Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Друг и в радости, и в горе всегда рядомЦели: 1.Формировать представление о душевной боли и пережи 2. Диагностировать проявление эмпатии. Ход занятия Светлячок открывает свою книгу с советами и читает детям поговорку: «Обидеть легко, да на душе каково? ». Взрослый предлагает детям помочь Светлячку объяснить ее смысл. — Почему так говорят? — Приходилось ли вам кого-либо обижать? — Что вы при этом чувствовали? Чтение рассказа В. Сухомлинского «Как на свете жить?». «У маленькой Кати большая радость — поправился ее папа. Больше года он болел, в больнице лежал, три операции перенес. Мама и Катя горевали. Не раз, бывало, проснется ночью Катя и слышит: мама тихо плачет. А сегодня отец уже на работе. Здоровый и бодрый. Встретила девочка во дворе двух своих одноклассников, Петю и Гришу, и поделилась радостью:
5'-2392 — Наш папа выздоровел! Мальчишки посмотрели на Катю с удивлением, пожали плечами и, ничего не сказав, побежали гонять мяч. Катя пошла к девочкам, игравшим в "классы". — Наш папа выздоровел, — сказала она. Одна из девочек, Нина, с удивлением спросила: — Ну и что же? Катя почувствовала, как к горлу подкатился тяжелый комок; дышать ей стало трудно. Она отошла к одинокому деревцу заплакала». — Почему заплакала Катя? — Что чувствовала девочка в этой ситуации? — Как бы вы поступили на месте ее друзей? — Как можно помочь ребятам исправить свою ошибку? О настоящих товарищах написано много стихов и одно из них Светлячок предлагает детям послушать. Чтение стихотворения С. Михалкова «Хорошие товарищи». Мальчик Миша мается — Миша заикается. Как другие — чисто,., ясно — Он не может говорить. Й просить его напрасно То, что скажет, повторить. Нелегко ему даются Все слова на букву К, Но ребята не смеются — Дружба классная крепка: Ты, Мишутка, не теряйся! Ты с других пример бери! Молча с духом собирайся И смелее говори! Совещы Светлячка: Нельзя смеяться над недостатками внешности других детей, дразнить, давать прозвища. Настоящий друг должен уметь сочувствовать товарищу: радоваться его успехам и огорчаться неудачам. Нельзя проявлять равнодушие к обиженному, плачущему ребенку, допускать несправедливость по отношению к слабому. Не делай для людей того, чего сейчас себе ты не желаешь. Проблемная ситуация для диагностики проявления эмпатии у детей (Ситуация взята из учебно-методического пособия для детских дошкольных учреждений и начальной школы Л. Стрелковой «Войди в тридесятое царство».) «...Женя вдруг увидела превосходного мальчика, который сидел на лавочке у ворот. У него были большие синие глаза, веселые, но смирные. Мальчик был очень симпатичный — сразу видно, что не драчун, — и Жене захотелось с ним познакомиться. Девочка без всякого страха подошла к нему так близко, что в каждом его зрачке ясно увидела свое лицо с двумя косичками, разложенными по плечам. — Мальчик, как тебя зовут? — Витя. А тебя как? — Женя. Давай играть в салки? — Не могу, я хромой. И Женя увидела его ногу в уродливом башмаке на очень толстой подошве...» Детям предлагается закончить изложение проблемной ситуации. Возможные варианты ответов детей, свидетельствующие о проявлении эмпатии: «Ну, если ты не можешь играть в салки, давай посидим, посмотрим книжку, я сейчас принесу ее»: «Но если ты можешь играть в салки, то давай рисовать машинки, а когда ты выздоровеешь, поиграем в салки». Светлячок предлагает детям прикоснуться к своему волшебному фонарику и загадать желание для мальчика Вити. После того как прозвучат пожелания детей, Светлячок подводит детей к выводу: доброта детских сердец обязательно поможет мальчику выздороветь и он сможет так же весело играть, как и они. Игра-шутка «Сиамские» близнецы (СЛ. Шмаков) Ребята становятся парами и привязываются спина к спине (ноги и руки свободные). Это как бы пары «наоборот». Они должны сплясать «барыню». Пробежать десять метров туда и обратно, как «сиамские» близнецы. ЗАНЯТИЕ 6 День рождения друга Цели: 1. Развивать потребность в проявлении гуманных чувств к 2. Побуждать детей быть внимательными к сверстникам и 3. Учить замечать их переживания и ожидания. Ход занятия Взрослый обращает внимание детей на приподнятое настроение Светлячка и предлагает угадать, чем оно вызвано. Выслушав возможные варианты ответов, сообщает: «Светлячок приглашен на день рождения своего друга Чебурашки». Упражнение «Что бы ты пожелал товарищу в день его рождения» Педагог предлагает представить детям, что они приглашены на день рождения к своему товарищу. Он так долго ждал этого радостного дня и с волнением ожидает прихода гостей. Выбирается один ребенок на роль именинника, все остальные — гости. Перед началом игры каждрму ребенку, исполняющему роль гостя, предлагается продумать слова поздравления и пожелания своему товарищу." Если дети затрудняются в высказывании пожеланий, то данную игру можно превратить в тренинг, в котором можно предусмотреть репетицию поздравления именинника, дав детям образцы: « Желаю тебе здоровья, радости ». ♦Пусть в день твоего рождения исполнятся все твои мечты». «Пусть у тебя будет всегда много друзей». «Будь красива, как Мальвина, Весела, как Буратино. Чтоб Пьеро в кино водил, Артемон цветы дарил!». Проблемная ситуация Что можно подарить другу в день его рождения? Совместное обсуждение проблемы, после которой педагог подводит детей к выводу: дорог не подарок, а внимание. Игра «Подарки друг другу» В этой игре ребенок должен выбрать того, кому он хочет сделать подарок, и подумать, что именно он подарит. Правило игры: подарок можно делать тому, кому еще никто ничего не подарил. Выбирая привлекательный предмет (косынки, ленты, значки, игрушки), ребенок должен обязательно подумать о том, кому он будет дарить, а значит, представить, что этот человек любит и что ему может понравиться. Выбрав подарок, ребенок со следующими словами подходит к сверстнику: Я принес тебе подарок. Если нравится, возьми, Всем ребятам покажи И со мною попляши. Советы Светлячка: Учитесь проявлять внимание к другу и испытывать от этого радость. Учитесь разделять радость со своим товарищем. Нельзя завидовать и выражать недовольство тем, что у вашего товарища есть то, чего у вас нет. Нельзя хвастаться перед товарищами тем, что имеешь ты один. Упражнение «Подари движение другу» (Н. Кряжева) Дети стоят в круге, звучит веселая музыка, ведущий показывает движение, все дети его повторяют, затем движение придумывает ребенок, а все повторяют его движение, и так по кругу. В конце занятия предложить детям посмотреть фрагмент из мультфильма «День рождения кота Леопольда» и спеть вместе песенку «Если добрый ты...» (музыка Б. Савельева). Дождик босиком по земле прошел, Клены по плечам хлопал. Если ясный день, это — хорошо, А когда наоборот — плохо. Слышишь, как звенят в небе высоко Солнечных лучей струны? Если добрый ты, то всегда легко, А когда наоборот — трудно. С каждым поделись радостью своей, Рассыпая смех звучно. Если песни петь, с ними веселей, А когда наоборот — скучно! Варианты проблемных ситуаций для обсуждения с детьми «Оля — девочка добрая, но стеснительная. Дети не замечают просто, как она иногда пытается к ним обратиться с просьбой поиграть, поговорить, но так и не решается. Чаще всего она стоит в сторонке и смотрит, как весело играют ее сверстники». — Что чувствует девочка, когда видит играющих сверстников? — Как можно помочь Оле? «Дети старшей группы одеваются на прогулку. Наташа торопится успеть одеться вместе с детьми, но у нее никак не застегивается верхняя пуговица пальто. К ней подой1ел Петя и сказал...» — Что сказал Петя? Почему? Ответы детей выслушиваются, выбирается модель желаемого поведения (мальчик предлагает девочке свою помощь) и обыг-рывается. «Дети играют во дворе. Мимо Толи пробежал Денис и нечаянно толкнул его. Толя упал прямо в лужу. Тогда Денис...» — Что сказал или сделал Денис? Почему? Ответы детей выслушиваются и выбирается модель желаемого поведения (мальчик извинился и оказал Толе помощь). «Коля построил замок из песка. И все им любовались. Только один Игорь сказал, что он может сделать лучше, а когда Коля не поверил, разбежался и затоптал всю постройку». «Оле на день рождения мама подарила красивую куклу. Оля ее принесла в детский сад. Увидев у Оли новую куклу, к ней подошли ее подружки Света и Таня. Света сказала: "Оля, дай нам поиграть с твоей куклой". Тогда Света ответила...» — Что ответила Света? Почему? Ответы детей выслушиваются воспитателем, выбирается модель желаемого поведения (девочка дает своим подругам поиграть с куклой) и обыгрывается. По окончании упражнения детям предлагается высказаться по поводу того, что они чувствовали, выполняя роли разных по характеру детей. «В нашей группе есть мальчик, у которого очень часто бывает плохое настроение. Глаза у него очень печальные, грустные. Ему одиноко и обидно, что с ним никто не хочет играть». . — Что нужно сделать, чтобы всем было весело и все дружили? — Что бы вы посоветовали мальчику? «На занятии по рисованию Дима справился с заданием самый первый и любовался своим рисунком. Это заметил воспитатель и похвалил его. Услышав похвалу в адрес своего товарища, Коля громко произнес: "У него плохо получился дом!". Дима расстроился, ведь он так старался». — Можно ли Колю назвать настоящим товарищем? — Что чувствовал Дима, когда услышал похвалу в свой адрес? — 'Изменилось ли его состояние, когда Коля произнес: «У — Как бы вы поступили на месте Коли? «Ребята играют на площадке в прятки. Сереже не везло — он уже полчаса водящий. А так хочется поменяться ролью с кем-нибудь. Ему так обидно, что вот-вот расплачется». — Почему Сережа обиделся на товарищей? — Как можно помочь Сереже? — Что бы вы посоветовали его товарищам? РАЗДЕЛ 3 МЫ И НАШИ ДРУЗЬЯ-ЖИВОТНЫЕ ЗАНЯТИЕ 1 Собака — верный друг человека Цели: 1. Расширить представления детей о роли собаки в жизни 2. Развивать чувство ответственности за жизнь домашних 3. Побуждать к проявлению сочувствия животным (собакам), Ход занятия В начале занятия педагог от имени Светлячка загадывает загадку о собаке: С хозяином дружит, дом сторожит. Живет под крылечком, а хвост колечком. * Рассказ о роли собаки в жизни человека: «Плохо было бы человеку без верного друга — собаки. Пастуху она помогает охранять стадо овец. В тайге собака находит охотнику ценного зверя. Есть собаки, которые спасают людей на воде, при пожаре. Собака никогда не оставит человека в беде. А человек?». Далее детям предлагается посмотреть начало мультфильма по мотивам сказки Братьев Гримм «Бременские музыканты». Фрагмент мультфильма можно заменить чтением следующего отрывка. «Много лет тому назад жил на свете мельник. И был у мельника осел — хороший осел, умный и сильный. Долго работал осел на мельнице, таскал на спине кули с мукой и вот наконец состарился. Видит хозяин: ослаб осел, не годится больше для работы — и выгнал его из дому. Испугался осел: — Куда я пойду, куда денусь? Стар я стал и слаб. — Пойду-ка я в город Бремен и стану там уличным музы Так и сделал. Пошел в город Бремен. Идет осел по дороге и кричит по-ослиному. И вдруг видит: лежит на дороге охотничья собака, язык высунула и тяжело дышит. — Отчего ты так запыхалась, собака? — спрашивает осел. — — Устала, — говорит собака. — Бежала долго, вот и запыха — Что ж ты так бежала, собака? — спрашивает осел. — Ах, осел, — говорит собака, — пожалей меня! Жила я у — Пойдем со мной в город Бремен — отвечает ей осел, — — Что ж, — говорит собака, — пойдем. Осел идет — кричит по-ослиному, собака идёт — лает по-собачьи». — Что случилось с животными? — Почему собака убежала от хозяина? — Вам жалко животных? — А как им можно помочь? (Найти нового друга, который Педагог обобщает ответы детей и поводит к выводу: люди, беря в дом собаку или другое животное, несут большую ответственность за ее жизнь. Выгнав ее на улицу, они обрекают ее на голод и мучения. Собака может озлобиться. Чтобы выжить, она разрушает гнезда птиц или поедает маленьких птенцов. Добрый человек никогда не будет выгонять животное из дома. И об этом говорится в следующем рассказе. Чтение рассказа В. Сухомлинского «Старый пес». « Был у человека верный друг — Пес. Много лет сторожил он хозяйство человека. Шли годы, Пес постарел, стал плохо видеть. Однажды в ясный летний день он не узнал своего хозяина. Когда хозяин воз-. вращался с поля, он выбежал из своей будки, залаял, как на чужого. Хозяин удивился. Спросил: — Значит, ты уже не узнаешь меня? Пес виновато вилял хвостом. Он ткнулся носом в ногу хозяина и нежно заскулил. Ему захотелось сказать: — Прости меня. Я сам не знаю, как это получилось, что я не Через несколько дней человек принес откуда-то маленького щенка. Он построил рядом с будкой старого Пса еще одну, маленькую будку и сказал щенку: — Живи здесь. Старый Пес спросил у человека: — Зачем тебе еще один пес? — Чтобы тебе одному не было скучно, — сказал человек и А на траве кувыркался, играл щенок». Ролевая гимнастика: по окончании рассказа взрослый предлагает детям с помощью мимики и пантомимики показать, как: • собака виновато ластится к хозяину; • собака нежно скулит; • грустно вздыхает человек; • собака радуется новому другу-щенку. Светлячок предлагает детям с помощью волшебного фонарика загадать желания для своей или другой собаки. Советы Светлячка: Не обижайте собак. Если вы в дом взяли щенка, о нем нужно заботиться. Будьте внимательны к своему четвероногому другу, если он заболел, то нужно обратиться за помощью к врачу — ветеринару. Игровое упражнение «Собака-поводырь» (НЛ. Кряжева) Ведущий рассказывает о том, какие чудеса творят собаки: вытаскивают людей из огня, воды, летают в космос, служат на границе... А есть и собаки, помогающие жить и передвигаться. Это очень умные животные, они бережно относятся к своим хозяевам, у которых нет зрения. Хотите попробовать, как они помогают людям? Дети разбиваются на пары, встают друг за другом, руки стоящего сзади — на плечах « поводыря », глаза завязаны платочком. Задача «поводыря» — походить по комнате, обойти препятствия, заботясь о своем напарнике. Затем дети меняются ролями. В конце занятия предложить детям посмотреть фрагмент мульфильма «Бременские музыканты» и спеть песню (музыка Г. Гладкова). Ничего на свете лучше нету, Чем бродить друзьям по белу свету. Тем, кто дружен, не страшны тревоги! Нам любые дороги дороги. Мы свое призванье не забудем! Смех и радость мы приносим людям, Нам дворцов заманчивые своды Не заменят никогда свободы. ЗАНЯТИЕ 2 |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-29 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |