Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Учимся заботиться о детенышах животныхЦели: 1. Побуждать детей к проявлению заботы о детенышах жи 2. Развивать готовность оказывать помощь животным, кото 3. Воспитывать внимательное отношение к животным. Ход занятия Светлячок пришел к детям с перевязанной лапкой. Взрослый побуждает детей проявить ему сочувствие: «Что случилось? », « Чем мы можем тебе помочь? ». Светлячок благодарит детей за проявленное внимание и рассказывает: «Я нечаянно зацепился за ветку и поранил лапку. Мне было очень больно! Текла даже кровь! И знаете, кто мне помог? Добрый доктор Айболит!». Педагог читает небольшой отрывок из стихотворения К. Чуковского.« Айболит ». Добрый доктор Айболит! Он под деревом сидит. Приходи к нему лечиться И корова, и волчица, И жучок, и червячок, И медведица! Всех излечит, исцелит Добрый доктор Айболит! Детям предлагается вспомнить, кому из животных приходил на помощь Айболит, после чего организуется ролевая гимнастика по следующему отрывку стихотворения: И пришла к Айболиту лиса: «Ой, меня укусила оса!». И пришел к Айболиту барбос: «Меня курица клюнула в нос!». И прибежала зайчиха И закричала: «Аи, аи! ■ Мой зайчик попал под трамвай! Мой зайчик, мой мальчик Попал под трамвай! Он бежал по дорожке, И ему перерезало ножки, И теперь он больной и хромой, Маленький заинька мой!». И сказал Айболит: «Не беда! Подавай-ка его сюда! Я пришью ему новые ножки, Он опять побежит по дорожке». ! Проведение ролевой гимнастики.Педагог читает текст, а задача детей с помощью мимики и пантомимики изобразить состояния каждого героя. По окончании ролевой гимнастики взрослый предлагает ответить на ряд вопросов: — Что вы чувствовали, изображая больных животных? — Что вам при этом хотелось сделать? Светлячок обращает внимание детей на то, что часто лечит доброе слово и предлагает вспомнить слова-утешения, ласковые слова, которые им говорят родители. После чего проводится упражнение «Ласковое слово».Дети по очереди берут в руки игрушку зайчика и говорят ему добрые слова и пожелания. Взрослый показывает иллюстрацию с изображением лошади и жеребенка: — Как зовут детеныша лошади? — Кто ухаживает за ним? — Нравится жеребенку забота окружающих? — А он нуждается в ней? Почему? '(Потому что он малень Чтение стихотворения К. Тангрыкулиева «Жеребенок». Жеребенок белолобый-, Жеребенок озорной, Мы теперь друзья с тобой, ' Жеребенок мой. Я тебя лелеять буду, Травку сочную добуду. Быстро вырастешь большой, Жеребенок мой. Станешь чистый да красивый, С длинной шелковою гривой. Побежим на водопой, Жеребенок мой. Клевер для тебя посею, Чтобы ел ты повкуснее, Чтобы стал ты всех сильнее, Жеребенок мой. Видишь, звонкие подковы Для тебя уже готовы. Степь объедем мы с тобой, Жеребенок мой. — Вам понравилось, как мальчик ухаживает за жеребенком? — Вам хотелось бы иметь настоящего жеребенка? — А как бы вы за ним ухаживали? Детям предлагается посмотреть фрагмент из мультфильма «Варежка», в котором девочка искала себе друга. Волшебное превращение варежки в маленького щенка помогло ей найти настоящего друга, о котором она заботилась. Упражнение «Назови детенышей животных» Собака — щенок; Кошка — котенок; Лошадь — жеребенок; Птица — птенец. По окончании упражнения взрослый делает вывод: детеныши животных так же, как и маленькие дети, беспомощны и без своих мам могут погибнуть. Светлячок рассказывает детям историю: «Однажды я видел, как мальчик хотел поймать маленького птенца и принести его домой, но мама ему не разрешила это сделать, потому что птенец еще мал и без привычной еды на новом месте он может просто погибнуть». Советы Светлячка: Если вы встретите брошенного кем-то котенка или щенка — обогрейте его и накормите, постарайтесь найти ему настоящего хозяина, который бы заботился о нем. Маленьких детенышей животных нельзя забирать от своих мам, иначе они могут погибнуть. Все мамы детенышей животных защищают их от врагов. — А вы видели, как курица защищает своих цыплят? — От кого ей приходится защищать маленьких цыплят? — Почему она их защищает? Затем детям предлагается поиграть в игру. Игра «Коршун и Наседка» Коршун нападает на цыплят, а Наседка защищает своих детей. Цыплята стоят за Наседкой, держа друг друга за пояс или за руку. Коршун должен поймать цыпленка, стоящего последним, поэтому от всех цыплят требуется слаженность действий, готовность прийти на помощь друг другу (все борются за спасение одного). Наседка, раскинув руки-крылья в стороны, загораживает Коршуну дорогу, стараясь все время быть лицом к нему. Пойманные цыплята выходят из игры. Цыплята не должны разрывать цепочку. Кто не удержался в цепи, должен поскорее занять свое место. (Пойманным считается цыпленок, которого коснулся Коршун.) Наседка может мешать Коршуну, отпугивать его, но не имеет права отталкивать его руками. Охота Коршуна может продолжаться условленное время (2-3 минуты). Если за отведенное время Варианты игры. Усложнение игры для одной из сторон — нападающей или обороняющейся — во многом зависит от числа играющих. Чем больше цыплят в выводке, тем труднее всей цепочке маневрировать и укрывать последнего цыпленка. И наоборот, чем меньше игровая группа, тем труднее становится задача для Коршуна. Обостряет игровую ситуацию введение состязательных моментов. Если площадка позволяет, одновременно могут играть две команды. Все играющие делятся на равные группы. В каждой группе ребята выбирают Наседку и Коршуна, Затем Коршун уходит в другую команду. Время игры в обеих группах должно быть одинаковым, тогда по числу пойманных цыплят легко определить команду-победительницу. ЗАНЯТИЕ 3 Почему грустит котенок? Цепи: 1. Продолжать учить различать эмоциональные пережива 2. Поощрять стремление детей проявлять заботу о домаш 3. Развивать потребность в общении с представителями жи Ход занятия Светлячок загадывает детям загадку о кошке: «Ночью не спит, мышей сторожит». Беседа о кошках. — У вас дома есть кошка? — Как вы за ней ухаживаете? — У вашей кошки всегда хорошее настроение? — А как вы об этом узнаете? Светлячок отмечает, что ему очень нравятся маленькие котята, потому что они такие забавные, игривые. Чтение произведения Л. Толстого «Котенок». «Были брат и сестра — Вася и Катя; и у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети искали ее везде, но не могли найти. Один раз они играли пбдле амбара и услыхали, над головой кто-то мяучит тонкими голосами. Вася влез по лестнице под крышу амбара. А Катя стояла внизу и все спрашивала: "Нашел? Нашел?". Но Вася не отвечал ей. Наконец, Вася закричал ей: "Нашел! наша кошка... и у нее котята; такие чудесные; иди сюда скорее". Катя побежала домой, достала молока и принесла кошке. Котят было пять. Когда они выросли немножко и стали вылезать из-под угла, где вывелись, дети выбрали себе одного котенка, серого, с белыми лапками, и принесли в дом. Мать раздала всех остальных котят, а этого оставила детям. Дети кормили его, играли с ним и клали с собой спать. Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котенка. Ветер шевелил солому на дороге, а котенок играл с соломой, и дети радовались на него. Потом они нашли подле дороги щавель, пошли собирать его и забыли про котенка. Вдруг они услыхали, что кто-то громко кричит: "Назад, назад!" — и увидели, что скачет охотник, а впереди его две собаки увидали котенка и хотят схватить его. А котенок глупый, вместо того чтобы бежать, присел к земле, сгорбил спину и смотрит на собак. Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них. А Вася, что было духу, пустился к котенку и в одно время с собаками, подбежал к нему. Собаки хотели схватить котенка, но Вася упал животом на котенка и закрыл его от собак. Охотник подскакал и отогнал собак; а Вася принес домой котенка и уже больше не брал его с собой в поле». — Как заботились о маленьких котятах ребята? — Что произошло с маленьким котенком во время прогулки? — Как защитил мальчик своего котенка от собак? Упражнение-дискуссия «Почему грустит котенок?» (Н. Л. Кряжева) Ведущий берет в руки игрушку кошку и читает стихотворение (А. Блок). Жил~был маленький котенок И совсем еще ребенок. Ну и этот Котя милый Постоянно был унылый. Почему? Никто не знал, Котя это не сказал. Передавая игрушку по кругу, ведущий просит каждого сказать, почему котенок грустил, чего он боялся, чего ему не хватало, как ему помочь? (Поиграть с ним.) Игра «Я знаю...» Играют мячом любых размеров, но достаточно упругим, чтобы он легко отскакивал от земли. Задача состоит в том, чтобы «чеканить» мяч об землю, т.е. бить по отскочившему мячу рукой, снова посылая его к земле. Первый по очереди начинает бить мяч рукой об землю, с каждым ударом произнося по одному слову условленной фразы: «Я знаю пять...». Далее перечисляются различные названия объектов (например, кличек котят). Кто ошибется в подборе слов или уронит мяч на землю, тот передает очередь следующему и ждет, когда очередь снова придет к нему. Побеждает тот, кто первым выполнит упражнение. Ролевая гимнастика:показать с помощью мимики и пантомимики, как котенок: • спит, свернувшись клубочком; • просыпается; • лакает молоко; • почесывается; • выпрашивает лакомый кусочек. Упражнение-релаксация «Чудесный сон котенка» Дети ложатся по кругу на спину, руки и ноги свободно вытянуты, слегка разведены, глаза закрыты. Включается тихая, спокойная музыка, на фоне которой ведущий медленно произносит: «Маленький котенок очень устал, набегался, наигрался и прилег отдохнуть, свернувшись в клубочек. Ему снится волшебный сон: голубое небо, яркое солнце, прозрачная вода, серебристые рыбки, родные лица, друзья, знакомые животные, мама говорит ласковые слова, свершается чудо. Чудесный сон, но пора просыпаться. Котенок открывает глаза, потягивается, улыбается». Ведущий расспрашивает детей об их снах, что они видели, слышали, чувствовали, свершилось ли чудо? Диагностика отношения к животным.Детям предлагается ответить на вопрос: «Что бы ты сделал, если бы увидел на улице брошенного котёнка?». Рисование на тему «Кошкин дом».Взрослый предлагает детям нарисовать для котика такой дом, в котором ему было бы уютно и радостно жить. Домашнее задание:найти людей, которые приютили бездомных кошек или собак, и рассказать о них на следующем занятии. ЗАНЯТИЕ 4 Не мучайте животных! Цели: 1. Учить различать понятия «играть» и «мучить». 2. Развивать чувство сострадания, сопереживания предста 3. Формировать стремление оберегать животных, проявлять Ход занятия В начале занятия звучит песня «Не дразните собак», музыка Е. Птичкина (из телефильма «Голубые сыроежки»). Не дразните собак, Не гоняйте кошек, Не жалейте для птиц . Ни зерна, ни крошек! И тогда воробьи Песенкой разбудят. А царапать и кусать Вас никто не будет! Ни к чему обижать Бабочку на ветке. Веселее в лесу От ее расцветки. Не пугайте жуков С длинными усами. И поверьте, что жуки Вас не тронут сами! Если вам по душе Красота земная, Берегите ее, Устали не зная! Непременно тогда Станем мы друзьями. А про кошек и собак Пойте вместе с нами! — О чем поется в песне? — Какое настроение у вас после слушания песни? — А все ли дети знают, что животных нужно беречь и охра Светлячок предлагает детям послушать рассказ, в котором мальчики боролись с вредителями деревьев. Чтение рассказа Э. Шим «Жук на ниточке». «Майские жуки обгрызают листочки на деревьях. А личинки майских жуков, жирные гусеницы такие, обгрызают у деревьев корни..В общем, вредят, как могут. Мы этих майских жуков ловим хитрым способом. Рано утром, пока еще прохладно, жуки не летают. Сидят на молоденьких березках, оцепенели. Тряхнешь деревцо — и жуки вниз посыплются, только собирай. Вот мы их и собираем в ведро, а один мальчишка взял жука и привязал на ниточку. Поиграть захотел. Жук согрелся, ожил, попробовал взлететь, а ниточка не пускает. Крутится жук на ниточке. Мы хохочем, нам весело. Вдруг дедушка как крикнет: — Сейчас же бросьте! Нашли забаву! — Это же вредитель, — говорит. — Знаю, что вредитель! — Чего же вам жалко? — Мне, — отвечает дедушка, — тебя жалко! — Меня?! — Тебя. Хоть ты не жук, а человек. — Чего же меня жалеть, если ячеловек? — А разве будет хороший человек кого-нибудь мучить для — Почему дедушка накричал на мальчиков? — Кого вам жалко в этом рассказе? Почему? — Если бы жук мог говорить, то что бы он сказал мальчи Ролевая гимнастика:детям предлагается показать, как больно жуку, у которого отрывают крылья; ♦ как плачет жук от боли; ♦ как весело летает; ♦ греется на солнышке. Ты сможешь стать настоящим другом природы, если будешь постоянно помнить и соблюдать следующие правила: Не лови и не убивай насекомых. Они не только нужны в природе, но и украшают ее. Не разоряй муравейники. Муравьи — санитары леса. Оберегай шмелей, бабочек, стрекоз. Останови человека, который хочет поймать бабочку или раздавить гусеницу. Если у тебя есть младшая сестра или брат, объясни им, как нужно относиться к насекомым. Игра «Жук-жучище» Дети становятся в круг. В центре один игрок — Жук. Ребята идут по кругу со словами: «Жук-жучйще, длинные усища, попался, а?». После этих слов Жук старается выбраться из круга под руками детей. Те приседают, не дают выйти. После некоторых попыток взрослый предлагает выпустить Жука на волю. Рисование на тему «Рисуем праздничный наряд для божьей коровки». ЗАНЯТИЕ 5 Подарим птицам нашу доброту Цели: 1. Учить радоваться птичьим голосам. 2. Вызывать сочувствие к голодающим и замерзающим зи Ход занятия В начале занятия детям предлагается послушать голоса птиц и их пение. — Что вы чувствовали, слушая пение птиц? — А всегда, ли птицы поют? «Птицам трудно приходится зимой. Нередко они голодают. Во время метелей и сильных морозов много птиц погибает от голода. Особенно часто птицы погибают в конце зимы, когда почти весь корм съеден». Чтение стихотворения А. Кушнер «Птицы». Как там птицы спят в гнезде, В темноте и тесноте? Их раскачивает ветер На огромной высоте! Закрываются крылом: Сыро в воздухе ночном. Ленинградская погода Им опять грозит дождем. Дверь открыть бы на балкон: Жалко галок да ворон. Эй, слетайтесь к нам под крышу От дождя со всех сторон! Диагностика отношения к птицам, попавшим в трудную ситуацию:«Что бы вы сделали, если увидели замерзающую (голодающую) птицу? ». Голодающим птицам нужна помощь людей. Чтение стихотворения А. Яшина «Покормите птиц». Покормите птиц зимой! Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Не богаты их корма, Горсть зерна нужна, Горсть одна — И не страшна Будет им зима. Сколько гибнет их — не счесть, Видеть тяжело, А ведь в нашем сердце есть И для птиц тепло. Разве можно забывать: Улететь могли, А остались зимовать Заодно с людьми. Приучите птиц в мороз. К своему окну, Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну. По окончании чтения стихотворения предложить детям представить, что они. «мамы-вороны» и им нужно покормить маленьких воронят, которые очень голодны. Игра «Воронята» Несколько пустых бутылок, на горлышки которых надеты бумажные головки воронят, широко раскрывших клювы, — вот и все оборудование аттракциона. Правда, еще нужны ягоды рябины. Играющие стоят за чертой в 3 метрах от вороньего, «гнезда». У каждого в руках 10 ягод рябины. Надо кидать их в рот вороненку так, чтобы хоть 5 ягод попало на дно бутылки. Упражнение «Письмо нашим друзьям-животным» (модификация методики И.В. Цветковой «Письмо зеленому другу»). Детям предлагается представить .следующую ситуацию. «Представьте, что где-то в лесу живет одинокая птичка. У нее нет друзей, и от этого она очень страдает. Она сказала по секрету Светлячку, что ей очень хочется иметь друга — челове- , ка. Но сначала ей хочется получить от него письмо». Далее педагог предлагает детям: «Давайте напишем птичке письмо. Может быть, кто-то из вас окажется именно тем дру- гом, которого она ждет. Подумайте, о чем ей хотелось бы прочитать в вашем письме, на какие вопросы ответить, чтобы вы могли предложить птичке, чтобы она с радостью согласилась дружить с вами». Письмо может быть составлено коллективно или отдельными детьми. «Здравствуй птичка! Я с радостью пишу тебе письмо, потому что тоже хочу иметь настоящего лесного друга. Скажи, как тебе живется в лесу? Тебя никто не обижает? Я понимаю, как тебе бывает холодно зимой! Может быть, нужна моя помощь? Мне очень хочется тебе чем-нибудь помочь, развеселить тебя, чтобы ты не грустила. До встречи в твоем лесу!» Советы Светлячка: Птицы — это верные наши помощники, защитники полей и лесов от вредителей, но у них есть враги. Нужно защищать птиц от врагов (от кошек, ворон, сорок, ястребов). Берегите птиц, не стреляйте в них из рогаток. Птиц надо охранять и ■любить не только за то, что они сохраняют зеленые насаждения и сберегают урожай. Птицы украшают наши леса, радуют нас своими звонкими и красивыми песнями. Рисование на тему «Столовая для птиц». Взрослый предлагает детям нарисовать такую кормушку, которая бы очень понравилась птицам и к которой они могли бы слетаться, когда будут голодны. Домашнее задание: вместе с родителями смастерить кормушку и повесить во дворе и не забывать кормить птиц. Аналогичная работа проводится с детьми в ДОУ или в школе. ЗАНЯТИЕ 6 Праздник для друзей-животных Цели: 1. Воспитывать гуманное отношение к животным. 2. Формировать стремление проявлять заботу о животных. Ход занятия Светлячок предлагает детям устроить настоящий праздник для друзей-животных. К встрече гостей детям предлагается украсить комнату. Игра «Мой любимый цветок» На полу зала или групповой комнаты три вазы: в одной — букет тюльпанов, в другой — розы, в третьей — нарциссы. Ведущий предлагает детям встать в кружок вокруг вазы с любимыми цветами. Каждый выбирает себе место. Под музыку дети танцуют вокруг вазы. Затем музыка прерывается, дети бегут и встают лицом к стене, закрыв глаза. Ведущий меняет вазы местами. Снова играет музыка. Дети должны быстро встать в круг у вазы с их любимыми цветами. Выигрывает тот кружок, который первым найдет букет своих любимых цветов. Светлячок высказывает восхищение красотой цветов и предлагает превратиться в бабочек и поиграть в следующую игру «Бабочки и цветочки». Игроки разбиваются на пары, в парах встают по кругу лицом к центру так, чтобы первые номера смотрели в затылок вторым. В парах встают по кругу друг за другом так, чтобы каждый партнер был обращен лицом в центр круга. Первые номера будут цветочками, они широко расставляют вперед руки — это у цветочков такие лепестки. Вторые номера будут стебельками, они кладут руки на пояс каждый своему цветочку, крепко его обхватывают и пробуют, поворачивая цветочек из стороны в сторону, раскрыть его. Попробовали. А теперь разделим одну пару на бабочку и водящего. Водящий ловит бабочку, бабочка улетает и не дает себя поймать. Когда бабочка устает летать, она садится на цветочек, который обхватывает ее своими лепестками и спасает от водящего. Если водящий поймал бабочку, они меняются ролями. Стебельки должны хорошо управлять своими цветочками, чтобы тем труднее было завлечь бабочку. Для этого цветочки нужно поворачивать в сторону от пролетающей бабочки. Педагог предлагает вспомнить детям советы Светлячка о том, как нужно заботиться о животных, птицах. Чтение стихотворения Г. Ладонщикова «Наши друзья». Каждый день, когда встаем, Мы с братишкою вдвоем, Взяв крупы и хлебных крошек, На крыльцо бежим скорей. Много ласковых, хороших Прилетает к нам друзей. На кормушке сидя, птицы Чистят клювики свои. Тут щеглы, чижи, синицы И проныры-воробьи. Светлячок передает детям фонарик и предлагает загадать желание для всех его друзей-животных. В конце упражнения Светлячок вслух произносит свое желание: «Чтобы в гости пришел доктор Айболит». Обыгрывается игровая ситуация, после чего проводится игра «Доктор Айболит» (В.М. Минаева). Взрослый или ребенок играет роль доктора Айболита. Остальные изображают больных обезьян. Доктор подходит к каждой обезьянке, лечит ее, жалеет. После того как доктор Айболит обойдет всех, обезьянки выздоравливают и радуются, что у них больше ничего не болит. Взрослый показывает игрушку зайца и сообщает, что на праздник прискакало много зайцев и предлагает их угостить вкусной морковью. Игра «Заяц и морковь» На картоне или фанере надо нарисовать зайцев, а вместо ртов прорезать круглые отверстия. BIOшагах от зайца становится играющий. В руках у него морковка. Ему завязывают глаза, два-три раза повертывают на месте и говорят: «Накорми зайца». Играющий должен пойти вперед, держа морковку в вытянутой руке, и постараться сунуть ее зайцу в рот. Животные тоже любят играть и веселиться. Так давайте же порадуемся и поиграем вместе с ними. Игра «Скачут зайцы» Понадобятся воздушные шарики, магнитофон. Звучит музыка. Ведущий объявляет, например: «А теперь зажмите шарик ногами и прыгайте как зайцы!». Он выжидает немного, музыка продолжает играть. Затем ведущий останавливает музыку и говорит, к примеру: «А теперь возьмем шарик ртом — там, где узелок, и бежим спиной вперед!». С шариками дети могут проделывать самые разные выкрутасы: скакать, бегать, прыгать, бросать. При этом важно, чтобы звучала музыка, которую дети слушали бы с удовольствием и которая побуждала бы их к действию. Совет. Существуют специальные музыкальные произведения для детей, которые музыкальными средствами изображают цирк зверей, а есть музыкальные записи с голосами разных животных^. Дети, послушав, могли бы подражать не только движениям, но и голосам животных. С шариками это получится очень весело! В конце занятия Светлячок благодарит детей за веселый праздник для его друзей. В качестве напутственных слов можно прочитать следующее стихотворение Н.А. Фоменковой «Любите все живое». Птички, бабочки, лягушки, Насекомые, зверюшки... Все привыкли жить на воле — Очень плохо им в неволе! Нельзя их в баночки сажать — Им надо ползать, петь, летать И плавать в тепленькой водице — Давить, топтать их не годится! Пожалейте муравья! Накормите воробья! Не надо птиц сачком ловить, А нужно просто всех любить! Я очень дети вас прошу: Любите все живое, Ведь у нас одно на всех небо голубое! Приложение Диагностический инструментарий для изучения проявления эмпатии у детей Первая группа методик взята из книги Е.П. Ильина «Эмоции и чувства». — СПб.: Питер, 2001. 1. ИЗУЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОБУСЛОВЛЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ (Методика взята из книги: Урунтаева ГЛ.,Афонькина ЮЛ. Практикум по детской психологии. — М.: Просвещение-Вла-дос, 1995.— С. 97, 98.) Подготовка исследования. Выучить наизусть вопросы и ситуации. Проведение исследования. Сначала за детьми 3-7 лет наблюдают в разных видах деятельности. Затем проводят индивидуально две серии. Первая серия. Экспериментатор задает ребенку вопросы: 1. Можно ли смеяться, если твой товарищ упал? Почему? 2. Можно ли обижать животных? Почему? 3. Нужно ли делиться игрушками с другими детьми ? Почему? 4. Если ты сломал игрушку, а воспитатель подумал на друго 5. Можно ли шуметь, когда другие отдыхают? Почему? 6. Можно ли драться, если другой ребенок отобрал у тебя иг Вторая серия. Ребенку предлагают закончить несколько ситуаций: 1. Маша и Света убирали игрушки. Маша быстро сложила 2. Петя принес в детский сад новую игрушку — самосвал. подошел Сережа, выхватил машину и стал с ней играть. Тогда Петя... Что сделал Летя? Почему? 3. Катя и Вера играли в пятнашки. Катя убегала, а Вера до 4. Таня и Оля играли в дочки-матери. К ним подошел ма 5. Коля играл в лошадки. Он бегал и кричал: «Но, но, но!». 6. Таня и Миша рисовали. К ним подошел воспитатель и ска 7. Саша гулял около дома. Вдруг он увидел маленького ко Обработка данных. Анализ результатов наблюдения проводят по следующей схеме. 1. Как ребенок относится к сверстникам (равнодушно, ров 2. Оказывает ли другому помощь и по какой причине (по 3. Проявляет ли чувство долга по отношению к сверстникам, 4. Замечает ли эмоциональное состояние другого, в каких 5. Проявляет ли заботу по отношению к сверстникам, млад 6. Как реагирует на успех и неудачи других (равнодушен, реагирует адекватно, реагирует неадекватно, завидует успеху другого, радуется его неудаче). При обработке результатов серий особое внимание обращают не только на правильность ответа ребенка, но и на его мотивировку. Данные наблюдения иэксперимента сопоставляют. Делают вывод о сформированное™ социальных эмоций и их влиянии на поведение детей разного возраста. 2. ИЗУЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ ПРИ РАЗЫГРЫВАНИИ СЮЖЕТНЫХ СЦЕНОК (Методика взята из книги: Эмоциональное развитие дошкольника/ Под ред. А.Д. Кошелевой. — М., 1985. — С. 100-102.) Подготовка исследования. Подобрать ситуации из жизни детей, близкие и понятные им, например: 1. Больная мама лежит в постели, старшая дочка (подгото 2. Во время обеда в группе мальчик нечаянно разливает суп, 3. Девочку не приняли в игру, она отошла в угол комнаты, 4. Мальчик (девочка) радуется за своего друга (подругу), чей Подготовить 2-3 детей для инсценировки этих сюжетов. Проведение исследования. Исследование проводится с детьми 4-7 лет. Первая серия. Подготовленные заранее дети разыгрывают перед группой сценку, затем экспериментатор спрашивает у ребят, что чувствуют персонажи этой сценки. Вторая серия. Экспериментатор описывает ситуацию и предлагает ее изобразить. / ситуация — показать печальное, страдающее лицо мамы, капризного плачущего мальчика и сочувственное лицо девочки. // ситуация — показать строгое лицо воспитателя, смеющихся и затем смутившихся детей, испуганное лицо мальчика. /// ситуация — как мальчик не хочет показать, что он замерз. IV ситуация — показать обиду девочки. V ситуация — показать неподдельную радость за другого. Если дети недостаточно выразительно или неправильно изображают чувства и эмоции персонажей, экспериментатор вновь описывает ситуации и подробно рассказывает, что испытывает каждый персонаж. Обработка данных. Анализируют, как дети воплощают эмоциональные состояния героев в сценках. Делают вывод о выразительности и богатстве экспрессивно-мимических средств общения и о развитости умения сопереживать другим людям. Данные оформляют в таблицу. Таблица .
3. ИЗУЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ПРИ ВОСПРИЯТИИ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ (Методика взята из книги: Эмоциональное развитие дошкольника/ Под ред. А.Д. Кошелевой. — М., 1985. — С. 100-102.) Проведение исследования. При чтении сказки С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» наблюдают, как воспринимают ее дошкольники 5-7 лет. В протоколе фиксируют особенности эмоционального поведения: вхождение в сказочный сюжет, сопереживание и сочувствие персонажам, оценка событий. Обработка данных. Выделяют индивидуальные особенности эмоционального поведения детей при прослушивании разных частей сказки: 1. Отмечают, сопровождается ли вхождение в сюжет застыванием в одной позе (замиранием), двигательным беспокой- ством, неосознанными (положил локоть на плечо товарища и оба не замечают этого) или неожиданными действиями (девочка внезапно громко хлопает в ладоши в неподходящий момент и сама вздрагивает от произведенного звука). 2. Обращают внимание, проявляется ли более определенное сопереживание и сочувствие персонажам по мере развития сюжета: а) сопереживание, соответствующее состоянию персонажей, б) так называемое реальное восприятие различных эпизодов в) желание избежать сильного сопереживания (некоторые 3. Фиксируют, сопровождается ли появление эмоциональной оценки событий необходимостью общаться друг с другом, делиться своими переживаниями и оценками (понимающие переглядывания, взаимные подталкивания, общий смех; восклицания, относящиеся к конкретным персонажам, ситуациям и соседям-зрителям, типа «Зачем, ну зачем гуси туда полетели?»). О появлении эмоциональной оценки, сочувствии персонажам можно судить по мимике дошкольников: на лицах не отражается, например, гримаса плачущего, когда плачет персонаж, которому сопереживают, а заметно выражение жалости, т.е. и слезы, и теплое отношение одновременно; появляются улыбки в ответ на удачное разрешение персонажем драматических ситуаций; облегченные вздохи, когда они избегают опасности, и т.д. Когда герою грозит опасность, дети пугаются: широко раскрывают глаза, вскакивают, вздрагивают. 4. ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ ДОШКОЛЬНИКОВ (Методика взята из книги: Эмоциональное развитие дошкольника/ Под ред. А.Д. Кошелевой. — М., 1985. — С. 130-132.) Подготовка исследования. Приготовиться к выразительному чтению сказки О. Уайльда «Звездный мальчик». Нарисовать мать-нищенку и сына из сказки «Звездный мальчик» (размер рисунка 50 х 100 см), вырезать красное сердечко из бумаги. Подготовить подарки: от нищенки (малозначительный для ребенка) и от мальчика (более привлекательный и ценный). Проведение исследования. Исследование проводится с одними и теми же детьми 5-7 лет и состоит из трех серий. Первая серия. Экспериментатор предлагает подгруппе детей послушать сказку О. Уайльда «Звездный мальчик» (чтение прерывает на том месте, когда сын прогоняет родную мать). Вторая серия. Работа ведется индивидуально. Каждому ребенку напоминают, в чем смысл метафоры «отдать кому-то свое сердце». Затем предлагают отдать вырезанное из красной бумаги сердечко тому персонажу, который больше всех понравился, показался самым хорошим. Ребенок дарит свое «сердце» одному из персонажей, подходя к рисунку, на нем изображены два нравственно противоположных героя: сын (звездный мальчик) и мать-нищенка. После этого он должен рассказать, кому и почему он отдал «сердце». Третья серия. Работа ведется индивидуально. Через некоторое время предлагают еще раз встретиться с теми же персонажами, однако на этот раз сами герои сказки желают подарить детям что-то на память. Детям напоминают, что подарки обычно принимают от тех, кто нам нравится и дорог. Каждый должен принять подарок только от одного персонажа. Ребенок, принимая подарок от лучшего, по его мнению, героя, должен обосновать свой выбор. Обработка данных. В первой серии наблюдают внешние эмоциональные проявления, о которых свидетельствуют застывшие позы, вскрикивания, вопросы, заданные взволнованными голосами, мимика. По итогам выбора во второй серии эксперимента судят о содержательной стороне переживаний каждого ребенка и о направленности этих переживаний. Отмечают эмоциональные проявления, степень уверенности или сомнения в процессе выбора. Ситуация, предложенная в третьей серии, дает возможность проверить глубину и устойчивость чувств, вызванных событиями сказки. Детей делят на группы: 1) дети, отдавшие предпочтение матери-нищенке в обеих |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-29 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |