Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Друг и в радости, и в горе всегда рядом

Цели:

1.Формировать представление о душевной боли и пережи­
вании обиды, причиной которой может быть равнодушное отно­
шение окружающих.

2. Диагностировать проявление эмпатии.

Ход занятия

Светлячок открывает свою книгу с советами и читает детям поговорку: «Обидеть легко, да на душе каково? ». Взрослый пред­лагает детям помочь Светлячку объяснить ее смысл.

— Почему так говорят?

— Приходилось ли вам кого-либо обижать?

— Что вы при этом чувствовали?

Чтение рассказа В. Сухомлинского «Как на свете жить?».

«У маленькой Кати большая радость — поправился ее папа. Больше года он болел, в больнице лежал, три операции перенес.

Мама и Катя горевали. Не раз, бывало, проснется ночью Катя и слышит: мама тихо плачет.

А сегодня отец уже на работе. Здоровый и бодрый.

Встретила девочка во дворе двух своих одноклассников, Петю и Гришу, и поделилась радостью:


 



5'-2392



— Наш папа выздоровел!

Мальчишки посмотрели на Катю с удивлением, пожали пле­чами и, ничего не сказав, побежали гонять мяч. Катя пошла к девочкам, игравшим в "классы".

— Наш папа выздоровел, — сказала она.

Одна из девочек, Нина, с удивлением спросила:

— Ну и что же?

Катя почувствовала, как к горлу подкатился тяжелый ко­мок; дышать ей стало трудно. Она отошла к одинокому деревцу заплакала».

— Почему заплакала Катя?

— Что чувствовала девочка в этой ситуации?

— Как бы вы поступили на месте ее друзей?

— Как можно помочь ребятам исправить свою ошибку?

О настоящих товарищах написано много стихов и одно из них Светлячок предлагает детям послушать.

Чтение стихотворения С. Михалкова «Хорошие товарищи».

Мальчик Миша мается — Миша заикается. Как другие — чисто,., ясно — Он не может говорить. Й просить его напрасно То, что скажет, повторить. Нелегко ему даются Все слова на букву К, Но ребята не смеются — Дружба классная крепка: Ты, Мишутка, не теряйся! Ты с других пример бери! Молча с духом собирайся И смелее говори!

Совещы Светлячка:

Нельзя смеяться над недостатками внешности других детей, дразнить, давать прозвища.

Настоящий друг должен уметь сочувствовать товарищу: ра­доваться его успехам и огорчаться неудачам.

Нельзя проявлять равнодушие к обиженному, плачуще­му ребенку, допускать несправедливость по отношению к сла­бому.

Не делай для людей того, чего сейчас себе ты не желаешь.


Проблемная ситуация

для диагностики проявления эмпатии у детей

(Ситуация взята из учебно-методического пособия для детс­ких дошкольных учреждений и начальной школы Л. Стрелко­вой «Войди в тридесятое царство».)

«...Женя вдруг увидела превосходного мальчика, который сидел на лавочке у ворот. У него были большие синие глаза, ве­селые, но смирные. Мальчик был очень симпатичный — сразу видно, что не драчун, — и Жене захотелось с ним познакомить­ся. Девочка без всякого страха подошла к нему так близко, что в каждом его зрачке ясно увидела свое лицо с двумя косичками, разложенными по плечам.

— Мальчик, как тебя зовут?

— Витя. А тебя как?

— Женя. Давай играть в салки?

— Не могу, я хромой.

И Женя увидела его ногу в уродливом башмаке на очень тол­стой подошве...»

Детям предлагается закончить изложение проблемной си­туации. Возможные варианты ответов детей, свидетельствую­щие о проявлении эмпатии:

«Ну, если ты не можешь играть в салки, давай посидим, по­смотрим книжку, я сейчас принесу ее»:

«Но если ты можешь играть в салки, то давай рисовать ма­шинки, а когда ты выздоровеешь, поиграем в салки».

Светлячок предлагает детям прикоснуться к своему вол­шебному фонарику и загадать желание для мальчика Вити. После того как прозвучат пожелания детей, Светлячок подво­дит детей к выводу: доброта детских сердец обязательно помо­жет мальчику выздороветь и он сможет так же весело играть, как и они.

Игра-шутка «Сиамские» близнецы (СЛ. Шмаков)

Ребята становятся парами и привязываются спина к спине (ноги и руки свободные). Это как бы пары «наоборот». Они дол­жны сплясать «барыню». Пробежать десять метров туда и об­ратно, как «сиамские» близнецы.


ЗАНЯТИЕ 6

День рождения друга

Цели:

1. Развивать потребность в проявлении гуманных чувств к
сверстнику.

2. Побуждать детей быть внимательными к сверстникам и
близким.

3. Учить замечать их переживания и ожидания.

Ход занятия

Взрослый обращает внимание детей на приподнятое настро­ение Светлячка и предлагает угадать, чем оно вызвано. Выслу­шав возможные варианты ответов, сообщает: «Светлячок при­глашен на день рождения своего друга Чебурашки».

Упражнение «Что бы ты пожелал товарищу в день его рождения»

Педагог предлагает представить детям, что они приглаше­ны на день рождения к своему товарищу. Он так долго ждал этого радостного дня и с волнением ожидает прихода гостей. Выбирается один ребенок на роль именинника, все остальные — гости. Перед началом игры каждрму ребенку, исполняющему роль гостя, предлагается продумать слова поздравления и по­желания своему товарищу."

Если дети затрудняются в высказывании пожеланий, то дан­ную игру можно превратить в тренинг, в котором можно пре­дусмотреть репетицию поздравления именинника, дав детям образцы:

« Желаю тебе здоровья, радости ».

♦Пусть в день твоего рождения исполнятся все твои мечты».

«Пусть у тебя будет всегда много друзей».

«Будь красива, как Мальвина, Весела, как Буратино. Чтоб Пьеро в кино водил, Артемон цветы дарил!».


Проблемная ситуация

Что можно подарить другу в день его рождения? Совместное обсуждение проблемы, после которой педагог подводит детей к выводу: дорог не подарок, а внимание.

Игра «Подарки друг другу»

В этой игре ребенок должен выбрать того, кому он хочет сде­лать подарок, и подумать, что именно он подарит.

Правило игры: подарок можно делать тому, кому еще никто ничего не подарил.

Выбирая привлекательный предмет (косынки, ленты, знач­ки, игрушки), ребенок должен обязательно подумать о том, кому он будет дарить, а значит, представить, что этот человек любит и что ему может понравиться.

Выбрав подарок, ребенок со следующими словами подходит к сверстнику:

Я принес тебе подарок. Если нравится, возьми, Всем ребятам покажи И со мною попляши.

Советы Светлячка:

Учитесь проявлять внимание к другу и испытывать от этого радость.

Учитесь разделять радость со своим товарищем.

Нельзя завидовать и выражать недовольство тем, что у ваше­го товарища есть то, чего у вас нет.

Нельзя хвастаться перед товарищами тем, что имеешь ты один.

Упражнение «Подари движение другу» (Н. Кряжева)

Дети стоят в круге, звучит веселая музыка, ведущий по­казывает движение, все дети его повторяют, затем движение придумывает ребенок, а все повторяют его движение, и так по кругу.

В конце занятия предложить детям посмотреть фрагмент из мультфильма «День рождения кота Леопольда» и спеть вместе песенку «Если добрый ты...» (музыка Б. Савельева).


Дождик босиком по земле прошел, Клены по плечам хлопал. Если ясный день, это — хорошо, А когда наоборот — плохо.

Слышишь, как звенят в небе высоко Солнечных лучей струны? Если добрый ты, то всегда легко, А когда наоборот — трудно.

С каждым поделись радостью своей, Рассыпая смех звучно. Если песни петь, с ними веселей, А когда наоборот — скучно!

Варианты проблемных ситуаций для обсуждения с детьми

«Оля — девочка добрая, но стеснительная. Дети не замеча­ют просто, как она иногда пытается к ним обратиться с просьбой поиграть, поговорить, но так и не решается. Чаще всего она сто­ит в сторонке и смотрит, как весело играют ее сверстники».

— Что чувствует девочка, когда видит играющих сверстников?

— Как можно помочь Оле?

«Дети старшей группы одеваются на прогулку. Наташа торо­пится успеть одеться вместе с детьми, но у нее никак не застеги­вается верхняя пуговица пальто. К ней подой1ел Петя и сказал...»

— Что сказал Петя? Почему?

Ответы детей выслушиваются, выбирается модель желаемо­го поведения (мальчик предлагает девочке свою помощь) и обыг-рывается.

«Дети играют во дворе. Мимо Толи пробежал Денис и неча­янно толкнул его. Толя упал прямо в лужу. Тогда Денис...»

— Что сказал или сделал Денис? Почему?

Ответы детей выслушиваются и выбирается модель желае­мого поведения (мальчик извинился и оказал Толе помощь).

«Коля построил замок из песка. И все им любовались. Толь­ко один Игорь сказал, что он может сделать лучше, а когда Коля не поверил, разбежался и затоптал всю постройку».


«Оле на день рождения мама подарила красивую куклу. Оля ее принесла в детский сад. Увидев у Оли новую куклу, к ней подошли ее подружки Света и Таня. Света сказала: "Оля, дай нам поиграть с твоей куклой". Тогда Света ответила...»

— Что ответила Света? Почему?

Ответы детей выслушиваются воспитателем, выбирается модель желаемого поведения (девочка дает своим подругам по­играть с куклой) и обыгрывается. По окончании упражнения детям предлагается высказаться по поводу того, что они чувство­вали, выполняя роли разных по характеру детей.

«В нашей группе есть мальчик, у которого очень часто быва­ет плохое настроение. Глаза у него очень печальные, грустные. Ему одиноко и обидно, что с ним никто не хочет играть».

. — Что нужно сделать, чтобы всем было весело и все дружили?

— Что бы вы посоветовали мальчику?

«На занятии по рисованию Дима справился с заданием са­мый первый и любовался своим рисунком. Это заметил воспита­тель и похвалил его. Услышав похвалу в адрес своего товарища, Коля громко произнес: "У него плохо получился дом!". Дима расстроился, ведь он так старался».

— Можно ли Колю назвать настоящим товарищем?

— Что чувствовал Дима, когда услышал похвалу в свой адрес?

— 'Изменилось ли его состояние, когда Коля произнес: «У
него плохо получился дом!» ? Почему?

— Как бы вы поступили на месте Коли?

«Ребята играют на площадке в прятки. Сереже не везло — он уже полчаса водящий. А так хочется поменяться ролью с кем-нибудь. Ему так обидно, что вот-вот расплачется».

— Почему Сережа обиделся на товарищей?

— Как можно помочь Сереже?

— Что бы вы посоветовали его товарищам?



РАЗДЕЛ 3

МЫ И НАШИ ДРУЗЬЯ-ЖИВОТНЫЕ

ЗАНЯТИЕ 1

Собака — верный друг человека

Цели:

1. Расширить представления детей о роли собаки в жизни
человека

2. Развивать чувство ответственности за жизнь домашних
животных.

3. Побуждать к проявлению сочувствия животным (собакам),
попавшим в беду.

Ход занятия

В начале занятия педагог от имени Светлячка загадывает загадку о собаке:

С хозяином дружит, дом сторожит. Живет под крылечком, а хвост колечком. *

Рассказ о роли собаки в жизни человека: «Плохо было бы человеку без верного друга — собаки. Пастуху она помогает ох­ранять стадо овец. В тайге собака находит охотнику ценного зве­ря. Есть собаки, которые спасают людей на воде, при пожаре. Собака никогда не оставит человека в беде.

А человек?».

Далее детям предлагается посмотреть начало мультфильма по мотивам сказки Братьев Гримм «Бременские музыканты». Фрагмент мультфильма можно заменить чтением следующего отрывка.

«Много лет тому назад жил на свете мельник. И был у мель­ника осел — хороший осел, умный и сильный. Долго работал осел на мельнице, таскал на спине кули с мукой и вот наконец состарился.

Видит хозяин: ослаб осел, не годится больше для работы — и выгнал его из дому.


Испугался осел:

— Куда я пойду, куда денусь? Стар я стал и слаб.
А потом подумал:

— Пойду-ка я в город Бремен и стану там уличным музы­
кантом.

Так и сделал. Пошел в город Бремен.

Идет осел по дороге и кричит по-ослиному. И вдруг видит: лежит на дороге охотничья собака, язык высунула и тяжело дышит.

— Отчего ты так запыхалась, собака? — спрашивает осел. —
Что с тобой?

— Устала, — говорит собака. — Бежала долго, вот и запыха­
лась.

— Что ж ты так бежала, собака? — спрашивает осел.

— Ах, осел, — говорит собака, — пожалей меня! Жила я у
охотника, долго жила. По полям и болотам за дичью для него
бегала, а теперь стара стала, для охоты больше не гожусь, и за­
думал мой хозяин убить меня. Вот я и убежала от него, а что
дальше делать — не знаю.

— Пойдем со мной в город Бремен — отвечает ей осел, —
сделаемся там уличными музыкантами. Лаешь ты громко, го­
лос у тебя хороший. Ты будешь петь и в барабаны бить, а я буду
петь и на гитаре играть.

— Что ж, — говорит собака, — пойдем.
Пошли они вместе.

Осел идет — кричит по-ослиному, собака идёт — лает по-собачьи».

— Что случилось с животными?

— Почему собака убежала от хозяина?

— Вам жалко животных?

— А как им можно помочь? (Найти нового друга, который
бы о них заботился.)

Педагог обобщает ответы детей и поводит к выводу: люди, беря в дом собаку или другое животное, несут большую ответ­ственность за ее жизнь. Выгнав ее на улицу, они обрекают ее на голод и мучения. Собака может озлобиться. Чтобы выжить, она разрушает гнезда птиц или поедает маленьких птенцов. Доб­рый человек никогда не будет выгонять животное из дома. И об этом говорится в следующем рассказе.

Чтение рассказа В. Сухомлинского «Старый пес».


« Был у человека верный друг — Пес. Много лет сторожил он хозяйство человека.

Шли годы, Пес постарел, стал плохо видеть. Однажды в яс­ный летний день он не узнал своего хозяина. Когда хозяин воз-. вращался с поля, он выбежал из своей будки, залаял, как на чу­жого. Хозяин удивился. Спросил:

— Значит, ты уже не узнаешь меня?

Пес виновато вилял хвостом. Он ткнулся носом в ногу хозяи­на и нежно заскулил. Ему захотелось сказать:

— Прости меня. Я сам не знаю, как это получилось, что я не
узнал тебя.

Через несколько дней человек принес откуда-то маленького щенка. Он построил рядом с будкой старого Пса еще одну, ма­ленькую будку и сказал щенку:

— Живи здесь.

Старый Пес спросил у человека:

— Зачем тебе еще один пес?

— Чтобы тебе одному не было скучно, — сказал человек и
ласково потрепал старого Пса по спине. Потом человек повер­
нулся, тихо вздохнул и ушел.

А на траве кувыркался, играл щенок».

Ролевая гимнастика: по окончании рассказа взрослый пред­лагает детям с помощью мимики и пантомимики показать, как:

• собака виновато ластится к хозяину;

• собака нежно скулит;

• грустно вздыхает человек;

• собака радуется новому другу-щенку.

Светлячок предлагает детям с помощью волшебного фона­рика загадать желания для своей или другой собаки.

Советы Светлячка:

Не обижайте собак.

Если вы в дом взяли щенка, о нем нужно заботиться.

Будьте внимательны к своему четвероногому другу, если он заболел, то нужно обратиться за помощью к врачу — ветеринару.

Игровое упражнение «Собака-поводырь» (НЛ. Кряжева)

Ведущий рассказывает о том, какие чудеса творят собаки: вытаскивают людей из огня, воды, летают в космос, служат на границе... А есть и собаки, помогающие жить и передвигаться.


Это очень умные животные, они бережно относятся к своим хо­зяевам, у которых нет зрения. Хотите попробовать, как они по­могают людям?

Дети разбиваются на пары, встают друг за другом, руки сто­ящего сзади — на плечах « поводыря », глаза завязаны платочком. Задача «поводыря» — походить по комнате, обойти препятствия, заботясь о своем напарнике. Затем дети меняются ролями.

В конце занятия предложить детям посмотреть фрагмент мульфильма «Бременские музыканты» и спеть песню (музыка Г. Гладкова).

Ничего на свете лучше нету, Чем бродить друзьям по белу свету. Тем, кто дружен, не страшны тревоги! Нам любые дороги дороги. Мы свое призванье не забудем! Смех и радость мы приносим людям, Нам дворцов заманчивые своды Не заменят никогда свободы.

ЗАНЯТИЕ 2

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-29

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...