Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

Активизация деятельности городских и общественных организаций Москвы по расширению сети учреждений для детей дошкольного возраста в 1914—1915 годах была связана с новыми социальными и экономическими трудностями, возникшими в обществе вследствие Первой мировой войны.

Тысячи рабочих Москвы были призваны из запаса в действующую армию, и их семьи часто оставались без всяких средств к существованию. Матери, не имевшие профессии, были вынуждены соглашаться на любую низкооплачиваемую работу. На фабрики и заводы пришли старшие дети в семье, ранее занимавшиеся присмотром за малышами.

Все это приводило к увеличению числа безнадзорных детей. Существовавшие к 1914 году учреждения для присмотра и воспитания детей не могли удовлетворить резко увеличившуюся потребность населения в подобных заведениях.

Московское городское управление и общественные организации начали работу по созданию новых яслей, приютов, детских садов. Изменили свою работу с учетом новых условий и уже существовавшие детские сады. Например, в первый военный год существенно реорганизовал свою работу Городской универсальный детский сад. Попечитель сада В.Ф. Кельин сразу после выхода указа о мобилизации заявил о готовности устроить при саде столовую для 50 детей военнослужащих, призванных из запаса. В детском саду, кроме основного утреннего отделения, было организовано вечернее отделение — с 14.00 до 18.00. Всего в 1914—1915 годах детский сад посещали 86 детей. Вечернее отделение посещали дети 4—8 лет. Для детей устраивались детские просветительные утра, на которых разыгрывались небольшие доступные возрасту пьески.

Новым типом учреждений для детей 3—10 лет в этот период явился «очаг».

Организацией «очагов» занимался Детский отдел при Центральном бюро московской управы, а также комиссия по дошкольному воспитанию Союза обществ попечения об учащихся детях Москвы, в рамках которой постепенно была сосредоточена вся организационная работа по созданию дошкольных учреждений в городе.

В «очаге» дети находились в течение всего дня (10—12 часов), при этом им предоставлялось бесплатное трехразовое питание. Для «очагов» подбирались помещения, по возможности отвечающие требованиям гигиены и санитарии. Чаще всего это были квартиры в многоквартирных домах, но приходилось мириться и с помещениями типа бывшей пивной или винной лавки. Обстановка в очагах часто была случайной и состояла из пожертвованных населением мебели, посуды, игрушек, иногда пианино. Положение в Москве требовало открытия как можно больше подобных учреждений.

Первые «очаги для детей запасных» в Москве появились уже осенью 1914 года.

Один из них был организован в Москве Лигой равноправия женщин. Он был открыт 20 сентября 1914 года, вначале в Дорогомилове, в помещении, предоставленном г-ном Грушиным, а через месяц переехал в другую, лучшую квартиру, предоставленную бесплатно г-ном Куниным по адресу 1-й Дорогомиловский пер., д. 7.

«Очаг» имел своей целью дать детям дошкольного возраста, отцы которых ушли на войну, возможно лучшие условия для физического и духовного развития, а их матерей освободить для работы. В «очаг» было принято 25 детей, которые были разделены на две группы: 3—5 и 6—7 лет.

«Очаг» существовал исключительно на благотворительные средства, в основном — пожертвования частных лиц. Вначале в «очаге» работали 12 сотрудниц и 2 сотрудника, приходивших в разное время, так что в день бывало три смены по 2—3 человека. «Очаг» работал с 9 часов утра до 7 часов вечера.

Открывая очаг, его организаторы не ставили воспитательных задач — прежде всего им хотелось накормить детей, дать им приют, оградить от вредного влияния улицы. Но, когда это было сделано, встала задача занять детей. А выбор занятий и способ их проведения заставлял вдуматься в их воспитательное значение.

К 1 марта 1915 года Центральное бюро объединяло уже 19 «очагов». Часть из них (Басманный, Гжельский, Самарский, Лефортовский, Пресненский) содержались почти целиком за счет средств, собираемых Центральным бюро, а остальные содержали другие организации и отдельные кружки сотрудников. В этот период Центральное бюро не пользовалось субсидиями городской управы, а занималось сбором пожертвований.

Вначале «очаги» рассматривались как временные учреждения, обеспечивающие присмотр, уход и питание безнадзорных детей. Однако, ознакомившись ближе с жизнью семей, сотрудники «очагов» поняли, что нужда детей вызвана не только войной, но коренится в общих условиях жизни необеспеченных слоев населения. Таким образом, сформировалось убеждение о необходимости постоянного существования таких учреждений, как «очаг».

В 1915 году взгляд на «очаг» только как на учреждение призрения был пересмотрен и началась работа по превращению его в особый тип воспитательно-просветительного учреждения. В марте 1915 года было принято решение о присоединении «очагов» к районным обществам попечения об учащихся детях, а при Союзе этих обществ образовали комиссию работников по дошкольному воспитанию, которая стала заниматься «очагами». На первом заседании был выбран временный Совет, председателем которого был избран В.А. Флеров, товарищами председателя — М.М. Станиславская и
С.Т. Шацкий, секретарем — Л.Н. Скаткин.

На основании ходатайства, поданного В.А. Флеровым в Московскую городскую управу, с июля 1915 года на содержание «очагов» стали ежемесячно отпускать 1655 руб. Кроме того, военная подкомиссия Управы ежемесячно выплачивала 500 руб. С января 1917 года Московская городская управа постановила ежемесячно передавать 2888 руб. в непосредственное распоряжение комиссии работников по дошкольному воспитанию.

По архивным данным, к 1917 году в Москве было 7 детских приютов с 4362 детьми дошкольного и школьного возраста, 21 «очаг» для детей дошкольного возраста с 540 детьми, 28 народных детских садов с 1583 детьми, 7 яслей с 436 детьми, 34 площадки с 4559 детьми.

Таким образом, общественными воспитательными учреждениями были охвачены свыше семи с половиной тысяч детей.

Приведенные цифры наглядно демонстрируют разнообразие типов учреждений для дошкольников, с явным преимуществом учреждений призрения, таких, как «очаги» и приюты.

Возникновение в 1914—1915 годах сети «очагов» и других учреждений для детей городского населения потребовало организовать краткосрочную подготовку значительного числа новых дошкольных работников.

При народном университете имени А.Л. Шанявского Московским кружком совместного воспитания и образования были организованы краткосрочные платные вечерние общедоступные курсы по дошкольному воспитанию. Всего через курсы прошли более 1200 человек.

Учебный план одного цикла был рассчитан на 78 часов. Лекционные и практические занятия по самым разным проблемам педагогики, психологии, гигиены и санитарии раскрывали основные методы работы с детьми дошкольного возраста. Проводили занятия, причем бесплатно, лучшие специалисты Москвы, среди них — приват-доцент Московского университета М.М. Рубинштейн, преподаватели Московских педагогических курсов Н.С. Филитис и Г.К. Вебер, доктора медицинских наук В.Е. Игнатьев, В.Я. Канель, Г.Е. Сперанский, С.Т. Шацкий, Л.К. Шлегер, К.Н. Корнилов, В.Я. Конель, О.В. Зимина, Г.И. Россолимо, К.Н. Вентцель и др.

Л.К. Шлегер проводила со слушательницами курс «Практическая работа в детском саду». Она не читала лекций, а вела живые беседы с демонстрацией характерного опыта работы своего детского сада, считая необходимым, чтобы курсанты прошли автодидактический путь. «Мы хотели сделать такой опыт постановки курсов, — писала она, — где люди, прежде чем идти работать с детьми, прочувствовали через себя все то, с чем мы подходим к детям». В 1915 году лекции этих курсов были изданы отдельными книжками.

Социальные потрясения в начале XX века вызвали значительное увеличение безнадзорных детей. Это повлияло не только на расширение сети существовавших учреждений призрения, но и способствовало возникновению новых типов воспитательных учреждений: народных детских садов, «очагов», а также развитию других форм организации детей на детских площадках, в детских летних колониях и т.п.

Революционные события февраля 1917 года практически не повлияли на работу дошкольных учреждений Москвы, однако вызвали значительную активность педагогической общественности.

Союз обществ вышел с инициативой создания городской комиссии по дошкольному воспитанию с целью осуществления в Москве всеобщего дошкольного воспитания. Был разработан проект деятельности этой комиссии. Учредителями комиссии выступили представители различных обществ, педагоги, врачи, частные владельцы дошкольных учреждений (С.Т. Шацкий, Л.К. Шлегер, А.П. Выготская, М.X. Свентицкая, Л.С. Тезавровская и другие).

Активно обсуждались педагогической общественностью Москвы тезисы по дошкольному воспитанию, предложенные специальной комиссией Министерства народного просвещения при Временном правительстве. Основное содержание этих тезисов заключалось в том, что дошкольное воспитание необходимо ввести в общую систему народного образования, должны быть закрыты учреждения по призрению детей и обеспечено всестороннее развитие и воспитание детей в детских садах.

«Очаги» и народные детские сады Москвы тяжело пережили зиму 1917—1918 годов. Отсутствие субсидий города на 1918 год, значительное снижение пожертвований, трудности с добыванием продуктов и топлива — все это осложняло работу и вело к свертыванию воспитательной работы с детьми. Некоторые «очаги» пришлось закрыть, другие объединить. Встал вопрос о необходимости введения платы за питание детей в «очагах».

К 1918 году в Москве сложились условия для создания системы дошкольного воспитания: была создана сеть разных типов дошкольных учреждений, шла теоретическая и практическая работа по разработке содержания и методов работы с детьми дошкольного возраста, началась подготовка работников для детских садов и «очагов», были заложены основы управления дошкольными учреждениями, находившимися в ведении разных организаций и строящими свою работу на основе различных организационно-правовых форм.

Дошкольное образование

Возвращаюсь к вам потому,

Что вот здесь начало моё

 

Традиционно в России дети воспитывались дома, поэтому история дошкольного образования Киселевска ведет отсчет с послереволюционных времен.

Вовлечение женщин в общественно полезный труд потребовало создания мест, где бы находились дети, пока их родители на производстве.

На территории современного Киселевска первое дошкольное учреждение появилось в деревне Черепаново. Мария Васенькова, деревенский организатор по работе с женщинами, зимой 1926 года отправила в Москву письмо на имя Н.К. Крупской, в котором писала, что в деревне много грудных детей, поэтому каждое лето встает вопрос, куда их пристроить, пока женщины в поле.

Через четыре месяца черепановцам выделили деньги «…на открытие летних яслей». Ясли просуществовали несколько лет, но работали только летом.

Детский сад "Будущий шахтер"

Первый детский сад на территории поселка Киселево открылся в 1935 году и получил название «Будущий шахтер». Располагался он в двух небольших избах, доставшихся от зажиточных сельчан деревни Черкасово. Детский сад посещали 40 ребят от 6 месяцев до 6 лет, чьи мамы трудились на шахте №1-2. Режим работы – круглосуточный.

Дальнейший импульс развитию дошкольных учреждений в городе дало Постановление Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров СССР, которое обязывало предприятия открывать дошкольные учреждения для детей своих рабочих. Перед самой войной, на конец 1940 года, в городе функционировало 8 детских садов, которые посещали 580 детей. В те годы статистика вела учет лишь детским садам (до 1970 года), так как детские ясли находились в ведении органов здравоохранения.

Во время Великой Отечественной войны потребность в дошкольных учреждениях резко возросла: во – первых, в город прибыли эвакуированные предприятия вместе с рабочими и их семьями, во – вторых, многие домохозяйки вышли на работу, заменив ушедших на фронт мужчин. К 8-ми имеющимся были открыты 5 детских садов и 15 детских яслей, 100% которых работали в круглосуточном режиме.

В послевоенные годы государство полностью пересмотрело концепцию дошкольных учреждений. Из учреждений присмотра и ухода они стали образовательными учреждениями.

До 50-х годов все без исключения дошкольные учреждения находились в приспособленных помещениях. В 1951 году в районе машзавода было построено здание, специально предназначенное для нахождения там детей. В нем расположился детский сад №5 и детские ясли №4 (заведующая Скосырева). Территория этого дошкольного учреждения была прекрасно оборудована, имелся даже фонтан.

Годом позже в центре города открылся детский сад, построенный по такому же типовому проекту.

Конец 50-х годов положил начало новому витку в развитии дошкольного образования в Кузбассе и Киселевске. В интересах осуществления единой системы воспитания детей дошкольного возраста ЦК КПСС и Совет Министров СССР решили объединить два типа детских учреждений – ясли – сад – в единое дошкольное детское учреждение. К началу 1960 года в городе насчитывалось 13 таких яслей – садов. Всего в городе имелось 25 дошкольных учреждений, в которых воспитывалось и обучалось 2196 детей. Причем по нормативам в этих учреждениях было всего 980 мест, то есть фактически на 100 мест приходилось 224 ребенка.

Город рос, развивался. Дошкольных учреждений катастрофически не хватало. Под них начали приспосабливать жилые помещения: первые этажи жилых домов, небольшие жилые дома. Как результат, на 1 сентября 1965 года в городе действовало 45 детских садов и 19 детских яслей. Количество мест в детских садах увеличилось на 2405.

С 1962 года дошкольные учреждения Киселевска начали работать по новой типовой программе воспитания детей в детском саду. Этой программой воспитатели и методисты пользовались вплоть до 90-х годов. Программа предусматривала занятия по подготовке детей к школе, т.е. детские сады становились базой для школы. В детские сады пошли учителя начальных классов, которые отслеживали потенциальных учеников еще до попадания их в школьный коллектив.

С 1972 года были введены новые нормы проектирования дошкольных учреждений. Согласно им увеличивался норматив площади на 1 ребенка. В детских садах с количеством мест более 250 предусматривалось строительство плавательного бассейна. Первый такой детский комбинат появился у коллектива обувной фабрики – детский комбинат «Сказка»; два детских комбината №№31, 65 с бассейнами появились в районе Красного Камня.

В апреле 1975 года вышло Постановление Совета Министров СССР « О мерах по улучшению воспитания, трудоустройства и обслуживания лиц с дефектами физического и умственного развития». Этим постановлением предусматривалось создание в детских садах специализированных групп для детей с нарушениями зрения, слуха, речи, опорно – двигательного аппарата.

В нашем городе специализированная группа появилась значительно раньше. На базе детского сада №47 с 1 января 1969 года начала работать группа для детей с дефектами речи (неправильное произношение от 2 до 12 звуков). Чуть позже начала работать группа для детей, у которых другой дефект речи – заикание.

12 апреля 1984 года увидело свет Постановление Совета Министров СССР №317 «О дальнейшем улучшении общественного дошкольного воспитания и подготовки детей к школе». Это постановление должно было решить все накопившиеся в дошкольном образовании проблемы, повысить качество образовательной работы с детьми в детских садах, как непременное условие хорошей подготовки детей к школе.

Подошли 90-е годы. Дошкольные учреждения Киселевска переживали не лучшие времена. Закрытие предприятий, низкая заработная плата на фоне повышения родительской платы за содержание ребенка в детском учреждении, общее падение рождаемости в стране привели к их закрытию, хотя перекомплект по – прежнему оставался (1995год - 55 учреждений, 102 человека на место, 2000 год – 32 учреждения, 109 человек на место).

Но именно на рубеже веков в связи с принятием Закона «Об образовании» дошкольные учреждения приобрели статус «де - юре», что позволило им самим выбирать образовательные программы.

По такому пути пошел коллектив начальной школы – детского сада №62, руководит которым Эйрих Раиса Генриховна. Ей удалось сплотить вокруг себя коллектив единомышленников, которые из обычного детского сада, расположенного в рабочем

 

Последнее изменение этой страницы: 2017-07-07

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...