Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура и функционирование индивидуальности

В подходах к структуре индивидуальности клиента Х.Перлман базируется на психодинамический теории личности З.Фрейда. Американская исследовательница рассматривала человеческую индивидуальность через ее проявление в трех главных функциях:

• жизненная энергия, которая находит выход в действиях и поступках;

• система осознанных (избираемых человеком) и неосознаваемых (автоматических) отношений, которые изменяют «каналы» взаимодействий, допустимые для личности и ее окружения;

• психические процессы, регулирующие внутренние и внешние отношения между психофизической индивидуальностью клиента и окружающей социальной средой, баланс между тем, «что он хочет, что может и что должен делать».

Эти функции Х.Перлман соответствуют структуре личности З.Фрейда, состоящей из «Оно» (ид), «Я» (это) и «Сверх-я» (супер-эго). «Оно» означает биологические влечения, требующие немедленного удовлетворения; «Сверх-я» — интериоризированные в ходе социализации социальные нормативы и ценности; «Я» выступает как посредник между «Оно» (ид) и внешним миром.

В концепции Х.Перлман «ид», «эго», «суперэго» отвечают за реализацию указанных функций. Гармоничное взаимодействие этих структур личности ведет к балансу между индивидуальными потребностями, поведением и нормами социального окружения, тогда как дисбаланс приводит к деструктивным отношениям и проявлениям.

Функционирование индивида в процессе жизнедеятельности определено унаследованными качествами и свойствами, а также взаимодействием с физической, психологической и социальной окружающей средой в процессе накопления жизненного опыта. Согласно Х.Перлман, человек находится в процессе постоянного изменения, и его жизненный путь зависит от его референтных групп, которые формируют его гражданские, социальные, ценностные ориентации и нормы. Иначе говоря, стандарты поведения человека как индивидуальности формируются под воздействием оценки его личности, положения, достижений со стороны тех людей, которые его окружают, причем многое зависит от его психологической уязвимости. Эти отношения могут быть источником «благополучия» человека, но могут также провоцировать дисгармонию его с самим собой и окружающей средой.

Социальные роли и социальный статус

Индивидуальные роли изменяются на каждой стадии человеческой жизни. Х.Перлман считает, что человек является продуктом не только физиологической и психологической среды, но и своих представлений о настоящем и будущем. В любом возрасте человек может потерять надежду и стремления, и тогда он будет занимать позицию клиента. По мнению Х.Перлман, то, что человек оказывается в положении клиента, объясняется следующими причинами:

• нехваткой жизненной энергии, необходимой для борьбы за выживание и сохранение своей целостности;

• отсутствием своевременной социальной поддержки;

• инфантилизмом или утратой надежды на изменение негативной ситуации.

Будучи последовательницей З.Фрейда, Х.Перлман считала, что человек постоянно находится в процессе становления и что культура является главным фактором, влияющим на формирование его основных социальных ролей. Индивидуальные роли имеют тенденции множиться, поскольку в процессе жизни человеческие связи расширяются. Однако среди них есть главные, выступающие в обществе в качестве знаковых, т.е. позволяющих идентифицировать и оценивать эти роли на у ровне общепринятых ожиданий. Так, например, каждое общество имеет представление о том, какими характеристиками должен обладать мужчина в качестве мужа и отца, женщина в качестве матери и жены, молодой человек в качестве сына и студента и т.д. Отклонение от ожидаемых норм вызывают изменения человеческих взаимодействий, приводят в конце концов к тому, что индивид оказывается клиентом, вынужденным обратиться в социальное агентство за помощью.

Рассматривая клиента как лицо, испытывающее определенный прессинг со стороны референтных групп, Х.Перлман считает важным установить его ролевую специфику в качестве клиента. Внутренние и внешние проблемы должны быть представлены в связи с оценкой социальной роли индивида, которая является не только «двигателем» его социального благополучия, но и определенным внешним давлением. При неблагоприятных условиях это внешнее давление может стать препятствием в личном и социальном развитии. Принятие и осознание проблемы, как и понимание неспособности самостоятельно справиться с нею, по мнению исследовательницы, усиливается осознанием индивидом своей роли как клиента8.

Разработанный Х.Перлман биопсихосоциальный подход позволил С.Бриару и Г.Миллеру сформулировать ролевую концепцию подхода к клиенту.

Ролевой подход

С.Бриар и Г.Миллер определяют субъектность клиента исходя из его роли. Клиент — это социальная роль, которая формируется у индивида благодаря четырем источникам: социальному агентству; нормативным ожиданиям социального работника и его референтных групп; самооценки клиента; социальным группам, чьи требования и ожидания воздействуют на клиента, социального работника и агентство.

Социальное агентство

Социальное агентство имеет систему «допуска», т. е. те требования, которые регламентируют его права на оказание поддержки. Нормативные ожидания клиента и агентства должны совпадать, чтобы удовлетворить запросы клиента. Только в этом случае агентство может гарантировать соблюдение его прав и требовать от него исполнения соответствующих обязанностей. Услуга может быть оказана, если клиент соответствует нормам, принятым агентством. Ожидания клиентов существенно меняются в зависимости от типа учреждения. Терапевтическая эффективность агентства зависит также от общественного мнения и формальных ограничений, а также от ожиданий клиента, которые могут иметь различные ориентации. В этой связи образуется специфический континуум, который формирует различные ролевые ожидания клиента. Опираясь на классификацию Этуниони, Бриер и Миллер выделяют следующие роли агентств на основании ориентации клиента:

«нравственная ориентация» — клиент желает получить то, что может дать агентство, он разделяет ценности социального работника и охотно сотрудничает с ним;

«расчетная ориентация» — клиент охотно сотрудничает с агентством, но не разделяет ценностей социального работника;

«отчуждающая ориентация» — клиент не разделяет ценностей агентства, оказывает сопротивление, идет на соглашение при применении санкций.

Последнее изменение этой страницы: 2017-07-07

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...