Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






КАК ЭРНСТ НЕИЗВЕСТНЫЙ ДЕЛАЛ ПАМЯТНИК ХРУЩЕВУ

 

 

Неизвестного очень многие считали лучшим скульптором в стране. Фото Владимира Веленгурина /ТАСС

"Я пережил при нем тяжелые времена, но сейчас глубоко уважаю его" - сказал скульптор сыну бывшего генсека

Самая известная история про Эрнста Неизвестного связана с Никитой Хрущевым. Когда-то на выставке в Манеже глава советского государства назвал работы скульптора "дегенеративным искусством" (не подозревая, что повторяет термин, который фашисты применили к великимхудожникам-авангардистам первой половины ХХ века). И тем не менее, когда Хрущев умер в статусе пенсионера, его сыну, Сергею Хрущеву посоветовали заказать надгробие именно Неизвестному - очень многие считали его лучшим скульптором в стране. (В своих воспоминаниях об отце Сергей Никитич подробно останавливается на этом эпизоде).

Хрущев-младший несколько растерялся: во-первых, он прекрасно помнил, как отец поносил Неизвестного, а во-вторых, в то время он был убежденным сторонником социалистического реализма, главным критерием художественности для него была "похожесть". А Неизвестный славился как абстракционист. И к тому же Сергей Хрущев уже почти договорился с Зурабом Церетели, который с большим энтузиазмом откликнулся на идею делать памятник Хрущеву.

Во дворе мастерской Неизвестного, куда Сергей Никитич после больших колебаний все же отправился, его встретила скульптура "Орфей, играющий на струнах своего сердца" (через два десятилетия она превратится в статуэтку, которую вручают победителям ТЭФИ). Он был несколько шокирован, но виду не подал.

 

Хрущев-младший прекрасно помнил, как отец поносил Неизвестного. Фото Эдуарда Песова /ТАСС

"Из маленькой комнаты вышел хозяин - плотный человек небольшого роста лет пятидесяти. По первому впечатлению запомнилась его кряжистая устойчивость, пронзительные глаза и тонкая полоска усов над верхней губой. Встретил он нас приветливо. (...)

Середину комнаты занимал макет невероятного по моим понятиям здания: в центре - голова человека и стремительно отходящее от нее крыло с

рельефами-символами, лицами людей.

- Это проект "Дома мысли" - центрального здания вАкадемгородке в Сибири, - пояснил Эрнст Иосифович. - При вашем отце мне долго не давали работать, потом, наконец, разрешили. Проект утвердили в 1964 году, а теперь он опять задвинут далеко. (...) Я хочу внести ясность. Вследствие моих споров с Никитой Сергеевичем я пережил тяжелые времена, но сейчас это в прошлом. Я глубоко уважаю его и, это может показаться странным, вспоминаю о нем с теплотой. Этот человек знал, чего хотел, и стремления его не могут не вызывать сочувствия, особенно сейчас, когда многое видится яснее. У нас с вами речь идет не о личных обидах, а о памятнике государственному деятелю. Я возьмусь за эту работу.

Эрнст Иосифович тут же начал набрасывать рисунок на листке бумаги: вертикальный камень, одна половина белая, другую заштриховал - черная, внизу большая плита.

Я ничего не понял.

- Почему белая и черная? Это что означает? - спросил я. Неизвестный сказал, что пока ничего конкретного в этом рисунке нет. Он только объяснил, что это воплощение философской идеи. Жизнь, развитие

человечества происходит в постоянном противоборстве живого и мертвого начал. (...) В нашем надгробии черное и белое можно трактовать по-разному: жизнь и смерть, день и ночь, добро и зло. Все зависит от нас самих, наших взглядов, нашего мироощущения. Сцепление белого и черного лучше всего символизирует единство и борьбу жизни со смертью. Эти два начала тесно переплетаются в любом человеке. Поэтому камни должны быть неправильными, входить один в другой, сплетаться и составлять одно целое. Все это предполагалось установить на бронзовую плиту".

Когда-то Никита Хрущев назвал работы скульптора "дегенеративным искусством". Фото Валентина Соболева (ТАСС)

КГБ немедленно стало об этом известно. С Неизвестным провели беседу. Вспомнили, что он сейчас работает над большим проектом - гигантским рельефом в здании Московского института электронной техники в Зеленограде. И этот проект вполне себе тянет на Государственную премию. А если он решит работать над памятником Хрущеву, то могут быть большие проблемы не только с Госпремией, но и вообще с осуществлением этой работы. (Было начало 70-х, и Хрущева если и вспоминали, то в сочетании со словами "волюнтаризм" и "субъективизм".

Так что советская влсть предпочла бы, чтобы какое-нибудь невзрачное надгробие опальному правителю сделал бы член Союза художников, не выдающийся, но официально признанный скульптор).

Эрнст Неизвестный потом сказал сыну Хрущева:

- Именно после их угроз я принял окончательное и бесповоротное решение. Если раньше еще могли быть сомнения, поскольку мы не знали друг друга, то тут я уж решил быть твердым до конца.

Сначала Неизвестный не хотел устанавливать на памятнике портрет Хрущева, считая, что он вошел в историю, его все запомнят и так. Но на портрете настаивала вдова Никиты Сергеевича. Неизвестный согласился, справедливо полагая, что заказчик имеет право настаивать на своем видении. "Наконец решение нашлось: бронзовая голова цвета старого золота стоит в нише на белом мраморе на фоне черного гранита".

Неизвестный лично устанавливал бронзовую голову Хрущева в нишу. Фото: Мусаэльян Владимир/Фотохроника ТАСС

Однако прошло еще несколько лет, прежде чем Неизвестный смог приступить к изготовлению надгробия. Сочетание черного и белого вызывало панику у руководства: белое - это хорошо, золотое - тоже, а что

значит черное? Что в СССР не все хорошо? А может, черный цвет символизирует Брежнева, который пришел Хрущеву на смену? Проект отказывались утверждать (а утверждение было необходимо - речь шла о Новодевичьем кладбище, главном некрополе страны). Снова и снова предлагалось установить серую, унылую стелу с бюстом Хрущева. Семья, однако, настаивала на варианте Неизвестного. Сергей Хрущев пытался звонить даже Брежневу - его с ним не соединяли. В конце концов вдова Никиты Сергеевича позвонила Косыгину, который тепло к ней относился - и он дал распоряжение ставить тот памятник, который нравился семье покойного.

Готовый проект снова принимал совет Главного архитектурно-планировочного управления Москвы. Сергей Хрущев вспоминал: "Голова, сделанная в лучших реалистических традициях, им понравилась. "Вот, может ведь, если захочет", - читалось на их лицах. Эрнст Иосифович принимал поздравления".

...Неизвестный лично устанавливал бронзовую голову Хрущева в нишу. Та была высоко (Неизвестный был небольшого роста), ему пришлось вставать на ящик, чтобы

водрузить голову генсека на место. Его в этот момент фотографировали, и фотография обошла газеты всего мира.

Памятник с того самого момента вызывал и вызывает большой интерес у посетителей Новодевичьего.

Сергей Хрущев писал:

"Больше всего вопросов вызывает сочетание белого и черного. Когда меня спрашивают, я, как правило, не пересказываю замысел автора.

- Каждое настоящее художественное произведение живет своей жизнью, и вы видите в нем себя, оно отражает ваши мысли, - говорю я как заправский искусствовед. - Думайте и смотрите.

Мнений много: добро и зло, жизнь и смерть, реже - удачи и неудачи в судьбе Хрущева.

А одна женщина объясняла:

- Белое - это хорошие дела, черное - плохие.

Что ж, каждый из них по-своему прав".

 

Памятник Хрущеву

 

Новодевичье кладбище – главный Некрополь столицы. Здесь похоронены люди, оставившие заметный след в истории России. Многие установленные здесь памятники можно без преувеличения назвать шедеврами мемориальной скульптуры.

К их числу несомненно принадлежит легендарный надгробный памятник Никиты Сергеевича Хрущёва работы знаменитого скульптора Эрнста Неизвестного. Историю создания этого монумента по праву можно назвать «историей» с большой буквы — так сложно и противоречиво переплелись в ней человеческие судьбы и реальные события недавнего прошлого.

Известны примеры, когда исполнение надгробия поручали художнику, имевшему какую-то личную связь с усопшим. Вспомним, хотя бы, «Гробницу Лоренцо Медичи» во Флоренции — мраморный шедевр Микеланджело, созданный им в знак личной благодарности великому покровителю искусств. Но взаимоотношения Никиты Хрущёва и Эрнста Неизвестного по своей драматичности достойны пера писателя-романиста.

Никита Хрущёв один из самых ярких и противоречивых исторических деятелей советской эпохи. Верный ученик товарища Сталина, один из многих, но, отнюдь, не рядовой «винтик» кровавой сталинской мясорубки — именно Хрущёв «вбил» первый гвоздь в крышку гроба тирана, выступив на 20-ом съезде КПСС с секретным докладом «О культе личности». Он освободил из лагерей тех, кто уцелел и дал ход процессу реабилитации невинных жертв. Развернув строительство жилья, он дал возможность тысячам горожан переехать из подвалов и бараков с собственные квартиры. В то же время миллионы нищих, бесправных и «беспаспортных» крестьян едва ли поминали Никиту Сергеевича добрым словом.

Хрущёв положил начало частичной либерализации общества, вошедшей в историю под названием хрущёвской «оттепели». Но, как часто бывает в истории, он же и положил ей конец .

Отправной точкой этого движения «вспять» стала скандально известная выставка «30-летия МОСХ» 1962 года, где впервые пересеклись жизненные пути Хрущёва и Неизвестного. Наряду с основной экспозицией, демонстрировавшей полную и окончательную победу социалистического реализма, публике были впервые показаны работы группы молодых художников-экспериментаторов, одной из ключевых фигур этой группы был скульптор Эрнст Неизвестный.

Боевой офицер, кавалер Ордена Красной Звезды, воевавший в составе воздушно-десантных войск 2-го Украинского фронта, Неизвестный был одним из лидеров поколения художников, не считавших соцреализм единственным методом искусства.

Трудно сказать, был ли скандал на выставке спонтанной реакцией эксцентричного Председателя Совета Министров или он был частью хитрого плана интриганов из Политбюро и Союза Художников. Но, так или иначе, Хрущёв, трижды обойдя экспозицию авангардистов, постепенно пришел в неистовый гнев и ярость. Задавая художникам издевательские вопросы и всё сильнее распаляясь, он завершил свой монолог истерическим криком — «Запретить, всё запретить! Такое искусство не нужно Советскому народу!!! Что вы все пидарасы, что ли?» Эрнст Неизвестный был одним из тех, кто смело, не теряя достоинства, пытался урезонить разбушевавшегося партийного лидера.

Через девять лет после описанных событий, смещенный со всех постов и преданный соратниками, Хрущёв умер. Семья покойного обратилась к Эрнсту Неизвестному с неожиданным для него предложением сделать надгробный памятник своему противнику. К тому времени у скульптора был немалый опыт создания ритуальных изваяний. Он был автором надгробий Лауреата Нобелевской премии, физика Льва Ландау, поэта Михаила Светлова.

Сын Н.С.Хрущёва Сергей свидетельствует, что философская идея памятника возникла у скульптора сразу. Уже во время первой встречи Неизвестный стал рисовать на листе бумаги конструкцию из двух каменных глыб черного и белого цвета, опиравшуюся на мощную горизонтальную бронзовую плиту. Предложенная скульптором художественная метафора, была проста, выразительна и в высшей степени приложима к личности Хрущёва : единство и борьба противоположностей, противоборство добра и зла, живого и мёртвого, света и тьмы.

В качестве материала были выбраны два вида природного камня – белый мрамор и черный гранит. По замыслу автора белая мраморная глыба как бы врезается в глыбу черного гранита своими геометрическими гранями, образуя в центре этой композиции нишу для портрета. Портрет – это не традиционный для ритуальной скульптуры бюст, а то, что на бытовом языке мы бы назвали «голова». «Голову» предполагалось отлить из бронзы и технологически обработать под цвет «старого» золота.

Со слов Сергея Хрущёва, неожиданные трудности возникли при выборе камня нужного размера. По замыслу автора высота памятника должна была равняться двум с половиной метрам. Согласно технологии того времени, камни такого большого размера добывались при помощи взрывных работ. При этом в монолите могли появляться незаметные для глаз микротрещины. Обнаружить этот дефект можно было только после того, как камень будет окончательно отшлифован и отполирован.

Обсудив эту проблему с профессионалами и специалистами по обработке натурального камня, скульптор принял решение составлять мраморную и гранитную часть надгробия из трёх камней стандартного размера. Эти блоки высотой 90 см и шириной 60 см выпиливали из горной породы с помощью специальных машин, что исключало возможность возникновения микротрещин.

Немалые трудности пришлось преодолеть при получении разрешительных документов от различных партийных и художественных властей. Негласное мнение начальства было настроено против проекта надгробия, предложенного Эрнстом Неизвестным. Партийные товарищи считали его слишком радикальным, смелым и необычным. Было выдвинуто несколько альтернативных предложений. Например, сохранить общую композицию, но использовать стандартный серый гранит. Другие предлагали совсем изменить форму памятника и использовать красный порфир, символизировавший революционные заслуги Хрущёва. Третьи склонялись к привычному варианту гранитной стелы, увенчанной бюстом, как у Кремлёвской стены.

Проявив незаурядное упорство и настойчивость, Сергей Хрущев сумел отстоять проект Эрнста Неизвестного. Памятник был установлен на могиле в августе 1975 года. Он получил всеобщее признание, как выдающийся образец ритуального искусства.

 

«ЭРНСТ ХОТЕЛ, ЧТОБЫ НА ЕГО МОГИЛЕ СТОЯЛ ТОЛЬКО ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ»

o

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-29

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...