Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Функции, задачи и методы бухгалтерского учета. Пользователи бухгалтерской информации

 

Бухгалтерский учет выполняет ряд функций, основными из кото­рых являются функции контроля, обеспечения сохранности ценностей, информационная, обратной связи, аналитическая.

Контрольная функция предусматривает проведение предвари­тельного, текущего и последующего контроля за объектами бухгалтер­ского учета на разных стадиях совершения хозяйственных операций. Предварительный контроль проводится до начала хозяйственной опе­рации с целью планирования результатов. Текущий контроль осуще­ствляется во время совершения хозяйственной операции и обеспечи­вает ее выполнение с наибольшим эффектом. Последующий контроль проводится после завершения хозяйственной операции и позволяет корректировать полученный результат.

Функция обеспечения сохранности ценностей предполагает про­ведение инвентаризаций, позволяющих определить изменения, произо­шедшие в составе объектов учета, а также подтвердить правильность отражения хозяйственных операций.

Информационная функция предусматривает сплошное, непре­рывное и взаимосвязанное отражение хозяйственной деятельности организации в различных измерителях в первичных документах для получения полной картины о состоянии дел на предприятии.

Функция обратной связи заключается в следующем: используя обратную связь, с помощью бухгалтерской информации контролиру­ют выполнение смет, норм, нормативов, устраняют недостатки, выяв­ляют резервы производства.

Аналитическая функция позволяет оценить рациональность использования всех видов ресурсов и обеспечить принятие решений в области экономической политики предприятия.

Основными задачами бухгалтерского учета являются следующие:

ü формирование полной и достоверной информации о деятель­ности организации, ее имущественном положении и составление бух­галтерской отчетности, необходимой внутренним пользователям — руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним пользователям — инвесторам, кредито­рам и др.;

ü обеспечение информацией, необходимой внутренним и внеш­ним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, нали­чием и движением имущества и обязательств, использованием мате­риальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утверж­денными нормами, нормативами и сметами;

ü предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резер­вов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Задачи бухгалтерского учета решаются посредством различных способов и приемов, совокупность которых называется методом бух­галтерского учета. В отечественном бухгалтерском учете метод рас­сматривается как взаимосвязанное отражение, обобщение и соизмере­ние в денежном выражении фактов хозяйственной деятельности. Основными элементами метода бухгалтерского учета являются:

ü документирование и инвентаризация как способы первичного наблюдения и контроля за хозяйственными операциями;

ü оценка и калькулирование как способы стоимостного измере­ния учитываемых объектов и явлений;

ü счета и двойная запись как способ текущей регистрации и груп­пировки объектов учета в процессе осуществления хозяйственных операций;

ü бухгалтерский баланс и отчетность как способы заключитель­ного обобщения текущих записей.

Документирование — способ первичного контроля и наблюде­ния за хозяйственными операциями. Ни одна запись в бухгалтерском учете не может быть сделана без соответствующего ее оформления документом. Документирование обеспечивает достоверность и точность сведений бухгалтерского учета.

Несмотря на документальное обоснование записей всех операций между учетными сведениями и фактическим наличием активов и обя­зательств в хозяйственной практике возникают расхождения. Это связано с ошибками в учетных записях, неточностями при приеме и отпуске материальных ценностей, естественной убылью, хищениями. Для проверки соответствия учетных сведений фактическому наличию имущества и обеспечения реальности учетных показателей в бухгал­терском учете используют способ инвентаризации как необходимое дополнение к документированию.

Оценка — способ денежного выражения (на основе натуральных и трудовых измерителей) объектов бухгалтерского учета. Основные принципы оценки объектов бухгалтерского учета представлены в нор­мативных документах по бухгалтерскому учету и являются обязатель­ными для всех организаций, что обеспечивает единство оценки.

Калькулирование — расчет себестоимости изготовляемой продук­ции, выполняемых работ и оказываемых услуг, а также приобретаемых предметов труда. Калькуляция, позволяющая определить фактическую себестоимость объектов, является основой их денежной оценки. Себе­стоимость продукции (работ, услуг) определяется на основании зако­нодательных и нормативных актов, регламентирующих бухгалтерский учет и устанавливающих состав затрат на производство и продажу про­дукции (выполнение работ, оказание услуг), включаемых в себестои­мость и прямо влияющих на финансовый результат хозяйственной дея­тельности организации.

Бухгалтерский баланс рассматривается как способ обобщения и группировки активов и обязательств организации на определенную дату и используется для контроля за наличием и структурой активов и обязательств организации, анализа финансового состояния и плате­жеспособности организации.

Бухгалтерская отчетность как элемент метода бухгалтерского учета является завершающим этапом учетного процесса. В отчетности детально в специальных формах рассматриваются различные аспекты хозяйственной деятельности организаций путем отражения состояния и движения всех видов активов, капитала и обязательств.

Пользователей бухгалтерской информации можно разделить на три группы:

ü администрация организации;

ü сторонние пользователи информации с прямым финансовым интересом;

ü сторонние пользователи информации с непрямым (косвенным) финансовым интересом.

Администрация организации – это совет директоров, высший управленческий персонал, менеджеры, руководители и специалисты подразделений.

Сторонние пользователи информации с прямым финансовым интересом – это сегодняшние или потенциальные инвесторы, банки, поставщики основных средств и производственных запасов и другие кредиторы. Они пользуются в основном информацией, содержащейся в бухгалтерской отчетности. На основании данных отчетности они делают выводы о финансовых перспективах в будущем, о ликвидности и платежеспособности организации.

Сторонние пользователи бухгалтерской информации с косвенным финансовым интересом – это налоговые органы, казначейство, контрольно-ревизионное управление (КРУ) Минфина РФ, аудиторские фирмы, Госкомстат и другие пользователи.

 

Последнее изменение этой страницы: 2017-07-07

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...