Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Средства и методы решения проблемы.

Проведение бенчмаркинга.

Цель занятия:Привитие навыков в организации и проведении бенчмаркинговых исследований отдельной компании путем сопоставления собственных показателей с аналогичными показателями конкурентов (конкурентный бенчмаркинг).

Основные положения.

Бенчмаркинг представляет собой систематическую деятельность, направленную на поиск, оценку и учебу на лучших примерах ведения бизнеса. Существует огромное количество трактовок понятия бенчмаркинга. Одни считают его продуктом эволюционного развития концепции конкурентоспособности, другие программой по улучшению качества, другие же причисляют его к экзотическим продуктам японской бизнес-практики. Однако если сказать проще то, бенчмаркинг это процесс нахождения и изучения самых лучших из известных методов ведения бизнеса, для постоянного улучшения и совершенствования деятельности, повышения результативности и эффективности, а также улучшения качества.

В настоящее время существуют несколько видов бенчмаркинга.

По уровню применения можно выделить три вида бенчмаркинга:

- Структурный - проводится применительно к элементам инфраструктуры (финансы, образование, транспорт и т. д.);

- Отраслевой - проводится в этом случае на международном уровне сравниваются различные секторы экономики;

- Бенчмаркинг отдельных компаний - целью которого является изучение отдельных факторов, определяющих сущность работы компании, и выявление ее сильных и слабых сторон.

По местоположению эталона можно выделить:

- Внутренний бенчмаркинг - предполагает сравнение аналогичных процессов, продукции, услуг внутри данной организации. К достоинствам данного вида можно отнести простоту обмена информацией;

- Внешний бенчмаркинг - подразумевает поиск внешних организаций, которые известны как лучшие в своем классе. Внешний бенчмаркинг предоставляет возможность учиться у тех, кто находится на передовом рубеже;

- Глобальный (международный) бенчмаркинг - используется в случаях, когда поиск объекта сравнения ведется в других странах, так как именно там работают лучшие предприятия в данной отрасли либо в случае, если в собственной стране нет таких предприятий.

По участникам бенчмаркингового процесса можно выделить четыре вида бенчмаркинга:

- Конкурентный бенчмаркинг - предполагает сопоставление собственных показателей с аналогичными показателями конкурентов;

- Ассоциативный бенчмаркинг - бенчмаркинг, проводимый организациями, состоящими в узком бенчмаркинговом альянсе;

- Кооперативный бенчмаркинг - подразумевает сравнительный анализ ключевых производственных функций с целью их улучшения. Отличительной чертой кооперативного бенчмаркинга является то, что в нем участвует организация, которая изучается («партнер-эталон»). Данный вид бенчмаркинга полезен не только для компании, которая учится на лучших образцах, но и для ее партнера, так как признание эталоном повышает инвестиционную привлекательность организации;

- Консультативный бенчмаркинг - подразумевает сравнение организации с другими при помощи консультационной службы. Консультационная служба может действовать совершенно независимо, собирая и анализируя информацию без отвлечения людей из организации.

По объектам сравнения можно выделить пять видов бенчмаркинга:

- Товарный бенчмаркинг (реинжиниринг) или ретроспективный анализ продукта конкурента с целью сравнения со своей продукцией;

- Бенчмаркинг показателей - используется в случае, если организация рассматривает свою деятельность с точки зрения показателей ключевых продуктов или услуг. В этом случае объект сравнения принадлежит к той же отрасли;

- Бенчмаркинг процесса - деятельность по измерению определенных показателей ключевых процессов и операций для сопоставления с предприятиями, имеющими лучший опыт в аналогичной деятельности. Процесс бенчмаркинга предполагает обязательное сопоставление карт процессов, что позволит провести эффективное сравнение и анализ. Преимуществом данного вида является то, что он может быть эффективным даже в краткосрочном периоде;

- Функциональный (общий) бенчмаркинг - бенчмаркинг, который включает в себя сравнение определенной функции двух или более организаций, как правило, не принадлежащих одной отрасли и не являющихся прямыми конкурентами. Обязательным условием является схожесть процессов в этих организациях. Достоинством данного вида является то, что организации будут более охотно делиться информацией, а также, что они имеют существенные отличия в работе, а, следовательно, их опыт будет полезен друг другу. К недостаткам можно отнести сложность определения такой компании.

- Стратегический бенчмаркинг, который рассматривается как систематический процесс, направленный на оценку альтернатив, реализацию стратегий и усовершенствование характеристик производительности на основе изучения успешных стратегий внешних предприятий партеров.

Цель бенчмаркинга не в том, чтобы узнать, как вы выглядите на фоне конкурентов или же насколько лучше вас они что-то делают. Цель бенчмаркинга - улучшить показатели вашей фирмы. Если вы не использовали полученную информацию, вы напрасно потратили время на бенчмаркинг. Кроме того, бенчмаркинг - не одноразовое действие. Он должен стать частью продолжительной программы изучения и улучшения.

Следует отметить, что бенчмаркинг - это не слепое подражание. Основная задача заключается в том, чтобы научиться у лучшего и адаптировать усвоенное в собственной компании. Не все, что вы узнаете, будет работать на вашу компанию. Идеи же, которые с первого взгляда не показались полезными, могут быть переоценены после некоторого переосмысления и доработки.

 

Порядок проведения занятия

 

Исследование методом бенчмаркинга состоит из нескольких фаз. Совокупность фаз образует модель. Одна из таких моделей называется «колесо бенчмаркинга» (рис. 1.1).

 

Рисунок 1.1 – Этапы исследования методом бенчмаркинга

 

Этапы проведения исследования методом бенчмаркинга:

1. Планирование.

- ознакомление участников с особенностями исследования методом бенчмаркинга;

- формируются команды из студентов численностью 5 – 8 человек (в зависимости от объема исследований);

- выбор компании для последующего бенчмаркингого исследования по варианту, заданному преподавателем табл. 1.2.

 

Таблица 1.2

№ варианта Компания Цель
Компания «Motorola» Увеличить количество продаж своих телефонов.
ОАО «Авто­ВАЗ» Повышение качества продукции.
ОАО «КрАЗ» Сократить простои оборудования.
Компания «Coca-Cola» Привлечение покупателей с помощью новых маркетинговых ходов
Такси «Аврора» Улучшение качества обслуживания
Телеканал «СТС» Повысить рейтинг канала.
Магазин «Каравай» Увеличение потока покупателей.
Компания «МТС» Введение нового экономичного тарифного плана

 

- определение показателей для сравнения (показатели по которым можно определить текущий уровень компании, сравнить с показателями конкурентов, измерить улучшение);

2. Поиск.

- сбор данных о работе выбранной компании;

- поиск потенциальных конкурентов и выбор одного наиболее приоритетного для сравнения;

- сбор данных о конкурирующей фирме.

3. Наблюдение.

- выбор методов и инструментов для сбора данных и информации (например, некоторые процессы легко определить количественно: число ошибок на одно изделие, количество операций на одного человека и т.д. Другие процессы не так легко поддаются количественному определению, и их вам придется оценивать самостоятельно).

4. Анализ.

- сортировка собранной информации и данных;

- нормализация (перерасчет данных с учетом различий в условиях. Например: породные условия);

- выявление различий и понимание того, что позволяет опережать конкурирующей фирме;

- идентификация этих причин.

5. Адаптация.

- описание и обобщение действий по улучшению;

- формулировка целей для совершенствования;

- разработка плана внедрения.

 

Содержание отчета

 

Отчет оформляется в одном экземпляре на команду. Отчет должен содержать:

1. Название компании и цель последующего бенчмаркингого исследования.

2. Перечень показателей для сравнения с показателями конкурентов.

3. Обоснование выбора методов и инструментов для сбора данных и информации.

4. Перечень необходимых для анализа данных фирмы.

5. Обоснование и выбор потенциального конкурента для сравнения.

6. Перечень необходимых для анализа данных о конкурирующей фирме.

7. Анализ данных:

-сортировка собранной информации и данных (например, таблица сродства);

- описание различий и обоснование того, что позволяет опережать конкурирующей фирме.

8. Описание и обобщение действий по улучшению.

9. Сформулированные цели для совершенствования компании.

10. Разработанный план внедрения.

2.3. Контрольные вопросы

 

1. Что такое бенчмаркинг?

2. Перечислите виды бенчмаркинга?

3. В чем состоит цель бенчмаркингого исследования?

4. Перечислите этапы проведения бенчмаркингого исследования?

5. Назовите наиболее распространенные инструменты для проведения исследования методом бенчмаркинга?

 


Модуль 2.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-29

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...