Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Диагностика отношения детей к старым, пожилым людямПредложить детям закончить предложение «Когда я вижу, как старому человеку тяжело ходить, то...», Не всегда дети и даже взрослые проявляют уважение к старым людям, и об этом говорится в следующем рассказе. Чтение басни Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек». «Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И, когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят раз муж с женой дома и смотрят — сынишка их на полу дощечками играет — что-то слаживает. Отец и спросил: "Что ты это делаешь, Миша?" А Миша и говорит: "Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, "чтобы вас из этой лоханки кормить". Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним». — Как относились муж и жена к старому человеку? — За что они обижали дедушку? — Они исправили свою ошибку? — А кто им в этом помог? Обсуждение и проигрывание проблемной ситуации «У Кати бабушка уже стара, поэтому плохо видит. Раньше она много читала рассказов своей внучке, рассказывала ей сказки, штопала носки. Сейчас она без очков ничего не видит. Катя пришла к ней в гости и попросила прочитать новую книжку, но бабушка не может найти свои очки и предлагает ей заняться чем-нибудь другим. Внучка, услышав отказ, рассердилась на бабушку, сказав, что больше не придет к ней в гости». — Правильно ли поступила девочка? Почему? — Что чувствовала бабушка в этой ситуации? — Можно ли было поступить по-другому? — Как бы вы поступили на месте девочки? Ролевая гимнастика:с помощью мимики и пантомимики показать: • старого, уставшего дедушку; • грустную бабушку; • улыбающуюся бабушку. Светлячок показывает детям письмо и предлагает его прочесть. Письмо первое (А.И. Сорокина). «Опираясь на палочку, идет старый человек. Он останавливается, чтобы отдохнуть. И снова бредет. Мальчики начали подражать его походке, сгорбились, еле передвигают ноги, смеются». Предложить детям ответить на вопрос: « Что бы вы сказали о таких мальчиках? ». Воспитатель расширяет представления детей об отношении к пожилым людям от лица игрового персонажа — Светлячка. Советы Светлячка: Нельзя смеяться над старыми людьми. К старым людям нужно относиться заботливо, помогать им. Старые люди прожили много-много лет и трудились для людей. Светлячок передает в руки детям волшебный фонарик и предлагает продумать желание для своих бабушек и дедушек. Проводится игровое упражнение «Мои пожелания для бабушки (дедушки)». Бабушки очень любят играть с внуками, и взрослый предлагает разучить одну веселую игру. Пррводится игра «Бабушка Маланья» (З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова). В основе игры лежит народная потешка, которая разыгрывается в движении. Задача ребенка — придумать интересные движения к этой потешке. Водящий становится в круг, а дети берутся за руки и начинают запевать песенку, сопровождая ее выразительными движениями. Слова: У Маланьи, у старушки Жили в маленькой избушке Семь дочерей, Семь сыновей, Все без бровей. С такими глазами, С такими ушами, С такими носами, С такими усами, С такой головой, С такой бородой... Ничего не ели, Целый день сидели, На нее глядели, Делая вот так... Движения: дети движутся по кругу в одну сторону, держась за руки. Останавливаются и с помощью жестов и мимики изображают то, о чем говорится в тексте: закрывают руками брови, делают «круглые глаза» и «большой нос» и т.п. Присаживаются на корточки и одной рукой подпирают подбородок. Повторяют за ведущим любое смешное движение. Правила игры: тот, кто стоит в центре круга, должен сам придумать, как изобразить детей бабушки Маланьи. Разрешается показывать любые движения, но кривляться и дурачиться нельзя. Все участники хоровода повторяют движения ведущего. РАЗДЕЛ 2 УЧИМСЯ СОЧУВСТВОВАТЬ И СОПЕРЕЖИВАТЬ ДРУЗЬЯМ ЗАНЯТИЕ 1 Друг в беде не бросит Цели; 1. Расширить и углубить представления детей о доброжела 2. Раскрыть значимость моральной поддержки товарищам, 3. Формировать ценностное отношение ребенка к себе и к Ход занятия Светлячок предлагает посмотреть фрагмент из мультфильма «Димка и Тимка» и спеть вместе сгероями мультфильма его любимую песенку: «Настоящий друг», музыка Б. Савельева (из мультфильма «Димка и Тимка»). Дружба крепкая не сломается, Не расклеится от дождей и вьюг. Друг в беде не бросит, Лишнего не спросит — . Вот что значит настоящий Верный друг. Мы поссоримся и помиримся, «Не разлить водой!» — шутят все вокруг. В полдень или в полночь Друг придет на помощь — Вот что значит настоящий Верный друг. В конце песни педагог вместе со сказочным героем Светлячком отмечает: «Как хорошо иметь верных и надежных друзей!». Но в одной пословице говорится: «Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось». Далее детям предлагается послушать рассказ Л. Толстого «Два товарища».
4-2392 «Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего — он упал наземь и притворился мертвым. Медведь подошел к нему и стал нюхать; он и дышать перестал. Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел. Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется: — Ну что, — говорит, — медведь тебе на ухо говорил? — А он сказал, что плохие люди те, которые в опасности от — Что произошло с мальчиками в лесу? — Что чувствовал один из мальчиков, оставшись один на один — Что значит «быть плохим другом»? — Как бы вы поступили в этой ситуации? Беседа «Чуткое и доброжелательное отношение друг к другу». В начале беседы предложить детям послушать отрывок из стихотворения Г. Остер «Советы непослушным детям». — Если друг твой самый лучший Поскользнулся и упал, Покажи на друга пальцем И хватайся за живот. Пусть он видит, лежа в луже, Ты ничуть не огорчен — Настоящий друг не любит Огорчать своих друзей. — Вам понравились советы настоящим друзьям? Почему? — Как правильно нужно поступить в этой ситуации?. 1. Как можно переубедить героя стихотворения в его пред 2. Как помочь стать добрее, внимательнее? Обсуждение и проигрывание проблемной ситуации «Кристина потеряла во время прогулки на площадке свою заколку. Она была очень расстроена и готова заплакать. Заметив это, Максим подошел к ней, ласково попытался успокоить девочку и предложил вместе поискать потерявшуюся заколку». Во время обсуждения данной проблемной ситуации педагог должен обратить внимание детей на моральную помощь своему товарищу, которая может быть выражена в сочувствии в связи с потерей игрушки, ушибом, несправедливым отношением кого-либо из детей. Советы Светлячка: Другу всегда помогайте, друга всегда выручайте; не жди, когда тебя попросят о помощи, учитесь сами видеть, кому она нужна. Нельзя .смеяться над другом, если он попал в трудную ситуацию. Добрые дела всегда нужны и приятны людям. Упражнение «Помоги другу» Светлячок рассказывает детям историю, которая произошла с одним мальчиком: «Дети раскрашивали закладки для книг. Когда работа подходила к концу, Ваня нечаянно пролил краски прямо на свою поделку. Он так расстроился, что готов был заплакать...». — Вам жалко Ваню? — Можно ли ему помочь? — Каким образом? Все варианты выслушиваются, и один наиболее эмпатийный обыгрывается. Игра «Веселая смесь» ' Приготовьте много картонок (карточек) размерам 10 х 10 см. Пусть дети поставят на каждую по пятну-кляксе основного цвета. Картонок должно быть столько же, сколько детей. Дайте краскам высохнуть. На середину стола положите закрытые (перевернутые) карточки с кляксами смешанного цвета (например, оранжевую — из красного с желтым, или зеленую — из-желтого и синего, или фиолетовую — из красного и синего). Каждый ребенок вытягивает для себя из общей кучки карточку основного цвета. Откройте одну из карточек, лежащую в середине стола. Если это, например, карточка с оранжевой кляксой, дети, у которых карточки красная и желтая, должны объединиться и вместе нарисовать картинку, на которой видны как основные, так и смешанные цвета.
4*-2392 Если каким-то детям еще трудно определить, из каких цветов составляется смешанный цвет, то их можно попросить что-то нарисовать основными цветами. Если все хотят рисовать одновременно, можно раздать каждому по три карточки с основными цветами. Пусть дети сами придумают, какие краски нужно смешать, чтобы получилась краска, изображенная на карточке, лежащей посередине стола. ЗАНЯТИЕ 2 Друг заболел Цели: 1. Учить детей понимать эмоциональное и физическое состо 2. Формировать в сознании детей важность и значимость про 3. Воспитывать доброе отношение детей друг к другу. Ход занятия Светлячок демонстрирует детям картину с изображением девочки и рассказывает (проблемная ситуация): «Лена уже целую неделю не ходит в детский сад. У нее — ангина. Ее лечит доктор, за ней нежно и бережно ухаживает мама. Но Лене скучно и обидно, потому что ей хочется пойти в детский сад к Детям, а нельзя». — Как могут помочь заболевшей девочке ее товарищи? — Какое бы письмо вы написали заболевшему другу? — Почему важно проявлять заботу о больном товарище? — Какие слова утешения вы знаете? Ролевая гимнастика: с помощью мимики и жестов показать: • как у девочки болит горло, ей очень больно; • как девочка грустит; • как мама нежно и бережно ухаживает за ней; • как девочка радуется тому, что выздоровела.
— Что вы чувствовали, когда показывали заболевшую де — Что вы чувствовали, когда показывали маму, которая уха — Что вы чувствовали, когда показывали радостную, счаст Светлячок приходит детям на помощь и подсказывает, как помочь заболевшему другу: «Если нельзя навестить друга, то ему можно написать письмо. Другу будет очень приятно». Упражнение «Пишу письмо другу» Педагог вместе с детьми сочиняет письмо заболевшему ребенку. В процессе выполнения данного упражнения поощряется.всякое проявление внимания и заботы о товарище. По окончании упражнения педагог может обратиться с вопросом: «Если бы вы оказались на месте заболевшего товарища и получили бы по почте такое письмо, то что бы почувствовали?». Чтение стихотворения Э. Успенского «Пишу тебе письмо». ...А листок в конверте чист, Нет на нем ни букв, ни строчек, Пахнет осенью листочек — С дерева опавший лист. Только адрес твой да имя На конверте напишу, Синий ящик отыщу, Свой листочек опущу. Ты письмо мое получишь И обрадуешься вдруг: Жить на свете много лучше, Если друга вспомнил друг. Сразу мне ответ пиши! А кончаются чернила — Просто перышко вложи, Что синица обронила. Если в данный момент в группе есть заболевший ребенок, то педагог предлагает это письмо отправить ему по почте. Советы Светлячка: Товарищу надо помогать и не ждать, чтобы за это тебя похвалили. Поступайте с людьми во всем так, как бы вы хотели, чтобы с вами поступали. Чтобы понять другого человека, нужно встать на его место.
Игра «Волшебный стул» (Т.И. Попова) Все дети встают в круг. Внутри круга, у края, ставится стул. Дети идут по кругу и поют: Кто сегодня всех красивей? Кто сегодня всех счастливей? Поскорее появись! На волшебный стул садись! После того как песенка закончится, тот, кто окажется ближе всех к стулу, садится на него. Каждый ребенок из круга, по очереди, начиная с того места, где стоит стул, должен сказать о сидящем на стуле что-нибудь хорошее и доброе. В конце занятия предложить детям исполнить песенку — танец «Добрый жук» (из кинофильма «Золушка», словаЕ. Шварца, музыка А. Спадавекки). |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-29 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |