Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ОСНОВНЫЕ ИДЕИ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ (СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ) ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ И США

НА РУБЕЖЕ XX – XXI ВЕКОВ

Терминология вопроса:социальная педагогика,способности, личность, барьеры, планирование, социализация, сотрудничество, самоуправление, сегрегация, дискриминация.

В XX веке проблемы социализации молодежи приобретают не только общенациональный, но и международный характер. Социальное воспитание стало рассматриваться не только как средство развития человека как индивида, но и как личности, социального существа, члена социума, а также в качестве способа стабилизации господствующих социальных, политических и идеологических порядков.

Огромную роль на развитие идей социального воспитания и социальной педагогики в целом сыграла разработка педагогической концепции Селестена Френе (1896 – 1966). Ее центральная идея – для развития социальных способностей © детей, нравственных и гражданских качеств личности недостаточно просто изменение программы и методов обучения, необходимо создать в школе совершенное социальное общество, где каждый ребенок мог строить свою личность ©, а взрослые (учителя, родители) ему помогают в этом. Огромные социализирующие возможности он возлагал не на игру, которая «не готовит детей к жизни, а отвлекает», а на труд с его социальной значимостью, творческим потенциалом и возможностью формирования своего собственного социального опыта Þ развивает идею Дьюи об опытно-ориентированной педагогике.

Френе вводит понятие «опора – барьер», т.е. в процессе совместной школьной деятельности детям важно обращать внимание на определенные жизненные «барьеры» ©, препятствия, которые ставит природа, семья, государственная власть. Но их надо не слепо принимать, а использовать как «опоры», как ситуации, когда нужно сделать обдуманный выбор, принять решение Þ предлагал ребенку овладевать системой планирования © собственной деятельности, жизни. Успешная социализация © детей не возможна без принципа сотрудничества © всех участников школьного сообщества (школьные кооперативы) и самоуправления ©.

Таким образом, Френе верил, что путем реализации всех идей удастся связать школу с социальной средой и воспитать активных членов демократического общества.

Окончательно оформляется социальная педагогика как новая отрасль педагогической науки, анализирующая влияние социальных факторов на воспитание, образование и воздействие педагогической практики на развитие общества.

Существенные изменения происходят в принципах системы социального образования (образования «аномальных людей»). Во второй половине XX века в западноевропейских странах на смену старой парадигме общественно-государственного сознания, основанной на принципе «полноценное большинство – неполноценное меньшинство» приходит новая – «единое общество, включающее людей с различными проблемами». Вычленение, социальная маркировка национально-этнических, политических, религиозных, физических, интеллектуальных и иных отличий признается аморальной и недопустимой Þ формирование новой социокультурной нормы: уважение различий между людьми, признание равенства их социальных прав в независимости от степени и тяжести нарушений в их развитии.

Различного рода специализированные интернаты, школы, диспансеры признаются учреждениями сегрегационными ©, а закрытая, изолированная от массовой система специального образования – дискриминационной. © Помещение в эту систему ребенка рассматривается как нарушение его прав, навешивание «социального ярлыка» Þ новая терминология: «дети с особыми нуждами», «дети с проблемами», вместе признанных некорректными «аномальные дети», «идиоты», «дебилы» и др. В итоге к концу 80-х годов XX века в общественном сознании многих зарубежных стран полноправно утверждается социально-педагогическая мысль и практика, о которой говорил А. Дистервег и П. Наторп.

На сегодняшний день, в большинстве европейских стран, (за исключением Германии), и в США функции и роль социального педагога берет на себя школьный социальный работник (социальный работник в образовании), который использует в своей работе такие методы как: визиты на дом, индивидуальное и групповое консультирование, посредничество в кризисных ситуациях, мобилизация и координация средств социума, наблюдение за воспитуемым, защита и др.

В США и других западных странахнакоплен интересный опыт в сфере социальной работы с детьми. Специальные учреждения социальной помощи детям:

§ организуют специальные группы профессионального обучения для родителей, обеспечение помощи по трудоустройству;

§ присмотр за детьми работающих в дневное и вечернее время родителей;

§ создание центров здоровья для незамужних матерей;

§ создание и поддержка служб защиты детей, подвергшихся насилию;

§ инспектирование детских домов, работа в семьях с приемными детьми и наблюдение за адаптацией ребенка в новой семье;

§ работа с бежавшими из дома и бездомными детьми (приюты, общежития, работа «телефонов доверия» и др.).

Таким образом, на рубеже XX – XXI веков социальное воспитание в странах Западной Европы и США рассматривается как основополагающее условие и фактор формирования общественного сознания нации, сохранения самобытности и исторической перспективы народа, общества и государства, воспитания уважения к другим народам и нациям, обогащение и развитие мировой культуры и цивилизации.


 

 
 

Лекция № 1

Последнее изменение этой страницы: 2017-07-07

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...