Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ГЕОДЕЗИЧЕСКИЕ РАЗБИВОЧНЫЕ РАБОТЫ

Содержание геодезических работ

При выносе проектов в натуру

Общие сведения.Железные дороги, мосты, тоннели, промышленные и гражданские здания проектируют, используя планы местности крупного масштаба. На плане вычерчивают очертания сооружения, а при необходимости и отдельные его части. Приступая к строительству, составленный проект необходимо перенести на местность.

Определение и закрепление на местности точек, линий и плоскостей, определяющих плановое и высотное положение сооружения и его размеры, называют разбивкой сооружения, или вынесением проекта в натуру.

Положение проектных точек сооружения устанавливают, используя существующие на местности точки, координаты которых известны. Такими точками чаще всего являются пункты геодезической сети, но могут быть использованы также и построенные ранее сооружения.

Основными этапами работ, выполняемых для вынесения проекта сооружения в натуру, являются:

– создание геодезической разбивочной сети;

– геодезическая подготовка проекта;

– разбивочные работы непосредственно в ходе строительства;

– геодезический контроль строительно-монтажных работ.

Создание геодезической разбивочной сети.Основой для разбивочных работ служит создаваемая на территории строительства геодезическая разбивочная сеть. Вид этой сети зависит от характера местности, формы и размеров сооружения, требуемой точности вынесения проекта на местность.

Так, плановой разбивочной сетью при строительстве железной дороги служит проложенный вдоль ее трассы теодолитный ход.

Для строительства моста создают специальную разбивочную сеть в виде линейно-угловой сети, пункты которой располагают на берегах реки и островах.

Разбивочную сеть для строительства тоннеля создают как тоннельную триангуляцию или полигонометрию и опирающуюся на нее подходную и подземную полигонометрию.

При крупном промышленном строительстве разбивочную сеть проектируют на генплане, а затем переносят на местность в виде строительной сетки – системы квадратов и прямоугольников, стороны которых кратны 100 или 250 м и параллельны осям основных зданий (рис. 14.1). Так же направлены и координатные оси x, y местной системы координат. Наличие закрепленной на местности строительной сетки существенно упрощает последующие разбивочные работы.

Для создания высотной геодезической основы на строительной площадке закладывают постоянные и временные рабочие реперы. Для определения их отметок от реперов государственной нивелирной сети к рабочим реперам прокладывают ходы геометрического нивелирования.

 

       
 
а)
 
б)


 

Рис. 14.1 Строительная сетка:

а – схема; б – вынос на местность точек способами прямоугольных координат и створов

Создавать разбивочную сеть должен заказчик строительства, и выполняется эта работа на этапе изысканий. В начале строительства созданную сеть (закрепленные на местности пункты и реперы, каталог их координат и высот) представитель заказчика передает по акту представителю строительной организации.

Геодезическая подготовка проекта для выноса его на местность.

Задачей геодезической подготовки проекта является разработка конкретных способов разбивки сооружения на местности, выбор средств и методов измерений, определение необходимой точности работ. При этом составляют разбивочные чертежи и вычисляют разбивочные элементы.

Разбивочный чертеж показан на рис. 14.2, где А и В - пункты геодезической разбивочной сети. Вынесение на местность угла здания Р проектируется выполнить путем построения на местности горизонтального угла β и отложения по стороне угла отрезка длиною d.

Разбивочные элементы - углы и расстояния – рассчитывают по координатам точек. Так, по формулам обратной геодезической задачи (см. ч. I, п. 3.2), зная координаты (xB, yB, xP, yP) точек B и P, вычисляют разбивочное расстояние d и дирекционный угол aBP направления из точки B в точку P. Разбивочный угол b вычисляют как разность дирекционных углов:

b = aBP - aBA.

При расчете разбивочных элементов используют координаты двух видов точек - координаты существующих пунктов разбивочной сети (на рис. 14.2 это пункты A и B) и координаты проектных пунктов (точка P). Координаты пунктов разбивочной сети известны, они имеются в каталоге координат пунктов геодезической сети. Координаты проектных пунктов берут из материалов проекта, пользуясь одним из следующих способов.

 

Рис. 14.2 Вынос на местность точки P

Графический способ. Координаты проектных точек определяют по генплану со средней квадратической погрешностью m = δ·М, где δ = = 0,2 мм – точность графических измерений; М - знаменатель масштаба генплана.

Аналитический способ. Координаты проектных точек вычисляют. Аналитический способ применяют, когда положение проектных точек жестко связано с положением других точек, координаты которых заданы. Например, проектом заданы координаты начала мостового перехода, направление оси моста и расстояния между центрами его опор. По этим данным рассчитывают проектные координаты центров всех опор.

Графоаналитический способ. Координаты одних точек снимают с плана графически, а координаты остальных точек по этим координатам вычисляют. Например, для разбивки улицы населенного пункта координаты угла одного здания определяют графически, а координаты других вычисляют, так чтобы все они оказались на одной прямой.

Геодезическую подготовку проекта выполняют на этапе проектирования сооружения.

Результатом геодезической подготовки проекта являются разбивочные чертежи, на которых показывают пункты геодезической сети, проектные точки сооружения и рассчитанные разбивочные элементы. При значительном объеме материалов их представляют в виде сводного документа – проекта производства геодезических работ (ППГР).

Разбивочные работы.Разбивочные работы выполняются специалистами строительной организации непосредственно в ходе строительства.

В разбивочных работах различают два этапа – разбивку главных осей сооружения и детальную разбивку.

Разбивка главных осей сооружения. Главными осями являются:

у линейного сооружения - закрепленная на местности трасса:

у опоры моста – ее продольная и поперечная оси;

у зданий – оси наружных стен.

Разбивку главных осей выполняют, как правило, измерениями от пунктов геодезической сети или от существующих сооружений.

Детальная разбивка сооружения выполняется от главных его осей. Так, разбивку земляного полотна дороги выполняют измерениями от закрепленной ее оси, разбивку опорных частей на мостовой опоре - измерениями от ранее разбитых осей опоры – продольной и поперечной.

Детальную разбивку выполняют, как правило, с более высокой точностью, так как она должна обеспечить точное взаимное положение отдельных частей сооружения. Точность детальной разбивки зависит от требований к точности строительно-монтажных работ, которая регламентируется соответствующими строительными нормами и правилами. Считается, что разбивку надо выполнять так, чтобы средние квадратические погрешности mгеод, вносимые геодезическими разбивочными измерениями, были пренебрежимо малы по сравнению с допусками dстр на точность строительно-монтажных работ. Обычно при расчетах принимают

mгеод = 0,2×δстр.

Требования к точности отдельных видов строительно-монтажных работ различны. Так, точность земляных работ - 2–3 см; бетонных работ - 4–5 мм; монтажа типового оборудования - 1–2 мм; монтажа уникального оборудования 0,5–0,05 мм.

Последнее изменение этой страницы: 2017-07-07

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...