Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальная работа и этноцентризм

Практика социальной работы с этночувствительными группами клиентов предполагает наличие определенных знаний у социального работника, таких, как знание культуры клиента, особенности социальных ценностей и ориентации, стереотипы поведения и специфику взаимоотношений в различных референтных группах. В процессе взаимодействия с этночувствительными клиентами социальный работник должен придерживаться следующих принципов:

• осуществлять поддержку на основе понимания социокультурного своеобразия клиента;

• оказывать помощь клиентам без предубеждений по отношению к ним;

• планировать совместно с клиентами решение их проблем, чему должна способствовать система административных действий;

• сотрудники социального агентства, работающие с этническими меньшинствами, должны иметь соответствующую квалификацию, возможность продвижения по службе на равноправных основаниях; то же касается и сотрудников — представителей социальных меньшинств;

• этническим меньшинствам должны быть предоставлены возможности для специального профессионального обучения18.

Особенность этих принципов заключается в том, что антидискриминационная практика направлена не только на формирование отношений с клиентом, но и на предотвращение институциональной дискриминации.

Практика социальной работы в этнически гомогенной среде базируется на «концепции двойного подхода». В основе этой концепции лежит предположение, что клиенты взаимодействуют в двух системах. Первая — доминантная система, являющаяся источником власти, доходов и средством контроля; вторая — этнокультурное окружение, представленное семьей и общиной. При работе с клиентом необходимо учитывать влияние данного окружения на жизненный сценарий клиента.

В зарубежной практике социальной работы с этническими группами широко используется концепция Барбары Соломон, иногда называемая стратегией полномочий.

Стратегия полномочий

В основе этой стратегии лежит устранение негативных влияний и отрицательных оценок, которые обычно имеет этническое меньшинство. По мнению Б.Соломон, этнические меньшинства страдают не столько от материальной недостаточности, сколько от невозможности использовать механизм власти. Стратегия полномочий предполагает не только равное и эффективное обслуживание всех клиентов, но и активизацию самопомощи, снятие институциональных отрицательных оценок клиента.

Б.Соломон считает, что развитие человека проходит три уровня:

• уровень семьи, где формируется доверие и социальная компетентность субъекта;

• уровень формирования навыков социальной компетентности на основе взаимодействия с социальными институтами;

• уровень принятия и выполнения необходимых социальных ролей.

Отсюда выстраиваются главные цели стратегии полномочий:

• обнаружение реальных проблем клиента;

• предоставление социальным работником специфических знаний для использования клиентом в решении своих проблем (причем социальный работник и клиент выступают как партнеры);

• использование структур власти для изменения ситуации клиента.

Эта модель относится не только к уровню власти, но и к уровню семьи. Семья — это мощный социокультурный фактор, который способен усилить развитие способности клиента к самопомощи, преодолеть негативные реакции и отрицательные оценки окружения, эффективно поддерживать социального работника при решении проблем.

Отсюда возникает ряд специфических требований к роли и компетенции социального работника. В практике взаимодействия с этночувствительными группами социальный работник выступает в следующих основных ролях: как консультант, который предоставляет модели решения клиентом возникших трудностей, способы улучшения самочувствия клиента; как тренер-учитель, обучающий клиента умениям решений задач.

Специфика ролей требует от социального работника нонрасистской практики специфических умений, среди которых:

• способность предоставлять альтернативные объяснения любого поведения, помогать находить правильные и отклонять ложные;

• способность находить альтернативные программы, подходящие клиенту;

• способность проявлять сочувствие, интерес, сердечность к клиенту, несмотря на наличие у него этнических стереотипов;

• способность понимать истинные чувства окружающих, даже если они выражаются в непривычной форме19.

ТЕМЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1. Сексизм и этнизм как факторы дискриминации человека.

2. Сексизм и общественное сознание.

3. Модели антидискриминационной практики.

4. Этноцентризм и проблемы дискриминации.

5. Практика социальной работы в отношении этнических меньшинств.

ЛИТЕРАТУРА

1. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д.Павленок. — М.,1997.

2. Социальная работа. — М., 1997:

3. Социальная работа: Российский Энциклопедический словарь. — М., 1997.—T.I.

4. Социальная работа / Под ред. И.А.Зимней. — М.,1996. — Вып. 8.

5. Теория и методика социальной работы: краткий курс. — М., 1994.

6. Теория и методология социальной работы. — М., 1994.

7. Фирсов М.В. Теоретические основы социальной работы. — М., 1997.

БИБЛИОГРАФИЯ

1 Цит. по: Зуйкова Е.М. Феминизм — социально-политическая теория / Социальная работа: теория, технология, образование. — М.: Союз. 1998. — № 2. — С.,90.

2 См.: Кон И.С. Введение в сексологию. — М., 1988. — С. 50.

ЗДaль В.И. Пословицы русского народа. — М., 1984. — Т. 1. — С. 274—275.

4Осетинские (дигорские) народные изречения. — М., 1980. -- С.107—108.

5 См.: Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX— XII вв.).-М., 1998.-С. 263

6 См.: Вейнингер О. Пол и характер. — М., 1992.

7 Пушкарева Н.Л. Частная жизнь русской женщины.: невеста, жена, любовница (X — начало XIX века). - М., 1997.

8 Вестник статистики. — М., 1992. — № 10.

9 ZastrowCh. Introduction to social work and social welfare. — California, 1993. — R 431.

10 Бодрова В. В. Семья и женщина в зеркале общественного мнения / Современная семья: проблемы, решения, перспективы развития. — М., 1992. — С. 21.

11 Tischler H. Introduction to sociology. - N.-Y..1990. - P. 276.

12 Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. — Л., 1989. — С. 91—92.

13 Айви А., Айви М., Саймек-Даунинг Л. Консультирование и психотерапия. Сочетание методов, теории и практики. — Новосибирск, 1990. — С. 152—154.

14 Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — СПб., 1997.

15 Сухарев А. В. Этнофункциональная психология: исследования, психотерапия. - М„ 1998. - С. 26.

16 Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. - М., 1990.— С. 139.

17 Смелзер Н. Социология. — М., 1994. — С. 310. "ZastrowCh. Introduction to social work and social welfare. — P. 416—417. 19 Payn M. Modern social work theory: a critical introduction. — London , 1990. — P. 229—234.

Последнее изменение этой страницы: 2017-07-07

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...