Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКАРАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКА СИ. Семенака Учимся СОЧУВСТВОВАТЬ, СОПЕРЕЖИВАТЬ Коррекционно-развивающие занятия
Длядетей5 —8 лет УДК 376 ББК 74.3 С 30 ВВЕДЕНИЕ Семенака СИ. С 30 Учимся сочувствовать, сопереживать. Коррекционно- развивающие занятия для детей 5-8 лет. — М.: АРКТИ, 2003. — 79с. (Развитие и воспитание дошкольника). ISBN 5-89415-343-3 В пособии представлены разработки занятий по формированию у детей эмпатии; авторские варианты проблемных ситуаций, отдельных игровых упражнений, содержание которых носит вариативный характер; подобрана серия разнообразных ди-. агностических методик по изучению проявления эмпатии у детей. Пособие предназначено студентам педагогических учебных заведений, воспитателям, учителям, психологам, родителям. УДК 376 ББК 74.3
ISBN 5^89415-343-3 Анализ исследований проблемы агрессивного поведения детей позволил выделить в качестве важнейшего фактора, контролирующего агрессию — формирование эмпатии. В психологии под эмпатией понимается способность индивида эмоционально отзываться на переживания другого, мысленно или эмоционально встать на место другого человека, переживающего какие-либо чувства. Развитие эмпатии представляет собой неотъемлемую часть формирования личности, воспитания у индивида культуры межличностных отношений. Эмоционально-нравственные основы культуры личности закладываются уже в дошкольном возрасте. Воспитание сочувствия, отзывчивости, гуманности является неотъемлемой частью нравственного воспитания. Ребенок, понимающий чувства другого, активно откликающийся на переживания окружающих людей, стремящийся оказать помощь человеку, попавшему в трудную ситуацию, не будет проявлять враждебность и агрессивность. Яркую оценку эмпатии дал известный педагог В.А. Сухо-млинский: «Глухой к другим людям — останется глухим к самому себе: ему будет недоступно самое главное в самовоспитании — эмоциональная оценка собственных поступков...». В связи с часто демонстрируемыми в средствах массовой информации сценами насилия дети становятся не чувствительными к боли другого человека. Учитывая эмоциональную впечатлительность детей 5-8 лет, усилия дошкольных образовательных учреждений и школы должны быть направлены на формирование осознанного противостояния злу и проявления радости за другого.
1*-2392 Подробно механизмы проявления эмпатии раскрыты в работах зарубежных ученых, в частности К. Рождерса, который считает, что быть в состоянии эмпатии значит воспринимать внутренний мир другого точно, но без потери ощущения «как будто». Термином «эмпатия» он определяет'личностную черту — способность к пониманию и сопереживанию. Ссылаясь на исследования А. А. Бодалева, Л.П. Стрелковой, А.А. Рояк, А.Б. Николаевой, И.М. Юсупова, М.Я. Якобсон и других отечественных ученых, кратко остановимся на возрастных особенностях проявления и формирования эмпатии у детей дошкольного и младшего школьного возраста, знание которых позволит педагогам правильно осуществлять отбор средств педагогического воздействия. С возрастом развивается способность ребенка переживать за другого, что связано с возрастными изменениями у него темперамента, эмоциональной возбудимости, а также с влиянием социального окружения. На ранних стадиях психического развития ребенка закладывается первый компонент эмпатийного процесса — сопереживание, проявляющееся на основе таких механизмов, как эмоциональное заражение и идентификация. Сопереживание — это переживание сходной эмоции с объектом. По мере становления второго компонента эмпатийного процесса сочувствия доминирующую роль начинают играть когнитивные компоненты, знания моральных принципов и социальные ориентации ребенка. Сочувствие выражается в стремлении оказать помощь другому. Подлинная эмпатия предполагает: высокую эмоциональную чувствительность; высокий уровень понимания. На основе таких двух компонентов эмпатийного процесса, как сопереживание и сочувствие, у дошкольников возникает импульс к содействию другим, который побуждает ребенка к конкретным поступкам. Л.П. Стрелкова отмечает, что «переход к реальному содействию возможен при расширении круга переживаемых эмоций». В исследованиях А.А. Рояк и А.Б. Николаевой доказана роль игровой деятельности в формировании у детей способности к сочувствию, сопереживанию. В младшем школьном возрасте, наряду с развивающимся чувством «Я», у ребенка складывается представление о «Я» других людей, отличном от его собственного. В этот период D важно научить ребенка учитывать интересы других, их потребности, выраженные в переживаниях. Для формирования эмпатийного поведения ребенку необходимо зрительно воспринять или эмоционально осознать ценность своих поступков. К факторам, мешающим формированию и проявлению эмпатии, ученые относят эгоцентризм, тревожность, агрессивность, не-вротизацию. Для развития эмпатии важно учитывать, что в возрасте 5-8 лет ребенок особенно восприимчив влиянию взрослого. В связи с этим немаловажное значение имеет и то, насколько воспитатель, учитель, родители сами обладают эмоциональной отзывчивостью на переживания ребенка, умеют вовремя прийти ему на помощь. С учетом актуальности проблемы формирования эмпатии у детей и профилактики агрессивности в детском возрасте разработан цикл коррекционно-развивающих занятий «Учимся сочувствовать, сопереживать» (для детей 5-8 лет). Содержание предлагаемых занятий направлено на решение следующих задач: ♦ расширение представлений о понятиях «добро» и «зло»; ♦ развитие способности к эмоциональному сопережива ♦ развитие стремления к проявлению сочувствия и сопе ♦ формирование ценностного отношения к моральной сто ♦ воспитание гуманного отношения к родным, близким, При разработке конспектов коррекционно-развивающих занятий были учтены факторы, влияющие на эмпатийность детей: ♦ степень близости с объектом; ♦ частота общения с ним; ♦ интенсивность стимула, вызывающего эмпатию (боль, ♦ предыдущий опыт эмпатии. С учетом данных факторов содержание занятий условно распределено по трем разделам: Раздел 1. Я и мои родные. Раздел 2. Учимся сочувствовать и сопереживать друзьям. Раздел 3. Мы и наши друзья — животные. Каждое занятие имеет следующую примерную структуру: ♦ игровой прием, с помощью которого создается мотива ♦ моральная оценка поступков героев художественных ♦ решение проблемных ситуаций, позволяющих закреп ♦ игровые упражнения в проявлении сочувствия, сопере ♦ советы сказочного персонажа — Светлячка, расширяю ♦ игры, в которых дети упражняются в проявлении радо В содержание отдельных занятий включено проведение диагностических упражнений, позволяющих оценить отношение отдельных детей к окружающим его людям. При проведении каждого занятия в качестве основных методов и приемов работы предлагается использовать: ♦ беседы на моральные темы; ♦ чтение и последующий анализ художественных произ ♦ упражнения в выражении эмоционального состояния гимнастики; ♦ обсуждение и проигрывание проблемной ситуации; ♦ просмотр и обсуждение фрагментов знакомых мульт ♦ слушание или пение детских песен; ♦ рисование на заданную тему. Задача педагога на каждом занятии обращать внимание детей на нравственную сторону поступков людей; учить видеть и определять характер отношений определенного человека к другим людям, животным и дать ему моральную оценку. Важно побуждать детей задумываться над мотивами поступка, устанавливать взаимосвязь мотива и результата поступка. Эффективным способом активного отношения ребенка к обсуждаемой нравственной проблеме является обращение к уже имеющемуся у него опыту, сравнению пережитых им самим чувств с чувствами тех людей, сверстников, о которых он узнал из содержания художественного произведения или проблемной ситуации. Ситуации, требующие поставить себя на место другого, способствуют формированию осмысления переживаний других людей, животных. Большое значение в развитии эмпатии у детей имеет и постановка вопроса, побуждающего, например, по внешним признакам определять и понимать состояние человека. Вопрос «Как бы ты поступил..?» помогает ребенку связать услышанное или прочитанное с собственным нравственным опытом, переживаниями. На отдельных занятиях предусмотрено выполнение домашних заданий, связанных с проявлением сопереживания и сочувствия родителям, братьям и сестрам или животным. При их выполнении нужно позаботиться о том, чтобы ребенок испытывал чувство удовлетворения от совершенного поступка (помог уставшей маме; пожалел плачущую маленькую сестренку; сделал кормушку и покормил зимующих птиц или голодного котенка и т.п.). При отборе материала для занятий использованы игры, игровые упражнения, опубликованные на страницах современных методических разработок или сборников (В.М. Минаева, А.И. Сорокина, З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова, Т.И. Попова, Н.Л. Кряжева, С.А. Шмаков, Л.Б. Фесюковой, И.В. Цветко-ва и др.). При составлении советов Светлячка использовались рекомендации и разработки О.С. Богдановой, Г.П. Лаврентьевой, В.И. Петрова, О.Д. Калининой, А.А. Плешакова. Вниманию воспитателей, учителей предлагаются авторские варианты проблемных ситуаций, отдельных игровых упражне- ний, содержание.которых носит вариативный характер и может быть дополнено другими проблемами, с которыми педагоги сталкиваются при решении задач нравственного воспитания и, в частности, воспитания эмпатии. В Приложении подобрана серия разнообразных диагностических методик по изучению проявления эмпатии у детей, которые отличаются своей доступностью в применении и помогут педагогам определять особенности эмпатииных переживаний у воспитанников. РАЗДЕЛ i Я И МОИ РОДНЫЕ ЗАНЯТИЕ 1 Самый дорогой на свете человек Цели: 1. Развивать способность к эмоциональному сопережива 2. Учить понимать и активно выражать эмоциональное пе 3. Учить давать моральную оценку поступкам героев худо 4. Воспитывать гуманное отношение к родным и близким Ход занятия Занятие начинается с обращения к детям: — Кто на свете для вас самый дорогой человек? — Мама! Чтение стихотворения о маме В. Руссу. Много мам на белом свете, Всей душой их любят дети. Только мама есть одна, Всех дороже мне она. Кто она? Отвечу я: Это мамочка моя. Воспитатель предлагает рассказать детям о своей маме с помощью игрового упражнения: «Моя мама». Дети по очереди завершают суждение «Моя мама...», «Когда я вижу свою маму, то...». Появляется Светлячок — обязательный игровой персонале всех последующих занятий. Светлячок приносит с собой волшебный фонарик, который будет детям помогать в трудную и в радостную минуту. С помощью Светлячка детям предлагается прослушать проблемную ситуацию, которая после обсуждения обязательно проигрывается. 2-2392 Обсуждение и проигрывание проблемной ситуации «Мама Сережи приЩла уставшая с работы, увидев разбросанные по всей квартире игрушки, попросила их убрать. Сережа сделал вид, что не услышал просьбу. Мама приготовила ужин, после которого попросила сына помочь ей убрать посуду со стола, на что тот ответил: "Не хочу!". Мама обвделась ». — Почему мама обиделась на сына? — Как должен был поступить Сережа? Во время проигрывания ситуации обращается внимание на передачу эмоционального состояния каждого героя с помощью мимики, пантомимики и интонации голоса. После проигрывания воспитатель обращается с вопросами к детям. — Для чего нужна мама? (Диагностика детских представле Пбдвести к обобщению: «Мама дает жизнь каждому из нас, заботится, беспокоится о нас, в любую радостную и трудную минуту поддержит, поможет, защитит, поймет и простит». — А всегда ли мы понимаем и слушаем своих мам? Мама сильно рассердилась, Без меня ушла в кино. Жалко мне, что так случилось, Но не плачу все равно. Я за шалости наказан, Справедливо, может быть, Только я прощенья сразу Не решился попросить. А теперь сказал бы маме: «Ну прости, в последний раз!..». Я не плачу, слезы сами, Сами катятся из глаз. — Почему рассердилась мама? — Кого вам жалко в этом стихотворении? Почему? — Как можно помочь малышу в этой ситуации? На помощь детям приходит Светлячок, который дает советы: Будь ласков с родителями, с теми, кто заботится о тебе дома, помогай им, будь приветлив с ними. Если ты вдруг обидел дорогого тебе человека, то нужно обязательно попросить прощения. Подойди к маме, обними ее, нежно скажи: «Прости». Сделай маме что-нибудь приятное, она будет этому очень рада. Игра «Букет цветов для любимой мамы» Воспитатель берет на себя роль продавца. Заранее готовится витрина с экспозицией букетов цветов. Игровая задача: выбрать самый красивый букет для своей С помощью мимики показать выражение лица мамы, которая получит такой красивый букет. Далее детям раздаются сердечки, вырезанные из бумаги, цветные карандаши (фломастеры) и предлагается раскрасить сердечки в любимый мамин цвет. По окончании задания воспитатель предлагает подарить эти сердечки своим мамам, сделав им тем самым приятное. В конце занятия предложить спеть песню о маме. ЗАНЯТИЕ 2 Игра «Угадай настроение» Детям дается набор пиктограмм с видами настроения (веселое, грустное, сердитое, доброе, счастливое и т.п.). После определения каждой пиктограммы по виду настроения дети разбиваются на пары. Один ребенок берет пиктограмму и, не показывая ее другому, называет настроение, которое на ней изображено. Второй должен найти пиктограмму, задуманную партнером. После этого дети сравнивают две выбранные картинки. При несовпадении можно попросить детей объяснить, почему они выбрали ту или иную пиктограмму для определения настроения. Рисование на тему «Моя семья»позволяет диагностировать характер семейных взаимоотношений и положение ребенка в семье. Домашнее задание: прислушаться к советам Светлячка и проявлять заботу о своих родителях. ЗАНЯТИЕ 3 Братья и сестры Цели: 1. Воспитывать доброжелательное отношение к братьям и 2. Вызывать стремление проявлять заботу о младших брать 3. Развивать осознанное отношение к проявлению сочув Ход занятия ЗАНЯТИЕ 4 Ссоры братьев и сестер Цели: 1. Побуждать детей к проявлению сочувствия и сопережива 2. Развивать осознание причин детских ссор. 3. Поощрять проявления сочувствия и сопереживания к ок Ход занятия Проблемная ситуация, которую в начале занятия обыгрывает взрослый: «Светлячок собирал землянику в лесу и случайно ушиб ногу, его лицо искажено болью». Педагог побуждает детей проявить сочувствие: «Что у тебя случилось?», «Тебе больно?», «Давай мы тебе поможем присесть на диван. Присядь й отдохни», «Можетбыть, нужна помощь врача?». Педагог, поощрив проявления внимания детей и помощи к Светлячку, делает вывод: от тепла детских сердец боль быстро прошла и у Светлячка снова прекрасное настроение. Светлячок, указывая на свою корзинку с земляникой, отмечает, что собирать ее не так легко, нужно постоянно наклоняться над каждым кустиком. Далее взрослый педагог предлагает послушать рассказ, в котором одна маленькая девочка собрала много земляники, а вот кто ей в этом помог, должны догадаться дети. Чтение рассказа Э. Шима «Брат и младшая сестра». «Санька и его младшая сестричка Варя идут из лесу. Набрали земляники, несут в кузовках. Моя бабушка поглядела и посмеивается: — Что ж ты, Саня... Маленькая Варя больше тебя набрала! — Еще бы! — отвечает Санька. — Ей нагибаться не надо, вот Опять идут Санька и Варя из лесу, тащат корзинки с грибами маслятами. — Что ж ты, Саня... — говорит бабушка. — Маленькая-то — Еще бы! — отвечает Санька. — Она к земле ближе, вот и В третий раз отправляются в лес Варя и Санька. Малину собирать. И я пошел вместе с ними. И вдруг вижу, как Санька, незаметно от Вари, подсыпает ягоды ей в кузовок. Варя отвернется, а он возьмет и подсыплет... Идем обратно. У Вари ягод больше, у Саньки — меньше. Встречается бабушка. — Что ж ты, — говорит, — Саня... Малина-то высоко растет! — Высоко, — соглашается Санька. — Дак тебе дотянуться легче, а Варя больше набрала! — Еще бы, — отвечает Санька, — Варя у нас молодец, Варя у — Как маленькой девочке удалось насобирать ягод больше, — Почему старший брат каждый раз, собирая в лесу ягоды, — Вы хотели бы иметь такого старшего брата? Почему? вздыхает. Разыгрывается ситуация: что случилось? Почему ты загрустил? К сожалению, не всегда братья и сестры живут дружно. Обсуждение и проигрывание проблемной ситуации «Наташа и Даша — сестрички, но они очень часто ссорятся. Ссоры возникают из-за того, что кто-то не поделился игрушкой, конфетой, не уступил ход в игре, не помог сложить игрушки. Мама, наблюдая за ссорами сестер, огорчается...» — Как вы думаете, почему огорчается мама? — Как должны общаться между собой сестры и братья? — Что можно посоветовать Наташе и Даше? Ролевая гимнастика: с помощью мимики и пантомимики показать:
3-2392 • сестрички сердятся; • мама огорчается; • сестрички веселятся; • мама радуется. Притча о дружбе (Т.И. Попова) «Заболел в одной семье отец, а семья была большая — четыре сьгаа и дочь. Позвал он детей к себе и стал перед смертью напутствие давать, попросил принести веник и сломать его. Ломали, ломали — ничего не получается. Попросил он по одному прутику ломать. Быстро дети сломали веник и все поняли. Никто не одолеет, никто не сломает, если держаться вместе! Дали они слово отцу всегда быть дружными ». Советы Светлячка: Не обижайте и не давайте в обиду маленьких братьев и сестер, других малышей. Относитесь к маленьким братьям и сестрам ласково, играйте с ними, будьте для них хорошим примером. Игра «Рисуем эмоции пальцами» Детям предлагается нарисовать свои эмоции пальцами. Для этого необходимо использовать баночки с гуашевой краской. Игра направлена на выражение осознания своего эмоционального состояния. В данном случае неважно, сюжетным ли будет рисунок. Может быть, ребенок просто нарисует какие-то пятна, дайте ему возможность попробовать отразить себя, свои эмоции на листе бумаги. ЗАНЯТИЕ 5 И близких нам людей Цели: 1. Формировать осознанное отношение к соблюдению тре 2. Побуждать к проявлению сопереживания детям и родите Ход занятия Светлячок предлагает детям, имеющим братьев и сестер, рассказать об их дружеских взаимоотношениях: — Вы дружно живете со своими братьями и сестрами? — А как вы миритесь? В конце беседы Светлячок предлагает записать в книгу Доброты поступки, в которых дети проявляли доброжелательность к братьям и сестрам, старались их понять и помочь. Далее от имени сказочного персонажа педагог предлагает послушать рассказ, в котором говорится об одном мальчике, попавшем в трудную ситуацию. Чтение рассказа Л.Н. Толстого «Косточка». «Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу. За обедом отец и говорит: "А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?" Все сказали: "Нет". Ваня покраснел как рак и сказал тоже: "Нет, я не ел". Тогда отец сказал: "Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрет. Я этого боюсь". Ваня побледнел и сказал: "Нет, я косточку бросил за окошко". И все засмеялись, а Ваня заплакал». 1 — Почему заплакал мальчик? — Вам его жалко? — Как можно помочь.мальчику?
3»-2392 ЗАНЯТИЕ 6 Наши бабушки и дедушки Цели: 1. Расширить представления детей об отношении к пожи 2. Воспитывать уважительное отношение к пожилым и ста 3. Вызывать эмоциональный отклик к оказанию помощи Ход занятия Светлячок, показывая записи в книге Доброты, предлагает сделать еще одну: сегодня он видел, как один мальчик помогал старой бабушке перейти дорогу и ему об этом никто не говорил. Он сделал это сам, потому что понимает, как тяжело бывает старым людям быстро сориентироваться на перекрестке и перейти улицу. О любви внуков к бабушкам написано много стихов. Вот одно из них. Чтение стихотворения С. Капутикян «Моя бабушка». Стала бабушка Старой, хворою, От ходьбы она устает. Храбрым летчиком " Стану скоро я, Посажу ее в самолет. Не тряхну ее, не качну ее. Отдохнет она, наконец. Скажет бабушка: «Аи да внучек мой, Аи да летчик мой, молодец!». ЗАНЯТИЕ 1 Друг в беде не бросит Цели; 1. Расширить и углубить представления детей о доброжела 2. Раскрыть значимость моральной поддержки товарищам, 3. Формировать ценностное отношение ребенка к себе и к Ход занятия Светлячок предлагает посмотреть фрагмент из мультфильма «Димка и Тимка» и спеть вместе сгероями мультфильма его любимую песенку: «Настоящий друг», музыка Б. Савельева (из мультфильма «Димка и Тимка»). Дружба крепкая не сломается, Не расклеится от дождей и вьюг. Друг в беде не бросит, Лишнего не спросит — . Вот что значит настоящий Верный друг. Мы поссоримся и помиримся, «Не разлить водой!» — шутят все вокруг. В полдень или в полночь Друг придет на помощь — Вот что значит настоящий Верный друг. В конце песни педагог вместе со сказочным героем Светлячком отмечает: «Как хорошо иметь верных и надежных друзей!». Но в одной пословице говорится: «Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось». Далее детям предлагается послушать рассказ Л. Толстого «Два товарища».
4-2392 «Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего — он упал наземь и притворился мертвым. Медведь подошел к нему и стал нюхать; он и дышать перестал. Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел. Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется: — Ну что, — говорит, — медведь тебе на ухо говорил? — А он сказал, что плохие люди те, которые в опасности от — Что произошло с мальчиками в лесу? — Что чувствовал один из мальчиков, оставшись один на один — Что значит «быть плохим другом»? — Как бы вы поступили в этой ситуации? Беседа «Чуткое и доброжелательное отношение друг к другу». В начале беседы предложить детям послушать отрывок из стихотворения Г. Остер «Советы непослушным детям». — Если друг твой самый лучший Поскользнулся и упал, Покажи на друга пальцем И хватайся за живот. Пусть он видит, лежа в луже, Ты ничуть не огорчен — Настоящий друг не любит Огорчать своих друзей. — Вам понравились советы настоящим друзьям? Почему? — Как правильно нужно поступить в этой ситуации?. 1. Как можно переубедить героя стихотворения в его пред 2. Как помочь стать добрее, внимательнее? Обсуждение и проигрывание проблемной ситуации «Кристина потеряла во время прогулки на площадке свою заколку. Она была очень расстроена и готова заплакать. Заметив это, Максим подошел к ней, ласково попытался успокоить девочку и предложил вместе поискать потерявшуюся заколку». Во время обсуждения данной проблемной ситуации педагог должен обратить внимание детей на моральную помощь своему товарищу, которая может быть выражена в сочувствии в связи с потерей игрушки, ушибом, несправедливым отношением кого-либо из детей. Советы Светлячка: Другу всегда помогайте, друга всегда выручайте; не жди, когда тебя попросят о помощи, учитесь сами видеть, кому она нужна. Нельзя .смеяться над другом, если он попал в трудную ситуацию. Добрые дела всегда нужны и приятны людям. Упражнение «Помоги другу» Светлячок рассказывает детям историю, которая произошла с одним мальчиком: «Дети раскрашивали закладки для книг. Когда работа подходила к концу, Ваня нечаянно пролил краски прямо на свою поделку. Он так расстроился, что готов был заплакать...». — Вам жалко Ваню? — Можно ли ему помочь? — Каким образом? Все варианты выслушиваются, и один наиболее эмпатийный обыгрывается. Игра «Веселая смесь» ' Приготовьте много картонок (карточек) размерам 10 х 10 см. Пусть дети поставят на каждую по пятну-кляксе основного цвета. Картонок должно быть столько же, сколько детей. Дайте краскам высохнуть. На середину стола положите закрытые (перевернутые) карточки с кляксами смешанного цвета (например, оранжевую — из красного с желтым, или зеленую — из-желтого и синего, или фиолетовую — из красного и синего). Каждый ребенок вытягивает для себя из общей кучки карточку основного цвета. Откройте одну из карточек, лежащую в середине стола. Если это, например, карточка с оранжевой кляксой, дети, у которых карточки красная и желтая, должны объединиться и вместе нарисовать картинку, на которой видны как основные, так и смешанные цвета.
4*-2392 Если каким-то детям еще трудно определить, из каких цветов составляется смешанный цвет, то их можно попросить что-то нарисовать основными цветами. Если все хотят рисовать одновременно, можно раздать каждому по три карточки с основными цветами. Пусть дети сами придумают, какие краски нужно смешать, чтобы получилась краска, изображенная на карточке, лежащей посередине стола. ЗАНЯТИЕ 2 Друг заболел Цели: 1. Учить детей понимать эмоциональное и физическое состо 2. Формировать в сознании детей важность и значимость про 3. Воспитывать доброе отношение детей друг к другу. Ход занятия Светлячок демонстрирует детям картину с изображением девочки и рассказывает (проблемная ситуация): «Лена уже целую неделю не ходит в детский сад. У нее — ангина. Ее лечит доктор, за ней нежно и бережно ухаживает мама. Но Лене скучно и обидно, потому что ей хочется пойти в детский сад к Детям, а нельзя». — Как могут помочь заболевшей девочке ее товарищи? — Какое бы письмо вы написали заболевшему другу? — Почему важно проявлять заботу о больном товарище? — Какие слова утешения вы знаете? Ролевая гимнастика: с помощью мимики и жестов показать: • как у девочки болит горло, ей очень больно; • как девочка грустит; • как мама нежно и бережно ухаживает за ней; • как девочка радуется тому, что выздоровела.
— Что вы чувствовали, когда показывали заболевшую де — Что вы чувствовали, когда показывали маму, которая уха — Что вы чувствовали, когда показывали радостную, счаст Светлячок приходит детям на помощь и подсказывает, как помочь заболевшему другу: «Если нельзя навестить друга, то ему можно написать письмо. Другу будет очень приятно». Упражнение «Пишу письмо другу» Педагог вместе с детьми сочиняет письмо заболевшему ребенку. В процессе выполнения данного упражнения поощряется.всякое проявление внимания и заботы о товарище. По окончании упражнения педагог может обратиться с вопросом: «Если бы вы оказались на месте заболевшего товарища и получили бы по почте такое письмо, то что бы почувствовали?». Чтение стихотворения Э. Успенского «Пишу тебе письмо». ...А листок в конверте чист, Нет на нем ни букв, ни строчек, Пахнет осенью листочек — С дерева опавший лист. Только адрес твой да имя На конверте напишу, Синий ящик отыщу, Свой листочек опущу. Ты письмо мое получишь И обрадуешься вдруг: Жить на свете много лучше, Если друга вспомнил друг. Сразу мне ответ пиши! А кончаются чернила — Просто перышко вложи, Что синица обронила. Если в данный момент в группе есть заболевший ребенок, то педагог предлагает это письмо отправить ему по почте. Советы Светлячка: Товарищу надо помогать и не ждать, чтобы за это тебя похвалили. Поступайте с людьми во всем так, как бы вы хотели, чтобы с вами поступали. Чтобы понять другого человека, нужно встать на его место.
Игра «Волшебный стул» (Т.И. Попова) Все дети встают в круг. Внутри круга, у края, ставится стул. Дети идут по кругу и поют: Кто сегодня всех красивей? Кто сегодня всех счастливей? Поскорее появись! На волшебный стул садись! После того как песенка закончится, тот, кто окажется ближе всех к стулу, садится на него. Каждый ребенок из круга, по очереди, начиная с того места, где стоит стул, должен сказать о сидящем на стуле что-нибудь хорошее и доброе. В конце занятия предложить детям исполнить песенку — танец «Добрый жук» (из кинофильма «Золушка», словаЕ. Шварца, музыка А. Спадавекки). ЗАНЯТИЕ 3 Как помочь больному другу? Цели: 1. Закрепить и обобщить представления детей о доброжела 2. Побуждать детей к проявлению внимания и заботы о забо Ход занятия Светлячок показывает детям воздушный шарик с нарисованной веселой рожицей и предлагает послушать историю, в которой он помог заболевшему мальчику почувствовать себя лучше. Чтение рассказа А. Митта «Шар в окне». «Коля заболел. Лежит в постели, на шее компресс, в ушах вата, нос от капель щиплет. И никто к нему в гости не придет. Нельзя, заразиться могут. Лежит Коля, глядит в окно. А что с третьего этажа увидишь лежа! Только небо. Редко когда самолет пролетит, да и то его только слышно бывает, а не видно. И вдруг видит Коля — красный шарик поднялся! К самому окну. Поднялся и встал устекла. Постоял, стал дергаться. Вверх-вниз, вверх-вниз, что такое? Не поймет Коля. Пригляделся: на шарике рожица нарисована. Тогда Коля догадался: "Это, наверное, Миша придумал". Стало Коле хорошо. Кажется пустяк — шарик в окне, а Коля лежит и представляет себе, как Миша за веревочку дергает. А рядом, наверное, Катя стоит и смеется. И все, ребята, наверное, стоят, советы дают. Хорошо, когда о тебе друзья помнят». ЗАНЯТИЕ 4 Ход занятия Светлячок загадывает детям загадку: Злая, как волчица, Жжется, как горчица! Что это за диво? Это же... (крапива). (Если дети затрудняются отгадать загадку, то можно пока-' зать картинку с изображением крапивы.) После того как дети отгадали, Светлячок предлагает послушать рассказ, в котором это растение причинило боль одному мальчику. Вот как это было... Чтение рассказа Н. Калининой «Как Сашу обожгла крапива». «Вышли ребята гулять. Разбежались по двору. А во дворе тепло,солнечно! Саша увидел у забора зеленую траву и всех позвал: — Смотрите, какая трава выросла! — Не трогайте, это крапива: обожжетесь. Не послушался Схватил крапиву, да как закричит: — Ой, больно! Покраснела у Саши рука, пошли по ней белые волдыри. Пришлось Вере Ивановне его утешать. Хорошо, что волдыри от крапивы быстро проходят». — Что произошло с мальчиком? — От чего ему было, больно? ' — Кто в этом виноват? — Вам жалко мальчика? — Как бы вы утешили его? Обсуждение и проигрывание проблемной ситуации «Дети за завтраком пили молоко. Вера нечаянно пролила его на свое платье. Увидев это, ее сосед Рома сказал...» — Что сказал Рома? Почему? Ответы детей выслушиваются и выбирается модель желаемого поведения («Не огорчайся! Это может с каждым случиться. Давай, я тебе помогу вычистить платье»). Игра «Эмпатии героев» Педагог читает детям сказку. Заранее выдаются маленькие карточки с изображениями, выражающими различные эмоциональные состояния. В процессе чтения ребенок откладывает на столе несколько 5-2392 Варианты отрывков из сказок для чтения 1. «Гуси-лебеди» (русская народная сказка) 2. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (русская на Козленочек опять начал вызывать сестрицу. Аленушка всплыла к верху и показалась над водой. Царь ухватил ее, сорвал с шеи камень и вытащил Аленушку на берег, да и спрашивает: как это сталося? Она ему все рассказала. Царь обрадовался, козленочек тоже — так и прыгает, в саду все зазеленело и расцвело. 3. «Снегурочка» (русская народная сказка) Прошла зима. Начало пригревать весеннее солныш< |
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-29 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |