Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Декодер системы кодирования ATRAC

Структурная схема декодера системы кодирования ATRAC представлен на рис. 6. При декодировании необходимы гораздо более простые преобразования: прежде всего цифровой поток демультиплексируется, и затем с помощью служебной информации Side Info в каждой субполосе реконструируются коэффициенты МДКП в блоке спектральной реконструкции Spectral Reconstruction декодера. Далее выполняется обратное модифицированное дискретное косинусное преобразование ОМДКП (блоки ОМСД-Н, ОМДКП-С, ОМДКП-Н), где восстанавливаются субполосные составляющие исходного звукового сигнала и затем в инверсных QMF-фильтрах они суммируются, образуя восстановленный звуковой сигнал.

Рис. 6. Структурная схема декодера системы кодирования АТРАС

Цифровой формат системы DSD — Direct Stream Digital

Система DSD (Direct Stream Digital) — это формат цифровой передачи звука однобитовым потоком данных с использованием дельта-сигма модуляции. Дискретизация аналогового звукового сигнала осуществляется с очень высокой частотой, равной 2,8224 МГц (в 64 раза выше, чем в системе компакт-диска), при этом все изменения сигнала регистрируются таким образом, что достигается точность описания, эквивалентная 20…24-битовой системе ИКМ, работающей с частотой дискретизации выше 200 кГц. Недостатком можно считать высокую скорость передачи данных для многоканального звука — передача шести сигналов требует пропускной способности канала, равной почти 8,5 Мбит/с. Достоинство — звучание оценивается экспертами как совершенное и практически не отличающееся по восприятию от аналогового звука (см. по данной теме журнал «Звукорежиссер» 2 и 7 номера за 1999 год).

Заключение

В завершение статьи приведем сравнительные характеристики цифровых систем записи и воспроизведения звуковых сигналов, учитывая все их многообразие, что позволит читателю лучше ориентироваться в том, что имеется сегодня на рынке, ибо целый ряд форматов и систем все еще находится в конкурентной борьбе и не стандартизован (табл. 3).

Таблица 3 Сравнительные характеристики цифровых звуковых форматов
Тип системы или устройства Число каналов, полоса частот, Гц Скорость цифровых данных, кбит/c; Разрешение, бит/кГц Компрессия цифровых аудиоданных
Компакт-диск, формат ИКМ (PCM) 2 канала, стерео, 20…20000 Гц 1411,2; 16/44,1 1:1
CDS (ИКМ) 6 каналов, 20…20000 Гц 1024; 16 /44,1 4:1 (слабая компрессия)
Dolby Digital 6 каналов 20…20000 Гц 320; 20/44,1 10:1 (сильная компрессия)
DTS (apt-X100 -кодер) 5 каналов 20…20000 Гц 882; 16 /44,1 4:1 (слабая компрессия)
SDDS 8 каналов 20…20000 Гц 1064; 16 /44,1 5:1 (слабая компрессия)
ИКМ (PCM) 2 канала, стерео 4…22000 Гц 1411; 16 /44,1 1:1
Dolby Digital 6 каналов 4…22000 Гц 384; 20 /44,1 9:1 (сильная компрессия)
DTS 6 каналов 4…22000 Гц 1235; 16 /44,1 2,9:1 (слабая компрессия)
DTS 6 каналов 4…22000 Гц 1235; 24 /44,1 4,3:1 (слабая компрессия)
ИКМ (PCM) 2 канала, стерео 4…22000 Гц 1411; 16 /44,1 1:1
LPCM 2 канала, стерео 4…22000 Гц 1536;16 /48 1:1
LPCM 2 канала, стерео 4…22000 Гц 1920; 20 /48 1:1
Dolby Digital 6 каналов 4…22000 Гц 384; 20 /44,1 9:1 (сильная компрессия)
Dolby Digital 6 каналов 4…22000 Гц 448; 20 /44,1 8:1 (сильная компрессия)
DTS 6 каналов 4…22000 Гц 1509; 20 /48 4:1 (слабая компрессия)
DTS 6 каналов 4…22000 Гц 754; 20 /48 8:1 (слабая компрессия)
Dolby Digital 6 каналов 4…22000 Гц 576; 20 /44,1 6:1 ( средняя компрессия)
Dolby Digital 6 каналов 4…22000 Гц 640; 20 /44,1 5:1 (средняя компрессия)
DTS 6 каналов 4…22000 Гц 754; 20 /48 8:1 (слабая компрессия)
DTS 6 каналов 4…22000 Гц 1509; 20 /48 4:1 (слабая компрессия)
DTS 24/96 6 каналов 4…22000 Гц 1509; 24 /96 1:1
LPCM 2 канала, стерео 4…30000 Гц 9216; 24 /192 1:1
LPCM 6 каналов, 4…30000 Гц 13824; 24 /192 1:1
DSD 2 канала, стерео 4…100000 Гц 5644,8; 1 /2822,4 1:1
DSD 6 каналов, 4…30000 Гц 16934,4; 1 /2822,4 1:1

В системах Dolby Digital формата 5.1 (3/2+канал СНЧ; входной сигнал 20 бит/44,1 кГц) уменьшение скорости цифрового потока сопровождается соответствующим уменьшением верхней частоты звукового сигнала, который составляет при скорости цифрового потока:

  • 448 кбит/c — 20,3 кГц;
  • 384 кбит/c — 18,1 кГц;
  • 320 кбит/c — 15,8 кГц;
  • 256 кбит/c — 12,4 кГц;
  • 224 кбит/c — 9,1 кГц.

В системах DTS формата 5.1 (3/2+канал СНЧ; входной сигнал 20 бит/48 кГц) при скорости цифрового потока 1509 кбит/c верхняя частота звукового сигнала составляет 21,1 кГц.

Сокращенные обозначения:

CD — Compact Disc;

CDS — Cinema Digital Sound;

LD — Laser Disc;

PCM — Pulse Code Modulation;

LPCM — Liniar Pulse Code Modulation;

DVD — Digital Versatile Disc.

DVD-A — DVD-Audio;

SACD — Super Audio CD;

DSD — Direct Stream Digital;

DD — Dolby Digital;

DTS — Digital Theatre Systems;

SDDS — Sony Dynamic Digital Sound.

…Что же ждет нас в будущем?

Несомненно, будет расти количество каналов в системах окружающего звука, что уже реализовано в системах Dolby Digital Surround EX и DTS-ES формата 7.1. Возможно, что система пространственно распределенных громкоговорителей будет в дальнейшем разделена на большее, чем три (LS, TS, RS), количество групп. Для кинотеатров уже разработаны десятиканальные системы с двумя НЧ-каналами (10.2).

Ведутся эксперименты по расположению громкоговорителей в кинозалах не только в горизонтальной, но и в вертикальной плоскости. Например под потолком, чтобы в еще большей степени окружить зрителя пространственным звуком.

Появятся системы пространственного звучания с большим числом дискретных каналов записи и воспроизведения звука, разработанные специально для компьютеров и игровых приставок.

Уже сегодня системы пространственного звучания присутствуют на радио, телевидении, в интернете, в домашних видеокомплексах, и их возможности по передаче пространственной информации будут непрерывно расширяться.

По образному выражению Х. Флетчера, «Стереофоническая система — это не два, три или любое другое фиксированное число каналов. Их должно быть столько, чтобы создавалась иллюзия бесконечного их количества».

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-29

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...