Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Национальная конкурентоспособность

Национальная конкурентоспособность (конкурентоспособность страны) – это способность ее предприятий, организаций и отраслей опережать соперника в завоевании и укреплении позиций на зарубежных рынках и обусловливается экономическими, социальными, политическими и другими факторами в самой стране. Национальную конкурентоспособность определяют на основе изучения конкурентных преимуществ и слабостей той или иной страны.

К конкурентным преимуществам страны можно отнести:

– высокие расходы из госбюджета на НИОКР;

– высокие расходы в развитие человека;

– стабильность политической и правовой системы страны;

– доля ВВП на душу населения;

– высокая продолжительность жизни;

– высокая эффективность использования ресурсов;

– оптимальный экспорт;

– низкая инфляция;

– наличие природных ресурсов и благоприятный климат, выгодное географическое положение страны;

– значительная доля конкурентоспособных организаций в стране;

– конкурентоспособность трудовых ресурсов;

– гибкость финансовой системы страны;

– динамичность внутреннего рынка;

– отсутствие государственной задолженности;

– высокая образованность населения в стране;

– высокая конкуренция во всех сферах деятельности;

– открытость страны, высокий уровень международной интеграции и кооперирования;

– высокое качество инфраструктуры рынков и регионов;

– низкие налоговые и таможенные ставки;

– высокая культура бизнеса в стране;

– высокий уровень информационного обеспечения управления страной.

Среди показателей в международной и российской практике наиболее часто используются следующие:

– объем ВВП, выражающий емкость отечественного рынка и потенциал конкурентоспособности национальной экономики;

– доля расходов на конечное потребление в структуре ВВП и валовых накоплений в конечном потреблении;

– отношение экспортно-импортных сальдо к сумме внешнеторгового оборота страны (отражает динамику потенциала конкурентоспособности национальной экономики);

– соотношение средних индексов цен на экспортируемые и импортируемые страной товары и услуги;

– прирост золотовалютных резервов страны;

– структура ВВП страны, особенно доля, создаваемая перерабатывающими отраслями промышленности.

С 1986 года под эгидой Всемирного экономического форума начали публиковаться доклады о сравнительной конкурентоспособности ведущих стран мира, а позднее – разработки Всемирного банка и Международного института совершенствования методов управления.

Национальная конкурентоспособность определяется Всемирным экономическим форумом на основе многофакторных моделей, в которых 381 показатель сводится в восемь агрегированных групп: внутренний экономический потенциал, внешнеэкономические связи, государственное регулирование, финансово-кредитная система, инфраструктура, система управления, научно-технический потенциал, трудовые ресурсы.

Экономические показатели по каждой стране составляют около 70 % всей совокупности данных, дополняются оценками аналитиков и опросами авторитетных экспертов (синтез количественных и качественных характеристик).

Страны ранжируются по количеству баллов, сумма которых позволяет составить представление не только об уровне развития производительных сил, но и о гибкости хозяйственной системы в соответствии с изменениями в мировой экономике.

Расчеты конкурентоспособности национальной экономики в международной практике стали повседневной реальностью, и внимание к ним мирового сообщества постоянно растет.

А.З. Селезнев обосновывает, что при оценке конкурентоспособности страны на товарных рынках может быть использована система экономических индикаторов, которые характеризуют:

– макроэкономические условия функционирования производителей товаров;

– конкурентоспособность страны в интегральной, обобщенной форме как отражение положения страны на внутреннем и внешнем рынках, позволяющее отслеживать «критические точки», по которым генерируется информация для принятия соответствующих решений в области макрорегулирования экономики;

– конкурентные позиции региона, изучаемого на предмет выявления условий, благоприятствующих конкурентоспособности производителей товаров;

– позиции страны на конкретных товарных рынках;

– непосредственные экономические и квалиметрические показатели конкурирующих товаров в сравнении с товарами-аналогами.[15]

Р.А. Фатхутдинов предлагает использовать следующие принципы оценки конкурентоспособности страны:

1) применение преимущественно количественных методов оценки (количество показателей должно быть минимальным, но достаточным для соблюдения принципа комплексности);

2) использование статистических данных страны и международных организаций с тем, чтобы один человек мог собрать информацию, другой рассчитать показатель, а третий проверить работу первых двух;

3) применение к формированию показателей комплексного подхода (оценка конкурентоспособности с учетом политического, социального, духовного, экологического, технического, экономического развития страны);

4) структура формулы оценки конкурентоспособности страны должна быть идентична структурам формул оценки товаров и организации с определением весомости частных показателей конкурентоспособности;

5) применение показателей, прошлое, настоящее и будущее страны;

6) в формулу оценки конкурентоспособности страны должен быть включен показатель, отражающий естественные конкурентные преимущества;

7) показатели не должны зависеть от размера страны и численности ее населения;

8) оценка конкурентоспособности страны должна проводиться ежегодно;

9) по результатам оценки должны быть установлены ежегодные международные знаки отличия.

Расчеты конкурентоспособности национальной экономики в международной практике стали повседневной реальностью, и внимание к ним мирового сообщества постоянно растет.[16]

В современной России очень важно осознать необходимость регулирования экономики.[17] М. Портер отмечал, что «правительства стран должны ставить правильную соответствующую цель – достижение высокой продуктивности, так как, на ней основывается национальное процветание. Они должны стремиться к тому, что действительно определяет продуктивность, к поощрению развития, к работе с полной отдачей и к конкуренции, а не соблазняться такими вещами, как субсидии, широкомасштабные программы международной кооперации или временный протекционизм, который им часто предлагают: эти меры зачастую снижают продуктивность. Роль государства должна заключаться в том, чтобы побуждать отечественную промышленность к развитию, а не предлагать помощь, позволяющую промышленности не развиваться».

Проблемы повышения конкурентоспособности России укрупнено можно подразделить на следующие:

– осуществление финансирования образования, науки, развития производства и инфраструктурой в необходимых объемах;

– проведение фундаментальных исследований по формированию принципов управления важнейшими экономическими, социально-экономическими, производственными системами;

– применение к менеджменту и разработке управленческих решений научных подходов;

– рассмотрение функций менеджмента как единого процесса осуществления работ по стратегическому маркетингу, планированию, организации процессов, учету и контролю, мотивации и регулированию;

– ориентация развития экономики России преимущественно на инновационный тип развития.

В развитых странах разработаны и реализуются конкретные стратегии. В США принят Комплексный закон о торговле и конкурентоспособности. В ЕС издана Белая книга ЕС, в которой четко обозначены ориентиры глобальной стратегии формирования конкурентных преимуществ. В Японии действуют механизмы поддержки национальных экспортеров. Франция многие годы развивается по плану, имеющему специальный раздел по развитию экспорта.

Конкурентоспособность региона

Под конкурентоспособностью региона следует понимать его роль и место в экономическом пространстве РФ, способность обеспечить высокий уровень жизни населения и возможность реализовать имеющийся в регионе потенциал (производственный, трудовой, инновационный, ресурсно-сырьевой).

Конкурентные преимущества региона определяются следующими группами факторов:

1) конкурентоспособность страны;

2) природно-климатические, географические, экологические и социально-экономические параметры региона;

3) предпринимательская и инновационная активность в регионе;

4) уровнем соответствия параметров инфраструктуры региона международным и федеральным нормативам;

5) уровнем международной интеграции и кооперирования региона. На основе перечисленных групп факторов каждый регион может сформировать свои конкурентные преимущества для привлечения инвестиций в регион.

В соответствии с ресурсной концепцией Ж.-Б. Сэя, конкурентоспособность территории основывается на сравнительных преимуществах, обеспечиваемых за счет таких источников, как трудовые ресурсы, природное сырье и капитал, обладающих определенными характеристиками. Между сторонниками ресурсного подхода не утихают дискуссии о том, какими именно характеристиками должен обладать ресурс, чтобы обеспечить устойчивое конкурентное преимущество, которое не сразу удастся продублировать конкурентам.

М. Портер рассматривает конкурентоспособность, связанную с местоположением, главным образом с позиций промышленного окружения. По его мнению, наличие рабочей силы, капитала или сырья не определяет успех компании, поскольку указанные ресурсы стали широкодоступными. Конкурентоспособность обусловлена скорее эффективностью, с которой организации на местах используют возможности для производства продукции. Более того, производительность и преуспевание в конкретной местности, определяется не тем, в каких отраслях конкурируют участники, а тем, каким образом они ведут эту борьбу. Согласно теории М. Портера конкурентные преимущества достигаются с помощью определенного сочетания пяти конкурентных факторов в своей отрасли (конкуренция между действующими на рынке участниками, угрозы появления новых конкурентов и товаров-заменителей, рыночного положения поставщиков и покупателей). Местоположение сильно влияет на конкурентное преимущество, и на выбор типов стратегий, которые приходится осуществлять. Состояние местной инфраструктуры, квалификация местных работников и другие параметры непосредственно воздействуют на операционную эффективность.

Использование программно-целевого подхода при формировании конкурентоспособности региона на основе имеющихся конкурентных преимуществ, предлагает Л.С. Шеховцева. В предложенной автором концепции главной целью выступает формирование конкурентоспособности региона. Цели первого уровня включают:

– формирование факторов производства (подготовка квалифицированных кадров и развитие высшего образования, обеспечение природными ресурсами, привлечение инвестиций);

– стимулирование спроса (повышение доходов, повышение конкурентоспособности отечественной продукции);

– развитие комплексов родственных отраслей (поддержка конкурентоспособности приоритетных отраслей, обеспечение прогрессивных форм организационного развития);

– формирование стратегий предприятия (проведение реформы предприятий, повышение уровня менеджмента предприятий, совершенствование конкурентных стратегий предприятия).

Однако, как показывает опыт последних лет, переход к устойчивому развитию региональной экономики невозможен без широкого использования передовых достижений науки и техники. Территориальные аспекты развития сферы науки и техники являются традиционно важными для стран с большой территорией. В этой связи решение стоящей перед российскими регионами задачи перехода к экономическому росту и стабильному социально-экономическому развитию в рыночных условиях одновременно требует от них формирования соответствующего инновационного потенциала.

Ставка на инновации в конкурентной борьбе представляется сегодня более перспективной, нежели концентрация внимания на решении других стратегически значимых вопросов бизнеса. В конечном счете, побеждают те, кто занимает атакующую позицию. Как бы ни был высок риск нововведений, неспособность к их осуществлению порождает еще большую опасность.

Определить качественный состав инновационного потенциала региона можно на основе нескольких показателей:

1. Научно-исследовательский показатель – численность организаций, выполняющих научные исследования и разработки; численность научных работников, выполняющих научные исследования и разработки; объем научно-технических работ, в том числе выполненных исследований и разработок, оказанных научно-технических услуг.

2. Производственный показатель – объем разработок, внедренных в производство; число инновационно активных предприятий; стоимость продукции, производимой инновационно активными предприятиями.

3. Технологический показатель – число отраслей, сфер и предприятий, внедривших новые технологии; затраты на приобретение лицензий, прав на патенты; объем (стоимость) продукции, снятой с производства в связи с устаревшей технологией; объем (стоимость) продукции, произведенной с использованием принципиально новых технологий; стоимость приобретенного и установленного на инновационно активных предприятиях технологического оборудования.

4. Инвестиционный показатель – инвестиции в сферу науки и научного обслуживания; инвестиции в технологическую подготовку производства новой продукции, пробное производство и испытания; инвестиции на внедрение в производство продуктов-инноваций и процессов-инноваций.

5. Кадровый показатель – численность научно-технических работников имеющих ученые степени и звания; затраты на подготовку персонала, занятого в научных организациях; затраты на повышение квалификации работников инновационно активных предприятий.

Существенным элементом повышения эффективности можно считать организационный фактор, связанный с региональным объединением производителей. В этом случае не отдельный хозяйствующий субъект конкурирует на рынке, а региональный промышленный комплекс, который сокращает свои трансакционные издержки благодаря совместной технологической кооперации компаний.

В своей статье Н.А. Николаева обращает внимание на повышение заинтересованности зарубежных ученых к проблеме повышения конкурентоспособности городов.[18] Крупные города играют важную роль в жизни страны. В этой связи представляет интерес изучение взглядов зарубежных исследователей в области конкурентоспособности городов. Ученые отмечают основные тенденции развития городов Европы, которые, также, находят отражение в развитии российских городов: с одной стороны – децентрализация, рост экономических возможностей, с другой – глобализация экономики, повышение роли межгосударственного уровня в принятии решений.

Конкурентоспособность города зависит от конкурентоспособности предприятий и организаций, расположенных в нем. Но чтобы их привлечь и удержать в городе, необходимо предоставить фирмам условия, способствующие их конкурентоспособности. Поэтому привлекательность города является синонимом его конкурентоспособности как места размещения различных видов деятельности. Причем город должен быть привлекательным не только для предприятий, но, в условиях повышения роли квалифицированных кадров и инноваций, и для населения, являющегося одним из важнейших ресурсов, которые город может предложить предприятиям.

Многие ученые подчеркивают, что город не может быть конкурентоспособен во всех секторах экономики. Богатство его зависит от способности привлечь или создать достаточно прибыльные виды экономической деятельности. Никакой город не может быть наиболее привлекателен для всех видов экономической деятельности, и успех в конкуренции связан с развитием тех из них, в которых у конкурентного города есть конкурентное преимущество. Это говорит о необходимости определенной специализации городов на некоторых экономических функциях и их взаимодополняемости.

Среди ученых существуют также различные точки зрения в отношении характеристик конкурентоспособных городов.

Развернутое описание характеристик процессов, происходящих в конкурентоспособном городе, как положительных, так и отрицательных, дается С. Янсеном-Батлером. Он рассматривал такие показатели как: секторальная структура (преобладание доли услуг по сравнению с промышленностью); инновации; значение города, как центра принятия решений; высокотехнологичное производство и концентрация высококвалифицированной рабочей силы; классовая структура; управление конфликтами; возрастание значимости мест отдыха, культуры и достопримечательностей, услуг высокого уровня; снижение влияния негативных внешних эффектов; развитие коммуникаций и транспорта; высокие доходы населения и уровень занятости.

П. Кресл и Б. Сингх применяют группу индикаторов, суммированием которых они определяют уровень конкурентоспособности города, а именно: изменение суммарной добавленной стоимости в промышленности, розничного товарооборота и совокупной стоимости бизнес-услуг.

И. Бегг отмечает, что конкурентоспособность может быть достигнута с помощью роста производительности, а также посредством возможности активизации в противном случае неиспользуемых ресурсов. Таким образом, производительность и занятость могут считаться индикаторами конкурентоспособности города.

Думается, что наиболее приемлемыми для измерения конкурентоспособности российских городов могут считаться следующие индикаторы: производительность труда, уровень занятости и уровень (качество) жизни (рис. 5.).


Рис. 5. Уровень конкурентоспособности и города

К факторам привлекательности и конкурентоспособности города Дж. ван дер Борг и И. Брамезза предлагают отнести структурные (эффективная инфраструктура, достаточное предложение основных городских услуг, высокое качество среды жизни и эффективная городская политика) и функциональные (может ли город стать местом размещения международного бизнеса, центром инновационной деятельности, важным узлом в информационной сети, международным центром культуры).

П. Кресл выделяет два типа факторов конкурентоспособности города экономические детерминанты (место расположения, факторы производства, инфраструктура, экономическая структура, городские достопримечательности и места отдыха) и стратегические детерминанты (эффективность органов управления, городская стратегия, социальное партнерство и институциональная гибкость).

Особенно актуальной эта теория становится в связи с возрастанием роли городского управления, что в большей степени проявляется в развитых странах, но также, получает распространение и в странах переходной экономики и развивающихся странах.

Политика городского развития должна создавать условия, в которых организации и предприятия могут превышать свою конкурентоспособность, быть направлена на усиление конкурентного преимущества города путем манипуляции отдельными атрибутами, которые увеличивают ценность территории для размещения разнообразных видов деятельности. В связи с этим возрастает необходимость разработки стратегии для повышения конкурентоспособности города. Эти процессы привели к появлению понятий «город-предприниматель» и «городской маркетинг».

Конкурентоспособность отрасли

Под конкурентоспособностью отраслей следует понимать эффективность работы отдельных отраслей национального хозяйства, оцениваемую помимо традиционных критериев по показателям, характерным для данной отрасли и описывающим степень ее живучести и динамичности при различных вариантах развития экономики данной страны и всего мира в целом.

Конкурентоспособность отрасли определяется наличием у нее технических, экономических и организационных условий для создания производства и сбыта (с издержками не выше интернациональных) продукции высокого качества, удовлетворяющей требованиям конкретных групп потребителей. Конкурентоспособность отрасли предполагает наличие конкурентных преимуществ перед аналогичными отраслями за рубежом, которые могут выражаться в наличии рациональной отраслевой структуры, группы высококонкурентных предприятий-лидеров, подтягивающих другие предприятия отрасли до своего уровня; отлаженной опытно-конструкторской и прогрессивной прозводственно-технологической базы, развитой отраслевой инфраструктуры; гибкой системы научно-технического, производственного, материально-технического и коммерческого сотрудничества как внутри отрасли, так и с другими отраслями в стране и за ее пределами, эффективной системы распределения продукции.

Конкурентоспособность на уровне отрасли можно, также, оценивать, применяя следующие показатели (или их комбинацию): производительность труда, удельная оплата труда, капиталоемкость и наукоемкость, технический уровень продукции, совокупность знаний и научных разделов, необходимых для самостоятельного освоения продукции и ее воспроизводства, объем технических задело для реализации научных проектно-конструкторских разработок, степени экспортной ориентации или импортной зависимости отрасли, степень соответствия уровня развития отрасли общему уровню развития национального хозяйства, степень использования продукции в различных отраслях народного хозяйства. Этот набор показателей может быть изменен или дополнен с учетом специфики отраслей.

Конкурентоспособность конкретной отрасли зависит и от способности промышленности вводить новшества и модернизироваться. В результате испытываемого давления и требований рынка компании увеличивают свое преимущество в борьбе с самыми сильными присутствующими на мировом рынке конкурентами. В современной экономической ситуации, когда конкуренция в мировых масштабах неуклонно возрастает, конкурентное преимущество создается и поддерживается через сильно локализованные процессы. Существуют очень сильные различия в структуре конкурентоспособности для каждой из стран, поскольку не одно государство не может быть конкурентоспособным во всех, или хотя бы в большинстве отраслей. В конечном итоге страны достигают успеха в определенных отраслях в связи с тем, что их внутренние условия оказываются в соответствующих случаях наиболее динамичными и перспективными.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-29

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...