Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Региональный опыт социального проектирования

Эффективность внедрения социальных проектов в региональную практику

социальной работы

Оценивая эффективность внедрения социального проектирования в практику социальной работы региона, важно проанализировать мнение работников государственных социальных учреждений и общественных организаций социальной направленности Волгоградского региона о реальном участии различных субъектов социальной работы региона в проектной деятельности.

С целью определения актуальных и перспективных сфер распространения социального проектирования в регионе, форм и результатов участия практиков в проектной деятельности, возникающих при этом трудностей и возможных направлений внедрения социально-проектной технологии в практической поле социальной работы нами было проведено социологическое исследование методом анкетного опроса. Опрос проводился в 2005 г.

Всего в ходе анкетирования было опрошено 123 человека, являющихся сотрудниками государственных социальных учреждений системы социальной работы (105 человек или 85,37%) и представителями общественных организаций социальной направленности Волгограда и Волгоградской области (18 человек или 14,63%). Только двое респондентов (1,6%), занятых в негосударственных организациях, отметили, что их структура является коммерческой.

Социально-демографические характеристики респондентов распределились следующим образом. 88,62% опрошенных составляли женщины, 11,38% – мужчины. 4,88% респондентов представляли возрастную группу до 20 лет; 39,02% – от 21 до 30 лет; 32,52% – от 31 до 40 лет; 19,51% – от 41 до 50 лет; 4,07 % – от 51 до 60 лет. Анализируя образовательный уровень опрошенных, отмечаем наличие высшего профильного образования по социальной работе у 23,58% респондентов; высшего непрофильного образования (для сферы социальной работы) – у 26,01%; высшего образования и повышения квалификации по направлению “Социальная работа” – у 21,95% респондентов. Среди 28,46% участников опроса, выбравших альтернативу “другое”, 8,13% отметили незаконченное высшее, 2,44% – среднее профессиональное, 17,89% – среднее образование.

В профессиональном плане участники опроса представляли различные сферы социальной работы Волгограда и Волгоградской области. Дети и подростки являются целевой группой профессиональной деятельности для 60,98% опрошенных; молодежь – для 40,65%; семья – для 33,33%; инвалиды – для 37,40%; пожилые люди – для 25,20% респондентов. 10,57% опрошенных, выбравших альтернативу “другое”, в качестве целевой группы назвали следующие категории клиентов социальной работы: безработные, лица без определенного места жительства, военнослужащие, заключенные, ВИЧ-инфицированные и т.д. Учитывая, что в основном социальные учреждения и общественные организации являются многопрофильными, комплексными по охвату клиентов социальной работы, респонденты называли несколько категорий населения, с которыми они работают. В этой связи итоговая сумма процентных показателей по данному пункту превышает 100%.

По функциональной принадлежности респонденты распределились следующим образом: 17,07% – руководители социальных учреждений и организаций; 21,14% – специалисты социальной работы; 6,50% – социальные работники; 30,08% – педагоги и социальные педагоги; 25,21% – другие специалисты социальных учреждений (юристы, медицинские работники, психологи, воспитатели, методисты). Анализ данных относительно опыта работы респондентов в учреждениях и организациях системы социальной работы показывает, что 19,51% из них осуществляют профессиональную деятельность в этой системе менее 1-го года; 3,25% – от 1-го до 2-х лет; 34,15% – от 2-х до 5-ти лет; 43,09% – более 5-ти лет.

Опрос проводился анонимно. В процессе исследования была поставлена цель дать оценку эффективности внедрения социального проектирования в практику социальной работы региона. В качестве задач исследования были сформулированы следующие положения: 1) определить актуальные и наиболее активно функционирующие сферы социального проектирования в системе социальной работы Волгограда и Волгоградской области; 2) обобщить основные формы реального участия различных субъектов социальной работы региона в социальном проектировании и результативность их деятельности; 3) выявить основные трудности и препятствия активного развития социального проектирования в различных сферах социальной работы региона; 4) определить перспективные направления внедрения социального проектирования в практику социальной работы в регионе.

Определяя актуальные и наиболее активно функционирующие сферы социального проектирования в системе социальной работы Волгограда и Волгоградской области, важно было выявить общую информированность респондентов о сферах распространения социального проектирования в регионе (ответы на четвертый вопрос анкеты), а также показатель личного участия опрошенных или их учреждений в проектной деятельности, с адресным указанием конкретной сферы социальной работы (ответы на пятый и шестой вопросы соответственно). Обобщив ответы респондентов на четвертый вопрос анкеты, следует отметить в целом высокую информированность опрошенных о сферах распространения социальных проектов в практике социальной работы. 73,98% из них отметили сферу социальной работы с детьми и подростками; 57,72% – с молодежью; 54,47% – с семьей; 59,35 – с инвалидами; 33,33% – с пожилыми людьми. 8,13% респондентов назвали другие сферы социального проектирования (социальная работа с мигрантами, заключенными, ВИЧ-инфицированными и т.д.). Только 2,44% опрошенных не смогли ответить на вопрос. Дополнительным показателем осведомленности респондентов по данному вопросу является выделение ими нескольких сфер распространения социального проектирования в системе социальной работы. Поэтому итоговая сумма процентных показателей по данному пункту также превышает 100%.

Из 123 респондентов 77,24% отметили личное участие в проектной деятельности, 22,76% ответили отрицательно.

Обобщая основные формы реального участия различных субъектов социальной работы региона в социальном проектировании (ответы на седьмой вопрос анкеты), необходимо отметить, что наибольший процентный показатель (50,53%) приходится на ответ “участник проекта” (показатель анкеты код 027). Значительное число респондентов выступали как инициаторы проекта, авторы проектной идеи (42,11%); разработчики проекта (43,16%). Многие из опрошенных разрабатывают социальные проекты, выполняя свои должностные обязанности (40,00%). Практически каждый третий участник проектной деятельности (35,79%) представлял проектный продукт на конкурсах социальных проектов разного уровня (были названы международные, российские, региональные и муниципальные конкурсы).

Безусловно, в реальной практике социальной работы специалисты могут сочетать различные формы участия в проектной деятельности, являясь одновременно и авторами проектной идеи, и ее разработчиками, и активными участниками социальных проектов, занимаясь проектированием как в процессе решения рутинных профессиональных задач, так и целенаправленно используя конкурсные механизмы социального проектирования. Показательным в этой связи явился выбор респондентами нескольких вариантов ответов, таким образом, итоговая сумма процентных показателей по данному пункту также превышает 100%. Небольшая часть опрошенных (7,37%) имела опыт экспертной деятельности в рамках социального проектирования. У 28,42% респондентов опыт участия в социальном проектировании ограничен рамками обучающих семинаров разного уровня.

Характеризуя результативность деятельности участников социального проектирования (ответы на восьмой вопрос анкеты), отмечаем, что каждый четвертый опрошенный успешно участвовал в конкурсах социальных проектов (26,32%). Получили финансирование под проект и реализовали его полностью 30,53% опрошенных. В это число респондентов входят как выигравшие конкурс социальных проектов (26,32%), так и получившие финансовую поддержку своей проектной деятельности из других источников. 10,53% участников проектной деятельности не смогли получить финансирование, используя конкурсный механизм, но реализовали свои проекты за счет других источников. Частично реализовали свою проектную идею 27,37%, не реализовали социальные проекты 2,11% респондентов. 28,43% опрошенных выбрали альтернативу “другое”.

Выявляя основные трудности и препятствия активного развития социального проектирования в различных сферах социальной работы, мы разделили данную задачу на две составляющие. Во-первых, важно было выявить трудности, возникающие у участников проектной деятельности (77,24%от общего числа респондентов). Соответствующую информацию дают ответы на девятый вопрос анкеты. Во-вторых, возвращаясь к тем, кто не принимал участия в проектной деятельности (22,76% от общего числа респондентов), необходимо было выявить причины такой позиции респондентов. Соответствующую информацию дают ответы на десятый вопрос анкеты.

Анализируя трудности, которые назвали активные участники проектной деятельности, мы попытались их систематизировать. Первая группа трудностей связана с отсутствием или недостатком информации о социальном проектировании как социальной технологии (35,79%), а также о грантодающих организациях, которые могли бы поддержать социальные проекты в финансовом отношении (28,42%).

Вторая группа трудностей связана с недостаточной технологической подготовкой проектировщиков (“трудности грамотного оформления проектной документации” – показатель анкеты код 046), а также отсутствием возможности консультирования со специалистами в области проектной деятельности (29,47% и 23,16% соответственно). В качестве трудности 15,79% респондентов выделили отсутствие обратной связи, возможности “работать над ошибками”, допущенными в процессе разработки и реализации социального проекта. Эти данные свидетельствуют, на наш взгляд, о недостаточно развитом в регионе механизме внедрения социального проектирования в практику социальной работы; возможно, об определенных недоработках (научно-методического, информационно-методического, организационного характера) инициаторов и организаторов конкурсов социальных проектов в регионе. В этой связи аналитические данные нашего исследования могут быть с пользой применены для разработки оптимальной модели социальной проектной деятельности специалистов-практиков, эффективного конкурсного механизма социального проектирования и внедрения их в практику социальной работы.

Значительное число респондентов (43,16%) назвали трудность привлечения дополнительного финансирования для реализации социального проекта. 14,74% опрошенных испытали затруднения на этапе поиска реальной проектной идеи. 13,68% респондентов испытали на себе влияние конкуренции социальных проектов в сфере социальной работы. Последний фактор мы скорее рассматривали бы как позитивный, способствующий, с одной стороны, повышению качества разрабатываемых социальных проектов, с другой стороны, – увеличению количества социально значимых идей, продвигаемых в практическое поле социальной работы. 10,53% опрошенных выбрали альтернативу “другое”.

При выборе вариантов ответов на десятый вопрос анкеты о причинах не участия в проектной деятельности, респонденты были более единодушны, отметив только два варианта. 50,00% из них назвали отсутствие или недостаток информации о социальном проектировании, 28,57 % – отсутствие опыта в подобной деятельности. 21,43% опрошенных не смогли проанализировать и назвать конкретные причины собственной пассивной позиции.

Определяя перспективные направления внедрения социального проектирования в практику социальной работы в регионе (ответы на одиннадцатый вопрос анкеты), мы бы выделили следующие направления. Первое связано с развитием обучающего компонента, повышением теоретической и технологической подготовки реальных и потенциальных участников проектной деятельности. 36,59% респондентов считают важным усиление профессиональной подготовки по социальному проектированию в ВУЗах; 70,73% – проведение обучающих семинаров по социальному проектированию; 57,72% – распространение информационных и информационно-методических материалов о теории и технологии разработки социальных проектов.

Второе направление связано с повышением уровня информированности реальных и потенциальных участников проектной деятельности о конкурсах социальных проектов разного уровня (47,15%). 21,95% респондентов связывают процесс внедрения социального проектирования в практику социальной работы в регионе с совершенствованием нормативно-правового обеспечения социально-проектной деятельности, 15,45% – оптимизацией организационного механизма конкурсов социальных проектов, в плане повышения их объективности, прозрачности и т.д.

Не менее важным, на наш взгляд, является направление, связанное с развитием мотивационного компонента социальной проектной деятельности. 32,52% респондентов отмечают необходимость стимулирования и поддержки руководителями социальных учреждений специалистов, занимающихся социальным проектированием.

Данные проведенного исследования свидетельствуют, не смотря на определенные трудности, проектная форма решения социальных проблем, весьма популярная в мире, находит широкое применение и в Волгоградском регионе.

Сферы распространения социального проектирования в регионе

 

Практика разработки и реализации социальных проектов в регионе отличается вариативностью, многообразием. Анализируя региональную практику, попытаемся выделить сферы распространения социального проектирования по разным основаниям.

По источнику распространения социального проектирования в регионе, организатору социально-проектной деятельности, обладающему определенными полномочиями (право грантодателя, организационные и экспертные функции, социальная ответственность и т.д.) мы выделяем сферы инициации и продвижения социального проектирования на государственном (органы местного самоуправления, государственные социальные, научно-исследовательские и образовательные учреждения) и не государственном (общественные объединения и организации, ассоциации и фонды, политические партии, бизнес-структуры и частные лица) уровнях.

По субъекту социального проектирования, участвующему в процессе разработки и реализации социальных проектов, можно назвать сферы социально-проектной деятельности профессиональных специалистов социальной работы, представляющих государственные социальные и образовательные учреждения (специалисты-практики, выпускники ВУЗов по специальности “Социальная работа”; ученые, преподаватели высших учебных заведений по профилю социальной работы), и членов негосударственных организаций различной направленности, волонтеров, отдельных граждан.

По целевой группе выделяют различные сферы распространения социального проектирования в регионе: социальная работа с детьми, подростками и молодежью, инвалидами и пожилыми людьми, семьей и т.д. К целевой группе социально-проектной деятельности относятся социально-незащищенные слои населения, носители социально значимых проблем территории.

В качестве целевой группы можно рассматривать также управленцев разного уровня, специалистов социальных учреждений, членов общественных организаций, студентов, волонтеров, если они являются участниками профессионального обучения или повышения квалификации по направлению “Социальная работа”, составной частью которого является развитие проектной компетенции.

Социально-проектная деятельность в регионе развивается на разных уровнях:

- уровень организации, нормативно-правового и научно-методического обеспечения социально-проектной деятельности: инициирование конкурсов социальных проектов, проведение обучающих семинаров, консультирование по проектам, их экспертиза, финансовое обеспечение социально-проектной деятельности, обобщение регионального опыта социального проектирования и его распространение в регионе, проведение научных исследований по проблемам социального проектирования и т.д.; цель – внедрение социального проектирования в практику социальной работы региона, совершенствование, оптимизация этого процесса, привлечение населения к непосредственному участию в решении социальных проблем.

- уровень практической социальной работы: проектная деятельность специалистов в рамках должностных обязанностей, членов общественных организаций – по профилю организации; участие в конкурсах разного уровня, презентация планируемой деятельности в проектной форме и т.д.; цель – повышение эффективности социальной работы с клиентами, привлечение дополнительного финансирования для решения проблем разных категорий населения, привлечение населения к непосредственному участию в решении социальных проблем территории и т.д.

- уровень профессионального образования и повышения квалификации по специальности “Социальная работа”: проектное обучение в рамках учебного плана специальности “Социальная работа”, проведение обучающих семинаров; цель – развитие проектной компетентности специалистов и студентов, получение навыков социально-проектной деятельности.

Представим в таблице рассмотренные нами основания выделения различных сфер и уровней применения социального проектирования в регионе в их взаимосвязи.

 

ТАБЛИЦА (СХЕМА 1)

Рассмотрим конкретные примеры развития социального проектирования в регионе. На государственном уровне активно инициируют и выступают организаторами социально-проектной деятельности в регионе органы местного самоуправления. С середины 90-х гг. социальным проектированием активно занимаются детские и молодежные общественные объединения в рамках конкурсов социальных проектов, проводимых Комитетами по делам молодежи Администраций г. Волгограда и Волгоградской области. В последние годы получили развитие: программа “Муниципальный грант Администрации Волгограда”, в которой участвуют как государственные, так и общественные организации социальной направленности; конкурс социальных проектов (программ) специализированных организаций, осуществляющих работу с семьей, детьми, подростками и молодежью, организованный Комитетом по делам семьи Администрации Волгоградской области.

Традиционно активно проявляют себя в социально-проектной деятельности общественные организации. Интересен опыт социального проектирования, представленный в деятельности Городской общественной организации “Волгоградский Центр поддержки некоммерческих организаций”, которая при поддержке немецкой благотворительной организации “Deutsch-Russischer Austausch e. V.” Берлина, Диаконической Службы Евангелической Церкви Германии в течение нескольких лет проводила конкурс малых грантов для общественных организаций г. Волгограда, организовала Ярмарку социальных проектов, получивших в регионе наибольшее развитие.

Активно работает в нашем регионе Краснодарская региональная общественная организация “Южный региональный ресурсный центр”(ЮРРЦ), инициировавшая уже несколько конкурсов социальных проектов: “Консолидированный бюджет”, “Первый грант”, “Путь к успеху”.

Заметна проектная деятельность в регионе Волгоградской региональной благотворительной общественной организации Клуб ЮНЕСКО “Достоинство ребенка”, Общества по развитию партнерских связей между городами-побратимами Кельн-Волгоград (ФРГ) и Волгоградской городской общественной организации “Общество “Волгоград-Кельн”, многих других общественных организаций.

Инициаторами проектной деятельности в регионе могут стать политические партии. Например, весной 2003 года партией “Единая Россия” был объявлен всероссийский конкурс социальных проектов “Моя социальная программа”. В Волгограде был проведен областной тур конкурса, в котором приняли участие как государственные учреждения, так и общественные организации, физические лица.

Региональная отборочная комиссия рекомендовала 4 из 24 зарегистрированных проектов к рассмотрению Центральной конкурсной комиссией в Москве. Победителями стали следующие проекты: “Социальная реабилитация и адаптация пожилых людей и инвалидов” – проект Комплексного центра социального обслуживания населения Центрального района Волгограда; “Весь мир – театр, а наши студенты в нем – актеры” – проект самодеятельного театра энергетического колледжа; “Молодые художники Волгограда”; “Увеличение массы зеленых насаждений, прекращение эрозийных процессов, ликвидация свалок в пойме реки Царица” – проект, посвященный благоустройству и экологической реконструкции участка городского природно-культурного ландшафта.

Другие проекты волгоградцев реализованы при местных отделениях волгоградского регионального отделения партии “Единая Россия”. Например, проект “Реконструкция спортивной площадки во дворе дома № 43 по ул. Чуйкова” был принят для финансирования и реализации политсоветом местного отделения партии “Единая Россия” Центрального района Волгограда.

Бизнес-структуры, демонстрируя приверженность принципам “социально ответственного бизнеса” также используют возможности социального проектирования для привлечения населения к решению социально значимых проблем территории. Например, в мае 2004 года впервые на территории Волгоградской области ООО “ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть” совместно с Благотворительным фондом “ЛУКОЙЛ” объявили Конкурс социальных и культурных проектов. Ранее подобные конкурсы с успехом проходили в других регионах деятельности Компании “ЛУКОЙЛ”. Цель конкурса – поддержка социально значимых инициатив территорий, где Компания осуществляет свою производственную деятельность.

Нефтяники вносят весомый вклад в развитие экономики, социальной инфраструктуры региона не только налогами, но и такими гуманитарными акциями, как поддержка детских домов, приобретение компьютеров для школ, дорогостоящего медицинского оборудования для больниц и т.д. Конкурс социальных и культурных проектов – дальнейшее развитие важнейшей составляющей понятия “социально ответственный бизнес”, пример практического действия своеобразного морального кодекса бизнес-структуры, пришедшей на территорию с частными интересами.

Концепцию объявленного Компанией “ЛУКОЙЛ” конкурса кратко можно сформулировать следующим образом. Уровень жизни населения той или иной территории напрямую связан с уровнем развития здесь бизнеса. Поэтому Компания заинтересована в том, чтобы не только нефтяники, но и все жители нефтяных районов жили лучше. Конкурс проектов нацелен именно на то, чтобы сами люди, зная свои местные проблемы, придумали пути их решения.

В конкурсе могут принимать участие некоммерческие общественные организации, государственные и муниципальные учреждения, культурные центры и научно-исследовательские организации, органы муниципального и территориального самоуправления, средства массовой информации.

В конкурсе отбираются не просто интересные проекты, но те, которые тщательно продуманы, реальны по срокам и запрашиваемым деньгам. “ЛУКОЙЛ” берет на себя финансирование проектов-победителей и осуществляет контроль за эффективным использованием средств. Выделяя деньги под тот или иной проект, “ЛУКОЙЛ” выступает гарантом того, что выделенные средства будут использованы по назначению.

В 2006 г. ООО “ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть” совместно с Благотворительным фондом “ЛУКОЙЛ” объявили уже третий Конкурс социальных и культурных проектов, что свидетельствует о долговременных намерениях Компании поддерживать социальную активность жителей региона.

Активно проектной деятельностью занимаются студенты, обучающиеся по специальности “Социальная работа”. Так, в Волгоградском государственном педагогическом университете (факультет психологии и социальной работы, кафедра социальной работы) студенты четвертого курса осваивают учебную дисциплину “Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе”. Социальный проект (индивидуальный или групповой) является основой организации практических занятий по данной дисциплине.

Всего в течение последних трех лет студентами было разработано и реализовано около восьмидесяти социальных проектов.

Анализируя проектную деятельность студентов, отмечаем, что достаточно часто студенты обращаются к проектированию социально значимых мероприятий (30 выборов). Из них выделим мероприятия по организации досуга различных групп клиентов социальной работы: детей, подростков и молодежи – 11 выборов; пожилых людей – 6 выборов. Традиционными для будущих специалистов социальной работы стали проектные мероприятия профилактического характера по проблеме распространения в молодежной среде наркомании, алкоголизма, табакокурения, правонарушений и т.д. (11 выборов). В 2-х случаях студенты обращались к проектированию мероприятий благотворительного характера по сбору и передаче вещей и продуктов конкретным нуждающимся людям.

Активно обращаются студенты к созданию печатной и видеопродукции различного назначения: информационных справочников и буклетов по определенной социальной проблеме, адресованных конкретным слоям населения; рекламно-информационных буклетов и видеорекламы практических социальных учреждений региона (14 выборов). Наиболее актуальный предмет интереса студентов в последнее время – это создание электронных сайтов как источников информации и социальной рекламы конкретных служб и электронных страниц на уже функционирующих сайтах (3 выбора). Студенты проектируют частные технологии социальной работы: социальная адаптация пожилых людей в стационарных учреждениях; художественно-творческие технологии в социальной работе с различными группами клиентов и т.д. (17 выборов). Исследование конкретной социальной проблемы в качестве проекта привлекло студентов в 12 случаях.

При выборе студентами проектной проблемы также возможны варианты. Студенческий социальный проект может быть ответом на прямой социальный заказ. В этом случае в роли заказчика могут выступать представители практических социальных учреждений города. Так, например, по заказу сотрудников МУСЗН “Комплексный центр социального обслуживания населения Центрального района Волгограда” студенты выполнили ряд проектных работ: создание сайта учреждения, видеофильма о центре, рекламно-информационных буклетов о центре и его подразделениях. В рамках социального заказа областного Геронтологического центра студенты собрали информацию о пожилых людях, проживающих в центре, оформили стенд и провели презентацию своей работы в данном учреждении. Ответом на социальный заказ инспектора по делам несовершеннолетних ОВД Тракторозаводского района стали студенческие благотворительные мероприятия по сбору и передаче продуктов и вещей двум неблагополучным семьям этого района, имеющим детей. Во всех названных случаях студенты достигли не только учебные цели, освоив проектную технологию, но и практические цели реальной социальной помощи.

В качестве заказчиков могут выступать также преподаватели кафедры социальной работы. Именно так был создан календарь социально значимых дат, имеющих прямое отношение к проблематике социальной работы; проведены досуговые проектные мероприятия для пожилых людей; обобщены лучшие студенческие проекты за период с 2002 г. по 2005 г. и представлены по единой схеме в каталоге студенческих проектов. Значение последнего проекта выходит за рамки факультетских и кафедральных интересов: студентов первого-третьего курсов, которым только предстоит осваивать проектную технологию и выбирать социально значимые проблемы; преподавателей, заинтересованных в междисциплинарном сотрудничестве. Он может быть полезен представителям социальных служб и общественных организаций социальной направленности, которые могут более активно формировать социальный заказ на разработку студентами реальных социальных идей.

Cтуденты могут проявить “проблемную чувствительность”, т.е. самостоятельно выбрать практикоориентированную проблему, социально значимую для отдельных категорий населения, конкретных социальных служб или региона. Так в рамках проекта “Товары – в каждый дом” был разработан информационный буклет, цель которого – повысить уровень информированности пенсионеров о системе продажи товаров в кредит под пенсию. Определенным продуктом другого проекта стал информационный справочник для отдельных категорий клиентов социальной работы – получателей социальных льгот. Проект осуществлялся студентом в начале 2005 г., когда тема “монетизации” льгот была наиболее обсуждаемой среди льготников и вызывала множество вопросов.

Интересным считаем в данной группе примеров проект “Окно в мир”. Студенты подготовили выставку рисунков одаренного ребенка-инвалида, посещающего центр детей-инвалидов одного из районов города. С девочкой студенты познакомились в период ознакомительной практики и уже тогда почувствовали ее стремление творчески проявить себя, реализовать свои способности. Поддержку талантливого ребенка студенты осуществили в своем проекте. Выставка рисунков девочки была организована в Центре художественно-творческих технологий ВГПУ, по итогам которой был издан и подарен юной художнице календарь на 2004 год, страницами которого стали ее лучшие рисунки.

В отдельных случаях оригинальные авторские проектные идеи студентов связаны с их профессиональной деятельностью (это актуально для уже работающих студентов). Студентка, работавшая в ГУ Областной Центр социальной помощи семье и детям “Семья”, курировала работу с волонтерами центра. С целью сплотить волонтеров и стимулировать их деятельность она разработала проект “Волонтеры о волонтерах”, продуктом которого стала газета о волонтерах “Дозор”. Студентка, работавшая в ПДН Центрального РОВД, в качестве проектной проблемы выбрала вторичную профилактику правонарушений среди несовершеннолетних.

Особо хочется выделить проект “Фото-профи” студентки, работавшей в детском саде компенсирующего вида для глухих детей. Участниками проекта стали глухие дети 3-6 лет, ограниченность возможностей которых не дает им полного представления о разнообразии мира. Основная идея проекта – сделать красивые, художественные фотографии детей в образах различных профессий, с соответствующими им атрибутами. Участие в фотопроекте помогло детям познакомиться с различными профессиями и выбрать понравившуюся для ее фотопрезентации. Фотовыставка украсила интерьер помещения детского сада, который является для детей вторым домом. Презентация фотовыставки, на которую были приглашены все участники, в том числе и спонсоры, проекта, стала настоящим праздником для маленьких фотомоделей, а красочные фотографии – замечательным новогодним подарком взрослых.

Проектные проблемы, выбранные студентами, могут интегрировать также их студенческие интересы различного характера: учебно-познавательные, научно-исследовательские, творческие и т.д. Например, проект “Ориентировка” предполагал создание каталога электронных ресурсов по социальной работе с целью оптимизации процесса самостоятельного поиска студентами информации и подготовки к занятиям. Проект “Матрица”, ориентированный на формирование основ информационной культуры подростков, был направлен на решение научно-исследовательских задач авторов. Инициаторы проекта “По одежке встречают...” адресовали его старшекурсникам факультета, для которых особенно актуальной является проблема самопрезентации потенциальным работодателям. Другая группа студентов подготовила для своих однокурсников подарок к предстоящему выпуску – студенческий альбом “Бакалавры”, в котором собрала интересную информацию о различных событиях их студенческой жизни, фотографии и мини-интервью студентов.

Проектная проблема, выбранная студентами, отражает личностный опыт, актуальную личностную позицию авторов. Интересен в этом смысле студенческий проект “Уроки понимания инвалидности”, который был ориентирован на решение проблем определенной группы населения – людей с ограниченными возможностями. В то же время он отражал личностный опыт одного из авторов проекта, которая сама является инвалидом. Проект предусматривал проведение нескольких занятий для младших школьников, на которых дети обсуждали проблемы инвалидов, свое отношение к этим людям, создавали мини-проекты “Школа будущего”, т.е. школа совместного обучения и общения детей-инвалидов и здоровых сверстников. Занятия в одной из гимназий Волгограда проводились в игровой форме. Студентка, имеющая ограниченные физические возможности, собственным примером показала детям, истинные возможности целеустремленного человека, независимо от состояния его здоровья. Данный проект имел неожиданное продолжение. Им заинтересовались специалисты-практики г. Калач-на-Дону Волгоградской области, работающие с детьми-инвалидами. Уроки понимания инвалидности были проведены в пяти школах г. Калач-на-Дону, вызвали позитивную реакцию учащихся и педагогов. В дальнейшем он был доработан специалистами-практиками и стал победителем конкурса малых социальных проектов “Путь к успеху”.

Социальные проекты студентов часто соответствуют микроподходу к проектированию социальных идей, являющемуся современной социально-проектной традицией за рубежом. Данный подход находит все больше сторонников в России, например, в молодежных отделениях многих политических партий (идеология “малых дел”). Студенты разрабатывают микропроекты (мини-проекты), исходя из собственных ресурсов, основываясь на важной идее философии социального проектирования, пользуясь терминологией В.А. Лукова – “создавать возможное” [Луков В.А., 2003, с. 32].

Специалисты государственных социальных служб могут активно участвовать в социально-проектной деятельности в разных формах:

 

1. разрабатывать и представлять социальные проекты на конкурсы разного уровня (международные, российские, межрегиональные, региональные, муниципальные, локальные), если статус государственного социального учреждения соответствует конкурсным условиям участия.

Источники информации: СМИ, Интернет (свободный поиск фондов и грантодателей, сайты известных организаций, проводящих конкурсы социальных проектов).

Пример. О Конкурсе социальных и культурных проектов ООО “ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть” можно было получить информацию из следующих источников:

199Центр общественных связей ООО “ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть”;

200газета “Комсомольская правда – Волгоград”;

201специализированная газета “Волга и Дон” (“ВиД”) (еженедельная российская газета);

202сайт Компании (адрес – www.nvn.lukoil.com), раздел “Социальная ответственность”;

203информационно-методический отдел Управления социальной защиты населения Администрации Волгоградской области

 

2. формулировать и представлять в соответствующие организации социальный заказ на разработку и реализацию проектных идей на базе социального учреждения.

 

Пример 1. По социальным заказам практических социальных учреждений студенты ВГПУ разрабатывают и реализуют реальные социальные проекты (создание сайта, рекламной продукции, проведение мероприятий на базе учреждений и пр.).

 

Куда можно обратиться: Волгоградский государственный педагогический университет, деканат факультета психологии и социальной работы (к декану), кафедра социальной работы (к заведующему кафедрой, преподавателям).

 

Пример 2. В рамкам социальных проектов, проводимых Обществом по развитию партнерских связей между городами-побратимами Кельн-Волгоград (ФРГ) и Волгоградской городской общественной организацией “Общество “Волгоград-Кельн” в течение двух лет организовывались досуговые мероприятия для пожилых людей – клиентов Комплексного центра социального обслуживания населения одного из районов города.

Источники информации: справочники общественных организаций, СМИ,

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-29

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...