Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проводятся встречи проектной группы и обсуждается проектная проблема.

Особенно важной является первая встреча, из которой совсем необязательно следует подписание каких-либо обязательств или заключение договора. Цель первой встречи заключается в том, чтобы помочь присутствующим понять, почувствовать, какой требуется подход к проблеме и организации их взаимодействия с тем, чтобы “продвинуться вперед” с диагнозом ситуации или стратегией социального вмешательства.

Важно достичь общего взаимопонимания, собрать необходимую информацию и совместно выработать план действий.

Примерные вопросы для обсуждения на встрече проектной группы:

76Какая у нас общая проблема? Зачем мы здесь собрались?

77Каковы значимые последствия имеющейся проблемы?

78Какие факторы делают эту проблему “живучей”?

79Что было предпринято для решения этой проблемы? Каковы были результаты?

80Чего бы Вы (мы) желали в идеальном случае?

81Какое вмешательство могло бы помочь исполнить ваше желание?

82Какие силы/факторы поддерживают нашу активность и вмешательство?

83Какие силы/факторы против такого вмешательства? Какова цена риска?

84Какой вклад Вы (мы) готовы сделать для решения этой проблемы?

85Кого еще мы хотим (должны) привлечь к нашей работе?

86Есть ли другие обстоятельства, о которых еще не известно, но которые нужно знать в этой ситуации?

87Какой следующий конкретный шаг нам нужно предпринять?

 

Определение стратегии решения проектной проблемы

(создание наброска решений, развитие путей решений, анализ решений, выбор оптимального решения проблемы)

Любая проблема предполагает наличие разнообразных подходов к ее решению. Необходимо всесторонне рассмотреть альтернативные решения на предмет выбора оптимального. Существует множество критериев, которым должно отвечать оптимальное решение проблемы. Оно должно, например:

88быть полезным, вести к реальным - зримым, ощутимым - улучшениям в жизни общества, целевых групп проекта;

89решать проблему полностью;

90оправдывать затраченные усилия участников проекта;

91быть нацеленным на реально достигаемый результат;

92иметь достаточное количество сторонников;

93быть легко воспринимаемым окружающими;

94иметь четкий план реализации;

95быть рассчитанным на оптимальный отрезок времени;

96не вызывать противоречий в проектной группе;

97быть притягательным в финансовом отношении для широкой общественности, спонсоров;

98согласовываться с нормами и ценностями общества;

99приносить радость при работе и т.д.

В каждом случае проектная группа обсуждает и определяет критерии оценивания альтернативных решений. В качестве примера рассмотрим процесс анализа вариантов решений следующей проблемы (опыт Германии): снижение количества рабочих мест для заключенных в учреждениях исполнения наказания.

Анализ причин возникновения проблемы и возможных вариантов их устранения

Причины Варианты решений
Рост преступности 100усиление воспитательной работы, стимулирование деятельности консультативных пунктов; 101учреждение социальных станций по перевоспитанию на основе труда; 102меньше условных наказаний.
Перезагруженность учреждений исполнения наказаний 103открытие новых учреждений исполнения наказаний.
Слишком мало плановых рабочих мест 104увеличение количества плановых мест; 105расширение производственных помещений.
Меньше стало заказов 106улучшение соревновательных характеристик продукции; 107поиск новых рынков сбыта.
Слишком высокая стоимость продукции 108необходимость субсидий; 109рационализация труда.
Изменение отношения к работе 110усиление трудового воспитания и т.д.

 

Предложенные решения анализируются, близкие между собой объединяются, таким образом количество вариантов уменьшается. Каждый член проектной группы может предложить свои варианты в определенном для всех количестве. В нашем примере членами группы были выбраны следующие решения:

Р-1. Расширение производственных помещений с соответствующими рабочими возможностями для заключенных.

Р-2. Более интенсивное и качественное консультирование и воспитание заключенных.

Р-3. Учреждение социальных станций по перевоспитанию на основе труда.

Р-4. Увеличение количества плановых рабочих мест в учреждениях исполнения наказания.

Р-5. Активизация хозяйственно-экономической деятельности предприятий.

 

 

Следующий этап работы – анализ условий, факторов, способствующих и препятствующих реализации предложенных решений. В групповой работе были получены следующие результаты:

 

 

Вариант решения Способствующие условия Препятствующие условия
Р-1 перестройка имеющихся, строительство новых отсутствие финансовых средств
Р-2 усиление роли консультирования и воспитания в семье, школе, приютах и т.д. сопротивление общества, отсутствие знаний
Р-3 соответствующие помещения, специалисты отсутствие финансовых средств
Р-4 активизация общественного мнения   недостаток информации
Р-5 модернизация и рационализация производства, квалифицированное обучение, поиск новых рынков сбыта отсутствие финансовых средств

 

На основе полученной информации проводится затем проверка предложенных решений

на предмет их реалистичности по следующей схеме:

 

Вариант решения Имеющиеся условия Не имеющиеся, но реальные условия Не реальные условия
Р-1 + + -
Р-2 + + -
Р-3 + + -
Р-4 - + -
Р-5 - + -

Из таблицы видно, что все предложенные решения в принципе можно осуществить. Однако необходимо выработать оптимальную стратегию решения данной проблемы, установить ранговую последовательность предложенных решений с точки зрения определенных критериев оценивания. Проектная группа дискутирует и называет такие критерии:

111польза в отношении достижения цели;

112временная вероятность наступления (какое решение осуществится быстрее);

113финансовая вероятность (какое решение стоит меньше?).

По данным критериям предложенные пять решений сравниваются между собой, затем суммируется оценка результатов трех оцениваний (по трем критериям). В итоге проектная группа получает модель оптимальной стратегии решения рассматриваемой проблемы:

 

Последователь ность рангов Предложенные решения проблемы
Р-2. Более интенсивное количественно и качественно консультирование и воспитание заключенных.
Р-1. Расширение производственных помещений с соответствующими рабочими возможностями для заключенных.
Р-3. Учреждение социальных станций по перевоспитанию на основе труда.
Р-5. Активизация хозяйственно-экономической деятельности предприятий.
Р-4. Увеличение количества плановых рабочих мест в учреждениях исполнения наказания.

Подобную работу более эффективно проводить в небольшой группе (7-10 человек). Каждый этап, шаг работы необходимо документально фиксировать, что обеспечивает прозрачность содержания отдельных шагов решения проблемы, дает возможность другим членам проекта (не участвующим в этой рабочей группе) получить достоверную информацию о пути выбора стратегии решения проектной проблемы.

 

Упражнение. Выбор оптимального решения

Задание:

114Вы уже сформулировали проблему, которую может решить ваш проект. Еще раз “отредактируйте” ее.

115Обсудите в группе и выработайте 5 критериев эффективного решения этой проблемы (примеры критериев: “решает проблему полностью”, “не требует чрезмерных финансовых затрат” и т.п.). Критерии должны быть максимально конкретными, поддаваться количественной оценке.

116Проранжируйте сформулированные критерии. На первое место поставьте тот, который, по мнению вашей группы, является самым главным. (В дальнейшем он будет оценен в 5 баллов, наименее важный критерий - в 1 балл).

117Теперь (и только теперь!) постарайтесь найти альтернативные способы решения сформулированной вами проблемы. Найдите 5 альтернатив.

118Теперь обсудите в вашей группе, насколько выдвинутые альтернативы соответствуют найденным ранее критериям. Если вариант решения проблемы полностью соответствует критерию, оцените его в 10 баллов. Если вариант решения проблемы никак не соответствует предложенному критерию, оцените его в 0 баллов. Для оценки варианта вы можете использовать все целые числа десятибалльной шкалы.

119Теперь вам предстоит “математическая” процедура: занесите ваши оценки вариантов решений в нижеследующую таблицу, не забудьте умножить балл оценки варианта на коэффициент значимости критерия. Сумма горизонтального столбца покажет вам на приоритетность каждого из выдвигаемых решений.

 

Критерии Варианты решений
 
           
           
           
           
           
Сумма            

Описание проектной проблемы (постановка проблемы) и актуальность проекта

Проблема определяется как противоречие, различие между должным представлением или состоянием и настоящей данностью. Это ситуация объективного характера, вызывающая, с одной стороны, неудовлетворенность людей и напряженность в обществе, с другой стороны, – желание преодолеть, изменить негативную ситуацию, предложить оптимальный, часто инновационный путь решения проблемы.

Проблема – это сложная практическая или теоретическая задача, не решенная на настоящий период, или в решении которой общепринятые (известные) методы доказали свою неэффективность.

Важно нащупать особый общественный интерес, болевую точку общественной жизни, уловить неудовлетворенные потребности людей и на этом построить фундамент проекта.

Актуальность проекта – это степень его важности в данный момент, в данной ситуации для решения конкретной проблемы (вопроса, задачи). Актуальность проекта определяется тем, насколько значима для общества (сообщества, группы людей или организаций, с ориентацией на потребности которых строится проект) социальная проблема, решению которой призван способствовать проект.

 

Проблема требует изучения степени ее важности с целью повышения полноты информации и выработки концепции проектного подхода к решению.

Социальных проблем много, они различаются по содержанию, по уровню, по масштабу, по многим другим параметрам.

1. Проблемы отклонения, определяющиеся тем, что должное состояние социального объекта или системы уже было достигнуто в прошлом, однако в настоящем произошло отклонение от него. В результате этого возникает проблема. Например:

в начале года отделение по социальному обслуживанию на дому одиноких инвалидов и престарелых граждан было обеспечено клиентами на 100%, что способствовало стабильной работе сотрудников и создавало доброжелательную атмосферу между ними. К концу года по различным причинам обеспеченность отделения клиентами снизилась до 80%, это вызвало определенную напряженность в отношениях между сотрудниками (недостаточная нагрузка одних, страх перед сокращением и другие причины). Можно определить количественные (20%) и качественные (недостаточная загруженность отделения социального обслуживания, изменение к худшему атмосферы в учреждении и т.д.) показатели возникшей проблемы.

 

2. Проблемы планирования, предполагающие определение должного, желаемого состояния с целью сравнения с данным настоящим состоянием и измерение различия между ними. Например: в городе функционируют два приюта для детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (существующее состояние). Однако социальная ситуация такова, что для удовлетворения потребностей всех нуждающихся детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, необходимо, чтобы в городе функционировали пять подобных приютов (должное состояние). В результате сравнения данного и должного можно определить различие между ними и сформулировать количественные и качественные показатели проблемы.

 

3. Возможные проблемы (потенциальные), это как бы проблемы отклонения в будущем, наступление которых не гарантированно, но возможно. Например: на финансирование городского бюджета в 2005 году планировалась определенная сумма, которая затем была сокращена в процессе обсуждения областного бюджета, что в будущем может вызвать возможные проблемы, прежде всего, в социальной сфере города.

 

Различают негативное и позитивное распознавание проблем. При негативном распознавании проблемы она проявляется вследствие существования негативного отклонения между существующим и должным состоянием объекта. Пример из социальной практики Германии:

в группе совместного проживания инвалидов существует в наличии семь мест в отдельных комнатах, однако там проживают двенадцать инвалидов. Имеющееся состояние (двенадцать инвалидов) значительно отклоняется от должного (семь мест). Узнанная проблема сверхзагруженности и необходимые мероприятия для устранения этого могут быть предметом проекта.

При позитивном распознавании проблемы она заключается в том, что прежнее должное состояние заменяется новым должным. Примером может служить молодежная гостиница (Германия), которая, наоборот, из-за недостаточной загруженности должна была превратиться в приют для учащейся молодежи с необходимыми для занятий помещениями.

При анализе проблемной ситуации важно точно сформулировать ключевую, главную проблему. Можно использовать командный способ работы. Члены проектной команды самостоятельно формулируют проблему, которую они считают главной. Предложения обосновываются и обсуждаются. Для этого требуется сконцентрированная, ориентированная на результат работа. Это важно для предупреждения безрезультатных проблемных дискуссий, когда члены команды говорят о проблеме на разных уровнях, вкладывая в нее свое понимание. Проектная группа должна прийти в итоге к соглашению по ключевой проблеме: разграничить и описать проблему, проанализировать ее контекст, имеющиеся ресурсы и препятствия для ее решения, дать обобщенное определение проблемы.

В микропроектах и малых проектах можно применить следующие схемы формулирования социальной проблемы:

1. Необходимо дать сжатую формулировку ситуации, которая требует изменения. Можно уложиться буквально в одно предложение. В этом случае мы проблему заострим (реальность всегда острее). Как штампы могут использоваться, например, следующие начала предложений:

а) “До сих пор ничего не делается для того, чтобы...”. В этом примере упор сделан на невнимание к какой-то социальной проблеме. В таком виде сформулированная проблема означает приоритет инициатора проекта в решении обозначенной проблемы (нет опыта решения проблемы, нет конкурентов, возможны инновация, эксперимент, поиск оптимального решения и т.д.).

б) “Оказались неэффективными все меры по...”. В этом примере акцент другой. Проблеме уделялось внимание, но способы решения не дали желаемого результата. В этом случае изменяется смысл проектных действий. Проектировщику необходимо:

120понять, какого рода ошибки допустили предшественники и причины их возникновения, чтобы не повторить их вновь в своем проекте;

121предложить абсолютно новый подход решения проблемы;

122учитывать возможное естественное предубеждение людей из-за предыдущего негативного опыта решения проблемы, нейтрализовывать недображелателей или даже превращать их в союзников.

в) другие штампы: “То, что делалось до сих пор ... устарело”; “С введением ... возникло...”; “У ... нет ясности в том, что...” и пр.

Штампы помогают тренировать навык формулирования проблемы, в целом же они безжизненны, а проблему необходимо формулировать в соответствии с реальными обстоятельствами жизни.

 

2. Определившись с исходной формулировкой проблемы, необходимо точно установить:

123чья это проблема, т.е. кого она касается, что это за люди или организации;

124каковы масштабы проблемы;

125поддается ли проблема решению;

126что будет, если проблема не найдет разрешения.

Ответ на эти вопросы важен для осознания задач, которые предстоит решать в проекте. Можно привести здесь результаты причинно-следственного анализа проблемы, проведенного на предыдущем этапе.

Важнейшая задача – выделить в качестве проблемы, на которую направлен проект, такую, которая реальна для разрешения вообще. Проблема должна быть реальной также для решения в рамках проектного времени, соответствовать имеющимся в распоряжении проектной команды ресурсам.

Однако одной формулировки недостаточно при постановке проблемы, необходимо представить результаты аналитической работы предыдущего этапа проектирования. Инициаторы проекта должны представить проблему в количественных показателях, в ее структурных характеристиках. В малых проектах могут использоваться простые варианты расчетов.

В крупных проектах, в которых затрагиваются актуальные социальные проблемы больших групп людей или больших территорий, недостаточно примерных представлений о проблеме и личных наблюдений. Поэтому для обоснования проблемы и актуальности разработки проекта, как правило, требуется выполнение научных исследований.

Научные исследования – целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий. В качестве примера научных исследований можно назвать социальные исследования, проводимые профессионалами и требующие специальных мер по их организации.

В определенных случаях необходимы маркетинговые исследования. В контексте социальной работы маркетинг совокупность организационно-технических и коммерческих функций организации для изучения рынка социальных услуг с учетом рыночного спроса и конкуренции по продвижению услуг потребителям. Маркетинговое исследование – целенаправленный, систематизированный сбор, обработка и оценка информации об окружающей среде предполагаемого проекта.

Таким образом, актуальность решаемой проблемы должна быть подтверждена статистическими данными, данными социологических исследований, а также мнением специалистов, экспертов в данной области, известными конкретными фактами, обращениями клиентов и другими способами.

В крупных проектах разработчики сталкиваются с целой совокупностью проблем и проблемных ситуаций. Их необходимо упорядочить, выделив ключевые и производные проблемы. Иерархию проблем можно изобразить с помощью “дерева проблем”, в котором корни - ключевые проблемы, ствол - субключевые (производные первого порядка), ветви - производные второго, третьего и т.д. порядков. Проблемы последующих порядков получают возможность разрешения по мере успешного решения проблем предыдущих порядков.Фиксация проблем ведется снизу вверх. Необходимо решить ключевые проблемы, чтобы перейти к проблемам следующего уровня.

Проблема, факторы, вызвавшие и поддерживающие ее, а также порождаемые ею проблемы (следствия) должны быть предельно ясны автору проекта.

Проблема проекта должна быть логически связана с деятельностью организации, не являясь при этом внутренней проблемой организации.

При постановке проблемы описывается собственно проблема, а не способы и методы ее решения.

При описании проблемы следует избегать чрезмерно наукообразного языка, с одной стороны, и излишней эмоциональности, с другой.

Такой анализ общественной проблемы позволит организации более детально и конкретно формулировать позиции следующих разделов проекта.

Цели и задачи проекта

Одними из центральных понятий, связанных с проектом, является понятие цели и задач проекта.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-29

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...