Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные идеи воспитания в Киевской Руси

До начала X в. восточные славяне прошли длительный путь своего развития. Изначально процесс воспитания носил общественный характер (было равным, хотя имелись различия в воспитании детей, определяемые, прежде всего полом), так как личные интересы подчинялись интересам общины.

Процесс воспитания носил общественный характер, поскольку личные интересы подчинялись интересам общины. Однако даже в условиях, когда община являлась своего рода совокупным воспитателем, важнейшие педагогические обязанности выполняли наиболее опытные ближайшие родственники. Воспитание было равным, хотя имелись различия в воспитании детей, определяемые, прежде всего полом. Так, если мальчиков готовили к охоте, изготовлению орудий труда, то девочек – к собирательству, ведению домашнего хозяйства, уходу за маленькими детьми. Подготовка подростков завершалась обрядом инициации ©, когда они должны были доказать свою физическую и социальную зрелость, после чего они становились полноправными членами общины.

Участие детей в труде и выполнение родовых обычаев и обрядов являлось источником накопления у них социального опыта. Таким образом, в первобытной общине у детей воспитывались качества, которые помогали им в трудовой деятельности, а также в борьбе с враждебными силами природы и набегами чужеземных племен.

Вместе с тем, в традициях, обычаях и обрядах концентрировался опыт прежних поколений, в их нормах поведения были запрограммированы такие нравственные качества как вежливость, гостеприимство, уважение старших, почитание родителей, сила, храбрость, самообладание и т.п. Важные педагогические функции выполняли в этой связи такие средства воспитания, как предания, легенды, сказки, колыбельные песни, приговоры и пестушки.

Постепенно развитие экономических процессов приводит к выделению из родоплеменного коллектива малой семьи © как самостоятельной хозяйственной ячейки. Имущественное и социальное неравенство приводит к обособлению различных социальных слоев и превращает воспитание из всеобщего, равного в семейно-сословное.

Имущественное и социальное неравенство приводит к обособлению различных социальных слоев. В VI – IX вв. у восточных славян появились общинники-земледельцы, ремесленники, общинная знать, языческое жречество. Этот процесс вносит заметные изменения в педагогическую практику и превращает воспитание из всеобщего, равного в семейно-сословное. Цели, содержание и формы воспитания для разных социальных групп становились разными, однако их объединяло то, что воспитание осуществлялось в соответствии с языческим мировоззрением восточных славян.

Воспитание детей начиналось, прежде всего, в семье. С момента появления на свет и до совершеннолетнего возраста ребенок находился на попечении матери. Ребенка, вскармливаемого грудью, назвали «дитя». К молодым относили детей 3 – 6 лет. В Древней Руси младенчество называли безгреховным и неразумным периодом, который длился до 6 – 7 лет. Именно с этого возраста начинали учить, приводить к исповеди, наказывать. С 7 до 12 ребенка именовали «чадо», а подростка 12 – 15 лет – «отрок».

Воспитание © в Киевской Руси включало в себя семейное, духовное, народное (пословицы, сказки, загадки, былины, песни, притчи), трудовое, патриотическое («Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище»). Распространены были такие формы воспитания как: ремесленное ученичество, (ученик жил в семье мастера, овладевал не только ремеслом, но и принятыми в этой среде моральными ценностями и религиозными представлениями); кормильство или кумовство (воспитание детей знати до 7 – 8 лет в другой семье); гридницы (воспитание будущих дружинников).

Новые основания в древнерусское социальное воспитание заложило принятие христианства (988 г.), ставившее главной целью – спасение души через исповедь, молитву, чтение христианских текстов.

Христианство не выделяет педагогику в особую сферу своего влияния, поскольку оно само направлено именно на воспитание человека, который в соответствии с христианскими воззрениями состоит из двух ипостасей – души и плоти. И если душа по определению отцов церкви – существо бессмертное, живое и разумное, то плоть является служанкой души. Только через душу возможен контакт с Богом. Цель воспитания и обучения христианина – спасение души. Отсюда и задача наставника, педагога – направить человека на путь спасения, научить преодолевать свою греховную сущность. Именно она становится не только объектом педагогического воздействия, но и его целью

Особую роль в процессе социального христианского воспитания играла церковно-учительская литература – жития и поучения, приучающие жить в соответствии с нормами христианской этики, предостерегающие от их нарушения.

Одним из наиболее известных является «Поучение детям» Владимира Мономаха, который одним из важнейших средств воспитания детей считал образование: «...чего не умеете, тому учитесь». Большое внимание он уделил развитию у детей инициативы и самодеятельности, приучению их к преодолению трудностей, участию в труде, который предупреждает от такого нравственного порока, как лень. Он предостерегает ото лжи и блуда, говорит о необходимости вырабатывать у детей прилежание и учтивость. Большое место в «Поучении детям» отведено значению воспитательного воздействия на детей личного примера старших, приучению их к соблюдению общечеловеческих норм морали: повиноваться старшим, уважать равных себе и младших, не позволять сильным обижать слабых, сочувствовать горю других, творить добро и т.п.).

Значительным письменным памятником культуры XVI в. и одновременно социального воспитания «Домострой» – прообраз первой программы воспитания подрастающего поколения, особо обращающей внимание на ответственность родителей за правильное религиозно-нравственное воспитание своих детей, причем с учетом их возраста и особенностей. В качестве методов педагогического воздействия рекомендовалось наказание («воспитати во всяком наказании»), включая и физическое («ино плетью постегати по вине смотря»).

Последнее изменение этой страницы: 2017-07-07

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...