Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Правовые основы и полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области гражданской обороны.Гражданская оборона – система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Территория, отнесенная к группе по гражданской обороне, - территория, на которой расположен город или иной населенный пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нем объектами, представляющий высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время. Чрезвычайная ситуация –это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Предупреждение чрезвычайных ситуаций – это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения. Ликвидация чрезвычайных ситуаций– это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов. Пожарная безопасность – состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Пожар– неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства. Вопросы организации гражданской обороны (далее – ГО) и защиты от чрезвычайных ситуаций (далее – ЧС) регламентированы рядом нормативно-правовых актов, основными из которых являются Федеральные законы (далее – ФЗ): - в области ГО - ФЗ от 12.02.98 г. № 28-ФЗ "О гражданской обороне"; - в области защиты от ЧС - ФЗ от 21.12.94 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"; А также ФЗ от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации", который внес изменения и дополнения в вышеуказанные Федеральные законы. Рассмотрим основное содержание названных Федеральных законов. Федеральный закон от 12.02.98 г. № 28-ФЗ "О гражданской обороне". Этот ФЗ определяет задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны. Структурно ФЗ "О гражданской обороне" состоит из 6 глав: I. Общие положения. II. Полномочия органов государственной власти РФ в области гражданской обороны. III. Полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, права и обязанности граждан РФ в области гражданской обороны. IV. Руководство гражданской обороны. V. Силы гражданской обороны. VI. Заключительные положения. В указанный ФЗ другим ФЗ №122-ФЗ от 22.08.2004г. внесены серьезные изменения, о которых будет сказано несколько ниже. Из общих понятий ГО и защиты от ЧС некоторые наиболее важные из них были уже озвучены в начале вопроса. Рассмотрим некоторые другие положения ФЗ, особенно с учетом внесенных изменений (ФЗ №122-ФЗ от 22.08.2004г). Организация и ведение ГО являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства. В связи с этим возникает вопрос: "Когда же начинается ведение ГО?" Ответ найдем в ст.4 п.3: "Ведение ГО на территории РФ или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом РФ военного положения на территории РФ или в отдельных ее местностях". Говоря о полномочиях органов государственной власти РФ в области гражданской обороны важно запомнить: Ст.5: Полномочия Президента РФ: определяет основные направления единой государственной политики в области ГО; утверждает План ГО и защиты населения РФ (в предыдущей редакции этого ФЗ было указано только "План ГО", защита населения внесена ФЗ №122-ФЗ от 22.08.2004г.); вводит в действие План ГО и защиты населения. Другие полномочия обучаемым необходимо изучить самостоятельно. Ст.6: Полномочия Правительства РФ: обеспечивает проведение единой государственной политики в области ГО; руководит организацией и ведением ГО (важно запомнить это положение статьи – кто же руководит в масштабе государства ГО). В развитие этого положения, следует довести до обучаемых важный момент, а именно – в настоящее время в природе не существует начальников гражданской обороны, как это было в прежней редакции ФЗ. Везде и всюду необходимо применять норму, определенную ФЗ №122-ФЗ – руководитель гражданской обороны.
Другие полномочия обучаемым необходимо изучить самостоятельно. Полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, права и обязанности граждан РФ в области ГО в основном аналогичны полномочиям Правительства РФ, только применительно к своей территории. Полномочия органов местного самоуправления в области ГО регламентированы дополнительно еще Федеральным законом от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Особо необходимо остановиться на полномочиях организаций в области ГО (ст.9), в частности на п.2. "Организации, имеющие потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющие важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности возникновения ЧС в военное и мирное время, создают нештатные аварийно-спасательные формирования (далее – НАСФ) в порядке, установленном законодательством РФ, и поддерживают их в состоянии постоянной готовности". Важно обратить внимание обучаемых на этот пункт. Дело в том, что ФЗ от 22.08.2004г. №122-ФЗ признал утратившей силу п.5 ст.11 и ст. 17 ФЗ от 12.02.98 г №28-ФЗ, а именно – гражданских организаций гражданской обороны (ГОГО) также в природе больше не существует, на их место пришли НАСФ. Более детально о НАСФ будет сказано во 2-м учебном вопросе. Говоря о содержании главы 4 ФЗ, следует обратить внимание обучаемых на то, что ФЗ от 22.08.2004г.№122-ФЗ признана утратившей силу и ст.14 "Службы гражданской обороны". Что будет взамен, пока трудно сказать, однако продолжается наработка в этом направлении, возможно, что в ближайшее время что-то и появится. Федеральный закон от 21.12.94 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". Этот ФЗ определяет общие для РФ организационно-правовые нормы в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от ЧС природного и техногенного характера. Действие этого ФЗ распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от ЧС. Структурно ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" состоит из 9 глав: I. Общие положения. II. Полномочия органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от ЧС. III. Государственное управление в области защиты населения и территорий от ЧС. IV. Права и обязанности граждан РФ в области защиты населения и территорий от ЧС и социальная защита пострадавших. V. Подготовка населения в области защиты от ЧС. Силы гражданской обороны. VI. Порядок финансирования и материального обеспечения мероприятий по защите населения и территорий от ЧС. VII. Государственная экспертиза, надзор и контроль в области защиты населения и территорий от ЧС. VIII. Международные договоры РФ в области защиты населения и территорий от ЧС. XI. Заключительные положения. В указанный ФЗ также как в ФЗ "О гражданской обороне" другим ФЗ №122-ФЗ от 22.08.2004г. также внесены определенные изменения, по значимости менее важные, чем в ФЗ "О гражданской обороне". Рассмотрим некоторые положения этого ФЗ. Какую же цель преследовали законотворцы в Государственной Думе принимая этот закона? Целями этого ФЗ являются: - предупреждение возникновения и развития ЧС; - снижение размеров ущерба и потерь от ЧС; - ликвидация ЧС. Для достижения вышеуказанных целей ФЗ предусматривает иметь в государстве Единую государственную систему предупреждения и ликвидации ЧС (далее – РСЧС). Об указанной системе будет сказано несколько ниже. Каковы же полномочия тех или иных структур власти в области защиты от ЧС? Ст.8:Полномочия Президента РФ. а).определяет основные направления государственной политики и принимает иные решения в области защиты населения и территорий от ЧС; в).вводит при ЧС при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, на территории РФ или в отдельных ее местностях чрезвычайное положении. Ст. 10: Полномочия Правительства РФ. а).издает постановления и распоряжения в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечивает их исполнение; г).осуществляет руководство единой государственной системой предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС); ж).устанавливает классификацию ЧС и полномочия исполнительных органов государственной власти по их ликвидации; з). принимает решения о непосредственном руководстве ликвидацией ЧС и об оказании помощи в случае их возникновения. Другие положения полномочий опустим.
Подробнее остановимся на полномочиях организаций в области защиты населения и территорий от ЧС. Ст.14: Организации обязаны: а). планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников и подведомственных объектов … от ЧС; б). планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в ЧС; в). обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств по предупреждению и ликвидации ЧС, обучение работников организаций способам защиты и действиям в ЧС в составе НАСФ; г). создавать локальные системы оповещения о ЧС.
Сегодня проводимое занятие проводится в исполнение ст. 20 указанного ФЗ, а именно: "Подготовка населения к действиям в ЧС осуществляется в организациях, в том числе в образовательных учреждениях, а также по месту жительства". Во исполнение этой статьи, а также ФЗ "О гражданской обороне" Правительством России были приняты два постановления, утвердившие Положения: - "Об организации обучения населения в области гражданской обороны", постановление от 2.11.2000г. №841. - "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановление от 4.09.2003г. №547. Особо необходимо рассмотреть Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30.12.2003г. №794. Данное Положение определяет порядок организации и функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС). На каждом уровне единой системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения. В состав единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС входят: - координационные органы; - постоянно действующие органы управления единой системы; - органы повседневного управления единой системы; - силы и средства единой системы. Координационными органами единой системы являются: На федеральном уровне – Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности (далее – КЧС), КЧС федеральных органов исполнительной власти; На территориальном уровне (в пределах субъекта РФ) – КЧС субъектаРФ; На местном уровне (в пределах территории муниципального образования) – КЧС органа местного самоуправления; На объектовом уровне – КЧС организации. КЧС возглавляются руководителями органов различного уровня или их заместителями. Аналогичная комиссия создана и в ФСИН. Задачи КЧС: а). разработка предложений по реализации единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации ЧС и обеспечения пожарной безопасности (далее – ОПБ); б). координация деятельности органов управления и сил единой системы; в). обеспечение согласованности действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций при решении вопросов в области предупреждения и ликвидации ЧС. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-29 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |