Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ОТНОШЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИДЕОЛОГОВ ПРАВОСЛАВИЯ К СВОЕМУ ФИЛОСОФСКО-БОГОСЛОВСКОМУ НАСЛЕДИЮ

Современные православные идеологи дают высокую оценку своему философскому наследию. Они отмечают выдающуюся роль наиболее известных представителей «академической философии» в разработке основополагающих принципов христианской апологетики, в осмыслении и развитии важных сторон вероучения и культа. В число наиболее ярких образчиков религиозной публицистики, связанной с обновлением экклезиологии, включаются произведения славянофилов. А. С. Хомяков, И. В. Киреевский считаются мыслителями, давшими ответ на запросы времени новизной поставленных вопросов и методов их решения, нахождением оптимальных формулировок для выражения всех основных православных представлений. Из наиболее известных представителей «метафизики всеединства» и «нового религиозного сознания» особым почетом окружены имена В. С. Соловьева, П. А. Флоренского, С. Н. Булгакова, братьев Трубецких и др.

В решении целого ряда важных философско-богословских проблем современные идеологи православия опираются на своих предшественников или же используют их идеи для разработки новых мировоззренческих установок и концепций. Так, например, они подчеркивают исключительное значение для церкви антропологического учения В. И. Несмелова, П. Я. Светлова, А. М. Туберовского, в том числе несмеловского антропологического доказательства бытия бога. Но они не ограничиваются простым воспроизведением их взглядов, а дополняют их антропологической мистикой одного из наиболее крупных современных православных богословов — В. Н. Лосского, христологической антропологией известного православного иерарха В. Ф. Войно-Ясенецкого. Идеологам православия импонирует стремление представителей «нового религиозного сознания» придать христианской эсхатологии такое звучание, которое превратило бы веру в активно-деятельное мировоззрение современного человека. Им представляется перспективной бердяевская попытка сместить акцент в эсхатологическом учении «с неопределенно будущего времени в конкретную действительность, из процесса отвлеченного

знания в непосредственную деятельность». Но современные православные богословы и священнослужители не только не разделяют общественно-политических и социально-экономических воззрений Бердяева, но и считают их от начала до конца чуждыми православному учению.

В православных духовных академиях за последнее десятилетие подготовлено значительное количество работ, в которых анализируется апологетическое значение философско-богословских трудов Ф. А. Голубинского, В. Д. Кудрявцева-Платонова, В. В. Болотова, экклезиологических воззрений славянофилов, гносеологических исследований П. А. Флоренского, софилогии С. Н. Булгакова, учения о Логосе С. Н. Трубецкого и т. п. Повышенный интерес к религиозно-философским концепциям своих предшественников у современных православных идеологов вызван прежде всего практическими задачами сохранения и упрочения позиций православия в современном мире.

Наряду с широким использованием в обновленной интерпретации своего церковно-философского наследия современные православные идеологи взяли на вооружение целый ряд новых социальных, общественно-политических, нравственных, эстетических, культурно-исторических и иных концепций, приспособленных к условиям социалистической действительности, к изменившемуся сознанию верующих советских людей. Русская православная церковь объявила аномалией свою дореволюционную ориентацию, свои тесные связи с монархическо-помешичьим государством, свои политические установки, чуждые интересам народных масс. Сейчас она считает социализм наиболее совершенным общественным строем. Не отказываясь от провиденциалистского понимания исторического процесса, православные идеологи не могут не признать роль и значение созидательной деятельности людей. Поэтому они призывают верующих к повышению своей социальной активности, к участию в творческом труде, в революционном преобразовании действительности на коммунистических началах. Их концепции «богословия революции», «богословия мира» сориентированы на поддержку практической программы коммунистического строительства в нашей стране, призывают к миру и дружбе между всеми народами, живущими в различных общественно-политических условиях.

В области этики и аксиологии идеологи современного православия особое внимание уделяют новой трактовке таких вопросов, как трудовая активность личности, взаимоотношения человека и общества, общества и природы, новое понимание образа жизни человека. Трудовая активность, независимо от ее характера и сущности, сейчас включена православными богословами в систему христианских ценностей. Что же касается личности, то при абсолютизации ее свободы воли она рассматривается в непосредственной связи с условиями общественной жизни, а ее образ деятельности признается одним из определяющих начал «адаптации форм церковной жизни к потребностям, возникающим прямо или косвенно в связи с изменениями, происходящими в окружающем мире».

В современной православной апологетике преобладающее значение приобрела социальная интерпретация христианства, ставящая своей задачей сближение и даже отождествление идеи «царства божьего» на земле с идеалами коммунистического общества. Обеспечение социальной справедливости, свободы, равенства, братства соотносится сейчас в богословской литературе не только с традиционными для христианства моральными утопиями вроде изменения испорченной первородным грехом человеческой природы, но и с преобразованием самого общества, с уничтожением частной собственности, эксплуатации и порабощения человека человеком.

Опираясь на обновленческие идеи прошлого, в особенности на «метафизику всеединства», современные идеологи православия разрабатывают различные аспекты теории «двух истин», призванные с различных сторон обосновать непротиворечивость науки и религии. С их точки зрения, наука и религия занимаются изучением различных сфер бытия. Если науку интересует вопрос о том, как устроено небо, то религию — как «взойти на небо», т. е. достигнуть бессмертия души в небесной, вечной жизни. Если наука, с точки зрения богословов, занимается миром естественным, то религия — миром потусторонним, не подчиняющимся законам природы. А поскольку эти сферы нигде не совпадают и не перекрещиваются, между ними в принципе невозможно возникновение каких бы то ни было противоречий. Когда же такие противоречия возникают, то в этом повинен только человеческий разум, выходящий за пределы своей компетентности. Отсюда, по их мнению, следует, что вся

история борьбы религии с наукой объясняется не их противоположностью, а субъективными мотивами, и в первую очередь неправомерным стремлением отдельных церковных иерархов отождествить несводимые друг к другу естественные и сверхъестественные сферы познания.

В поисках убедительных аргументов для философско-богословского обоснования различных догматических проблем православные идеологи прибегают к широкому использованию патристики, так называемой «святоотеческой литературы», средневековых философских учений. Одновременно они выходят за пределы конфессиональных границ и все чаще опираются на работы современных протестантских и католических философов и богословов.

Раздел четвертый

ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ АТЕИЗМА

Глава XVII

Последнее изменение этой страницы: 2017-07-07

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...