Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКА

РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКА

СИ. Семенака

Учимся

СОЧУВСТВОВАТЬ, СОПЕРЕЖИВАТЬ

Коррекционно-развивающие занятия

МОСКВА 2003

Длядетей5 —8 лет


УДК 376 ББК 74.3 С 30

ВВЕДЕНИЕ


Семенака СИ.

С 30 Учимся сочувствовать, сопереживать. Коррекционно-

развивающие занятия для детей 5-8 лет. — М.: АРКТИ, 2003. — 79с. (Развитие и воспитание дошкольника).

ISBN 5-89415-343-3

В пособии представлены разработки занятий по формирова­нию у детей эмпатии; авторские варианты проблемных ситуа­ций, отдельных игровых упражнений, содержание которых но­сит вариативный характер; подобрана серия разнообразных ди-. агностических методик по изучению проявления эмпатии у детей.

Пособие предназначено студентам педагогических учебных заведений, воспитателям, учителям, психологам, родителям.

УДК 376 ББК 74.3

© Семенака СИ., 2003 © АРКТИ, 2003

ISBN 5^89415-343-3


Анализ исследований проблемы агрессивного поведения детей позволил выделить в качестве важнейшего фактора, контролирующего агрессию — формирование эмпатии. В пси­хологии под эмпатией понимается способность индивида эмо­ционально отзываться на переживания другого, мысленно или эмоционально встать на место другого человека, пережи­вающего какие-либо чувства. Развитие эмпатии представля­ет собой неотъемлемую часть формирования личности, вос­питания у индивида культуры межличностных отношений. Эмоционально-нравственные основы культуры личности зак­ладываются уже в дошкольном возрасте. Воспитание сочув­ствия, отзывчивости, гуманности является неотъемлемой ча­стью нравственного воспитания. Ребенок, понимающий чув­ства другого, активно откликающийся на переживания окружающих людей, стремящийся оказать помощь челове­ку, попавшему в трудную ситуацию, не будет проявлять враж­дебность и агрессивность.

Яркую оценку эмпатии дал известный педагог В.А. Сухо-млинский: «Глухой к другим людям — останется глухим к са­мому себе: ему будет недоступно самое главное в самовоспита­нии — эмоциональная оценка собственных поступков...».

В связи с часто демонстрируемыми в средствах массовой информации сценами насилия дети становятся не чувствитель­ными к боли другого человека. Учитывая эмоциональную впе­чатлительность детей 5-8 лет, усилия дошкольных образова­тельных учреждений и школы должны быть направлены на формирование осознанного противостояния злу и проявления радости за другого.


 


1*-2392



Подробно механизмы проявления эмпатии раскрыты в ра­ботах зарубежных ученых, в частности К. Рождерса, который считает, что быть в состоянии эмпатии значит воспринимать внутренний мир другого точно, но без потери ощущения «как будто». Термином «эмпатия» он определяет'личностную чер­ту — способность к пониманию и сопереживанию.

Ссылаясь на исследования А. А. Бодалева, Л.П. Стрелковой, А.А. Рояк, А.Б. Николаевой, И.М. Юсупова, М.Я. Якобсон и других отечественных ученых, кратко остановимся на возраст­ных особенностях проявления и формирования эмпатии у детей дошкольного и младшего школьного возраста, знание которых позволит педагогам правильно осуществлять отбор средств пе­дагогического воздействия.

С возрастом развивается способность ребенка переживать за другого, что связано с возрастными изменениями у него темпе­рамента, эмоциональной возбудимости, а также с влиянием со­циального окружения. На ранних стадиях психического разви­тия ребенка закладывается первый компонент эмпатийного процесса — сопереживание, проявляющееся на основе таких механизмов, как эмоциональное заражение и идентификация. Сопереживание — это переживание сходной эмоции с объек­том. По мере становления второго компонента эмпатийного про­цесса сочувствия доминирующую роль начинают играть когни­тивные компоненты, знания моральных принципов и социаль­ные ориентации ребенка. Сочувствие выражается в стремлении оказать помощь другому. Подлинная эмпатия предполагает: высокую эмоциональную чувствительность; высокий уровень понимания.

На основе таких двух компонентов эмпатийного процесса, как сопереживание и сочувствие, у дошкольников возникает импульс к содействию другим, который побуждает ребенка к конкретным поступкам. Л.П. Стрелкова отмечает, что «переход к реальному содействию возможен при расширении круга переживаемых эмоций». В исследованиях А.А. Рояк и А.Б. Николаевой доказа­на роль игровой деятельности в формировании у детей способно­сти к сочувствию, сопереживанию.

В младшем школьном возрасте, наряду с развивающимся чувством «Я», у ребенка складывается представление о «Я»


других людей, отличном от его собственного. В этот период D важно научить ребенка учитывать интересы других, их потреб­ности, выраженные в переживаниях. Для формирования эм­патийного поведения ребенку необходимо зрительно воспри­нять или эмоционально осознать ценность своих поступков. К факторам, мешающим формированию и проявлению эмпатии, ученые относят эгоцентризм, тревожность, агрессивность, не-вротизацию.

Для развития эмпатии важно учитывать, что в возрасте 5-8 лет ребенок особенно восприимчив влиянию взрослого. В связи с этим немаловажное значение имеет и то, насколько воспита­тель, учитель, родители сами обладают эмоциональной отзыв­чивостью на переживания ребенка, умеют вовремя прийти ему на помощь.

С учетом актуальности проблемы формирования эмпатии у детей и профилактики агрессивности в детском возрасте раз­работан цикл коррекционно-развивающих занятий «Учимся сочувствовать, сопереживать» (для детей 5-8 лет). Содержа­ние предлагаемых занятий направлено на решение следующих задач:

♦ расширение представлений о понятиях «добро» и «зло»;

♦ развитие способности к эмоциональному сопережива­
нию;

♦ развитие стремления к проявлению сочувствия и сопе­
реживания всем тем, кто в них нуждается;

♦ формирование ценностного отношения к моральной сто­
роне поступков;

♦ воспитание гуманного отношения к родным, близким,
сверстникам, животным.

При разработке конспектов коррекционно-развивающих занятий были учтены факторы, влияющие на эмпатийность детей:

♦ степень близости с объектом;

♦ частота общения с ним;

♦ интенсивность стимула, вызывающего эмпатию (боль,
слезы);

♦ предыдущий опыт эмпатии.


С учетом данных факторов содержание занятий условно рас­пределено по трем разделам: Раздел 1. Я и мои родные.

Раздел 2. Учимся сочувствовать и сопереживать друзьям. Раздел 3. Мы и наши друзья — животные. Каждое занятие имеет следующую примерную структуру:

♦ игровой прием, с помощью которого создается мотива­
ция оказания помощи тем, кто в ней нуждается, или
проявление сопереживания героям в трудных ситуа­
циях;

♦ моральная оценка поступков героев художественных
произведений;

♦ решение проблемных ситуаций, позволяющих закреп­
лять в сознании детей значимость проявления эмпатии;

♦ игровые упражнения в проявлении сочувствия, сопере­
живания;

♦ советы сказочного персонажа — Светлячка, расширяю­
щие представления детей о культуре взаимоотношений
с родными, близкими, друзьями,'животными;

♦ игры, в которых дети упражняются в проявлении радо­
сти, характеризующей общий настрой Группы.

В содержание отдельных занятий включено проведение ди­агностических упражнений, позволяющих оценить отношение отдельных детей к окружающим его людям.

При проведении каждого занятия в качестве основных ме­тодов и приемов работы предлагается использовать:

♦ беседы на моральные темы;

♦ чтение и последующий анализ художественных произ­
ведений;

♦ упражнения в выражении эмоционального состояния
'другого человека или животного с помощью ролевой

гимнастики;

♦ обсуждение и проигрывание проблемной ситуации;

♦ просмотр и обсуждение фрагментов знакомых мульт­
фильмов;

♦ слушание или пение детских песен;

♦ рисование на заданную тему.


Задача педагога на каждом занятии обращать внимание детей на нравственную сторону поступков людей; учить ви­деть и определять характер отношений определенного че­ловека к другим людям, животным и дать ему моральную оценку. Важно побуждать детей задумываться над мотивами поступка, устанавливать взаимосвязь мотива и результата по­ступка.

Эффективным способом активного отношения ребенка к об­суждаемой нравственной проблеме является обращение к уже имеющемуся у него опыту, сравнению пережитых им самим чувств с чувствами тех людей, сверстников, о которых он узнал из содержания художественного произведения или проблемной ситуации. Ситуации, требующие поставить себя на место дру­гого, способствуют формированию осмысления переживаний других людей, животных. Большое значение в развитии эмпа­тии у детей имеет и постановка вопроса, побуждающего, напри­мер, по внешним признакам определять и понимать состояние человека. Вопрос «Как бы ты поступил..?» помогает ребенку свя­зать услышанное или прочитанное с собственным нравствен­ным опытом, переживаниями.

На отдельных занятиях предусмотрено выполнение домаш­них заданий, связанных с проявлением сопереживания и со­чувствия родителям, братьям и сестрам или животным. При их выполнении нужно позаботиться о том, чтобы ребенок испыты­вал чувство удовлетворения от совершенного поступка (помог уставшей маме; пожалел плачущую маленькую сестренку; сде­лал кормушку и покормил зимующих птиц или голодного ко­тенка и т.п.).

При отборе материала для занятий использованы игры, иг­ровые упражнения, опубликованные на страницах современных методических разработок или сборников (В.М. Минаева, А.И. Сорокина, З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова, Т.И. Попо­ва, Н.Л. Кряжева, С.А. Шмаков, Л.Б. Фесюковой, И.В. Цветко-ва и др.). При составлении советов Светлячка использовались рекомендации и разработки О.С. Богдановой, Г.П. Лаврентье­вой, В.И. Петрова, О.Д. Калининой, А.А. Плешакова.

Вниманию воспитателей, учителей предлагаются авторские варианты проблемных ситуаций, отдельных игровых упражне-


ний, содержание.которых носит вариативный характер и мо­жет быть дополнено другими проблемами, с которыми педаго­ги сталкиваются при решении задач нравственного воспитания и, в частности, воспитания эмпатии.

В Приложении подобрана серия разнообразных диагности­ческих методик по изучению проявления эмпатии у детей, ко­торые отличаются своей доступностью в применении и помогут педагогам определять особенности эмпатииных переживаний у воспитанников.


РАЗДЕЛ i

Я И МОИ РОДНЫЕ

ЗАНЯТИЕ 1

Самый дорогой на свете человек

Цели:

1. Развивать способность к эмоциональному сопережива­
нию.

2. Учить понимать и активно выражать эмоциональное пе­
реживание близких людей.

3. Учить давать моральную оценку поступкам героев худо­
жественных произведений.

4. Воспитывать гуманное отношение к родным и близким
людям.

Ход занятия

Занятие начинается с обращения к детям:

— Кто на свете для вас самый дорогой человек?

— Мама!

Чтение стихотворения о маме В. Руссу.

Много мам на белом свете, Всей душой их любят дети. Только мама есть одна, Всех дороже мне она. Кто она? Отвечу я: Это мамочка моя.

Воспитатель предлагает рассказать детям о своей маме с помощью игрового упражнения: «Моя мама». Дети по очере­ди завершают суждение «Моя мама...», «Когда я вижу свою маму, то...».

Появляется Светлячок — обязательный игровой персонале всех последующих занятий. Светлячок приносит с собой вол­шебный фонарик, который будет детям помогать в трудную и в радостную минуту. С помощью Светлячка детям предлагается прослушать проблемную ситуацию, которая после обсуждения обязательно проигрывается.


2-2392


Обсуждение и проигрывание проблемной ситуации

«Мама Сережи приЩла уставшая с работы, увидев разбро­санные по всей квартире игрушки, попросила их убрать. Сере­жа сделал вид, что не услышал просьбу.

Мама приготовила ужин, после которого попросила сына помочь ей убрать посуду со стола, на что тот ответил: "Не хочу!". Мама обвделась ».

— Почему мама обиделась на сына?

— Как должен был поступить Сережа?

Во время проигрывания ситуации обращается внимание на передачу эмоционального состояния каждого героя с помощью мимики, пантомимики и интонации голоса. После проигрыва­ния воспитатель обращается с вопросами к детям.

— Для чего нужна мама? (Диагностика детских представле­
ний и суждений.)

Пбдвести к обобщению: «Мама дает жизнь каждому из нас, заботится, беспокоится о нас, в любую радостную и трудную ми­нуту поддержит, поможет, защитит, поймет и простит».

— А всегда ли мы понимаем и слушаем своих мам?
Чтение стихотворения Г. Ладонщикова «Я не плачу».

Мама сильно рассердилась, Без меня ушла в кино. Жалко мне, что так случилось, Но не плачу все равно. Я за шалости наказан, Справедливо, может быть, Только я прощенья сразу Не решился попросить. А теперь сказал бы маме: «Ну прости, в последний раз!..». Я не плачу, слезы сами, Сами катятся из глаз.

— Почему рассердилась мама?

— Кого вам жалко в этом стихотворении? Почему?

— Как можно помочь малышу в этой ситуации?

На помощь детям приходит Светлячок, который дает со­веты:

Будь ласков с родителями, с теми, кто заботится о тебе дома, помогай им, будь приветлив с ними.


Если ты вдруг обидел дорогого тебе человека, то нужно обя­зательно попросить прощения.

Подойди к маме, обними ее, нежно скажи: «Прости».

Сделай маме что-нибудь приятное, она будет этому очень рада.

Игра «Букет цветов для любимой мамы»

Воспитатель берет на себя роль продавца. Заранее готовится витрина с экспозицией букетов цветов.

Игровая задача: выбрать самый красивый букет для своей
мамы, объяснив, почему именно этим цветам отдано предпоч­
тение. >

С помощью мимики показать выражение лица мамы, кото­рая получит такой красивый букет.

Далее детям раздаются сердечки, вырезанные из бумаги, цветные карандаши (фломастеры) и предлагается раскрасить сердечки в любимый мамин цвет. По окончании задания воспи­татель предлагает подарить эти сердечки своим мамам, сделав им тем самым приятное.

В конце занятия предложить спеть песню о маме.

ЗАНЯТИЕ 2

Игра «Угадай настроение»

Детям дается набор пиктограмм с видами настроения (весе­лое, грустное, сердитое, доброе, счастливое и т.п.). После опре­деления каждой пиктограммы по виду настроения дети разбива­ются на пары. Один ребенок берет пиктограмму и, не показывая ее другому, называет настроение, которое на ней изображено. Второй должен найти пиктограмму, задуманную партнером. После этого дети сравнивают две выбранные картинки.

При несовпадении можно попросить детей объяснить, поче­му они выбрали ту или иную пиктограмму для определения на­строения.

Рисование на тему «Моя семья»позволяет диагностировать характер семейных взаимоотношений и положение ребенка в семье.

Домашнее задание: прислушаться к советам Светлячка и проявлять заботу о своих родителях.



ЗАНЯТИЕ 3 Братья и сестры

Цели:

1. Воспитывать доброжелательное отношение к братьям и
сестрам.

2. Вызывать стремление проявлять заботу о младших брать­
ях и сестрах.

3. Развивать осознанное отношение к проявлению сочув­
ствия близким людям.

Ход занятия

ЗАНЯТИЕ 4

Ссоры братьев и сестер

Цели:

1. Побуждать детей к проявлению сочувствия и сопережива­
ния по собственному убеждению.

2. Развивать осознание причин детских ссор.

3. Поощрять проявления сочувствия и сопереживания к ок­
ружающим людям.

Ход занятия

Проблемная ситуация, которую в начале занятия обыгрыва­ет взрослый: «Светлячок собирал землянику в лесу и случайно ушиб ногу, его лицо искажено болью». Педагог побуждает де­тей проявить сочувствие: «Что у тебя случилось?», «Тебе боль­но?», «Давай мы тебе поможем присесть на диван. Присядь й отдохни», «Можетбыть, нужна помощь врача?».

Педагог, поощрив проявления внимания детей и помощи к Светлячку, делает вывод: от тепла детских сердец боль быстро прошла и у Светлячка снова прекрасное настроение.

Светлячок, указывая на свою корзинку с земляникой, от­мечает, что собирать ее не так легко, нужно постоянно накло­няться над каждым кустиком. Далее взрослый педагог пред­лагает послушать рассказ, в котором одна маленькая девочка собрала много земляники, а вот кто ей в этом помог, должны догадаться дети.

Чтение рассказа Э. Шима «Брат и младшая сестра».

«Санька и его младшая сестричка Варя идут из лесу. Набра­ли земляники, несут в кузовках. Моя бабушка поглядела и по­смеивается:

— Что ж ты, Саня... Маленькая Варя больше тебя набрала!


— Еще бы! — отвечает Санька. — Ей нагибаться не надо, вот
и набрала больше.

Опять идут Санька и Варя из лесу, тащат корзинки с гриба­ми маслятами.

— Что ж ты, Саня... — говорит бабушка. — Маленькая-то
больше набрала.

— Еще бы! — отвечает Санька. — Она к земле ближе, вот и
набрала.

В третий раз отправляются в лес Варя и Санька. Малину соби­рать. И я пошел вместе с ними.

И вдруг вижу, как Санька, незаметно от Вари, подсыпает ягоды ей в кузовок. Варя отвернется, а он возьмет и подсып­лет... Идем обратно. У Вари ягод больше, у Саньки — меньше.

Встречается бабушка.

— Что ж ты, — говорит, — Саня... Малина-то высоко растет!

— Высоко, — соглашается Санька.

— Дак тебе дотянуться легче, а Варя больше набрала!

— Еще бы, — отвечает Санька, — Варя у нас молодец, Варя у
нас работница. За ней не угонишься!»

— Как маленькой девочке удалось насобирать ягод больше,
чем ее старшему брату?

— Почему старший брат каждый раз, собирая в лесу ягоды,
старался помочь своей младшей сестре?

— Вы хотели бы иметь такого старшего брата? Почему?
Педагог обращает внимание на то, что Светлячок почему-то

вздыхает. Разыгрывается ситуация: что случилось? Почему ты загрустил?

К сожалению, не всегда братья и сестры живут дружно.

Обсуждение и проигрывание проблемной ситуации

«Наташа и Даша — сестрички, но они очень часто ссорятся. Ссоры возникают из-за того, что кто-то не поделился игрушкой, конфетой, не уступил ход в игре, не помог сложить игрушки. Мама, наблюдая за ссорами сестер, огорчается...»

— Как вы думаете, почему огорчается мама?

— Как должны общаться между собой сестры и братья?

— Что можно посоветовать Наташе и Даше?

Ролевая гимнастика: с помощью мимики и пантомимики показать:


 



3-2392



• сестрички сердятся;

• мама огорчается;

• сестрички веселятся;

• мама радуется.

Притча о дружбе (Т.И. Попова)

«Заболел в одной семье отец, а семья была большая — четыре сьгаа и дочь. Позвал он детей к себе и стал перед смертью напут­ствие давать, попросил принести веник и сломать его. Ломали, ломали — ничего не получается. Попросил он по одному прути­ку ломать. Быстро дети сломали веник и все поняли. Никто не одолеет, никто не сломает, если держаться вместе! Дали они сло­во отцу всегда быть дружными ».

Советы Светлячка:

Не обижайте и не давайте в обиду маленьких братьев и сес­тер, других малышей.

Относитесь к маленьким братьям и сестрам ласково, играй­те с ними, будьте для них хорошим примером.

Игра «Рисуем эмоции пальцами»

Детям предлагается нарисовать свои эмоции пальцами. Для этого необходимо использовать баночки с гуашевой краской.

Игра направлена на выражение осознания своего эмоцио­нального состояния. В данном случае неважно, сюжетным ли будет рисунок. Может быть, ребенок просто нарисует какие-то пятна, дайте ему возможность попробовать отразить себя, свои эмоции на листе бумаги.


ЗАНЯТИЕ 5

И близких нам людей

Цели:

1. Формировать осознанное отношение к соблюдению тре­
бований взрослых (родителей).

2. Побуждать к проявлению сопереживания детям и родите­
лям, переживаемых трудные ситуации.

Ход занятия

Светлячок предлагает детям, имеющим братьев и сестер, рассказать об их дружеских взаимоотношениях:

— Вы дружно живете со своими братьями и сестрами?
— Случаются ли ссоры? Почему?

— А как вы миритесь?

В конце беседы Светлячок предлагает записать в книгу Доб­роты поступки, в которых дети проявляли доброжелательность к братьям и сестрам, старались их понять и помочь.

Далее от имени сказочного персонажа педагог предлагает послушать рассказ, в котором говорится об одном мальчике, по­павшем в трудную ситуацию.

Чтение рассказа Л.Н. Толстого «Косточка».

«Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.

За обедом отец и говорит: "А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?" Все сказали: "Нет". Ваня покраснел как рак и ска­зал тоже: "Нет, я не ел".

Тогда отец сказал: "Что съел кто-нибудь из вас, это нехоро­шо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрет. Я этого боюсь".

Ваня побледнел и сказал: "Нет, я косточку бросил за окошко".

И все засмеялись, а Ваня заплакал». 1 — Почему заплакал мальчик?

— Вам его жалко?

— Как можно помочь.мальчику?


 


3»-2392



ЗАНЯТИЕ 6

Наши бабушки и дедушки

Цели:

1. Расширить представления детей об отношении к пожи­
лым людям.

2. Воспитывать уважительное отношение к пожилым и ста­
рым людям и побуждать к проявлению им сочувствия .-

3. Вызывать эмоциональный отклик к оказанию помощи
своим бабушкам и дедушкам.

Ход занятия

Светлячок, показывая записи в книге Доброты, предлагает сде­лать еще одну: сегодня он видел, как один мальчик помогал ста­рой бабушке перейти дорогу и ему об этом никто не говорил. Он сделал это сам, потому что понимает, как тяжело бывает старым людям быстро сориентироваться на перекрестке и перейти улицу.

О любви внуков к бабушкам написано много стихов. Вот одно из них.

Чтение стихотворения С. Капутикян «Моя бабушка».

Стала бабушка Старой, хворою, От ходьбы она устает. Храбрым летчиком " Стану скоро я, Посажу ее в самолет. Не тряхну ее, не качну ее. Отдохнет она, наконец. Скажет бабушка: «Аи да внучек мой, Аи да летчик мой, молодец!».

ЗАНЯТИЕ 1

Друг в беде не бросит

Цели;

1. Расширить и углубить представления детей о доброжела­
тельном отношении к окружающим его людям.

2. Раскрыть значимость моральной поддержки товарищам,
которая может быть выражена в сочувствии.

3. Формировать ценностное отношение ребенка к себе и к
окружающим его людям.

Ход занятия

Светлячок предлагает посмотреть фрагмент из мультфиль­ма «Димка и Тимка» и спеть вместе сгероями мультфильма его любимую песенку: «Настоящий друг», музыка Б. Савельева (из мультфильма «Димка и Тимка»).

Дружба крепкая не сломается,

Не расклеится от дождей и вьюг.

Друг в беде не бросит,

Лишнего не спросит — .

Вот что значит настоящий

Верный друг.

Мы поссоримся и помиримся,

«Не разлить водой!» — шутят все вокруг.

В полдень или в полночь

Друг придет на помощь —

Вот что значит настоящий

Верный друг.

В конце песни педагог вместе со сказочным героем Светляч­ком отмечает: «Как хорошо иметь верных и надежных друзей!». Но в одной пословице говорится: «Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось».

Далее детям предлагается послушать рассказ Л. Толстого «Два товарища».


 


4-2392



«Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего — он упал наземь и притво­рился мертвым.

Медведь подошел к нему и стал нюхать; он и дышать пере­стал. Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и ото­шел. Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется:

— Ну что, — говорит, — медведь тебе на ухо говорил?

— А он сказал, что плохие люди те, которые в опасности от
товарищей убегают ».

— Что произошло с мальчиками в лесу?

— Что чувствовал один из мальчиков, оставшись один на один
с медведем?

— Что значит «быть плохим другом»?

— Как бы вы поступили в этой ситуации?

Беседа «Чуткое и доброжелательное отношение друг к другу». В начале беседы предложить детям послушать отрывок из стихотворения Г. Остер «Советы непослушным детям».

— Если друг твой самый лучший Поскользнулся и упал, Покажи на друга пальцем И хватайся за живот. Пусть он видит, лежа в луже, Ты ничуть не огорчен — Настоящий друг не любит Огорчать своих друзей.

— Вам понравились советы настоящим друзьям? Почему?

— Как правильно нужно поступить в этой ситуации?.
Задание детям:

1. Как можно переубедить героя стихотворения в его пред­
ставлении о настоящей дружбе?

2. Как помочь стать добрее, внимательнее?

Обсуждение и проигрывание проблемной ситуации

«Кристина потеряла во время прогулки на площадке свою заколку. Она была очень расстроена и готова заплакать. За­метив это, Максим подошел к ней, ласково попытался успо­коить девочку и предложил вместе поискать потерявшуюся заколку».


Во время обсуждения данной проблемной ситуации педагог должен обратить внимание детей на моральную помощь своему товарищу, которая может быть выражена в сочувствии в связи с потерей игрушки, ушибом, несправедливым отношением кого-либо из детей.

Советы Светлячка:

Другу всегда помогайте, друга всегда выручайте; не жди, когда тебя попросят о помощи, учитесь сами видеть, кому она нужна.

Нельзя .смеяться над другом, если он попал в трудную ситу­ацию.

Добрые дела всегда нужны и приятны людям.

Упражнение «Помоги другу»

Светлячок рассказывает детям историю, которая произош­ла с одним мальчиком: «Дети раскрашивали закладки для книг. Когда работа подходила к концу, Ваня нечаянно пролил краски прямо на свою поделку. Он так расстроился, что готов был зап­лакать...».

— Вам жалко Ваню?

— Можно ли ему помочь?

— Каким образом?

Все варианты выслушиваются, и один наиболее эмпатийный обыгрывается.

Игра «Веселая смесь» '

Приготовьте много картонок (карточек) размерам 10 х 10 см. Пусть дети поставят на каждую по пятну-кляксе основного цве­та. Картонок должно быть столько же, сколько детей. Дайте краскам высохнуть. На середину стола положите закрытые (перевернутые) карточки с кляксами смешанного цвета (напри­мер, оранжевую — из красного с желтым, или зеленую — из-желтого и синего, или фиолетовую — из красного и синего). Каждый ребенок вытягивает для себя из общей кучки карточку основного цвета. Откройте одну из карточек, лежащую в сере­дине стола. Если это, например, карточка с оранжевой кляк­сой, дети, у которых карточки красная и желтая, должны объединиться и вместе нарисовать картинку, на которой видны как основные, так и смешанные цвета.


 



4*-2392



Если каким-то детям еще трудно определить, из каких цве­тов составляется смешанный цвет, то их можно попросить что-то нарисовать основными цветами. Если все хотят рисовать одновременно, можно раздать каждому по три карточки с ос­новными цветами. Пусть дети сами придумают, какие краски нужно смешать, чтобы получилась краска, изображенная на карточке, лежащей посередине стола.

ЗАНЯТИЕ 2 Друг заболел

Цели:

1. Учить детей понимать эмоциональное и физическое состо­
яние своего сверстника, поощрять стремление оказать помощь
товарищу.

2. Формировать в сознании детей важность и значимость про­
явления сочувствия заболевшему товарищу.

3. Воспитывать доброе отношение детей друг к другу.

Ход занятия

Светлячок демонстрирует детям картину с изображением де­вочки и рассказывает (проблемная ситуация): «Лена уже целую неделю не ходит в детский сад. У нее — ангина. Ее лечит доктор, за ней нежно и бережно ухаживает мама. Но Лене скучно и обид­но, потому что ей хочется пойти в детский сад к Детям, а нельзя».

— Как могут помочь заболевшей девочке ее товарищи?

— Какое бы письмо вы написали заболевшему другу?

— Почему важно проявлять заботу о больном товарище?

— Какие слова утешения вы знаете?

Ролевая гимнастика: с помощью мимики и жестов показать:

• как у девочки болит горло, ей очень больно;

• как девочка грустит;

• как мама нежно и бережно ухаживает за ней;

• как девочка радуется тому, что выздоровела.

 

— Что вы чувствовали, когда показывали заболевшую де­
вочку?

— Что вы чувствовали, когда показывали маму, которая уха­
живает за больной дочкой?

— Что вы чувствовали, когда показывали радостную, счаст­
ливую девочку?


Светлячок приходит детям на помощь и подсказывает, как помочь заболевшему другу: «Если нельзя навестить друга, то ему можно написать письмо. Другу будет очень приятно».

Упражнение «Пишу письмо другу»

Педагог вместе с детьми сочиняет письмо заболевшему ре­бенку. В процессе выполнения данного упражнения поощряет­ся.всякое проявление внимания и заботы о товарище. По окон­чании упражнения педагог может обратиться с вопросом: «Если бы вы оказались на месте заболевшего товарища и получили бы по почте такое письмо, то что бы почувствовали?».

Чтение стихотворения Э. Успенского «Пишу тебе письмо».

...А листок в конверте чист, Нет на нем ни букв, ни строчек, Пахнет осенью листочек — С дерева опавший лист.

Только адрес твой да имя На конверте напишу, Синий ящик отыщу, Свой листочек опущу.

Ты письмо мое получишь И обрадуешься вдруг: Жить на свете много лучше, Если друга вспомнил друг.

Сразу мне ответ пиши! А кончаются чернила — Просто перышко вложи, Что синица обронила.

Если в данный момент в группе есть заболевший ребенок, то педагог предлагает это письмо отправить ему по почте.

Советы Светлячка:

Товарищу надо помогать и не ждать, чтобы за это тебя похва­лили.

Поступайте с людьми во всем так, как бы вы хотели, чтобы с вами поступали.

Чтобы понять другого человека, нужно встать на его место.


 




Игра «Волшебный стул» (Т.И. Попова)

Все дети встают в круг. Внутри круга, у края, ставится стул. Дети идут по кругу и поют:

Кто сегодня всех красивей? Кто сегодня всех счастливей? Поскорее появись! На волшебный стул садись!

После того как песенка закончится, тот, кто окажется бли­же всех к стулу, садится на него. Каждый ребенок из круга, по очереди, начиная с того места, где стоит стул, должен сказать о сидящем на стуле что-нибудь хорошее и доброе.

В конце занятия предложить детям исполнить песенку — танец «Добрый жук» (из кинофильма «Золушка», словаЕ. Швар­ца, музыка А. Спадавекки).

ЗАНЯТИЕ 3

Как помочь больному другу?

Цели:

1. Закрепить и обобщить представления детей о доброжела­
тельном отношении к сверстникам, напомнить правила поведе­
ния: «Другу всегда помогай, друга всегда выручай, не жди, когда
тебя попросят о помощи, надо самому видеть, кому нужна твоя
помощь».

2. Побуждать детей к проявлению внимания и заботы о забо­
левшем товарище.


Ход занятия

Светлячок показывает детям воздушный шарик с нарисован­ной веселой рожицей и предлагает послушать историю, в кото­рой он помог заболевшему мальчику почувствовать себя лучше.

Чтение рассказа А. Митта «Шар в окне».

«Коля заболел. Лежит в постели, на шее компресс, в ушах вата, нос от капель щиплет. И никто к нему в гости не придет. Нельзя, заразиться могут.

Лежит Коля, глядит в окно. А что с третьего этажа увидишь лежа! Только небо. Редко когда самолет пролетит, да и то его только слышно бывает, а не видно. И вдруг видит Коля — крас­ный шарик поднялся! К самому окну. Поднялся и встал устек­ла. Постоял, стал дергаться. Вверх-вниз, вверх-вниз, что такое?

Не поймет Коля. Пригляделся: на шарике рожица нарисо­вана. Тогда Коля догадался: "Это, наверное, Миша придумал". Стало Коле хорошо. Кажется пустяк — шарик в окне, а Коля лежит и представляет себе, как Миша за веревочку дергает. А рядом, наверное, Катя стоит и смеется. И все, ребята, наверное, стоят, советы дают.

Хорошо, когда о тебе друзья помнят».

ЗАНЯТИЕ 4

Ход занятия

Светлячок загадывает детям загадку:

Злая, как волчица, Жжется, как горчица! Что это за диво? Это же... (крапива).

(Если дети затрудняются отгадать загадку, то можно пока-' зать картинку с изображением крапивы.) После того как дети отгадали, Светлячок предлагает послушать рассказ, в котором это растение причинило боль одному мальчику. Вот как это было...


Чтение рассказа Н. Калининой «Как Сашу обожгла кра­пива».

«Вышли ребята гулять. Разбежались по двору. А во дворе тепло,солнечно!

Саша увидел у забора зеленую траву и всех позвал:

— Смотрите, какая трава выросла!
А Вера Ивановна говорит:

— Не трогайте, это крапива: обожжетесь. Не послушался
Саша: разве трава — печка? Разве она жжется?

Схватил крапиву, да как закричит:

— Ой, больно!

Покраснела у Саши рука, пошли по ней белые волдыри. При­шлось Вере Ивановне его утешать. Хорошо, что волдыри от кра­пивы быстро проходят».

— Что произошло с мальчиком?

— От чего ему было, больно? '

— Кто в этом виноват?

— Вам жалко мальчика?

— Как бы вы утешили его?

Обсуждение и проигрывание проблемной ситуации

«Дети за завтраком пили молоко. Вера нечаянно пролила его на свое платье. Увидев это, ее сосед Рома сказал...»

— Что сказал Рома? Почему?

Ответы детей выслушиваются и выбирается модель желае­мого поведения («Не огорчайся! Это может с каждым случить­ся. Давай, я тебе помогу вычистить платье»).

Игра «Эмпатии героев»

Педагог читает детям сказку. Заранее выдаются маленькие карточки с изображениями, выражающими различные эмоци­ональные состояния.

В процессе чтения ребенок откладывает на столе несколько
карточек, которые, на его взгляд, отражают эмоциональное со­
стояние героя в различных ситуациях. По окончании чтения
каждый ребенок объясняет, почему ему кажется, что герой был
весел, грустен, подавлен... Также можно предложить детям пе­
редать свое эмоциональное состояние во время прослушивания
отрывка из сказки. »

5-2392


Варианты отрывков из сказок для чтения

1. «Гуси-лебеди» (русская народная сказка)
Вернулась Маша, глядь — братца нету! Ахнула она, кину­
лась туда, сюда — нигде Ванюшки не видно. Кликала она, кли­
кала — братец не откликается. Стала Маша плакать, да слезами
горю не поможешь. Сама виновата, сама и найти братца должна.

2. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (русская на­
родная сказка)

Козленочек опять начал вызывать сестрицу. Аленушка всплыла к верху и показалась над водой. Царь ухватил ее, сорвал с шеи камень и вытащил Аленушку на берег, да и спрашивает: как это сталося? Она ему все рассказала. Царь обрадовался, коз­леночек тоже — так и прыгает, в саду все зазеленело и расцвело.

3. «Снегурочка» (русская народная сказка)

Прошла зима. Начало пригревать весеннее солныш<

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-29

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...