Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






УПРАЖНЕНИЯ НА ЗНАКОМСТВО СО ЗНАКАМИ ДЕЙСТВИЙ

 

После того как ребенок научится правильно понимать на слух и моделировать все означенные виды предметных действий, познакомился с цифрами его можно знакомить со знаками действий. Знаки действий, как и любая другая математическая символика, являются условными соглашениями, поэтому детям просто сообщается, в каких ситуациях используется знак сложения, а в каких — знак вычитания.

 

В качестве примера приведем взаимосвязанную серию заданий, показывающих, как может выглядеть такое знакомство на занятии в старшей группе.

 

Упражнение 1

Цель. Учить ребенка составлять условную предметную модель словесно заданной ситуации.

Материалы. Фланелеграф, карточки с рисунками, карточки с цифрами и знаками действий, «Дидактический набор».

Способ выполнения. Педагог использует сюжетную ситуацию:

 

Сейчас я расскажу вам одну историю. Жил-был во дворе воробей. (Педагог выставляет изображение птички на фланелеграфе по ходу рассказа) Он любил по утрам сидеть на рябине и ждать, когда дети выйдут на прогулку и принесут ему крошки. Однажды прилетел он утром на рябину и видит: сидят там вот такие гости. (Педагог выставляет на фланелеграф карточки с изображением снегирей — на каждой карточке один снегирь.) Кто это? (Снегири.)

Прилетели из леса и клюют рябину. Рассердился воробей: «Вы чего мою рябину едите?» А снегири говорят: «Не гони нас, воробей. Голодно в лесу, холодно, всю рябину уже съели, позволь здесь покормиться, а то мы погибнем». Не стал воробей жадничать. «Ладно, ешьте, — говорит, — а мне дети из садика крошек хлебных принесут, накормят». Так и остались они на рябине.

 

Сколько воробьев? (1) Сколько снегирей? (3) Откройте коробочки «дидактический набор» и положите на столе фигурки, обозначающие птиц, чтобы сразу было видно, что у вас 1 воробей и 3 снегиря.

Дети должны самостоятельно выложить группу разных фигурок: одна и три.

Педагог у каждого спрашивает: «Где у тебя воробей? Где видно, что три снегиря?»

Когда дети справятся с заданием, группу-заместитель выкладываем на фланелеграфе с объяснением: воробей отличается от снегирей, значит, фигурка должна быть другая.

А как назвать одним словом воробья и снегирей? (Птицы.)

 

Упражнение 2

Цель. Знакомить СО ЗНАКОМ СЛОЖЕНИЯ.

Способ выполнения. Воспитатель продолжает беседу:

Теперь обозначим количество птиц математически с помощью чисел. Какие числа надо взять? (1 и 3) А теперь я вам покажу, как обозначить, что они дружно сидят на дереве. Математики используют такой знак: «+» (плюс). Действие, которое обозначается этим знаком, называется «сложение». Такая запись «1+3» говорит, что мы собрали их вместе и сосчитали. Математики говорят «сложили». А всего сколько у нас птиц? (4)

 

Упражнение 3

Цель. Учить соотнесению математического выражения и сюжетного рассказа.

Задание. Воспитатель предлагает детям составить рассказ по такой записи: 2 + 1. Хотите опять про птиц, хотите про что-нибудь другое.

Педагог помогает детям составить рассказ вида: «У Маши было 2 конфеты, ей дали еще одну».

— У вас нет цифр, обозначьте то, о чем говорится в рассказе, фигурками: ООП

(Фигурки дети выбирают сами.)

 

Упражнение 4

Цель. Учить детей переводу символической модели в предметную, а затем в словесную.

Задание.

— Я буду составлять на фланелеграфе запись, а вы — обозначать числа в этой же записи фигурками у себя на столе.

Педагог составляет из карточек на фланелеграфе выражения (по одному)

 

2 + 3; 3+1; 4 + 2; 3 + 3; 4+1.

 

Каждое выражение дети моделируют на фигурках и составляют соответствующий рассказ.

 

При выполнении задания, обратного данному, т. е. при переводе словесно заданной ситуации на язык математической символики, последовательность указаний педагога такова:

а) обозначьте то, о чем говорится в задании, кружками (палочками и т. п.);

б) обозначьте указанное число кружков (палочек и т. п.) цифрами;

в) поставьте между ними нужный знак действия.

 

Например: в вазе 4 тюльпана белых и 3 розовых. Обозначьте число белых тюльпанов цифрой; число розовых тюльпанов цифрой. Какой знак нужно поставить в записи, чтобы показать, что все тюльпаны стоят в одной вазе?

Составляется запись: 4 + 3.

Такую запись называют «математическое выражение». Она показывает количественные характеристики ситуации и взаимоотношения рассматриваемых совокупностей.

Не стоит сразу ориентировать ребенка на получение значения выражения:

 

3 + 4 = 7 значение выражения

 

Вся запись целиком называется «равенство». Этот термин имеет смысл вводить тогда, когда дети познакомятся со ЗНАКОМ «РАВНО».

 

Когда педагог убедится, что дети хорошо справляются со всеми этими видами заданий, правильно соотнося все ситуации, связанные со сложением, с соответствующими выражениями, можно знакомить их с действием вычитания и знаком вычитания.

Психологически понимание смысла вычитания и соотнесение его с математической записью сложнее, чем понимание смысла сложения. Это объясняется тем, что в процессе моделирования ситуации вычитания множество, соответствующее вычитаемому, убирается из поля зрения ребенка и перед ним остается множество, соответствующее остатку, а для составления правильной записи необходимо помнить первоначальное количество и удаляемое количество, которых перед глазами ребенка уже нет.

В этой связи наблюдаются так называемые типичные ошибки усвоения вычитания. Например, педагог выставляет на фланелеграфе 6 фигурок, затем 2 убирает. Дети безошибочно опознают действие — вычитание, но при составлении записи могут написать: 6-4. Это обусловлено тем, что 4 фигурки они непосредственно наблюдают после совершения предметного действия.

 

ЗНАКОМСТВО С ДЕЙСТВИЕМ ВЫЧИТАНИЯ И ЗНАКОМ ВЫЧИТАНИЯ в старшей группе происходит с помощью серии заданий.

 

Упражнение 1

Цель. Уметь сосредотачивать внимание детей на изменениях количественных характеристик ситуаций.

Материалы. Фланелеграф, модели фигур.

Способ выполнения. Педагог выставляет на фланелеграф несколько любых фигур (или изображений). По его просьбе дети закрывают глаза, а он в этот момент убирает или добавляет фигуры на фланелеграфе. Затем дети должны сказать, что изменилось: убрали или добавили, больше стало или меньше. Фигурки надо брать одинаковые или похожие. Например, яблоки, треугольники и т. д. Каждый раз педагог просит детей объяснить, почему они так думают. (Было 5 яблок. Теперь стало 3. Стало меньше, значит, яблоки убрали.)

 

Упражнение 2

Цель. Соотносить предметную ситуацию с записью действия.

Задание.

— Теперь будем составлять запись изменений. (Педагог ставит 3 яблока.) Каким числом обозначим количество яблок? Закройте глаза. (Педагог добавил 3 яблока.) Что я сделала? Что изменилось? (Яблок стало больше, значит, добавили 3 яблока.) Каким числом обозначим те яблоки, что я добавила? Какой математический знак надо использовать, чтобы записать то, что я сделала? (Плюс.) Составляем запись на фланелеграфе: 3 + 3. Прочитайте запись. (К трем прибавить три.) А всего яблок? (6)

 

Упражнение 3

Цель. Соотносить предметную ситуацию с записью действия, знакомить с действием вычитания и ЗНАКОМ ВЫЧИТАНИЯ.

Задание.

— Запомните, сколько яблок. (Запись убирается.) Закройте глаза. (Педагог убирает 2 яблока.) Что я сделала? (Убрала 2 яблока.) Изменилось ли количество? (Да. Стало меньше.) Давайте составим запись того, что я сделала. Сколько было яблок сначала? (6) Сколько я убрала? (2) Ставим числа 6 и 2. Можно ли поставить между ними знак «+»? (Нет. Этот знак ставят, когда добавляют, а вы убрали.) Верно. В этом случае используют другой знак: «-» (минус). Он означает, что первоначальное количество уменьшилось. Запись читают так: «От шести отнять два». Это значит, что мы убрали 2. Сколько же осталось? (4)

 

Упражнение 4

Цель. Соотносить предметную ситуацию на вычитание с записью действия.

Задание.

— Попробуем еще раз. (Педагог меняет фигурки.) На лугу росли 4 ромашки. Закройте глаза. (Педагог добавляет 1.) Что я сделала? Кто может составить запись? (Дети составляют запись и объясняют употребление знака «+».) А всего их сколько? (5)

— Меняем фигурки. На столе 4 апельсина. Закройте глаза. (Убирает 3.) Что я сделала? Кто может составить запись? (Дети составляют запись и объясняют употребление знака «-».) А сколько их осталось? (1)

Ответ во всех случаях получен пересчетом.

 

После того как дети научатся правильно выбирать знак действия и объяснять свой выбор (обязательно!), можно перейти к составлению равенства и фиксированию результата действия.

 

Поскольку обучение дошкольника специальным приемам вычислительных действий не предусмотрено программой, ребенок получает результат либо пересчетом, либо присчитыванием (отсчитывааием), но может опираться и на знание состава числа (шесть это два и четыре, значит, шесть без двух это четыре).

 

В подготовительной к школе группе возможно и целесообразно введение символики для обозначения отношений «больше», «мень­ше», «равно» (>, <, =). Освоение детьми элементов символики способствует осмыслению ими количественных отношений в натуральном ряду чисел.

Дети обозначают знаками отношения между двумя числами (1<2, 2>1), затем несколькими (5<6<7, 7>6>5), всеми чис­лами ряда в пределах 10.

 

28. Методика ознакомления с монетами.

Чтобы познакомить детей с деньгами можно провести беседу, используя книгу А.Д. Шатовой «Деньги».

Рассказать детям как появились деньги, что такое монета и купюра, об их достоинстве, о том какую роль играют деньги в жизни людей, о труде людей и оплате их работы деньгами (зарплата), о семейном бюджете и др.

 

Для формирования представлений о деньгах, как мере стоимости у детей старшего дошкольного возраста можно провести занятия на тему: «Деньги. Купюра. Монета», «Достоинство монет и купюр», «Цена. Товар. Качество товара», «Наличная сумма. Цена. Сдача. Стоимость» «Размен денег»

В качестве примера рассмотрим проведение занятия по ознакомлению с деньгами.

Тема: «Деньги. Купюра. Монета»

Цель:

- раскрыть сущность понятий «деньги», «монета», «купюра»;

- закрепить знания детей о внешнем виде современных денег;

- учить находить отличительные и сходные признаки между монетой и купюрой, между купюрами разного достоинства;

- учить понятию достоинство монет;

- помочь детям осознать роль денег в жизни людей;

Материал:

Копилка с набором разных монет и купюр; таблички со схематическим изображением купюр (квадратные таблички) и монет (круглые таблички).

Предварительная работа:

На занятиях по трудовому воспитанию или в свободное для деятельности время изготовить таблички со схематичным изображением купюр и монет. Можно квадратные таблички изобразить зеленым цветом, а круглые таблички – желтым цветом. Собрать набор монет и купюр разного достоинства. Так же следует предложить рассмотреть детям до занятия купюры и монеты, чтобы в последующем дети могли свободно называть отличительные и сходные черты между монетой и купюрой.

Ход занятия:

 

1. Теоретическая часть.

- Ребята, я шла утром сегодня к вам в садик и по дороге нашла интересный предмет (демонстрирую копилку).

- Что это такое?

- Для чего же нужна эта копилка?

- Правильно, чтобы копить деньги. Но мне очень интересно узнать, а зачем людям копить деньги? Что на них можно купить?

- Хорошо. Давайте сыграем в игру «Для чего нам нужны деньги?». Я называю, для чего нам нужны деньги, а вы продолжаете. Итак, деньги нам нужны, чтобы:

- Для покупки продуктов питания;

- Для оплаты бытовых услуг;

- Для оплаты развлечений (воспитатель уточняет у детей, для каких развлечений нам нужны деньги?)

- Для оплаты услуг. Каких?

- Для оплаты проезда на транспорте;

- Для покупки подарков;

- Помощь бедным (воспитатель уточняет, что такая деятельность называется благотворительностью) и т.д.

Воспитатель опрашивает всех детей по очереди. Если дети указывают не все значение денег можно предложить решение данного вопроса в виде проблемных ситуаций: Если мы едем на автобусе, мы платим? Если мы захотели кушать и пошли в магазин, за что мы платим? и т.д.

 

 

Практическая часть

- Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием. А вам интересно узнать, что же лежит в копилке, какие деньги там есть? Давайте посмотрим.

Рассматриваем монеты.

- Это что такое? Правильно, монеты. Какая монета?

Если дети не называют все признаки, то воспитатель помогает им.

- Круглая, металлическая, звенит (можно взять в руку несколько монет и позвенеть ими и дети сами смогут после этого назвать данный признак).

- Какие монеты вы знаете? Дети называют монеты разного достоинства, воспитатель демонстрирует данную монету всем детям и, хором проговариваем вместе с детьми.

- Смотрите, у нас в копилке еще что-то осталось. Давайте достанем (достаем купюры). Как можно назвать эти деньги?

- Правильно, купюры. А какие они?

- Бумажные, прямоугольные, шуршат (можно продемонстрировать шуршание купюрой).

- Какие купюры вы знаете? Дети называют купюры, воспитатель демонстрирует их детям, и затем проговариваем хором.

- Итак, ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Дополни». Я называю вам признак монеты, а вы мне называете противоположный признак купюры и наоборот.

 

Монета круглая, а купюра…

Купюра бумажная, а монета…

Монета звенит, а купюра…

Монета металлическая, а купюра…

 

- Хорошо, справились и с этим трудным заданием.

Ребята, мы сравнивали с вами монету и купюру, а можно сравнить между собой две монеты? Они будут отличаться между собой?

- Если сравнивать две одинаковые монеты, например, 5 копеек, они отличаются между собой? Нет, так как монеты в 5 копеек одинакового достоинства (показываю монеты по 5 копеек).

- Какие здесь лежат еще монеты одинакового достоинства? Маша, покажи.

- Саша, есть еще монеты одинакового достоинства? Покажи.

Рассматриваем монеты одинакового достоинства. Добиваемся произнесения детьми полного предложения: «Монеты в 5 копеек одинакового достоинства».

- Сейчас мы с вами рассматривали монеты одинакового достоинства, а покажите мне монеты разного достоинства. Саша?

- Кто еще мне покажет монеты разного достоинства? Почему вы так решили, что эти монеты разного достоинства?

- Посмотрите, монеты 5 копеек и 5 рублей разного достоинства? Чем они отличаются между собой?

- Правильно, 5 рублей больше монета, чем 5 копеек. Возьмите в одну руку монету в 5 копеек, а в другую монету в 5 рублей. Какая монета тяжелее?

- Что можно купить на 5 копеек? А на 5 рублей?

- Правильно, на 5 рублей можно больше купить продуктов, товара, чем на 5 копеек. Сейчас на 5 копеек, наверное, ничего не купишь. А чтобы люди различали монеты по достоинству их и делают разными. Возьмите в руку 1 рубль и 5 рублей, что большего достоинства? Как вы узнали?

 

Заключение.

Итак, ребята, покажите мне:

- Монету

- Купюру

- Монету в 5 копеек

- Монету в 1 копейку

- Монету в 10 копеек.

- Монету в 1 рубль

- Монету в 5 рублей

- Монету в 10 рублей.

 

Молодцы, все правильно показали. Ну вот мы и познакомились с деньгами - монетами и купюрами. Узнали их достоинство и для чего они нужны.

Последнее изменение этой страницы: 2017-07-07

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...