Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Средства и методы решения проблемы.Проведение бенчмаркинга. Цель занятия:Привитие навыков в организации и проведении бенчмаркинговых исследований отдельной компании путем сопоставления собственных показателей с аналогичными показателями конкурентов (конкурентный бенчмаркинг). Основные положения. Бенчмаркинг представляет собой систематическую деятельность, направленную на поиск, оценку и учебу на лучших примерах ведения бизнеса. Существует огромное количество трактовок понятия бенчмаркинга. Одни считают его продуктом эволюционного развития концепции конкурентоспособности, другие программой по улучшению качества, другие же причисляют его к экзотическим продуктам японской бизнес-практики. Однако если сказать проще то, бенчмаркинг это процесс нахождения и изучения самых лучших из известных методов ведения бизнеса, для постоянного улучшения и совершенствования деятельности, повышения результативности и эффективности, а также улучшения качества. В настоящее время существуют несколько видов бенчмаркинга. По уровню применения можно выделить три вида бенчмаркинга: - Структурный - проводится применительно к элементам инфраструктуры (финансы, образование, транспорт и т. д.); - Отраслевой - проводится в этом случае на международном уровне сравниваются различные секторы экономики; - Бенчмаркинг отдельных компаний - целью которого является изучение отдельных факторов, определяющих сущность работы компании, и выявление ее сильных и слабых сторон. По местоположению эталона можно выделить: - Внутренний бенчмаркинг - предполагает сравнение аналогичных процессов, продукции, услуг внутри данной организации. К достоинствам данного вида можно отнести простоту обмена информацией; - Внешний бенчмаркинг - подразумевает поиск внешних организаций, которые известны как лучшие в своем классе. Внешний бенчмаркинг предоставляет возможность учиться у тех, кто находится на передовом рубеже; - Глобальный (международный) бенчмаркинг - используется в случаях, когда поиск объекта сравнения ведется в других странах, так как именно там работают лучшие предприятия в данной отрасли либо в случае, если в собственной стране нет таких предприятий. По участникам бенчмаркингового процесса можно выделить четыре вида бенчмаркинга: - Конкурентный бенчмаркинг - предполагает сопоставление собственных показателей с аналогичными показателями конкурентов; - Ассоциативный бенчмаркинг - бенчмаркинг, проводимый организациями, состоящими в узком бенчмаркинговом альянсе; - Кооперативный бенчмаркинг - подразумевает сравнительный анализ ключевых производственных функций с целью их улучшения. Отличительной чертой кооперативного бенчмаркинга является то, что в нем участвует организация, которая изучается («партнер-эталон»). Данный вид бенчмаркинга полезен не только для компании, которая учится на лучших образцах, но и для ее партнера, так как признание эталоном повышает инвестиционную привлекательность организации; - Консультативный бенчмаркинг - подразумевает сравнение организации с другими при помощи консультационной службы. Консультационная служба может действовать совершенно независимо, собирая и анализируя информацию без отвлечения людей из организации. По объектам сравнения можно выделить пять видов бенчмаркинга: - Товарный бенчмаркинг (реинжиниринг) или ретроспективный анализ продукта конкурента с целью сравнения со своей продукцией; - Бенчмаркинг показателей - используется в случае, если организация рассматривает свою деятельность с точки зрения показателей ключевых продуктов или услуг. В этом случае объект сравнения принадлежит к той же отрасли; - Бенчмаркинг процесса - деятельность по измерению определенных показателей ключевых процессов и операций для сопоставления с предприятиями, имеющими лучший опыт в аналогичной деятельности. Процесс бенчмаркинга предполагает обязательное сопоставление карт процессов, что позволит провести эффективное сравнение и анализ. Преимуществом данного вида является то, что он может быть эффективным даже в краткосрочном периоде; - Функциональный (общий) бенчмаркинг - бенчмаркинг, который включает в себя сравнение определенной функции двух или более организаций, как правило, не принадлежащих одной отрасли и не являющихся прямыми конкурентами. Обязательным условием является схожесть процессов в этих организациях. Достоинством данного вида является то, что организации будут более охотно делиться информацией, а также, что они имеют существенные отличия в работе, а, следовательно, их опыт будет полезен друг другу. К недостаткам можно отнести сложность определения такой компании. - Стратегический бенчмаркинг, который рассматривается как систематический процесс, направленный на оценку альтернатив, реализацию стратегий и усовершенствование характеристик производительности на основе изучения успешных стратегий внешних предприятий партеров. Цель бенчмаркинга не в том, чтобы узнать, как вы выглядите на фоне конкурентов или же насколько лучше вас они что-то делают. Цель бенчмаркинга - улучшить показатели вашей фирмы. Если вы не использовали полученную информацию, вы напрасно потратили время на бенчмаркинг. Кроме того, бенчмаркинг - не одноразовое действие. Он должен стать частью продолжительной программы изучения и улучшения. Следует отметить, что бенчмаркинг - это не слепое подражание. Основная задача заключается в том, чтобы научиться у лучшего и адаптировать усвоенное в собственной компании. Не все, что вы узнаете, будет работать на вашу компанию. Идеи же, которые с первого взгляда не показались полезными, могут быть переоценены после некоторого переосмысления и доработки.
Порядок проведения занятия
Исследование методом бенчмаркинга состоит из нескольких фаз. Совокупность фаз образует модель. Одна из таких моделей называется «колесо бенчмаркинга» (рис. 1.1).
Рисунок 1.1 – Этапы исследования методом бенчмаркинга
Этапы проведения исследования методом бенчмаркинга: 1. Планирование. - ознакомление участников с особенностями исследования методом бенчмаркинга; - формируются команды из студентов численностью 5 – 8 человек (в зависимости от объема исследований); - выбор компании для последующего бенчмаркингого исследования по варианту, заданному преподавателем табл. 1.2.
Таблица 1.2
- определение показателей для сравнения (показатели по которым можно определить текущий уровень компании, сравнить с показателями конкурентов, измерить улучшение); 2. Поиск. - сбор данных о работе выбранной компании; - поиск потенциальных конкурентов и выбор одного наиболее приоритетного для сравнения; - сбор данных о конкурирующей фирме. 3. Наблюдение. - выбор методов и инструментов для сбора данных и информации (например, некоторые процессы легко определить количественно: число ошибок на одно изделие, количество операций на одного человека и т.д. Другие процессы не так легко поддаются количественному определению, и их вам придется оценивать самостоятельно). 4. Анализ. - сортировка собранной информации и данных; - нормализация (перерасчет данных с учетом различий в условиях. Например: породные условия); - выявление различий и понимание того, что позволяет опережать конкурирующей фирме; - идентификация этих причин. 5. Адаптация. - описание и обобщение действий по улучшению; - формулировка целей для совершенствования; - разработка плана внедрения.
Содержание отчета
Отчет оформляется в одном экземпляре на команду. Отчет должен содержать: 1. Название компании и цель последующего бенчмаркингого исследования. 2. Перечень показателей для сравнения с показателями конкурентов. 3. Обоснование выбора методов и инструментов для сбора данных и информации. 4. Перечень необходимых для анализа данных фирмы. 5. Обоснование и выбор потенциального конкурента для сравнения. 6. Перечень необходимых для анализа данных о конкурирующей фирме. 7. Анализ данных: -сортировка собранной информации и данных (например, таблица сродства); - описание различий и обоснование того, что позволяет опережать конкурирующей фирме. 8. Описание и обобщение действий по улучшению. 9. Сформулированные цели для совершенствования компании. 10. Разработанный план внедрения. 2.3. Контрольные вопросы
1. Что такое бенчмаркинг? 2. Перечислите виды бенчмаркинга? 3. В чем состоит цель бенчмаркингого исследования? 4. Перечислите этапы проведения бенчмаркингого исследования? 5. Назовите наиболее распространенные инструменты для проведения исследования методом бенчмаркинга?
Модуль 2. |
||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-29 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |