Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учимся заботиться о детенышах животных

Цели:

1. Побуждать детей к проявлению заботы о детенышах жи­
вотных.

2. Развивать готовность оказывать помощь животным, кото­
рые в ней нуждаются.

3. Воспитывать внимательное отношение к животным.

Ход занятия

Светлячок пришел к детям с перевязанной лапкой. Взрос­лый побуждает детей проявить ему сочувствие: «Что случи­лось? », « Чем мы можем тебе помочь? ».

Светлячок благодарит детей за проявленное внимание и рас­сказывает: «Я нечаянно зацепился за ветку и поранил лапку. Мне было очень больно! Текла даже кровь! И знаете, кто мне помог? Добрый доктор Айболит!».

Педагог читает небольшой отрывок из стихотворения К. Чу­ковского.« Айболит ».


Добрый доктор Айболит! Он под деревом сидит. Приходи к нему лечиться И корова, и волчица, И жучок, и червячок, И медведица! Всех излечит, исцелит Добрый доктор Айболит!

Детям предлагается вспомнить, кому из животных прихо­дил на помощь Айболит, после чего организуется ролевая гим­настика по следующему отрывку стихотворения:

И пришла к Айболиту лиса:

«Ой, меня укусила оса!».

И пришел к Айболиту барбос:

«Меня курица клюнула в нос!».

И прибежала зайчиха

И закричала: «Аи, аи! ■

Мой зайчик попал под трамвай!

Мой зайчик, мой мальчик

Попал под трамвай!

Он бежал по дорожке,

И ему перерезало ножки,

И теперь он больной и хромой,

Маленький заинька мой!».

И сказал Айболит: «Не беда!

Подавай-ка его сюда!

Я пришью ему новые ножки,

Он опять побежит по дорожке». !

Проведение ролевой гимнастики.Педагог читает текст, а задача детей с помощью мимики и пантомимики изобразить состояния каждого героя. По окончании ролевой гимнастики взрослый предлагает ответить на ряд вопросов:

— Что вы чувствовали, изображая больных животных?

— Что вам при этом хотелось сделать?

Светлячок обращает внимание детей на то, что часто лечит доброе слово и предлагает вспомнить слова-утешения, ласковые слова, которые им говорят родители. После чего проводится уп­ражнение «Ласковое слово».Дети по очереди берут в руки иг­рушку зайчика и говорят ему добрые слова и пожелания.


Взрослый показывает иллюстрацию с изображением лоша­ди и жеребенка:

— Как зовут детеныша лошади?

— Кто ухаживает за ним?

— Нравится жеребенку забота окружающих?

— А он нуждается в ней? Почему? '(Потому что он малень­
кий и беспомощный.)

Чтение стихотворения К. Тангрыкулиева «Жеребенок».

Жеребенок белолобый-,

Жеребенок озорной,

Мы теперь друзья с тобой, '

Жеребенок мой.

Я тебя лелеять буду, Травку сочную добуду. Быстро вырастешь большой, Жеребенок мой.

Станешь чистый да красивый, С длинной шелковою гривой. Побежим на водопой, Жеребенок мой.

Клевер для тебя посею, Чтобы ел ты повкуснее, Чтобы стал ты всех сильнее, Жеребенок мой.

Видишь, звонкие подковы Для тебя уже готовы. Степь объедем мы с тобой, Жеребенок мой.

— Вам понравилось, как мальчик ухаживает за жеребенком?

— Вам хотелось бы иметь настоящего жеребенка?

— А как бы вы за ним ухаживали?

Детям предлагается посмотреть фрагмент из мультфильма «Варежка», в котором девочка искала себе друга. Волшебное превращение варежки в маленького щенка помогло ей найти настоящего друга, о котором она заботилась.


Упражнение «Назови детенышей животных»

Собака — щенок;

Кошка — котенок;

Лошадь — жеребенок;

Птица — птенец.

По окончании упражнения взрослый делает вывод: детены­ши животных так же, как и маленькие дети, беспомощны и без своих мам могут погибнуть.

Светлячок рассказывает детям историю: «Однажды я видел, как мальчик хотел поймать маленького птенца и принести его домой, но мама ему не разрешила это сделать, потому что пте­нец еще мал и без привычной еды на новом месте он может про­сто погибнуть».

Советы Светлячка:

Если вы встретите брошенного кем-то котенка или щенка — обогрейте его и накормите, постарайтесь найти ему настоящего хозяина, который бы заботился о нем.

Маленьких детенышей животных нельзя забирать от своих мам, иначе они могут погибнуть.

Все мамы детенышей животных защищают их от врагов.

— А вы видели, как курица защищает своих цыплят?

— От кого ей приходится защищать маленьких цыплят?

— Почему она их защищает?

Затем детям предлагается поиграть в игру.

Игра «Коршун и Наседка»

Коршун нападает на цыплят, а Наседка защищает своих де­тей. Цыплята стоят за Наседкой, держа друг друга за пояс или за руку. Коршун должен поймать цыпленка, стоящего после­дним, поэтому от всех цыплят требуется слаженность действий, готовность прийти на помощь друг другу (все борются за спасе­ние одного). Наседка, раскинув руки-крылья в стороны, за­гораживает Коршуну дорогу, стараясь все время быть лицом к нему. Пойманные цыплята выходят из игры.

Цыплята не должны разрывать цепочку. Кто не удержался в цепи, должен поскорее занять свое место. (Пойманным счи­тается цыпленок, которого коснулся Коршун.) Наседка мо­жет мешать Коршуну, отпугивать его, но не имеет права от­талкивать его руками. Охота Коршуна может продолжаться


условленное время (2-3 минуты). Если за отведенное время
не удалось схватить ни одного цыпленка, выбирают нового
Коршуна. '

Варианты игры. Усложнение игры для одной из сторон — нападающей или обороняющейся — во многом зависит от числа играющих. Чем больше цыплят в выводке, тем труднее всей цепочке маневрировать и укрывать последнего цыпленка. И наоборот, чем меньше игровая группа, тем труднее становится задача для Коршуна.

Обостряет игровую ситуацию введение состязательных мо­ментов. Если площадка позволяет, одновременно могут играть две команды. Все играющие делятся на равные группы. В каж­дой группе ребята выбирают Наседку и Коршуна, Затем Кор­шун уходит в другую команду. Время игры в обеих группах дол­жно быть одинаковым, тогда по числу пойманных цыплят лег­ко определить команду-победительницу.

ЗАНЯТИЕ 3

Почему грустит котенок?

Цепи:

1. Продолжать учить различать эмоциональные пережива­
ния на примере животных.

2. Поощрять стремление детей проявлять заботу о домаш­
них животных.

3. Развивать потребность в общении с представителями жи­
вотного мира, сопереживание им, проявление доброты, чут­
кости.

Ход занятия

Светлячок загадывает детям загадку о кошке: «Ночью не спит, мышей сторожит». Беседа о кошках.

— У вас дома есть кошка?

— Как вы за ней ухаживаете?

— У вашей кошки всегда хорошее настроение?

— А как вы об этом узнаете?

Светлячок отмечает, что ему очень нравятся маленькие ко­тята, потому что они такие забавные, игривые.


Чтение произведения Л. Толстого «Котенок». «Были брат и сестра — Вася и Катя; и у них была кошка. Вес­ной кошка пропала. Дети искали ее везде, но не могли найти. Один раз они играли пбдле амбара и услыхали, над головой кто-то мяу­чит тонкими голосами. Вася влез по лестнице под крышу амбара. А Катя стояла внизу и все спрашивала: "Нашел? Нашел?". Но Вася не отвечал ей. Наконец, Вася закричал ей: "Нашел! наша кошка... и у нее котята; такие чудесные; иди сюда скорее". Катя побежала домой, достала молока и принесла кошке.

Котят было пять. Когда они выросли немножко и стали вы­лезать из-под угла, где вывелись, дети выбрали себе одного ко­тенка, серого, с белыми лапками, и принесли в дом. Мать разда­ла всех остальных котят, а этого оставила детям. Дети кормили его, играли с ним и клали с собой спать.

Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котенка. Ветер шевелил солому на дороге, а котенок играл с соломой, и дети радовались на него. Потом они нашли подле дороги ща­вель, пошли собирать его и забыли про котенка. Вдруг они ус­лыхали, что кто-то громко кричит: "Назад, назад!" — и увиде­ли, что скачет охотник, а впереди его две собаки увидали котен­ка и хотят схватить его. А котенок глупый, вместо того чтобы бежать, присел к земле, сгорбил спину и смотрит на собак. Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них. А Вася, что было духу, пустился к котенку и в одно время с собаками, подбежал к нему. Собаки хотели схватить котенка, но Вася упал животом на котенка и закрыл его от собак.

Охотник подскакал и отогнал собак; а Вася принес домой котенка и уже больше не брал его с собой в поле».

— Как заботились о маленьких котятах ребята?

— Что произошло с маленьким котенком во время прогулки?

— Как защитил мальчик своего котенка от собак?

Упражнение-дискуссия «Почему грустит котенок?»

(Н. Л. Кряжева)

Ведущий берет в руки игрушку кошку и читает стихотворе­ние (А. Блок).

Жил~был маленький котенок И совсем еще ребенок. Ну и этот Котя милый


Постоянно был унылый. Почему? Никто не знал, Котя это не сказал.

Передавая игрушку по кругу, ведущий просит каждого ска­зать, почему котенок грустил, чего он боялся, чего ему не хвата­ло, как ему помочь? (Поиграть с ним.)

Игра «Я знаю...»

Играют мячом любых размеров, но достаточно упругим, что­бы он легко отскакивал от земли. Задача состоит в том, чтобы «чеканить» мяч об землю, т.е. бить по отскочившему мячу ру­кой, снова посылая его к земле.

Первый по очереди начинает бить мяч рукой об землю, с каж­дым ударом произнося по одному слову условленной фразы: «Я знаю пять...». Далее перечисляются различные названия объек­тов (например, кличек котят).

Кто ошибется в подборе слов или уронит мяч на землю, тот передает очередь следующему и ждет, когда очередь снова придет к нему. Побеждает тот, кто первым выполнит упраж­нение.

Ролевая гимнастика:показать с помощью мимики и панто­мимики, как котенок:

• спит, свернувшись клубочком;

• просыпается;

• лакает молоко;

• почесывается;

• выпрашивает лакомый кусочек.

Упражнение-релаксация «Чудесный сон котенка»

Дети ложатся по кругу на спину, руки и ноги свободно вытя­нуты, слегка разведены, глаза закрыты. Включается тихая, спокойная музыка, на фоне которой ведущий медленно произ­носит: «Маленький котенок очень устал, набегался, наигрался и прилег отдохнуть, свернувшись в клубочек. Ему снится вол­шебный сон: голубое небо, яркое солнце, прозрачная вода, се­ребристые рыбки, родные лица, друзья, знакомые животные, мама говорит ласковые слова, свершается чудо.


Чудесный сон, но пора просыпаться. Котенок открывает гла­за, потягивается, улыбается». Ведущий расспрашивает детей об их снах, что они видели, слышали, чувствовали, свершилось ли чудо?

Диагностика отношения к животным.Детям предлагается ответить на вопрос: «Что бы ты сделал, если бы увидел на улице брошенного котёнка?».

Рисование на тему «Кошкин дом».Взрослый предлагает детям нарисовать для котика такой дом, в котором ему было бы уютно и радостно жить.

Домашнее задание:найти людей, которые приютили без­домных кошек или собак, и рассказать о них на следующем за­нятии.

ЗАНЯТИЕ 4

Не мучайте животных!

Цели:

1. Учить различать понятия «играть» и «мучить».

2. Развивать чувство сострадания, сопереживания предста­
вителям животного мира.

3. Формировать стремление оберегать животных, проявлять
заботу.

Ход занятия

В начале занятия звучит песня «Не дразните собак», музы­ка Е. Птичкина (из телефильма «Голубые сыроежки»).

Не дразните собак, Не гоняйте кошек, Не жалейте для птиц . Ни зерна, ни крошек! И тогда воробьи Песенкой разбудят. А царапать и кусать Вас никто не будет! Ни к чему обижать Бабочку на ветке. Веселее в лесу От ее расцветки.


Не пугайте жуков С длинными усами. И поверьте, что жуки Вас не тронут сами! Если вам по душе Красота земная, Берегите ее, Устали не зная! Непременно тогда Станем мы друзьями. А про кошек и собак Пойте вместе с нами!

— О чем поется в песне?

— Какое настроение у вас после слушания песни?

— А все ли дети знают, что животных нужно беречь и охра­
нять?

Светлячок предлагает детям послушать рассказ, в котором мальчики боролись с вредителями деревьев.

Чтение рассказа Э. Шим «Жук на ниточке».

«Майские жуки обгрызают листочки на деревьях. А личин­ки майских жуков, жирные гусеницы такие, обгрызают у дере­вьев корни..В общем, вредят, как могут.

Мы этих майских жуков ловим хитрым способом. Рано ут­ром, пока еще прохладно, жуки не летают. Сидят на молодень­ких березках, оцепенели.

Тряхнешь деревцо — и жуки вниз посыплются, только соби­рай.

Вот мы их и собираем в ведро, а один мальчишка взял жука и

привязал на ниточку. Поиграть захотел.

Жук согрелся, ожил, попробовал взлететь, а ниточка не пус­кает.

Крутится жук на ниточке. Мы хохочем, нам весело.

Вдруг дедушка как крикнет:

— Сейчас же бросьте! Нашли забаву!
Мальчишка, который жука придязал, даже обиделся.

— Это же вредитель, — говорит.

— Знаю, что вредитель!

— Чего же вам жалко?

— Мне, — отвечает дедушка, — тебя жалко!

— Меня?!


— Тебя. Хоть ты не жук, а человек.

— Чего же меня жалеть, если ячеловек?

— А разве будет хороший человек кого-нибудь мучить для
забавы? Даже таких вот жуков. Даже вредителей!»

— Почему дедушка накричал на мальчиков?

— Кого вам жалко в этом рассказе? Почему?

— Если бы жук мог говорить, то что бы он сказал мальчи­
кам?

Ролевая гимнастика:детям предлагается показать, как боль­но жуку, у которого отрывают крылья;

♦ как плачет жук от боли;

♦ как весело летает;

♦ греется на солнышке.
Советы Светлячка:

Ты сможешь стать настоящим другом природы, если будешь постоянно помнить и соблюдать следующие правила:

Не лови и не убивай насекомых. Они не только нужны в при­роде, но и украшают ее.

Не разоряй муравейники. Муравьи — санитары леса.

Оберегай шмелей, бабочек, стрекоз.

Останови человека, который хочет поймать бабочку или раз­давить гусеницу.

Если у тебя есть младшая сестра или брат, объясни им, как нужно относиться к насекомым.

Игра «Жук-жучище»

Дети становятся в круг. В центре один игрок — Жук. Ребята идут по кругу со словами: «Жук-жучйще, длинные усища, по­пался, а?». После этих слов Жук старается выбраться из круга под руками детей. Те приседают, не дают выйти. После некото­рых попыток взрослый предлагает выпустить Жука на волю.

Рисование на тему «Рисуем праздничный наряд для божь­ей коровки».


ЗАНЯТИЕ 5

Подарим птицам нашу доброту

Цели:

1. Учить радоваться птичьим голосам.

2. Вызывать сочувствие к голодающим и замерзающим зи­
мой птицам и проявлять заботу о них.

Ход занятия

В начале занятия детям предлагается послушать голоса птиц и их пение.

— Что вы чувствовали, слушая пение птиц?
Птицы — вестники весны и радости.

— А всегда, ли птицы поют?

«Птицам трудно приходится зимой. Нередко они голодают. Во время метелей и сильных морозов много птиц погибает от голода. Особенно часто птицы погибают в конце зимы, когда почти весь корм съеден».

Чтение стихотворения А. Кушнер «Птицы».

Как там птицы спят в гнезде, В темноте и тесноте? Их раскачивает ветер На огромной высоте!

Закрываются крылом: Сыро в воздухе ночном. Ленинградская погода Им опять грозит дождем.

Дверь открыть бы на балкон: Жалко галок да ворон. Эй, слетайтесь к нам под крышу От дождя со всех сторон!

Диагностика отношения к птицам, попавшим в трудную ситуацию:«Что бы вы сделали, если увидели замерзающую (го­лодающую) птицу? ».

Голодающим птицам нужна помощь людей.

Чтение стихотворения А. Яшина «Покормите птиц».

Покормите птиц зимой! Пусть со всех концов


К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,

Горсть зерна нужна,

Горсть одна —

И не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их —

не счесть,

Видеть тяжело,

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз.

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

По окончании чтения стихотворения предложить детям пред­ставить, что они. «мамы-вороны» и им нужно покормить малень­ких воронят, которые очень голодны.

Игра «Воронята»

Несколько пустых бутылок, на горлышки которых надеты бумажные головки воронят, широко раскрывших клювы, — вот и все оборудование аттракциона. Правда, еще нужны ягоды ря­бины. Играющие стоят за чертой в 3 метрах от вороньего, «гнез­да». У каждого в руках 10 ягод рябины. Надо кидать их в рот вороненку так, чтобы хоть 5 ягод попало на дно бутылки.

Упражнение «Письмо нашим друзьям-животным» (моди­фикация методики И.В. Цветковой «Письмо зеленому другу»).

Детям предлагается представить .следующую ситуацию.

«Представьте, что где-то в лесу живет одинокая птичка. У нее нет друзей, и от этого она очень страдает. Она сказала по секрету Светлячку, что ей очень хочется иметь друга — челове- , ка. Но сначала ей хочется получить от него письмо».

Далее педагог предлагает детям: «Давайте напишем птичке письмо. Может быть, кто-то из вас окажется именно тем дру-


гом, которого она ждет. Подумайте, о чем ей хотелось бы прочи­тать в вашем письме, на какие вопросы ответить, чтобы вы мог­ли предложить птичке, чтобы она с радостью согласилась дру­жить с вами».

Письмо может быть составлено коллективно или отдельны­ми детьми.

«Здравствуй птичка! Я с радостью пишу тебе письмо, пото­му что тоже хочу иметь настоящего лесного друга. Скажи, как тебе живется в лесу? Тебя никто не обижает?

Я понимаю, как тебе бывает холодно зимой! Может быть, нужна моя помощь? Мне очень хочется тебе чем-нибудь помочь, развеселить тебя, чтобы ты не грустила.

До встречи в твоем лесу!»

Советы Светлячка:

Птицы — это верные наши помощники, защитники полей и лесов от вредителей, но у них есть враги. Нужно защищать птиц от врагов (от кошек, ворон, сорок, ястребов).

Берегите птиц, не стреляйте в них из рогаток.

Птиц надо охранять и ■любить не только за то, что они сохра­няют зеленые насаждения и сберегают урожай. Птицы укра­шают наши леса, радуют нас своими звонкими и красивыми песнями.

Рисование на тему «Столовая для птиц». Взрослый предла­гает детям нарисовать такую кормушку, которая бы очень по­нравилась птицам и к которой они могли бы слетаться, когда будут голодны.

Домашнее задание: вместе с родителями смастерить кор­мушку и повесить во дворе и не забывать кормить птиц.

Аналогичная работа проводится с детьми в ДОУ или в школе.


ЗАНЯТИЕ 6

Праздник для друзей-животных

Цели:

1. Воспитывать гуманное отношение к животным.

2. Формировать стремление проявлять заботу о животных.

Ход занятия

Светлячок предлагает детям устроить настоящий праздник для друзей-животных. К встрече гостей детям предлагается украсить комнату.

Игра «Мой любимый цветок»

На полу зала или групповой комнаты три вазы: в одной — букет тюльпанов, в другой — розы, в третьей — нарциссы. Ведущий предлагает детям встать в кружок вокруг вазы с лю­бимыми цветами. Каждый выбирает себе место. Под музыку дети танцуют вокруг вазы. Затем музыка прерывается, дети бегут и встают лицом к стене, закрыв глаза. Ведущий меняет вазы местами. Снова играет музыка. Дети должны быстро встать в круг у вазы с их любимыми цветами. Выигрывает тот кружок, который первым найдет букет своих любимых цве­тов.

Светлячок высказывает восхищение красотой цветов и пред­лагает превратиться в бабочек и поиграть в следующую игру «Бабочки и цветочки».

Игроки разбиваются на пары, в парах встают по кругу ли­цом к центру так, чтобы первые номера смотрели в затылок вто­рым. В парах встают по кругу друг за другом так, чтобы каждый партнер был обращен лицом в центр круга.

Первые номера будут цветочками, они широко расставляют вперед руки — это у цветочков такие лепестки. Вторые номера будут стебельками, они кладут руки на пояс каждый своему цве­точку, крепко его обхватывают и пробуют, поворачивая цвето­чек из стороны в сторону, раскрыть его. Попробовали. А теперь разделим одну пару на бабочку и водящего. Водящий ловит ба­бочку, бабочка улетает и не дает себя поймать. Когда бабочка


устает летать, она садится на цветочек, который обхватывает ее своими лепестками и спасает от водящего. Если водящий пой­мал бабочку, они меняются ролями. Стебельки должны хорошо управлять своими цветочками, чтобы тем труднее было завлечь бабочку. Для этого цветочки нужно поворачивать в сторону от пролетающей бабочки.

Педагог предлагает вспомнить детям советы Светлячка о том, как нужно заботиться о животных, птицах.

Чтение стихотворения Г. Ладонщикова «Наши друзья».

Каждый день, когда встаем, Мы с братишкою вдвоем, Взяв крупы и хлебных крошек, На крыльцо бежим скорей. Много ласковых, хороших Прилетает к нам друзей. На кормушке сидя, птицы Чистят клювики свои. Тут щеглы, чижи, синицы И проныры-воробьи.

Светлячок передает детям фонарик и предлагает загадать желание для всех его друзей-животных. В конце упражне­ния Светлячок вслух произносит свое желание: «Чтобы в гос­ти пришел доктор Айболит». Обыгрывается игровая ситуа­ция, после чего проводится игра «Доктор Айболит» (В.М. Ми­наева).

Взрослый или ребенок играет роль доктора Айболита. Ос­тальные изображают больных обезьян.

Доктор подходит к каждой обезьянке, лечит ее, жалеет. Пос­ле того как доктор Айболит обойдет всех, обезьянки выздорав­ливают и радуются, что у них больше ничего не болит.

Взрослый показывает игрушку зайца и сообщает, что на праздник прискакало много зайцев и предлагает их угостить вкусной морковью.

Игра «Заяц и морковь»

На картоне или фанере надо нарисовать зайцев, а вместо ртов прорезать круглые отверстия.


BIOшагах от зайца становится играющий. В руках у него морковка. Ему завязывают глаза, два-три раза повертывают на месте и говорят: «Накорми зайца».

Играющий должен пойти вперед, держа морковку в вытя­нутой руке, и постараться сунуть ее зайцу в рот.

Животные тоже любят играть и веселиться. Так давайте же порадуемся и поиграем вместе с ними.

Игра «Скачут зайцы»

Понадобятся воздушные шарики, магнитофон.

Звучит музыка. Ведущий объявляет, например: «А теперь зажмите шарик ногами и прыгайте как зайцы!». Он выжидает немного, музыка продолжает играть. Затем ведущий останав­ливает музыку и говорит, к примеру: «А теперь возьмем шарик ртом — там, где узелок, и бежим спиной вперед!».

С шариками дети могут проделывать самые разные выкру­тасы: скакать, бегать, прыгать, бросать. При этом важно, чтобы звучала музыка, которую дети слушали бы с удовольствием и которая побуждала бы их к действию.

Совет. Существуют специальные музыкальные произведе­ния для детей, которые музыкальными средствами изобража­ют цирк зверей, а есть музыкальные записи с голосами разных животных^. Дети, послушав, могли бы подражать не только дви­жениям, но и голосам животных. С шариками это получится очень весело!

В конце занятия Светлячок благодарит детей за веселый праздник для его друзей.

В качестве напутственных слов можно прочитать следующее стихотворение Н.А. Фоменковой «Любите все живое».

Птички, бабочки, лягушки, Насекомые, зверюшки... Все привыкли жить на воле — Очень плохо им в неволе! Нельзя их в баночки сажать — Им надо ползать, петь, летать И плавать в тепленькой водице — Давить, топтать их не годится!


Пожалейте муравья!

Накормите воробья!

Не надо птиц сачком ловить,

А нужно просто всех любить!

Я очень дети вас прошу:

Любите все живое,

Ведь у нас одно на всех небо голубое!



Приложение

Диагностический инструментарий

для изучения проявления эмпатии у детей

Первая группа методик взята из книги Е.П. Ильина «Эмо­ции и чувства». СПб.: Питер, 2001.

1. ИЗУЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОБУСЛОВЛЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

(Методика взята из книги: Урунтаева ГЛ.,Афонькина ЮЛ. Практикум по детской психологии. — М.: Просвещение-Вла-дос, 1995.— С. 97, 98.)

Подготовка исследования. Выучить наизусть вопросы и си­туации.

Проведение исследования. Сначала за детьми 3-7 лет наблю­дают в разных видах деятельности. Затем проводят индивиду­ально две серии.

Первая серия. Экспериментатор задает ребенку вопросы:

1. Можно ли смеяться, если твой товарищ упал? Почему?

2. Можно ли обижать животных? Почему?

3. Нужно ли делиться игрушками с другими детьми ? Почему?

4. Если ты сломал игрушку, а воспитатель подумал на друго­
го ребенка, нужно ли сказать, что это ты виноват? Почему?

5. Можно ли шуметь, когда другие отдыхают? Почему?

6. Можно ли драться, если другой ребенок отобрал у тебя иг­
рушку? Почему? - '

Вторая серия. Ребенку предлагают закончить несколько ситуаций:

1. Маша и Света убирали игрушки. Маша быстро сложила
кубики в коробку. Воспитатель ей сказал: «Маша, ты сделала
свою часть работы. Если хочешь, иди играй или помоги Свете
закончить уборку». Маша ответила... Что ответила Маша? По­
чему?

2. Петя принес в детский сад новую игрушку — самосвал.
Всем детям хотелось поиграть с этой игрушкой. Вдруг к Пете


подошел Сережа, выхватил машину и стал с ней играть. Тогда Петя... Что сделал Летя? Почему?

3. Катя и Вера играли в пятнашки. Катя убегала, а Вера до­
гоняла. Вдруг Катя упала. Тогда Вера... Что сделала Вера? По­
чему?

4. Таня и Оля играли в дочки-матери. К ним подошел ма­
ленький мальчик и попросил: «Я тоже хочу играть». — «Мы
тебя не возьмем, ты еще маленький», — ответила Оля. А Таня
сказала... Что сказала Таня? Почему?

5. Коля играл в лошадки. Он бегал и кричал: «Но, но, но!».
В другой комнате мама укладывала спать его маленькую сест­
ренку Свету. Девочка никак не могла заснуть и плакала. Тогда
мама подошла к Коле и сказала: «Не шуми, пожалуйста. Света
никак не может заснуть». Коля ей ответил... Что ответил Коля?
Почему?

6. Таня и Миша рисовали. К ним подошел воспитатель и ска­
зал: «Молодец, Таня. Твой рисунок получился очень хорошим».
Миша тоже посмотрел на Танин рисунок и сказал... Что сказал
Миша? Почему?

7. Саша гулял около дома. Вдруг он увидел маленького ко­
тенка, который дрожал от холода и жалобно мяукал. Тогда
Саша... Что сделал Саша? Почему?

Обработка данных. Анализ результатов наблюдения прово­дят по следующей схеме.

1. Как ребенок относится к сверстникам (равнодушно, ров­
но, отрицательно), отдает ли кому-то предпочтение и почему.

2. Оказывает ли другому помощь и по какой причине (по
собственному желанию, по просьбе сверстника, по предложе­
нию взрослого); как он это делает (охотно, помощь действенная;
неохотно, формально; начинает помогать с энтузиазмом, но это
быстро надоедает и т.д.).

3. Проявляет ли чувство долга по отношению к сверстникам,
младшим детям, животным, взрослым, в чем это выражается и
в каких ситуациях.

4. Замечает ли эмоциональное состояние другого, в каких
ситуациях, как на это реагирует.

5. Проявляет ли заботу по отношению к сверстникам, млад­
шим детям, животным и как (постоянно, время от времени, эпи­
зодически); что побуждает его заботиться о других; в каких дей­
ствиях выражается эта забота.


6. Как реагирует на успех и неудачи других (равнодушен, реагирует адекватно, реагирует неадекватно, завидует успеху другого, радуется его неудаче).

При обработке результатов серий особое внимание обраща­ют не только на правильность ответа ребенка, но и на его моти­вировку. Данные наблюдения иэксперимента сопоставляют. Делают вывод о сформированное™ социальных эмоций и их вли­янии на поведение детей разного возраста.

2. ИЗУЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ ПРИ РАЗЫГРЫВАНИИ СЮЖЕТНЫХ СЦЕНОК

(Методика взята из книги: Эмоциональное развитие дошколь­ника/ Под ред. А.Д. Кошелевой. — М., 1985. — С. 100-102.)

Подготовка исследования. Подобрать ситуации из жизни детей, близкие и понятные им, например:

1. Больная мама лежит в постели, старшая дочка (подгото­
вительная группа) приводит брата (ясельная группа).

2. Во время обеда в группе мальчик нечаянно разливает суп,
все дети вскакивают и смеются; мальчик испуган, воспитатель
строго объясняет, что надо быть аккуратнее и что смеяться здесь
совершенно не над чем. Мальчик потерял варежки, и на про­
гулке у него сильно замерзли руки, но он не хочет показать дру­
гим, что очень замерз.

3. Девочку не приняли в игру, она отошла в угол комнаты,
низко опустила голову и молчит, вот-вот заплачет.

4. Мальчик (девочка) радуется за своего друга (подругу), чей
рисунок оказался лучшим в группе.

Подготовить 2-3 детей для инсценировки этих сюжетов.

Проведение исследования. Исследование проводится с деть­ми 4-7 лет.

Первая серия. Подготовленные заранее дети разыгрывают перед группой сценку, затем экспериментатор спрашивает у ребят, что чувствуют персонажи этой сценки.

Вторая серия. Экспериментатор описывает ситуацию и пред­лагает ее изобразить.

/ ситуация — показать печальное, страдающее лицо мамы, капризного плачущего мальчика и сочувственное лицо девочки.

// ситуация — показать строгое лицо воспитателя, смею­щихся и затем смутившихся детей, испуганное лицо мальчика.


/// ситуация — как мальчик не хочет показать, что он замерз.

IV ситуация — показать обиду девочки.

V ситуация — показать неподдельную радость за другого.

Если дети недостаточно выразительно или неправильно изоб­ражают чувства и эмоции персонажей, экспериментатор вновь описывает ситуации и подробно рассказывает, что испытывает каждый персонаж.

Обработка данных. Анализируют, как дети воплощают эмо­циональные состояния героев в сценках. Делают вывод о выра­зительности и богатстве экспрессивно-мимических средств об­щения и о развитости умения сопереживать другим людям. Дан­ные оформляют в таблицу.

Таблица .

 

 

 

Возраст детей Правильность передачи эмоций Всего
Ситуация
I II III IV V  
5лет            
6лет            
7лет            

3. ИЗУЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ПРИ ВОСПРИЯТИИ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

(Методика взята из книги: Эмоциональное развитие дошколь­ника/ Под ред. А.Д. Кошелевой. — М., 1985. — С. 100-102.)

Проведение исследования. При чтении сказки С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» наблюдают, как воспринимают ее дошкольники 5-7 лет. В протоколе фик­сируют особенности эмоционального поведения: вхождение в сказочный сюжет, сопереживание и сочувствие персонажам, оценка событий.

Обработка данных. Выделяют индивидуальные особеннос­ти эмоционального поведения детей при прослушивании раз­ных частей сказки:

1. Отмечают, сопровождается ли вхождение в сюжет засты­ванием в одной позе (замиранием), двигательным беспокой-


ством, неосознанными (положил локоть на плечо товарища и оба не замечают этого) или неожиданными действиями (девоч­ка внезапно громко хлопает в ладоши в неподходящий момент и сама вздрагивает от произведенного звука).

2. Обращают внимание, проявляется ли более определенное сопереживание и сочувствие персонажам по мере развития сю­жета:

а) сопереживание, соответствующее состоянию персонажей,
превращающееся иногда в копирование их действий (мальчик
делает глоток воображаемой воды точно так же, как гусь Мар­
тин; у девочки, когда Нильс плачет, уголки губ опускаются,
глаза наполняются слезами, лицо страдающее; девочка прижи­
мает ладони к лицу, как мать Нильса в момент отчаяния);

б) так называемое реальное восприятие различных эпизодов
сказки, связанное с сопереживанием ее персонажам (например,
мальчик берет воображаемое ружье и тихо стреляет из него в '
момент появления охотников);

в) желание избежать сильного сопереживания (некоторые
дети ударяют себя, щиплют, закрывают глаза).

3. Фиксируют, сопровождается ли появление эмоциональ­ной оценки событий необходимостью общаться друг с другом, делиться своими переживаниями и оценками (понимающие пе­реглядывания, взаимные подталкивания, общий смех; вос­клицания, относящиеся к конкретным персонажам, ситуаци­ям и соседям-зрителям, типа «Зачем, ну зачем гуси туда поле­тели?»).

О появлении эмоциональной оценки, сочувствии персона­жам можно судить по мимике дошкольников: на лицах не отра­жается, например, гримаса плачущего, когда плачет персонаж, которому сопереживают, а заметно выражение жалости, т.е. и слезы, и теплое отношение одновременно; появляются улыбки в ответ на удачное разрешение персонажем драматических си­туаций; облегченные вздохи, когда они избегают опасности, и т.д. Когда герою грозит опасность, дети пугаются: широко рас­крывают глаза, вскакивают, вздрагивают.


4. ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ ДОШКОЛЬНИКОВ

(Методика взята из книги: Эмоциональное развитие до­школьника/ Под ред. А.Д. Кошелевой. — М., 1985. — С. 130-132.)

Подготовка исследования. Приготовиться к выразитель­ному чтению сказки О. Уайльда «Звездный мальчик». Нари­совать мать-нищенку и сына из сказки «Звездный мальчик» (размер рисунка 50 х 100 см), вырезать красное сердечко из бумаги. Подготовить подарки: от нищенки (малозначитель­ный для ребенка) и от мальчика (более привлекательный и ценный).

Проведение исследования. Исследование проводится с одни­ми и теми же детьми 5-7 лет и состоит из трех серий.

Первая серия. Экспериментатор предлагает подгруппе де­тей послушать сказку О. Уайльда «Звездный мальчик» (чтение прерывает на том месте, когда сын прогоняет родную мать).

Вторая серия. Работа ведется индивидуально. Каждому ре­бенку напоминают, в чем смысл метафоры «отдать кому-то свое сердце». Затем предлагают отдать вырезанное из красной бума­ги сердечко тому персонажу, который больше всех понравился, показался самым хорошим. Ребенок дарит свое «сердце» одно­му из персонажей, подходя к рисунку, на нем изображены два нравственно противоположных героя: сын (звездный мальчик) и мать-нищенка. После этого он должен рассказать, кому и поче­му он отдал «сердце».

Третья серия. Работа ведется индивидуально. Через неко­торое время предлагают еще раз встретиться с теми же персо­нажами, однако на этот раз сами герои сказки желают пода­рить детям что-то на память. Детям напоминают, что подарки обычно принимают от тех, кто нам нравится и дорог. Каждый должен принять подарок только от одного персонажа. Ребенок, принимая подарок от лучшего, по его мнению, героя, должен обосновать свой выбор.

Обработка данных. В первой серии наблюдают внешние эмоциональные проявления, о которых свидетельствуют застыв­шие позы, вскрикивания, вопросы, заданные взволнованными голосами, мимика. По итогам выбора во второй серии экспери­мента судят о содержательной стороне переживаний каждого ребенка и о направленности этих переживаний. Отмечают


эмоциональные проявления, степень уверенности или сомне­ния в процессе выбора.

Ситуация, предложенная в третьей серии, дает возможность проверить глубину и устойчивость чувств, вызванных события­ми сказки.

Детей делят на группы:

1) дети, отдавшие предпочтение матери-нищенке в обеих
ситуациях выбора;

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-29

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...