Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






РАЗДЕЛ 1. КРИЗИСЫ В ТЕНДЕНЦИЯХ МАКРО-И МИКРОРАЗВИТИЯ

Учебное пособие по курсу

«Антикризисное управление»

РАЗДЕЛ 1. КРИЗИСЫ В ТЕНДЕНЦИЯХ МАКРО-И МИКРОРАЗВИТИЯ

 

ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

 

1. Необходимость и актуальность изучения дисциплины «Антикризисное управление»

Кризисное состояние национальной экономики явилось причиной появления в отечественной экономической теории такого термина, как «антикризисное управление». Но кризис российской экономики, каким бы он ни был, когда-нибудь пройдет. Это подтверждает история развития экономики многих стран.

Институт антикризисного управления в экономике России находится на начальной стадии своего развития. Это обстоятельство объясняет многие трудности, споры, конфликтные ситуации вокруг того, какой менеджмент, какие технологии должны применяться в отношении кризисных предприятий. Большинство ученых и специалистов считают, что в условиях становления рыночной экономики антикризисное управление в России, в отличие от западной экономики, должно иметь свою специфику, свой механизм. Слепое копирование законодательства, форм и методов работы высокоразвитых стран с несостоятельными предприятиями, предприятиями-банкротами может нанести непоправимый вред российской экономике, ее имущественному комплексу.

Продолжающееся реформирование экономики как на макро-, так и на микроуровне сталкивается с сопротивлением государственному регулированию деятельности несостоятельных субъектов. Об этом свидетельствуют абсолютное преобладание ликвидационных процедур по отношению к реабилитационным предприятиям, наличие большого количества заказных банкротств и банкротств отсутствующего должника.

Функционирование предприятий в условиях несовершенного механизма антикризисного управления затрудняет их адаптацию к жестким условиям рынка — большинство из них находится в критическом положении, балансируя на грани банкротства. Тяжелое положение предприятий усугубляется неэффективно проводимыми институциональными преобразованиями, непоследовательностью реформирования российской экономики, ослаблением инновационного потенциала и усиле­нием международной конкуренции.

Развитие механизма антикризисного управления является важнейшим условием эффективного реформирования промышленных предприятий в настоящее время и в ближайшей перспективе.

Таким образом, постановка проблемы актуальна и вызывает необходимость проведения исследований, ориентированных на углубление основ теории кризисов, а также поиска путей совершенствования сложившегося механизма антикризисного управления.

 

Концепция антикризисного управления

На практике реализуются различные подходы к концепции антикризисного управления. Она рассматривается либо как проблема исключительно макроэкономического масштаба и при этом упускается из виду, что кризисы возникают в отдельной организации и не всегда зависят от общей экономической обстановки, либо рассматриваются только экономические аспекты кризиса и оставляются в стороне социальные, политические, психологические, природные и т.д.

Истинная концепция антикризисного управления состоит из пяти частей.

В первой части рассматривается сущность объективного явления, которое характеризуется понятием «кризис», представлены описание и анализ экономических кризисов, научные точки зрения на их структуру и причины возникновения. Здесь также делается определенный акцент на доказательство возможности и необходимости управления кризисами на различ­ных фазах его появления, проявления и разрешения. Дается типология кризисов, необходимая для понимания их признаков и характеристик.

Вторая часть посвящена роли государства в регулировании кризисов и проявлению кризисов в государственном управлении экономикой. Кризисы протекают по-разному в зависимости от того, как построено и функционирует государственное управление, в какой мере оно ориентировано на антикризисное управление. Сфера кризиса — не только объект, но и субъект управления. Последний может быть источником, кризиса, его состояние и развитие могут быть неадекватными состоянию и тенденциям развития объекта управления, что и рождает кризисные ситуации. Очень важно видеть это в системе государственного управления.

Третья часть концепции антикризисного управления содержит материал, относящийся к отдельной организации, будь то фирма, предприятие, компания и пр. Кризис — это явле­ние, наблюдаемое не только в макроэкономических масштабах, но и в масштабе отдельной организации. Выделяются наиболее важные характеристики, такие, как технологии анти­кризисного управления, инновации, инвестиции.

В четвертой части главное внимание уделяется человеческому фактору в антикризисном управлении — работе с персоналом, требованиям к менеджеру.

В пятой части расширяется проблематика антикризисного управления, в том числе освещается роль профсоюзов в осуществлении антикризисного управления, и обобщается зарубежный опыт.

 

ТЕМА 2. КРИЗИСЫ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ

 

Типы кризисов

Кризисы неодинаковы не только по своим причинам и по­следствиям, но и по самой своей сути. Разветвленная классификация кризисов связана с дифференциацией средств и способов управления ими.

Существуют общие и локальные кризисы: общие кризисы охватывают всю социально-экономическую систему, локальные — только часть ее. По проблематике кризиса можно выделить макро- и микрокризисы: макрокризису присущи довольно большие объемы и масштабы проблематики, микрокризис захватывает только отдельную проблему или группу проблем.

По структуре отношений в социально-экономической сис­теме, по дифференциации проблематики ее развития можно выделить отдельные группы экономических, социальных, орга­низационных, психологических, технологических кризисов.

Экономические кризисы отражают острые противоречия в экономике страны или экономическом состоянии отдельно­го предприятия, фирмы. Это кризисы производства и реали­зации товаров, взаимоотношений экономических агентов, кризисы неплатежей, потери конкурентных преимуществ, банкрот­ства и пр.

В группе экономических кризисов отдельно можно выделить финансовые кризисы. Они характеризуют противоречия в состоянии финансовой системы или финансовых возможно­стях фирмы. Это кризисы денежного выражения экономичес­ких процессов.

Социальные кризисы возникают при обострении противоречий или столкновении интересов различных социальных групп или образований: работников и работодателей, профсоюзов и предпринимателей, работников различных профессий, персонала и менеджеров и др. Особое положение в группе социальных кризисов занимает политический кризис — кризис в политическом устройстве общества, кризис власти, кризис реализации интересов различных социальных групп, классов, в управлении обществом.

Организационные кризисы проявляются как кризисы разделения и интеграции деятельности, распределения функций, регламентации деятельности отдельных подразделений, как отделение административных единиц, регионов, филиалов или дочерних фирм.

Психологические кризисы также нередки в современных условиях социально-экономического развития. Это кризисы психологического состояния человека. Они проявляются в виде стресса, приобретающего массовый характер, в возникновении чувства неуверенности, паники, страха за будущее, неудовлетворенности работой, правовой защищенностью и социальным положением. Это кризисы в социально-психологическом климате общества, коллектива или отдельной группы.

Технологический кризис возникает как кризис новых технологических идей в условиях явно выраженной потребности в новых технологиях. Это может быть кризис технологической несовместимости изделий или кризис отторжения новых технологических решений. В более обобщенном плане такие кризисы могут выглядеть кризисами научно-технического прогресса — как обострение противоречий между его тенденциями, возможностями, последствиями.

По непосредственным причинам возникновения кризисы разделяются на природные, общественные, экологические.

Первые вызваны природными условиями жизни и деятельности человека. К причинам таких кризисов относятся землетрясения, ураганы, пожары, климатические изменения, наводне­ния. Все это не может не отражаться на экономике, психологии человека, социальных и политических процессах. При определенных масштабах такие явления природы рождают кризисы. Причиной кризиса могут быть и общественное отношения во всех видах их проявления. В современных условиях большое значение имеет понимание и распознавание экологических кризисов — кризисов взаимоотношения чело­века с природой. Это кризисы, возникающие при изменении природных условий, вызванных деятельностью человека: ис­тощение ресурсов, загрязнение окружающей среды, возник­новение опасных технрлогий, пренебрежение требованиями законов природного равновесия.

Кризисы также могут быть предсказуемыми (закономерными) и неожиданными (случайными). Предсказуемые кризи­сы наступают как этап развития, они могут прогнозироваться и вызываются объективными причинами накопления факторов возникновения кризиса — потребностью реструктуризации производства, изменением структуры интересов под воздействием научно-технического прогресса. Неожиданные кризи­сы часто бывают результатом или грубых ошибок в управлении, или каких-либо природных явлений, или экономической зависимости, способствующей расширению и распростране­нию локальных кризисов.

Существуют также кризисы явные и латентные (скрытые): первые протекают заметно и легко обнаруживаются, вторые являются скрытыми, протекают относительно незаметно и поэтому наиболее опасны.

Кризисы бывают глубокими и легкими. Глубокие, острые кризисы часто ведут к разрушению различных структур социально-экономической системы. Они протекают сложно и не­равномерно, часто аккумулируют в себе множество противо­речий, завязывают их в запутанный клубок. Легкие, мягкие кризисы протекают более последовательно и безболезненно. Их можно предвидеть, ими легче управлять.

 

Причины кризисов

Причины кризиса социально-экономической системы могут быть различными.

Они делятся на объективные, связанные с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации, субъективные, отражающие ошибки и волюнтаризм в управлении, и природные, характеризующие явления климата, землетрясе­ния и др.

Причины кризиса также могут быть внешними и внутренними: первые связаны с тенденциями и стратегией макро­экономического развития или даже развития мировой эконо­мики, конкуренцией, политической ситуацией в стране; вторые — с рискованной стратегией маркетинга, внутренними конфликтами, недостатками в организации производства, не­совершенством управления, инновационной и инвестиционной политикой.

Также причины можно подразделять на следующие группы:

1) экономические — кризисное состояние экономики страны, общий спад производства, инфляция, нестабильность финансовой системы, рост цен на ресурсы, изменение конъюнктуры рынка, неплатежеспособность и банкротство партне­ров, монополизация рынка. Одной из причин несостоятельности субъектов хозяйствования может быть неправильная фискальная политика государства;

2) социальные — рост безработицы; сокращение зарплат бюджетникам, выплат пенсионерам, военнослужащим; увеличение дифференциации доходов населения; кадровый кризис; сокращение минимального уровня заработной платы; кризис политики социального и медицинского страхования; интеллектуальный кризис; рост социальных конфликтов и нравственная деградация общества. Социальные кризисы возникают при обострении противоречий или столкновении интересов различных социальных групп или образований: ра­ботников и работодателей, профсоюзов и предпринимателей, работников различных профессий, персонала и менеджеров и др.;

3) политические — политическая нестабильность обще­ства, внешнеэкономическая политика государства, разрыв эко­номических связей, потеря рынков сбыта, изменение условий экспорта и импорта, несовершенство законодательства в об­ласти хозяйственного права, антимонопольной политики, предпринимательской деятельности и прочих проявлений регулирующей функции государства;

4) демографические — численность, состав народонасе­ления, уровень благосостояния народа, определяющие размер и структуру потребностей и платежеспособный спрос населе­ния;

5) усиление международной конкуренции в связи с развитием научно-технического прогресса.

 

Авторитет, престиж, харизма

Авторитет — форма осуществления власти, основанная на знаниях, нравственных достоинствах, опыте. По отношению к государственной власти это скорее легитимное господство, которое признано управляемыми индивидами и опирается на убеждение в законности власти.

Престиж — это влияние, значимость, приписываемая в общественном сознании различным сторонам деятельности власти или лидера, т.е. это мера признания обществом или окружающими заслуг индивида. Это результат соотнесения социально значимых характеристик личности со шкалой ценностей, сложившихся в данной общности.

Харизма — это власть, построенная не на логике, не на давней традиции, а на силе личных качеств или способностей лидера. Власть примера, или харизматическое влияние, определяется отождествлением исполнителя с лидером или влечением к нему, а также потребностью исполнителя в принадлежности и уважении. В противоположность безличному «должностному» влиянию традиции харизматическое влияние — целиком личное. Даже несмотря на то, что исполнитель и лидер никогда не встречались, в представлении исполнителя его отношения с лидером строятся почти на равных.

Люди чаще испытывают влияние тех, кто обладает восхищающими их чертами характера и кто является их идеалом, похожими на которых они хотели бы быть. Такие харизматические личности часто участвуют в рекламах, чтобы повлиять на людей и побудить их купить продукт или воспользоваться услугой. Руководитель, слывущий харизматической личностью, также может иметь и использовать власть примера.

 

Понятие регулирования

Регулирование — это функция управления, обеспечивающая равновесное состояние институциональных образований экономической системы, проще говоря, это частичное или временное решение конфликта.

Некоторые признаки регулируемого выхода из кризиса:

1) поиск инноваций, содействующих изменениям в способе экономического роста: преобразования в области отношений найма; определение форм внутренней организации и конкуренции, к которым движутся предприятия; выявление того, происходит ли заметное изменение образа жизни, нарушения или изменения в сфере материального потребления и какое влияние это может оказать на отношения найма и организацию производства;

2) поиск условий распространения инноваций;

3) определение различий между локальными и глобальными изменениями;

4) установление структурной совместимости одновременно совершающихся изменений. Здесь важно ответить на следующие вопросы: насколько состоятельными и эффективными окажутся преобразования в логическом и социально-политическом плане? Каким образом разрешаются постоянно повторяющиеся конфликты и возникающие неравновесия на микроэкономическом уровне?

5) организационно-структурные новшества. Речь идет об укреплении административного механизма. Население судит об эффективности политики по регулированию кризисных ситуаций, по тому, насколько ее последствия отражаются на их повседневной жизни.

Методы регулирования экономики не одинаковы в разных странах мира, поскольку разные государства имеют разную историю, разные национальные модели организации хозяйства, разные традиции и культуру. Например, американская модель регулирования основана на поощрении предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Японская модель отличается определенным отставанием уров­ня жизни населения от роста производительности труда. За счет этого снижается себестоимость продукции и повышается ее конкурентоспособность на мировом рынке. Шведская модель основана на сокращении имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Германская модель наиболь­шее внимание уделяет мелким и средним предприятиям, а главной функцией государства является обеспечение хорошо отлаженной конкуренции. Во всех этих странах государство играет первостепенную роль в регулировании экономики.

 

РАЗДЕЛ 2. НЕОБХОДИМОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Понятие диагностики

Слово «диагностика» от слова «диагноз» в переводе с греческого означает «распознавание», «определение». В повсед­невной жизни, употребляя слово «диагноз», мы имеем в виду, во-первых, констатацию результатов исследования чего-то, во-вторых, заключение по этим результатам на основании показателей, нормативов, характеристик и т.д.

Диагностика — определение состояния объекта, предмета, явления или процесса управления посредством реализации ком­плекса исследовательских процедур, выявление в них слабых звеньев и узких мест. Диагностика — это не одноразовый акт, а про­цесс, который осуществляется во времени и пространстве.

Процесс диагностики — исследовательский, поисковый, познавательный процесс. Наиболее полезно применение ди­агностики для определения реального состояния процессов Управления.

Объектом диагностики может быть как сложная, высокоорганизованная динамическая система (вся экономика страны, отдельная отрасль, конкретная фирма или организация любой формы собственности), так и любой элемент этих систем (внутренняя среда организации, конкретные виды ресурсов, производственные функции, организационная структура, себестоимость и т.д.).

Цель диагностики — установить диагноз объекта иссле­дования и дать заключение о его состоянии на дату заверше­ния этого исследования и на перспективу. Осуществив цель на основании данных диагноза, можно будет выработать пра­вильную и грамотную экономическую (политическую, соци­альную) политику, стратегию и тактику.

Задачи диагностики заключаются в определении мер, I направленных на отлаживание работы всех составляющих элементов системы, и способов их реализации. Нельзя осуществлять управление на любом хозяйственном и управленческом уровне, не имея четкого представления о его состоянии. За­дачи диагностики тесно переплетаются с двумя другими за­дачами — прогнозом и анализом происхождения.

 

Принципы диагностики

Диагностирование— это исследовательский процесс, а значит, на него автоматически переносятся все основные прин­ципы, предъявляемые к любому исследованию. Оно должно быть:

• во-первых, аутентичным, т.е. основанным на первоисточниках (на первичной достоверной информации любого вида и любой формы представления);

• во-вторых — объективным. Это значит, что, перед тем как начать процесс диагностирования, его участникам необходимо выработать процедуру оценки и составить программу исследования объекта. Эта процедура должна учитывать, кто проводит исследование и где, четко определить базовые параметры, по которым проводится исследование, что позволит минимизировать влияние фактора субъективизма при постановке диагноза, а значит, повысятся его объективность и точность.

Точность — это третье требование к правильности диагноза. Существует и такой принцип, как воспроизводимость исследования, но это скорее желаемое его качество, так как если это не хронометраж, фотография рабочего дня или кинопленка, воспроизвести один к одному проведенное исследование невозможно хотя бы в силу фактора времени, так как с его течением обязательно изменятся один, два или все три обязательных условия процедуры и оценки исследования.

Цель, задачи и соответствие принципам, предъявляемым к процессу диагностирования осуществимы, если все исследование планируется, организуется и контролируется соглас­но логике диагноза.

Для того чтобы правильно оценить состояние объекта диагноза, необходима система критериев, способных адекватно отразить специфику конкретного объекта с учетом влияю­щих на него в тот или иной период времени факторов. Это прежде всего построение системы показателей для оценки состояния объектов, разработка качественных и количествен­ных характеристик, шкал для измерения определенных значений этих характеристик и показателей.

Диагностика также предусматривает классификацию возможных отклонений основных параметров исследуемых явле­ний, объектов, их проявлений, процедуры сбора и обработки диагностической информации.

В общем виде проведение диагностических исследований обычно предполагает сравнение состояния выбранного объекта с какой-либо нормой или эталоном, с тем, чтобы выявить наличие отклонений и определить их характер — положительный или отрицательный.

 

Оценка инвестиционных рисков

Статистический анализ. Величина (или уровень) риска измеряется двумя критериями: средним ожидаемым значением (дисперсией) и изменчивостью (вариацией) возможного результата. Дисперсия при этом измеряет возможный средний результат, вариация показывает меру или степень отклонения ожидаемого среднего значения от фактической средней величины. Дисперсия при оценке финансового риска предприятия представляет собой средневзвешенную величину из квадратов отклонений действительных финансовых результатов рискованных вложений от средних ожидаемых.

Факторный анализ финансовых рисков. Диверсифицированный инвестиционный риск оценивают по наличию перс­пектив развития объекта инвестиций, уровню конкуренции, чис­лу заключенных договоров и полученных заказов и т.п., а не-диверсифицированный — по ставке банковского процента по кредитам, инфляционным ожиданиям, общим тенденциям раз­вития экономики страны. Рассчитываются коэффициенты де­ловой активности, финансовой устойчивости, определяется вероятность наступления банкротства.

Метод экспертных оценок. Составляются различные сравнительные характеристики уровня риска, определяются рейтинги, готовятся аналитические экспертные обзоры.

Экономико-математическое моделирование. Необходимо учитывать заведомо субъективный характер той или иной избираемой модели и делать поправку на некую схематичность, излишнюю зарегулированность или заданность финансовой ситуации. Именно модели позволяют в целом спрогнозировать конкретную ситуацию и оценить возможную вероятность финансового риска. Весьма перспективной является компьютерная имитация финансового риска предприятия.

Метод социально-экономического эксперимента. Предполагает проведение отдельных экспериментов по типичным финансовым ситуациям. К недостаткам метода можно отнести нетипичность многих финансовых ситуаций, что затрудняет распространение выводов, полученных в результате отдельных экспериментов, на многие конкретные случаи финансовой жизни предприятия.

Метод аналогий. Специалисты, финансовые менеджеры на основании различных публикаций или практического опыта других предприятий оценивают вероятность наступления определенных событий, получения конкретного финансового результата, степень финансового риска. На основе метода аналогий строится финансовая стратегия и тактика многих предприятий.

 

Комплекс маркетинга

Комплекс маркетинга является связующим звеном между производителями и потребителями, образующими рыночные сегменты.

В состав элементов комплекса маркетинга входят про­дукт, цена, средства продвижения товара на рынок, инфраструктура.

Говоря о продукте, надо понимать, что потребитель при­обретает не продукт, а те блага, которые ему может предоставить этот продукт. Разумеется, характеристики продукта — его размер, цвет, упаковка — очень важны. Но решающее зна­чение имеют другие факторы. Продукт имеет определенные свойства, что делает приобретение продукта привлекательным для потребителя.

Каждый продукт живет на рынке определенное время и имеет свой жизненный цикл.

Одним из важнейших критериев оценки эффективности деятельности той или мной компании на рынке является по­казатель «рыночная доля». Он характеризует долю продаж оп­ределенного продукта данной компании в общем объеме про­даж аналогичных продуктов, осуществляемых компаниями-конкурентами.

Цена, как и продукт, является элементом комплекса мар­кетинга. Компания, проводящая определенную политику в об­ласти ценообразования, активно воздействует как на объем продаж на рынке, так и на величину получаемой прибыли.

Если компания выпускает продукцию производственно-тех­нического назначения, то круг покупателей относительно не­велик. Тогда возможен контакт с наиболее перспективными потенциальными покупателями на личном уровне.

В других случаях средства продвижения товара на рынок имеют неличностный характер. Основными из них являются реклама, организация выставок, ярмарок, предоставление скидок, торговля в кредит и т.д.

Маркетинг тесно связан с рекламной кампанией. Обычно компания проводит маркетинговые исследования рынка, находит своего покупателя и воздействует на него посредством рекламы.

Различные компании по-разному решают вопрос сбыта. Некоторые из них буквально с конвейера передают товар крупнооптовому покупателю. Другие сами создают свою сеть рас­пространения. Другими словами, схемы доставки продукта от производителя к потребителю могут быть совершенно разны­ми. И здесь основная задача маркетинга как системы управ­ления — выбрать и оптимизировать свою схему под конкретное предприятие в конкретных рыночных условиях.

 

Оценка стоимости недвижимости

Оценка стоимости недвижимости необходима для покупа­теля и продавца при заключении договора купли-продажи, при отчуждении собственности государственными органами, для обоснованного налогообложения, при заключении арендных договоров.

Процесс оценки объектов недвижимости — это упоря­доченный процесс, предусматривающий определение задач, составление плана оценки, сбор и проверку информации, при­менение уместных подходов к оценке, согласование, отчет о результатах оценки стоимости.

В определение задач входят:

1) установление цели оценки — оценочная стоимость объекта продажи, предоставление кредита владельцу собственности, вложение средств в собственность;

2) выбор искомого вида стоимости;

3) идентифицирование объекта собственности и опреде­ление связанных с ним юридических прав.

План оценки разрабатывается для того, чтобы определить данные для решения задачи, избежать ненужного дублирова­ния и непродуктивных затрат времени.

План оценки содержит:

1) соответствующий рынок и его сегмент независимо от того, какая стоимость определяется. Со стороны предложения выявляются объекты, которые могут конкурировать с оцени­ваемым объектом, со стороны спроса определяются возмож­ные покупатели, возможные пользователи;

2) информацию о рыночных условиях финансирования, конкурентных характеристиках сопоставляемых объектов, ха­рактеристиках возможных пользователей;

3) описание возможности применения традиционных подходов к оценке недвижимости. Доходный подход наиболее популярен для приносящей доход недвижимости. Рыночный метод наиболее применим, когда существует активный рынок сопоставимых объектов собственности. Точность последнего зависит от качества собранных данных и снижается тогда, когда сделок мало и рынок не сложился. Он базируется на прошлых сделках, поэтому результат может быть не адекватен настоящему. Затратный подход применяется для объек­тов специального назначения, а также для нового или пред­полагаемого строительства, для определения наилучшего и наиболее эффективного использования земли;

4) составление общего графика работы по оценке и определению бюджета, в который могут быть включены гонора­ры разных специалистов и экспертов (адвокатов, инженеров, бухгалтеров), компьютерное время, командировки;

5) определение гонорара за оценку.

 

Работа с кредиторами

В ходе конкурсного производства выявляется невозможность удовлетворения всех предъявленных должнику требова­ний. С этим связана одна из основных целей конкурсного про­цесса и конкурсного законодательства — обеспечение соразмерного удовлетворения требований по обязательствам и обязательным платежам. Установление определенной очеред­ности ведет к достижению указанной цели.

Расходы конкурсной массы делят на внеочередные и очередные. Внеочередные требования удовлетворяются по мере их поступления из средств должника конкурсным управляющим. К внеочередным расходам относятся: судебные расходы; выплаты арбитражным управляющим; текущие коммунальные и эксплуатационные платежи; выплаты по обязательствам должника, возникшим до принятия судом заявления о признании несостоятельности; выплаты по сделкам, по кото­рым не было заявлено отказа от их исполнения внешним или конкурсным управляющим. В случае недостаточности средств
должника удовлетворение указанных требований производит­ся по мере поступления средств должника в порядке их предъявления должнику или конкурсному управляющему. Оче­редные расходы конкурсной массы основываются на принципе соразмерности, т.е. при недостаточности средств должника для удовлетворения всех требований одной очереди эти требования удовлетворяются пропорционально сумме требований каждого кредитора.

Установлена следующая очередность удовлетворения требований кредиторов:

Первая очередь — требования граждан о возмещении вреда жизни и здоровью, причиненного должником. Такие требования удовлетворяются путем капитализации соответ­ствующих повременных платежей.

Вторая очередь — требования по выплате выходных пособий и по оплате труда лицам, работающим по трудовому договору; по выплате вознаграждений по авторским договорам.

Если конкурсное производство было назначено после про­ведения внешнего управления, часть требований кредиторов первой и второй очереди может оказаться удовлетворенной.

Третья очередь — требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника.

Четвертая очередь — требования субъектов, не являющихся кредиторами, — налоговых и иных уполномоченных органов по обязательным платежам в бюджет и во внебюд­жетные фонды.

Пятая очередь — все остальные требования. При этом некоторые требования в рамках пятой очереди удовлетворя­ются по соразмерности, но только после удовлетворения дру­гих требований.

Расчеты с кредиторами — одна из наиболее важных ста­дий конкурсного производства. Конкурсный управляющий при­ступает к расчетам с кредиторами после реализации всего имущества, включая права требования должника, и после завершения работы со всеми предъявленными ему требованиями. После завершения работы с требованиями кредиторов конкурсный управляющий закрывает реестр требований. Реестр может быть закрыт только после вынесения арбитражным судом решения по требованиям кредиторов, заявивших возражения против решения конкурсного управляющего о размере, составе или очередности удовлетворения. Если возражений не заявлено, то реестр закрывается через месяц после направления конкурсным управляющим уведомления последнему кредитору о рассмотрении его требований.

 

Понятие риска, его виды

Риск— экономическая категория, характеризующая состо­яние неопределенности в производственных отношениях. Под риском следует понимать вероятность (угрозу) потери пред­приятием части доходов в результате осуществления опре­деленной производственной и финансовой деятельности.

Существуют непредсказуемые и неконтролируемые изме­нения в спросе и предложении на рынке; колебания экономи­ческой конъюнктуры; перемены в государственной финансо­вой и бюджетной политике, нередко приводящие к политичес­кой нестабильности в стране; отсутствие гарантированного положительного эффекта инвестиционной политики внутри фирмы.

Возможны три экономических результата риска: отрица­тельный (проигрыш, ущерб, убыток), нулевой, положительный (выигрыш, выгода, прибыль).

Представим в укрупненном виде классификацию рисков в антикризисном управлении (табл. 1).

Примеры управленческого риска:

• инвестиционный риск — риск неопределенности возврата вложенных средств и получения дохода;

• финансовый риск — может быть выражен в величине по­терь доходности ценных бумаг вследствие финансового кри­зиса и падения валютного курса и в вероятности возникно­вения такой ситуации;

• маркетинговый риск конкурентной стратегии развития фир­мы — может быть выражен в потере доли рынка, в сниже­нии объема продаж и размера прибыли;

• производственный риск — превышение текущих расходов предприятия в сравнении с бизнес-планом из-за непред­виденных ситуаций: простоев оборудования, недопоставки материалов.

 

Таблица 1

Классификация рисков

Признак Вид риска
Назначение риска Риск, предполагающий потери Риск, предполагающий выгоду
Функциональные особен­ности риск-процесса Маркетинговый, инновационный, ин­вестиционный, производственный, страховой, финансовый
Содержание риск-результата Экономический, социальный, правовой, организационный, инновационный, психологический, имиджевый
Последствия реализации риск-решения Социальные, политические, экологические, демографические
Уровень внешних факторов (источников) риска Международный, макроэкономический, региональный
Рыночный фактор риска Конкурентный, конъюнктурный, ценовой, коммуникационный
Рынки факторов производства как источники риска Человеческих ресурсов, информационный, финансовых, материальных ресурсов, временной
Средства воздействия Целевой, стратегический, тактический, прогнозируемый, планируемый, концептуальный, мотивационный, стимулирующий, структурный
Карактер проявления Субъективный, объективный, неправомерный (правомерный), неоправданный оправданный), криминогенный
Метод (методология) Интуитивный, статистический, дисконти­рования, экономико-математический,

 

Причины риска

Причины риска можно подразделить на внешние и внут­ренние. В свою очередь внешние можно подразделить на причины косвенного и прямого действия, а внутренние на объективные и субъективные. Мы уделяем такое внимание причинам риска потому, что риск, как видно из определения, будет выступат

Последнее изменение этой страницы: 2017-07-07

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...