берется новое содержание мысли? Концепции интуитивизма, ассоцианизма и бихевиоризма. Парадокс развития.

Формы развития науки и структура процесса познания. Эволюционная и революционная формы развития науки. Концепции плоского эволюционизма и релятивизма. Кумулятивистская теория. Анатомия типической революции в науке. Формы научных революций: концептуальная смена и концептуальное углубление. История науки и парадоксы.

Понятие научно-исторической формации как этапа развития науки. Развитие науки как движение от низшей научно-исторической формации к высшей. Основные закономерности развития: возникновение высшей формации на базе низшей; интеграция части содержания низшей формации в состав высшей; утрата части содержания низшей формации при переходе к высшей.

Источники развития науки. Что движет мыслью? Природа человека как фундаментальная причина развития науки и главный стимул движения мысли.

Непосредственные проявления фундаментальных причин. Эмоционально-психический уровень: потребность в интеллектуальном творчестве, любознательность и познавательная страсть. Роль честолюбия. Противоречие между знанием и незнанием – главный непосредственный двигатель мысли.

Условия развития науки (вненаучные факторы). Роль вненаучных факторов в развитии науки. Наука как одна из сторон духовной жизни общества и один из аспектов отражения общественного бытия. Связь науки с уровнем развития производственных отношений через: 1) материальную обеспеченность научных исследований (экстенсивный и интенсивный моменты); 2) формирование социального заказа; 3) накопление практических знаний; 4) формирование идеологии. Понятия "науки настоящей" и "науки официальной".

Наука как социальный институт. Роль общества в управлении наукой. Проблема формирования кадров: профориентационная работа, система образования. Положительные и отрицательные аттрактивные механизмы: проблема оптимального баланса.

Проблема управления научными коллективами. Формы и способы управления. Проблемы планирования, отчетности и творческого поиска. Способы оценки эффективности научного работника, их сравнительная характеристика. Проблема размера научного коллектива. Проблема возраста научного коллектива. Понятие адаптивного торможения. Проблема белой вороны и серой толпы.

 

Особенности мышления и биологические представления

Первобытного человека

 

Особенности мышления первобытного человека. Дологический (паралогический) характер мышления. Первобытная форма реалистической парадигмы: наивный реализм, его биологические основания. Возникновение объясняющего (причинного) интеллекта и фантастическая парадигма. Анимизм и антропоморфизм, их корни. Принцип партиципации (Леви-Брюль). Практические знания первобытного человека о живой природе.

 

Возникновение науки

 

Причины возникновения науки: общечеловеческие, социальные и гносеологические. Причины отделения науки от технологии. Противопоставление умственного и физического видов труда в связи с расколом общества на классы как необходимое условие возникновения науки. Предпосылки возникновения науки: античная демократия, практика аргументационных процессов, концентрация духовной жизни общества в городах.

 

Наука рабовладельческого строя

 

Знания о живой природе в раннерабовладельческих государствах Древней Индии, Ближнего Востока и Восточного Средиземноморья.

Античная наука. Социально-политические условия развития античной науки: наличие демократии, практика публичных аргументационных процессов, социальный статус ученого, идея гармоничного развития человека, дух состязательности. Многообразие мировоззренческих систем. Взгляды античных ученых на предмет сущности и происхождения жизни, происхождения человека и органической эволюции. Представления философов – атомистов о физиологии пищеварения. Труды школы Гиппократа по анатомии, физиологии, эмбриологии и генетике. Взгляды Аристотеля на природу наследственности, концепция формализма. Труды Аристотеля и Теофраста по систематике растений и животных.

 

Наука средних веков (феодального общества)

Способ существования феодального общества, особенности мировоззрения и социально-политические условия развития науки в этот период. Особенности социального заказа. Схоластика и апологетика.

Роль религии в духовной жизни феодального общества. Основные свойства религиозного мировоззрения: консервативность и догматичность. Дедуктивная логика – главный инструмент познания средневековой науки.

Биология средних веков. Представления ученых о сущности жизни, органической эволюции, происхождении жизни. Типологическая концепция вида. Представление о естественной системе живого мира. Телеологическая парадигма и парадигма антропоцентризма – главные объяснительные принципы средневековой биологии. Роль повседневной практической деятельности людей в приращении биологического знания.

 

Наука эпохи Возрождения

 

Борьба между феодальным и буржуазным укладами – основной социально-политический фон развития науки эпохи Возрождения. Особенности буржуазной идеологии и буржуазного мировоззрения в этот период – идеи свободомыслия, величия человека и парадигма реализма (материалистического объяснения действительности). "Мода" на ревизионистские концепции и ее причины, на примере концепции Дж. Фракасторо. "Мода" на "косметический ремонт" средневековых концепций и его причины (на примере концепций Б. Телезио, Кардано, Парацельса). Неявное изгнание Бога из научных концепций: философия пантеизма (Дж. Бруно).

Коперниканская революция и ее "анатомия". Социально-политические и внутринаучные предпосылки коперниканской революции. Роль концепции Н. Кузанского. Основное содержание гелиоцентрической концепции мира по Н. Копернику. Онтологические и психологические последствия коперниканской революции.

Изменение социальной базы развития науки: перенос "точки роста" в светскую область – корпорацию медиков. Причины ведущей роли медицины в развитии науки эпохи Возрождения.

Биология эпохи Возрождения. Роль великих путешествий Колумба, Магеллана, Дрейка и др. в пополнении биологических коллекций. Обращение к античной науке – другому источнику новых сведений. Экспедиции Белона и Корда в Египет и Азию. Труды Гесснера, Ронделе, А. Везалия, М. Сервета, Фаллопа, Ф.Д' Аквапенденте, Евстахия и Гарвея по описанию и систематизации ботанического и зоологического материала, по морфологии, анатомии и физиологии животных и растений. Труды А. Цезальпина, Додоенса и Далешампа по классификации растений и флористике. Основание первых ботанических садов (Падуя, Пиза, Болонья, Париж) и зверинцев.

 

Наука XX века

 

Основные черты развития науки XX века. Двадцатый век как эпоха НТР (НТП). Ускорение развития науки. Дифференциация. Формирование пограничных наук. Связь науки и производства, науки и идеологии. Новая форма апологетики.

Особенности развития науки в СССР. Феномены Н.И. Вавилова и Т.Д, Лысенко.

 

Методология биологии как наука

 

Предмет методологии науки, ее цели и задачи. Структура методологии. Методология как технология научного поиска и как наука о процессе познания. Представления о методике и методе. Гносеология. Базовые принципы методологии: объективности, познаваемости, диалектического характера процесса познания и практики, как основы познания и критерия истины.

 

История биологии как наука

 

История биологии как наука. Предмет истории биологии, ее основные функции и структура. Место истории биологии в системе научного знания.

 

Развитие науки как целостный процесс

 

Основное содержание познавательного процесса. Развитие науки как процесс возникновения нового мыслительного содержания. Откуда берется новое содержание мысли? Концепции интуитивизма, ассоцианизма и бихевиоризма. Парадокс развития.

Формы развития науки и структура процесса познания. Эволюционная и революционная формы развития науки. Концепции плоского эволюционизма и релятивизма. Кумулятивистская теория. Анатомия типической революции в науке. Формы научных революций: концептуальная смена и концептуальное углубление. История науки и парадоксы.

Понятие научно-исторической формации как этапа развития науки. Развитие науки как движение от низшей научно-исторической формации к высшей. Основные закономерности развития: возникновение высшей формации на базе низшей; интеграция части содержания низшей формации в состав высшей; утрата части содержания низшей формации при переходе к высшей.

Источники развития науки. Что движет мыслью? Природа человека как фундаментальная причина развития науки и главный стимул движения мысли.

Непосредственные проявления фундаментальных причин. Эмоционально-психический уровень: потребность в интеллектуальном творчестве, любознательность и познавательная страсть. Роль честолюбия. Противоречие между знанием и незнанием – главный непосредственный двигатель мысли.

Условия развития науки (вненаучные факторы). Роль вненаучных факторов в развитии науки. Наука как одна из сторон духовной жизни общества и один из аспектов отражения общественного бытия. Связь науки с уровнем развития производственных отношений через: 1) материальную обеспеченность научных исследований (экстенсивный и интенсивный моменты); 2) формирование социального заказа; 3) накопление практических знаний; 4) формирование идеологии. Понятия "науки настоящей" и "науки официальной".

Наука как социальный институт. Роль общества в управлении наукой. Проблема формирования кадров: профориентационная работа, система образования. Положительные и отрицательные аттрактивные механизмы: проблема оптимального баланса.

Проблема управления научными коллективами. Формы и способы управления. Проблемы планирования, отчетности и творческого поиска. Способы оценки эффективности научного работника, их сравнительная характеристика. Проблема размера научного коллектива. Проблема возраста научного коллектива. Понятие адаптивного торможения. Проблема белой вороны и серой толпы.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-29

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...