Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Диагностика отношения детей к старым, пожилым людям

Предложить детям закончить предложение «Когда я вижу, как старому человеку тяжело ходить, то...»,

Не всегда дети и даже взрослые проявляют уважение к ста­рым людям, и об этом говорится в следующем рассказе.

Чтение басни Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек».

«Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не виде­ли, уши не слышали, зубов не было. И, когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке.


Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бра­нить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Ста­рик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят раз муж с женой дома и смотрят — сынишка их на полу дощечками играет — что-то слаживает. Отец и спросил: "Что ты это делаешь, Миша?" А Миша и говорит: "Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, "чтобы вас из этой лоханки кормить".

Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им ста­ло стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним».

— Как относились муж и жена к старому человеку?

— За что они обижали дедушку?

— Они исправили свою ошибку?

— А кто им в этом помог?

Обсуждение и проигрывание проблемной ситуации

«У Кати бабушка уже стара, поэтому плохо видит. Раньше она много читала рассказов своей внучке, рассказывала ей сказ­ки, штопала носки. Сейчас она без очков ничего не видит. Катя пришла к ней в гости и попросила прочитать новую книжку, но бабушка не может найти свои очки и предлагает ей заняться чем-нибудь другим. Внучка, услышав отказ, рассердилась на бабушку, сказав, что больше не придет к ней в гости».

— Правильно ли поступила девочка? Почему?

— Что чувствовала бабушка в этой ситуации?

— Можно ли было поступить по-другому?

— Как бы вы поступили на месте девочки?

Ролевая гимнастика:с помощью мимики и пантомимики показать:

• старого, уставшего дедушку;

• грустную бабушку;

• улыбающуюся бабушку.

Светлячок показывает детям письмо и предлагает его прочесть.

Письмо первое (А.И. Сорокина).

«Опираясь на палочку, идет старый человек. Он останавлива­ется, чтобы отдохнуть. И снова бредет. Мальчики начали подра­жать его походке, сгорбились, еле передвигают ноги, смеются».

Предложить детям ответить на вопрос: « Что бы вы сказали о таких мальчиках? ».


Воспитатель расширяет представления детей об отношении к пожилым людям от лица игрового персонажа — Светлячка.

Советы Светлячка:

Нельзя смеяться над старыми людьми.

К старым людям нужно относиться заботливо, помогать им.

Старые люди прожили много-много лет и трудились для лю­дей.

Светлячок передает в руки детям волшебный фонарик и предлагает продумать желание для своих бабушек и дедушек. Проводится игровое упражнение «Мои пожелания для бабуш­ки (дедушки)».

Бабушки очень любят играть с внуками, и взрослый предла­гает разучить одну веселую игру. Пррводится игра «Бабушка Маланья» (З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова).

В основе игры лежит народная потешка, которая разыгры­вается в движении. Задача ребенка — придумать интересные движения к этой потешке. Водящий становится в круг, а дети берутся за руки и начинают запевать песенку, сопровождая ее выразительными движениями.

Слова:

У Маланьи, у старушки

Жили в маленькой избушке

Семь дочерей,

Семь сыновей,

Все без бровей.

С такими глазами,

С такими ушами,

С такими носами,

С такими усами,

С такой головой,

С такой бородой...

Ничего не ели,

Целый день сидели,

На нее глядели,

Делая вот так...

Движения: дети движутся по кругу в одну сторону, держась за руки.

Останавливаются и с помощью жестов и мимики изобража­ют то, о чем говорится в тексте: закрывают руками брови, дела­ют «круглые глаза» и «большой нос» и т.п.


Присаживаются на корточки и одной рукой подпирают под­бородок.

Повторяют за ведущим любое смешное движение.

Правила игры: тот, кто стоит в центре круга, должен сам придумать, как изобразить детей бабушки Маланьи.

Разрешается показывать любые движения, но кривляться и дурачиться нельзя. Все участники хоровода повторяют движе­ния ведущего.


РАЗДЕЛ 2

УЧИМСЯ СОЧУВСТВОВАТЬ

И СОПЕРЕЖИВАТЬ ДРУЗЬЯМ

ЗАНЯТИЕ 1

Друг в беде не бросит

Цели;

1. Расширить и углубить представления детей о доброжела­
тельном отношении к окружающим его людям.

2. Раскрыть значимость моральной поддержки товарищам,
которая может быть выражена в сочувствии.

3. Формировать ценностное отношение ребенка к себе и к
окружающим его людям.

Ход занятия

Светлячок предлагает посмотреть фрагмент из мультфиль­ма «Димка и Тимка» и спеть вместе сгероями мультфильма его любимую песенку: «Настоящий друг», музыка Б. Савельева (из мультфильма «Димка и Тимка»).

Дружба крепкая не сломается,

Не расклеится от дождей и вьюг.

Друг в беде не бросит,

Лишнего не спросит — .

Вот что значит настоящий

Верный друг.

Мы поссоримся и помиримся,

«Не разлить водой!» — шутят все вокруг.

В полдень или в полночь

Друг придет на помощь —

Вот что значит настоящий

Верный друг.

В конце песни педагог вместе со сказочным героем Светляч­ком отмечает: «Как хорошо иметь верных и надежных друзей!». Но в одной пословице говорится: «Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось».

Далее детям предлагается послушать рассказ Л. Толстого «Два товарища».


 


4-2392



«Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего — он упал наземь и притво­рился мертвым.

Медведь подошел к нему и стал нюхать; он и дышать пере­стал. Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и ото­шел. Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется:

— Ну что, — говорит, — медведь тебе на ухо говорил?

— А он сказал, что плохие люди те, которые в опасности от
товарищей убегают ».

— Что произошло с мальчиками в лесу?

— Что чувствовал один из мальчиков, оставшись один на один
с медведем?

— Что значит «быть плохим другом»?

— Как бы вы поступили в этой ситуации?

Беседа «Чуткое и доброжелательное отношение друг к другу». В начале беседы предложить детям послушать отрывок из стихотворения Г. Остер «Советы непослушным детям».

— Если друг твой самый лучший Поскользнулся и упал, Покажи на друга пальцем И хватайся за живот. Пусть он видит, лежа в луже, Ты ничуть не огорчен — Настоящий друг не любит Огорчать своих друзей.

— Вам понравились советы настоящим друзьям? Почему?

— Как правильно нужно поступить в этой ситуации?.
Задание детям:

1. Как можно переубедить героя стихотворения в его пред­
ставлении о настоящей дружбе?

2. Как помочь стать добрее, внимательнее?

Обсуждение и проигрывание проблемной ситуации

«Кристина потеряла во время прогулки на площадке свою заколку. Она была очень расстроена и готова заплакать. За­метив это, Максим подошел к ней, ласково попытался успо­коить девочку и предложил вместе поискать потерявшуюся заколку».


Во время обсуждения данной проблемной ситуации педагог должен обратить внимание детей на моральную помощь своему товарищу, которая может быть выражена в сочувствии в связи с потерей игрушки, ушибом, несправедливым отношением кого-либо из детей.

Советы Светлячка:

Другу всегда помогайте, друга всегда выручайте; не жди, когда тебя попросят о помощи, учитесь сами видеть, кому она нужна.

Нельзя .смеяться над другом, если он попал в трудную ситу­ацию.

Добрые дела всегда нужны и приятны людям.

Упражнение «Помоги другу»

Светлячок рассказывает детям историю, которая произош­ла с одним мальчиком: «Дети раскрашивали закладки для книг. Когда работа подходила к концу, Ваня нечаянно пролил краски прямо на свою поделку. Он так расстроился, что готов был зап­лакать...».

— Вам жалко Ваню?

— Можно ли ему помочь?

— Каким образом?

Все варианты выслушиваются, и один наиболее эмпатийный обыгрывается.

Игра «Веселая смесь» '

Приготовьте много картонок (карточек) размерам 10 х 10 см. Пусть дети поставят на каждую по пятну-кляксе основного цве­та. Картонок должно быть столько же, сколько детей. Дайте краскам высохнуть. На середину стола положите закрытые (перевернутые) карточки с кляксами смешанного цвета (напри­мер, оранжевую — из красного с желтым, или зеленую — из-желтого и синего, или фиолетовую — из красного и синего). Каждый ребенок вытягивает для себя из общей кучки карточку основного цвета. Откройте одну из карточек, лежащую в сере­дине стола. Если это, например, карточка с оранжевой кляк­сой, дети, у которых карточки красная и желтая, должны объединиться и вместе нарисовать картинку, на которой видны как основные, так и смешанные цвета.


 



4*-2392



Если каким-то детям еще трудно определить, из каких цве­тов составляется смешанный цвет, то их можно попросить что-то нарисовать основными цветами. Если все хотят рисовать одновременно, можно раздать каждому по три карточки с ос­новными цветами. Пусть дети сами придумают, какие краски нужно смешать, чтобы получилась краска, изображенная на карточке, лежащей посередине стола.

ЗАНЯТИЕ 2 Друг заболел

Цели:

1. Учить детей понимать эмоциональное и физическое состо­
яние своего сверстника, поощрять стремление оказать помощь
товарищу.

2. Формировать в сознании детей важность и значимость про­
явления сочувствия заболевшему товарищу.

3. Воспитывать доброе отношение детей друг к другу.

Ход занятия

Светлячок демонстрирует детям картину с изображением де­вочки и рассказывает (проблемная ситуация): «Лена уже целую неделю не ходит в детский сад. У нее — ангина. Ее лечит доктор, за ней нежно и бережно ухаживает мама. Но Лене скучно и обид­но, потому что ей хочется пойти в детский сад к Детям, а нельзя».

— Как могут помочь заболевшей девочке ее товарищи?

— Какое бы письмо вы написали заболевшему другу?

— Почему важно проявлять заботу о больном товарище?

— Какие слова утешения вы знаете?

Ролевая гимнастика: с помощью мимики и жестов показать:

• как у девочки болит горло, ей очень больно;

• как девочка грустит;

• как мама нежно и бережно ухаживает за ней;

• как девочка радуется тому, что выздоровела.

 

— Что вы чувствовали, когда показывали заболевшую де­
вочку?

— Что вы чувствовали, когда показывали маму, которая уха­
живает за больной дочкой?

— Что вы чувствовали, когда показывали радостную, счаст­
ливую девочку?


Светлячок приходит детям на помощь и подсказывает, как помочь заболевшему другу: «Если нельзя навестить друга, то ему можно написать письмо. Другу будет очень приятно».

Упражнение «Пишу письмо другу»

Педагог вместе с детьми сочиняет письмо заболевшему ре­бенку. В процессе выполнения данного упражнения поощряет­ся.всякое проявление внимания и заботы о товарище. По окон­чании упражнения педагог может обратиться с вопросом: «Если бы вы оказались на месте заболевшего товарища и получили бы по почте такое письмо, то что бы почувствовали?».

Чтение стихотворения Э. Успенского «Пишу тебе письмо».

...А листок в конверте чист, Нет на нем ни букв, ни строчек, Пахнет осенью листочек — С дерева опавший лист.

Только адрес твой да имя На конверте напишу, Синий ящик отыщу, Свой листочек опущу.

Ты письмо мое получишь И обрадуешься вдруг: Жить на свете много лучше, Если друга вспомнил друг.

Сразу мне ответ пиши! А кончаются чернила — Просто перышко вложи, Что синица обронила.

Если в данный момент в группе есть заболевший ребенок, то педагог предлагает это письмо отправить ему по почте.

Советы Светлячка:

Товарищу надо помогать и не ждать, чтобы за это тебя похва­лили.

Поступайте с людьми во всем так, как бы вы хотели, чтобы с вами поступали.

Чтобы понять другого человека, нужно встать на его место.


 




Игра «Волшебный стул» (Т.И. Попова)

Все дети встают в круг. Внутри круга, у края, ставится стул. Дети идут по кругу и поют:

Кто сегодня всех красивей? Кто сегодня всех счастливей? Поскорее появись! На волшебный стул садись!

После того как песенка закончится, тот, кто окажется бли­же всех к стулу, садится на него. Каждый ребенок из круга, по очереди, начиная с того места, где стоит стул, должен сказать о сидящем на стуле что-нибудь хорошее и доброе.

В конце занятия предложить детям исполнить песенку — танец «Добрый жук» (из кинофильма «Золушка», словаЕ. Швар­ца, музыка А. Спадавекки).

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-29

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...