Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные направления антимонопольной политики

Производственно-коммерческая деятельность на товарном рынке имеет две тенденции, характеризуется двумя способами достижения успеха, получения наибольшей прибыли.[32] Первая тенденция проявляется в том, что участники вступают в конкуренцию за рынок сбыта, заказы потребителей и поэтому стремятся улучшать качество продукции, расширять ассортимент и снижать издержки. Это становиться движущей силой совершенствования производства и технического прогресса.

Вторая тенденция заключается в стремлении участников договориться между собой о взаимовыгодном разделе рынка, условиях продажи, уровне цен, подорвать позиции конкурентов, дискредитировать их и таким образом получить преимущество.

Первую тенденцию государство должно поддерживать, второй противодействовать, проводя антимонопольную политику в интересах расширения конкурентной среды. Ограничивается монополистическая деятельность, как хозяйствующих субъектов, так и органов управления и должностных лиц.

Монополистической считается деятельность хозяйствующего субъекта (органа управления), направленная на недопущение, ограничение или устранение конкуренции и причиняющая ущерб потребителю. Она позволяет хозяйствующему субъекту занять доминирующее положение на рынке и оказывать решающее влияние на обращение товара или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам.

Занимающий доминирующее положение хозяйствующий субъект получает возможность установления монопольной цены с целью компенсации необоснованных затрат, получения дополнительной прибыли за счет снижения качества товара. Доминирующим признается положение, если у хозяйствующего субъекта доля на рынке составляет:

– 65 % и более, если он не докажет, что, несмотря на превышение, его положение не является доминирующим;

– менее 65 %, если это установлено антимонопольным органом исходя из критериев: стабильность доли, доступ на рынок конкурентов и др.

Положение не может быть признано доминирующим, если доля на рынке определенного товара не превышает 35 %.

В зависимости от различного уровня концентрации товарных рынков дифференцируются действия антимонопольных органов по отношению к различным рынкам и действующим на них хозяйствующим субъектам. К их числу могут относиться:

1) разработка отраслевых программ демонополизации, контроль за их реализацией;

2) контроль за рыночным поведением хозяйствующих субъектов, включенных в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 %;

3) действия по предупреждению и пресечению монополистической деятельности хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках;

4) действия по снижению барьеров входа на товарные рынки, включая сокращение тарифных и нетарифных препятствий для международной торговли и инвестиций;

5) увеличение числа хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке, путем разделения их или содействия новым хозяйствующим субъектам, желающим вступить на данный товарный рынок;

6) запреты на слияния хозяйствующих субъектов и создание объединений юридических лиц;

7) пресечение недобросовестной конкуренции;

8) ограничение рыночного потенциала хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках.

Антимонопольная политика базируется на Законе «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Законы не преследуют монопольное положение организации на рынке, они лишь запрещают такое поведение, которое наносит вред другим участникам рынка. Судебная власть не может принять решение о ликвидации монополиста на основании его доли на рынке. Для этого нужны доказательства злоупотребления им своим монопольным положением.

Антимонопольным законодательством России признаются недействительными соглашения между хозяйствующими субъектами в любой форме, направленные на ограничение конкуренции. Органами власти и управления запрещаются акты, действия и соглашения, ограничивающие конкуренцию. Они не могут создавать новые структуры государственного управления с целью монополизации производства или реализации товаров. Не допускается, также, совмещение функций федеральных и региональных органов власти с функциями хозяйствующего субъекта.

Проведение государственной политики по содействию развития товарных рынков и конкуренции, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, осуществляется федеральным органом исполнительной власти – Министерством РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.

6.3. Роль регионального маркетинга в системе рыночных преобразований

Надежным механизмом преобразования политики реформирования экономики, ориентированной до последнего времени на средний регион, и достижения учета в ней социально-экономических, природных, демографических условий конкретных регионов является региональный маркетинг. Именно использование регионального маркетинга как действенного инструмента предпринимательства в регионе позволяет учитывать при принятии хозяйственных решений потребности, состояние и динамику спроса, конъюнктуры рынка региона и характер развития межрегиональных связей, а также, создать условия для максимального приспособления регионального производства к требованиям рынка.

Региональный маркетинг – это элемент системы рыночных отношений, ориентированный на изучение рынка, спроса, цен на продукцию региона, реализации всего его потенциала как с точки зрения внутренних (региональных), так и с точки зрения внешних (за пределами регионами) потребностей».[33]

Региональные структуры, действующие на принципах современного маркетинга, достигают коммерческих целей, поставленных перед регионом, путем наиболее полного удовлетворения потребностей носителей платежеспособного спроса в рамках региона или вне его, через гармонизацию отношений между потребителями и производителями с ориентацией на приоритеты потребителей.

Основное в региональном маркетинге – целевая ориентация и комплексное слияние в единый процесс всех элементов предпринимательской, хозяйственной, производственно-сбытовой деятельности и объединение их в систему, действующую в интересах региона с синергетическим эффектом, при многократном усилении результата в силу такой системности.

Исходя из этих методологических предпосылок, цели регионального маркетинга можно определить следующим образом:

– обеспечение прибыльности от коммерческой деятельности в регионе, дающей основу для получения прибыли в заданных границах времени в пределах имеющихся в регионе средств производственных возможностей путем максимально выгодного использования ресурсного, производственного и трудового потенциала региона;

– создание условий для завоевания рынков за пределами региона за счет достижения устойчивых связей с другими регионами, а также, с другими странами путем расширения ассортимента продаваемых товаров, производимых как в данном регионе, так и взятых под реализацию;

– прогнозирование рыночной ситуации, анализ тенденций платежеспособного спроса потребителей на территории региона в рамках уже сложившегося товарного ассортимента, а также, при введении новых товаров;

– выработка комплекса действий и внедрение их в практику по обеспечению программно-целевого подхода к решению проблем эффективного производства и реализации товаров; основу такого комплекса должно составлять строгое следование требованию производить в регионе только то, что будет обязательно продано, и не тратить усилия на то, чтобы произвести и продвинуть на рынки товары, которые традиционно производились и продавались, но теперь не находят спроса.

Из сущности и целей маркетинга вытекают его принципы:

1) нацеленность на конечный практический результат производственно-сбытовой деятельности региона, ибо эффективность реализации товаров в намеченных объемах и ассортименте означает овладение рынками удержание и расширение числа рынков за пределами региона, что позволяет реализовывать в полной мере потенциал региона;

2) ориентация региона на долговременные результаты рыночной деятельности;

3) применение в единстве и взаимосвязи тактики и стратегии активного приспособления производства в регионе к требованиям сложившихся и потенциальных потребителей при одновременном целенаправленном и активном воздействии на них путем организации действенной рекламы, выставок, ярмарок и др.

Реализация принципов регионального маркетинга при выполнении указанных целей создает условия для такой организации управленческих отношений, которая полна самостоятельности производителей региона и воздействие со стороны государства.

Региональный маркетинг обеспечивает, с одной стороны, сбор информации на возникающих на микроуровне возможностях производства и одновременно потребностях рынка региона, с другой стороны поступление данных о конъюнктуре рынков более высокого уровня. Кроме того, региональный маркетинг должен быть встроен в региональную систему управления, стать стержнем такой системы. Обеспечение такой персонификации в реализации процесса согласования интересов возможно при ориентации системы органов управления региона на маркетинговую стратегию, распределение прав и обязанностей между уровнями хозяйствования.

Становление регионального маркетинга происходит в условиях формирования рынка одновременно с развитием маркетинга на микроуровне. Освоение персоналом этих структур философии маркетинга, постижение сущности предпринимательства и реализация таких знаний на практике во всех сферах экономики будут одновременно продвигать региональный маркетинг.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-29

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...