Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЗАРОЖДЕНИЕ ПРАКТИКИ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

Т.Н.Черняева

ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ:

ЗАРУБЕЖНЫЙ, РОССИЙСКИЙ АСПЕКТЫ

 


 

 
 

 

Лекция № 1

 

ЗАРОЖДЕНИЕ ПРАКТИКИ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

И РАННЕПЕРВОБЫТНЫХ ФОРМ ПОМОЩИ

Терминология вопроса:социализация, социальное наследование, социальное воспитание,традиции, семья, семейное воспитание, парадигма помощи

Социальное наследование и становление практики социального воспитания

Существует несколько концепций происхождения воспитания как:

§ отражения инстинкта заботы о потомстве;

§ бессознательного инстинкта детей к подражанию взрослым;

§ объективной, социальной потребности в овладении подрастающим поколением опыта производственной деятельности Þ

Теория социального наследования – какосвоение – обогащение – передача исторического опыта от поколения к поколению в процессе общественно-практической деятельности (о1 → О2 →О).

Социальное наследование осуществляется в процессе социализации ©, причем как стихийной, так и управляемой – социальное воспитание ©.

Зарождение идей социального воспитания связано с выделением человека из мира животных, с передачей опыта от поколения к поколению. Зачатки социальных, в том числе и воспитательных, механизмов трансляции от поколения к поколению опыта жизнедеятельности появились в архаичных культурах (2,5 млн. – 200 тыс. лет назад), для которых было характерно:

§ первая форма кооперации людей (охоты) как социального способа добывания, распределения и потребления пищи;

§ появление речи, как средства общения и одновременно способа кодирования полученного опыта;

§ складывание первых методов воспитания и обучения и их полоролевая дифференциация;

§ естественное разделение труда, ведущее к оформлению кровнородственных и семейно-брачных отношений;

§ оформление ритуалов как социальных стереотипов и правил социального поведения и деятельности;

§ исторически первый тип социального воспитания – принадлежность детей не только родительской семье, а, прежде всего родственному коллективу.

Следующий этап развития идей социального воспитания – эпоха раннепервобытных общин (собирателей и рыболов):

§ полное социальное равенство при половозрастном разделении труда и общей присваивающей экономике;

§ углубление дифференциации социального воспитания (пол, возраст), имеющего целенаправленно практический характер;

§ фольклор (предания, сказки, пословицы, песни, рассказы, мифы), ритуалы, традиции как способы социального наследования и формирования важнейших нравственных качеств;

§ инициации как принятие нового социального статуса – взрослого члена общества.

Появление прибавочного продукта ведет социальному и имущественному разложению первобытнообщинного строя Þ дифференциации социального воспитания по содержанию (для большинства общинников – трудовое; для вождей, жрецов – интеллектуальное; воинов – военно-спортивное). Возникает семья © как первичная ячейка общества, что способствует постепенному повышению роли семейного воспитания ©.

Период первобытного общества был временем становления и развития социально-педагогической практики, идеи социального воспитания носят неоформленный, ситуативный характер и представлены в основном в виде традиций. ©

Раннепервобытные формы помощи

В период раннепервобытных общин складывается реципкротная парадигма помощи © − определялась жизненными потребностями человека, ограничивалась его возможностями на неосознаваемом уровне и была стихийной, витальной. Могла быть выражена через:

§ Культовые формы помощи и поддержки не только отдельному человеку, но и всему роду были связанны с мифологическим миром древнего человека (сакральные атрибуты, знаки, действия, предметы (деревянные куклы), животные; тотем, как комплекс верований и обрядов, когда какое-то явление природы, растение или предмет считался родоначальником племени) были первой ступенью становления социальной помощи.

§ Общинно-родовые формы помощи, реализуемые через общинное самоуправление (поддержка нуждающимся, незащищенным: старикам, детям, вдовам).

§ Хозяйственные формы помощи, представленные различными видами взаимообмена материальными благами и услугами на основе взаимных обязательств.

 

Лекция № 2

ЗАРОЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

НА РАННИХ ЭТАПАХ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Терминология вопроса:воспитание, семейное воспитание, образование, социализация, опыт социального наследования, религия, милосердие, благотворительность.

Лекция № 3

СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В АНТИЧНОМ МИРЕ

Терминология вопроса:воспитание, парадигма помощи, филантропия, семья, усыновление, опека, попечительство.

Лекция № 4

СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ

И СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ В СРЕДНИЕ ВЕКА

Терминология вопроса:религия, религиозное воспитание,семья,воспитание, социальное воспитание, милосердие, помощь, благотворительность, призрение, гуманизм, социальный работник.

Лекция № 5

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

Лекция № 6

ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ КОНЕЦ XIX в. – НАЧАЛО XIX вв.

ПАУЛЬ НАТОРП

Терминология вопроса:социальная педагогика,семейное воспитание, воля, социализация, детские/молодежные организации, опытно-ориентированое образование, саморазвитие, саморегуляция, самовоспитание, сотрудничество, педагогическая поддержка, свобода, коллектив, развитие, физические воспитание, эстетическое воспитание, среда.

Оформление социальной педагогики как науки

«Самоценность личности развивается, прежде всего, в скромной преданности… общественному делу».

П. Наторп

К концу XIX в. – началу XX века социальным проблемам воспитания становится тесно в рамках традиционной педагогики. Они начинают исследоваться в рамках различных наук о человеке Þ «проблемы, вышедшие за пределы одной науки, неизбежно создают новые области знания» (В.И.Вернадский) Þ социальная педагогика окончательно формируется как самостоятельная наука. Это связано, в первую очередь, с Паулем Наторпом(1854 – 1924) немецким философом и педагогом и его трудом «Социальная педагогика», в котором он дает определение социальной педагогике как «воспитанию в обществе, через общество и для общества», систематизирует основные понятия и категории социальной педагогики. Главной задачей социальной педагогики провозгласил – «приведение индивида к воссоединению с обществом».

Наторп считал, что человек, и общество в целом развиваются по одним и тем же законам, что подчеркивало общественное, социальное содержание воспитания, (решающим условием воспитания является общество, а решающим условием жизнедеятельности общества является воспитание).

Выдвинул идею интеграции воспитательных сил общества с целью распространения культуры и просвещения народа, выступил за всеобщую педагогизацию общества и призвал к созданию воспитательных союзов, которые занимались бы реализацией этой деятельности, которую он назвал социальной.

Главным фактором прогресса является «прогресс сознания» отдельных людей и всей «общности» в целом, что невозможно без воспитания воли © – это и должно стать основной задачей педагога.

Наторп выделял несколько стадий развития воли человека и соответственно им стадии социального воспитания человека:

§ развитие влечения совпадало с периодом домашнего/семейного воспитания, которое он считал первой ступенью общественного воспитания;

§ развитие воли осуществлялось школьным воспитанием; когда происходит воздействие на волю человека, осуществляется ее регулировка посредством определенных школьных порядков (сдерживание негативных и развитие позитивных волевых устремлений индивида) Причем эта стадия (школьное воспитание), должна быть многоступенчатой и доступной для всех учеников.

§ развитие разумной воли – в рамках свободного самовоспитания.

Наторп рассматривает законы социального развития, представляет теорию домашнего воспитания, теорию школы и теорию «свободного самовоспитания». Свободное самовоспитание он рассматривал не как область уединенного самосовершенствования, а именно совершенствование своего внутреннего мира в тесной связи с обществом и для общества. Поэтому люди, получившие такое воспитание и «самовоспитание в духе общности», обязательно станут оплотом мира и демократии в обществе, предупредят и устранять все возможное для социальных конфликтов и революций. Ведь если общество бережно относится к каждому человеческому существу, пестует его свободное развитие, то и человек также высоко и разумно относится к обществу.

Вся социальная педагогика Наторпа пронизана идеей гуманизма © и альтруизма ©, на которых строится вся система отношений ребенка в семье, в обществе, формирование дисциплины и «духа гражданственности» в школьном общении.

Таким образом, социальная педагогика сформировалась как наиболее прогрессивная и одновременно самостоятельная отрасль педагогики, изучающая социальное воспитание всех возрастных и социальных категорий людей, давшая толчок к появлению и развитию различным прогрессивным социально-педагогическим идеям и течениям XX века.

Лекция № 7

НА РУБЕЖЕ XX – XXI ВЕКОВ

Терминология вопроса:социальная педагогика,способности, личность, барьеры, планирование, социализация, сотрудничество, самоуправление, сегрегация, дискриминация.

В XX веке проблемы социализации молодежи приобретают не только общенациональный, но и международный характер. Социальное воспитание стало рассматриваться не только как средство развития человека как индивида, но и как личности, социального существа, члена социума, а также в качестве способа стабилизации господствующих социальных, политических и идеологических порядков.

Огромную роль на развитие идей социального воспитания и социальной педагогики в целом сыграла разработка педагогической концепции Селестена Френе (1896 – 1966). Ее центральная идея – для развития социальных способностей © детей, нравственных и гражданских качеств личности недостаточно просто изменение программы и методов обучения, необходимо создать в школе совершенное социальное общество, где каждый ребенок мог строить свою личность ©, а взрослые (учителя, родители) ему помогают в этом. Огромные социализирующие возможности он возлагал не на игру, которая «не готовит детей к жизни, а отвлекает», а на труд с его социальной значимостью, творческим потенциалом и возможностью формирования своего собственного социального опыта Þ развивает идею Дьюи об опытно-ориентированной педагогике.

Френе вводит понятие «опора – барьер», т.е. в процессе совместной школьной деятельности детям важно обращать внимание на определенные жизненные «барьеры» ©, препятствия, которые ставит природа, семья, государственная власть. Но их надо не слепо принимать, а использовать как «опоры», как ситуации, когда нужно сделать обдуманный выбор, принять решение Þ предлагал ребенку овладевать системой планирования © собственной деятельности, жизни. Успешная социализация © детей не возможна без принципа сотрудничества © всех участников школьного сообщества (школьные кооперативы) и самоуправления ©.

Таким образом, Френе верил, что путем реализации всех идей удастся связать школу с социальной средой и воспитать активных членов демократического общества.

Окончательно оформляется социальная педагогика как новая отрасль педагогической науки, анализирующая влияние социальных факторов на воспитание, образование и воздействие педагогической практики на развитие общества.

Существенные изменения происходят в принципах системы социального образования (образования «аномальных людей»). Во второй половине XX века в западноевропейских странах на смену старой парадигме общественно-государственного сознания, основанной на принципе «полноценное большинство – неполноценное меньшинство» приходит новая – «единое общество, включающее людей с различными проблемами». Вычленение, социальная маркировка национально-этнических, политических, религиозных, физических, интеллектуальных и иных отличий признается аморальной и недопустимой Þ формирование новой социокультурной нормы: уважение различий между людьми, признание равенства их социальных прав в независимости от степени и тяжести нарушений в их развитии.

Различного рода специализированные интернаты, школы, диспансеры признаются учреждениями сегрегационными ©, а закрытая, изолированная от массовой система специального образования – дискриминационной. © Помещение в эту систему ребенка рассматривается как нарушение его прав, навешивание «социального ярлыка» Þ новая терминология: «дети с особыми нуждами», «дети с проблемами», вместе признанных некорректными «аномальные дети», «идиоты», «дебилы» и др. В итоге к концу 80-х годов XX века в общественном сознании многих зарубежных стран полноправно утверждается социально-педагогическая мысль и практика, о которой говорил А. Дистервег и П. Наторп.

На сегодняшний день, в большинстве европейских стран, (за исключением Германии), и в США функции и роль социального педагога берет на себя школьный социальный работник (социальный работник в образовании), который использует в своей работе такие методы как: визиты на дом, индивидуальное и групповое консультирование, посредничество в кризисных ситуациях, мобилизация и координация средств социума, наблюдение за воспитуемым, защита и др.

В США и других западных странахнакоплен интересный опыт в сфере социальной работы с детьми. Специальные учреждения социальной помощи детям:

§ организуют специальные группы профессионального обучения для родителей, обеспечение помощи по трудоустройству;

§ присмотр за детьми работающих в дневное и вечернее время родителей;

§ создание центров здоровья для незамужних матерей;

§ создание и поддержка служб защиты детей, подвергшихся насилию;

§ инспектирование детских домов, работа в семьях с приемными детьми и наблюдение за адаптацией ребенка в новой семье;

§ работа с бежавшими из дома и бездомными детьми (приюты, общежития, работа «телефонов доверия» и др.).

Таким образом, на рубеже XX – XXI веков социальное воспитание в странах Западной Европы и США рассматривается как основополагающее условие и фактор формирования общественного сознания нации, сохранения самобытности и исторической перспективы народа, общества и государства, воспитания уважения к другим народам и нациям, обогащение и развитие мировой культуры и цивилизации.


 

 
 

Лекция № 1

Лекция № 2

ПРЕОБРАЗОВАНИЕ МЕР ОБЩЕСТВЕННОГО ПРИЗРЕНИЯ

В ГОСУДАРСТВЕННУЮ СИСТЕМУ В ЭПОХУ ПЕТРА I

Терминология вопроса:нищенство, призрение, милостыни, приюты, сиротские дома, богадельни, благотворительные заведения, государственно-общественная благотворительность.

 

1? Изменение в образовательной политике Российского государства при Петре I

В XVIII в. в России произошли заметные сдвиги в социальных отношениях, экономике и культуре. Важное значение для развития этих процессов имели реформы Петра I в области просвещения. В обществе укреплялось понимание необходимости светского, государственного регулирования воспитания и обучения.

Появились новые государственные учебно-воспитательные, профессиональные учреждения, в которых осуществлялись общее образование и профессиональная подготовка: Академия наук, Петербургская учительская семинария, женские светские учебные заведения. Во всех губерниях создаются государственные начальные (цифирные)школы, в которых обучались дети от 10 до 15 лет. Школьные реформы затрагивали и церковное образование: была организована широкая сеть архиерейских школ и духовных семинарий.

По указанию Петра I было подготовлены и опубликованы правила поведения светского юношества «Юности честное зерцало...», которое предварялось букварем и краткими нравоучениями из Священного писания и включало нормы этикета в разговоре и стиль поведения в разных ситуациях.

Под руководствомВ.К.Татищеваоткрываютсягорно-заводские школы, решающие проблему профессионального обучения, в том числе и детей из семей рабочих и крестьян.

 

Лекция № 3

Лекция № 4

Лекция № 5

Лекция № 6

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА СССР

Лекция № 7

В СССР В 40 – 50 гг. XX века

Терминология вопроса:патриотическое воспитание, общественно полезный труд, военно-физическое воспитание, детские приемники,суворовские, нахимовские военные училища, комиссии по делам несовершеннолетних, детские комнаты милиции, безнадзорность, беспризорность, сиротство, школы-интернаты, дополнительное образование, детское движение, пионерский лагерь.

 

Лекция № 8

ИЗМЕНЕНИЕ В СОЦИАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ И ЗАЩИТЕ ДЕТСТВА(60-70 гг. – конец XX века)

Терминология вопроса:дошкольное воспитание, ясли-сады, внешкольные воспитательная работа, среда коллектива, коммунарское движение, идейно-нравственное воспитание, социализация, специальные школы, социальная педагогика, социальный педагог.

 

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ

 

ü Альтруизм –черта характера, побуждающая человека бескорыстно приходить на помощь другим людям.

ü Безнадзорные дети – дети, лишенные присмотра, внимания, заботы, позитивного влияния со стороны родителей или лиц, их заменяющих, детского коллектива и одновременно при безразличии родителей, воспитателей к детям.

ü Беспризорный –человек, не имеющий «призора» (присмотра), т.е. не имеющий места жительства и (или) места пребывания.

ü Беспризорность детская –(призор «при взгляде, присмотр») социальное явление, заключающееся в отсутствии у детей и подростков семейного или государственного попечения, педагогического надзора и нормальных условий жизни, возникающее как один из результатов социальных бедствий – войн, голода, безработицы, эпидемий, крайней нужды родителей.

ü Беспризорные дети – дети, не имеющие родительского или государственного попечения, постоянного места жительства, соответствующих возрасту позитивных занятий; лишенные необходимого ухода, воспитания; не получающие систематического обучения.

ü Благотворительность –проявление сострадания к ближнему и нравственная обязанность имущего спешить на помощь неимущему, стремление оказать моральную, материальную помощь (в различных видах).Выделяются три формы благотворительности:милостыня, богадельня, попечительство.

ü Богадельня – источник «вечного благотворения» для определенных категорий нуждающихся, цель, которой не просто оказать случайную помощь, а прочно обеспечить судьбу по определенному плану.

ü Воля – сознательная целеустремленность человека на выполнение тех или иных действий.

ü Воспитание– 1)специально-организованное взаимодействие, (а не воздействие) педагога и воспитанника с целью формирования системы отношений к общечеловеческим ценностям и создания условий для творческого саморазвития личности; 2) целенаправленный процесс формирования у детей высоких гражданско-политических, морально- нравственных, психологических и физических качеств, привычек поведения и действий в соответствии с предъявляемыми обществом социальными и педагогическими требованиями; 3) целенаправленный, специально-организованный процесс воздействия педагогов на воспитанников с целью формирования гармонично-развитой личности; 4) целенаправленный процесс культуроемкого развития человека в определенных социально-экономических условиях.

ü Гуманизм – система воззрений, признающая ценность ребенка как личности, характеризующаяся защитой ее достоинства и свободы, считающая благо человека основным критерием, а принцип равенства и справедливости – нормой отношения между людьми.

ü Дети-сироты – дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель или объявлены умершими.

Основные категории детей-сирот: отказной (несовершеннолетний, оставшийся без попечения родителей по заявлению матери или обоих родителей об отказе, заверенному главным врачом или юристом медицинского учреждения (родильного дома, больницы, дома ребенка); подкидыш (несовершеннолетний, оставшийся без попечения родителей, направленный в государственное учреждение правоохранительными органами в соответствии с актом о подкидывании (как правило, речь идет о малолетних детях, которых родите­ли оставляют на улице, в магазине, на вокзале, в других местах с той целью, чтобы государство взяло заботу об их содержании и воспитании на себя); отобранный – несовершеннолетний, права родителей которого ограничены судом (принудительное отобрание); подопечный – несовершеннолетний, оставшийся без попечения родителей, переданный под опеку до 14 лет или попечительство до 18 лет граждан или в государственные учреждения.

ü Детские/молодежные организации– самодеятельное, самоуправляемое детское общественное объединение, создаваемое для реализации какой-либо социально ценной идеи (цели), имеющее регулирующие его деятельность нормы и правила, зафиксированные в Уставе или ином учредительном документе, выраженную структуру и фиксированное членство.

ü Дискриминация –ущемление группы граждан в правах по какому-либо признаку (расовому, половому, религиозному и т.д.).

ü Доброхотный –добровольный.

ü Защита детства – система мер, обеспечивающая охрану законных прав и интересов детей на основе разработки нормативных документов, которые определяют правовое положение несовершеннолетних; законодательное регулирование детского труда; совершенствование системы опеки, попечительства и усыновления детей, оставшихся без попечения родителей; создание сети специализированных социальных служб и учреждений для прове­дения коррекционной и реабилитационной работы с детьми, нуждающимися в соответствующей помощи.

ü Инвалид (от лат. «слабый, немощный») лицо, частично или полностью утратившее трудоспособность, имеющий нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленные за­болеваниями, последствиями травм или дефектами.

ü Интернат – образовательное учреждение (школа), в котором учащиеся живут, обучаются, находясь на частичном или полном государственном обеспечении; общежитие для учащихся при образовательном учреждении; дом, приют для инвалидов и одиноких престарелых, где они обеспечиваются уходом.

ü Коллектив – высший уровень развития группы основанной на общности позитивной цели, деятельности, единства, взаимопонимания и стремления помогать друг другу.

ü Конфессии – разновидность исповедания, обладающая соответствующей организацией, особенностью вероучения и социальным устройством.

ü Культуросообразность – процесс воспитания и социализации ребенка должен строиться на основе духовной и материальной культуры данного общества и народа.

ü Личность – субъект социальных отношений и сознательной деятельности, общественное существо, формирующееся в совместной деятельности и общении.

ü Меценат –(имя римского деятеля, ставшего нарицательным) богатый покровитель наук и искусств.

ü Милосердие –сострадательная и деятельная любовь, выражающаяся в готовности помочь нуждающимся (людям и всему живому). В данное понятие соединились духовно-эмоциональный (переживание чужой боли как своей) и конкретно-практический (порыв к реальной помощи) аспекты. Без первого аспекта М. превращается в филантропию, без второго – ограничивается сентиментальностью.

ü Милостыня –подаяние нищему («всегда добро для того, кто подает, но не всегда для того – кому»).

ü Образование –1) как процесс – освоение системы ЗУНов, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентаций и отношений, в учебных учреждениях и в результате самообразования;2) как результат – достигнутый уровень в освоении ЗУНов, опыта деятельности и отношений; 3) как система – совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, сеть реализующих их образовательных учреждений, органов управления образованием.

ü Опекун (попечитель) – физическое или юридическое лицо, на которое возлагается обязанность заботы о человеке, признанном недееспособным по возрасту или состоянию здоровья. Для назначения необходимо согласие на опекунство, при этом учитывают человеческие качества О., его способность заменить отсутствующего родителя. О. не может быть недееспособный гражданин, лицо, лишенное родительских прав.

ü Парадигма помощи – устойчивая модель помощи, которая соответствует уровню развития данного общества, его культуре в тот или иной исторический период.

ü Патронат(от лат. «защищать, покровительствовать») покровительство; передача на воспитание детей, оставшихся без родителей, по договору между соответствующими государственными органами и лицом, принимающим патронируемого ребенка. До 4 лет дети передаются на попечение органов здравоохранения, от 4 до 14 лет - органам образования.

ü Педагогическая поддержка –система форм, методов и средств, обеспечивающих помощь детям в самостоятельном индивидуальном выборе (нравственном, гражданском, профессиональном самоопределении), а также помощь в преодолении препятствий, трудностей самореализации в различных видах деятельности.

ü Пенитенциарная педагогика – исследует вопросы воспитания и перевоспитания правонарушителей всех возрастов.

ü Педагога православная – разрабатывает вопросы воспитания и обучения подрастающего поколения на основе морали православного христианства.

ü Политика социальная – деятельность государства, направленная на разработку и обеспечение решения комплекса социальных проблем государства: социальную помощь, социальную поддержку, социальное обеспечение, социальную защиту населения.

ü Положение детей – совокупность сложившихся в обществе условий для выживания, развития и воспитания детей (материальная обеспеченность жизни, состояние детского здравоохранения, развитие сети оздоровительных учреждений, система общественного образования и воспитания, воспитательные возможности семьи, развитость общественной и государственной заботы о детях и законодательные нормы и др.).

ü Призрение –(от «призреть, призревать»), т.е. обратить взор с вниманием, участием, сочувствием, с милосердием; дать кому-либо приют и пропитание. Цель призрения – разумное и организованное, в отличие от благотворительности, обеспечение нуждающихся необходимым, и предупреждение нищеты.

ü Призрение общественное –в отличие от частной благотворительности есть организованная система помощи – со стороны государства или общества нуждающемуся населению; может быть определено как культурная форма благотворительности.

ü Природосообразность –воспитание, обучение и социализация ребенка должны исходить и строиться на основе законов физического и психического развития ребенка.

ü Приют – место, где ребенок может находиться круглосуточно, обеспечиваться питанием и необходимой помощью. В зависимости от основного предназначения выделяются типы приютов.

ü Развитие – процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека, психике, интеллектуальной и духовной сфере, обусловленных влиянием внешних (природных и социальная среда, воспитание, коллективная деятельность, общение) и внутренних (анатомо-физиологические предпосылки, собственная активность личности, реализуемая в деятельности) управляемых (воспитание и самовоспитание) и неуправляемых (объективных, стихийных влияний среды) факторов.

ü Религия – мировоззрение и мироощущения, а также соответствующее поведение, определяемое верой в существование Бога.

ü Религиозное (конфессиональное) воспитание – воспитание детей в духе веры в сверхъестественный мир и Бога, приобщения их к религиозным традициям и практике, выражающимся в богослужениях и проповедях, богопослушном поведении, соблюдении религиозной морали и заповедей, церковных праздников.

ü Самовоспитание –осознанная, целенаправленная самостоятельная деятельность, направленная на развитие в себе социально одобряемых, нормативных качеств личности и совершенствование образа жизни через «приватизацию» духовных ценностей, традиций, обычаев, принятых в данном обществе и преодолению отрицательных, негативных качеств.

ü Саморазвитие –самостоятельная деятельность субъекта, направленная на «собирание», оформление и развитие своей индивидуальности, характера, способностей, потребность в самосовершенствовании, самодвижении.

ü Саморегуляция –процесс управления человеком собственным психологическим и физиологическим состоянием, а также поступками.

ü Сегрегация– расовая или национальная дискриминация, запрещающая одной расе жить в одних и тех же районах с другой, пользоваться одними и теми же бытовыми и культурными предприятиями.

ü Семья– 1) малая социальная группа людей, объединенная кровнородственными или иными приравненными к ним связями, члены которой связаны общностью быта, взаимной материальной и моральной ответственностью (социологическое определение); 2) объединение чаще всего совместно проживающих лиц, связанных взаимными правами и обязанностями, возникающими из брака, родства, усыновления или иной формы устройства детей на воспитание в семью (юридическое определение).

ü Сирота – ребенок, у которого умер один иди оба родителя. Сиротакруглый ребенок, не имеющий обоих родителей. Полусирота ребенок, не имеющий одного из родителей (отца или мать).

ü Сиротство – социальное явление, обусловленное наличи­ем в обществе детей, родители которых умерли, а также детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их ро­дительских прав, признания в установленном порядке родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д., а также дети, родители которых не лишены родительских прав, но фактически не осуществляют какой-либо заботы о своих детях.

ü Сироты социальные – дети, оставшиеся без попечения родителей, в том числе дети, родители которых по различным причинам отказались от них либо лишены родительских прав, и взятые на полное государственное обеспечение.

ü Сиротские суды – сословные органы, ведавшие опекунскими делами «купеческих и мещанских вдов и малолетних сирот», следившие за состоянием опеки, разбором жалоб на опекунов.

ü Сотрудничество –целенаправленная, согласованная и ценностно значимая для субъектов совместная деятельность, приводящая к достижению общих целей и результатов. Сотрудничество – один из главных способов саморазвития и самореализации ребенка.

ü Социализация– процесс становления личности, в ходе которого происходит усвоение индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта. Рассматривается и как процесс (особенности социального становления личности), и как результат (характеристика социального становления человека в соответствии с его возрастом или уровнем развития).

ü Социальное воспитание –1) составная часть процесса социализации, педагогически регулируемая и целенаправленная на формирование социальной зрелости и развитие личности посредством включения ее в различные виды социальных отношений (В.И.Загвязинский); 2) педагогически ориентированная система помощи в образовании и воспитании детей, нуждающихся в ней в период их включения в социальную жизнь (М.А.Галагузова).

ü Социальная педагогика –1) отрасль педагогической науки, объектом изучения которой является ребенок, а предметом изучения – закономерности его социализации; 2) отрасль педагогической науки, изучающая закономерности социального воспитания и социального обучения детей в процессе их социализации.

ü Социальный педагог –специалист, имеющий среднее или высшее профессиональное образование по специальности «социальная педагогика», профессионально подготовленный для социально-педагогической деятельности.

ü Социальное поле (по А.С.Макаренко) – совокупность факторов, ограничивающих, или расширяющих сферу деятельности воспитателя и воспитанников.

ü Социальная работа –особый интегрированный, междисциплинарный вид профессиональной деятельности, направленный на решение социальных проблем отдельных, прежде всего, социально уязвимых, личностей и общественных групп и удовлетворение потребностей граждан, на создание условий, благоприятствующих восстановлению или повышению их способности к социальному функционированию.

ü Среда социальная – конкретное проявление обществен­ных отношений, в которых развиваются конкретная личность, со­циальная общность; социальные условия их развития.

ü Среда социально-педагогическая – специально, сообразно с социально-педагогическими целями, создаваемая система условий организации жизнедеятельности человека, направленная на формирование его отношений к миру, людям вообще и к другим людям.

ü Традиции –исторически сложившиеся и передаваемые от поколения к поколению обычаи, обряды, общественные установления, идеи и ценности, сохраняющиеся в обществе или в отдельных социальных группах в течение длительного времени.

ü Трудовая помощь –«приискание» работы для неимеющих ее, содействие в овладении какой-либо профессией, устройство ремесленных и других профессиональных школ, училищ и курсов для желающих работать.

ü Усыновление (удочерение) наиболее предпочтительная форма устройства детей, лишившихся родительского попече

Последнее изменение этой страницы: 2017-07-07

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...