Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные формы благотворительности в Киевской Руси

Начало благотворительности © в России относится к языческим временам и до начала X в. носит неорганизованный и нерегулярный характер с использованием таких форм защиты © и поддержки ©, как:

§ культовые формы поддержки с различными сакральными атрибутами, (поклонение древних славян кругу (колесу) как оберегу от злых духов, наделение сакральными свойствами различных растений, предметов обихода и др.);

§ общинно-родовые формы помощи и защиты в рамках рода, семьи, населения («верви» – взаимоподдержка друг друга; призрение «впадших в дряхлость» общиной посредством постоя как своеобразной общественной повинности; усыновление детей внутри общины – «приймачество»);

§ хозяйственные формы помощи и взаимопомощи – «помочи» нуждающимся после пожара, наводнения, при постройке дома, уборке урожая и др.

Начиная с X в. на Руси разрушаются родоплеменные отношения и создавшаяся культурно-историческая ситуация потребовала иных форм благотворительности:

§ Княжеская благотворительность,защита и попечительство (» до 12 в). Первоначально принимает вид нищелюбия: «накормить голодного, напоить жаждущего, посетить заключенного в темнице» (О.В.Ключевский). Например, Святой Владимир позволял «всякому нищему и убогому» приходить на княжеский двор, чтобы кормиться, а для больных, которые сами не могли приходить, отправлял повозки, нагруженные хлебом, мясом, рыбой, овощами, медом и квасом. При нем так же были учреждены первые на Руси больницы. Но больше других нищелюбием прославился Владимир Мономах, который, по свидетельству современников, раздавал деньги и предметы первой необходимости обеими руками. Несомненным памятником нищелюбства служит завещание Владимира Мономаха, в котором он говорит своим детям: «Всего ж паче убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите, и подавайте сироте, и вдовицу оправдывайте сами, а не дайте сильным губить человек».

При этом нищенство в Древней Руси не воспринималось как тяжкое бремя,а считалось одним из главных средств нравственного воспитания народа. Нищелюбие соблюдали и почитали все слои общества.

На втором этапе княжеская благотворительность постепенно сливается с монастырско-церковными формами призрения (максимально после принятия христианства на Руси), что обусловливает переход благотворительности под патронат церкви, духовенства. Основными очагами призрения нищим, увеченных, престарелых, сирот, вдов были монастыри, церкви и приходы, содержащие больницы, богадельни, скудельницы, училища для писцов, приюты для подкидышей и сирот. Они осуществляли разнообразную поддержку – от материальных вспомоществований (ссуды из церковной казны денег, хлеба, семян) до воспитания и перевоспитания, создавали и развивали сети церковно-приходских школ, библиотек, способствуя распространению основ грамоты среди широких масс.

Отличительной чертой монастырско-церковной и частично княжеской благотворительности этого периода была «слепая» раздача милостыни, при которой какие-либо расследования о нищих, расспросы и т.д. не только не производились, но прямо воспрещались учениями святых отцов. Так, Св.Иоанн Златоуст говорит: «Ты не должен разузнавать бедных, что они за люди, потому что ты принимаешь их во имя Христа». Русский народ, следуя этому указанию: «просящему – дай», не считал себя вправе заниматься разбором нищенствующих и действительно слепо давал всем просящим.

В X–XIII вв. церковная практика помощи развивалась не только через монастыри, но и через приходы (так называемая приходская помощь), которая не ограничивается только оказанием помощи калекам, увечным, нищим, они осуществляют самую разнообразную поддержку от материальных вспомоществований до воспитания и перевоспитания. Почти в каждом из приходов церкви существовали богадельни. К особо значимым формам приходской благотворительности можно отнести ссуды из церковной казны денег, хлеба, семян. Ссуды выдавались отдельным лицам, а также обществу, часто под залог имущества. На Севере и в Сибири церковная казна играла роль народных благотворительных банков. Особое значение играли приходы в насаждении грамотности и в защите слабых от сильных (особенно женщин от тиранов-мужей). Для детского призрения при богадельнях устраивались приюты для подкидышей и сирот.

§ Широкое распространение приобретает частное благотворение, в виде раздачи милостей, устройства обедов для нищих, а также внесение вкладов (землей или деньгами) на строительство больниц, богаделен и др.

§ Крестьянская взаимопомощь. Так как Россия вплоть до XIX–XX вв. была преимущественно аграрной страной, поэтому сельская община выступала как главная социальная ячейка, накопитель производственного и социального опыта, хранитель и передатчик вековых традиций соседской помощи, поддержки, «мирской» выручки нуждавшимся. Она использовала различные формы социальной помощи детям (организация детских яслей, приютов), сиротам («черед», создание общественных сиротских домов-приютов), старикам (поочередное кормление, постой), инвалидам (полное содержание). Самой распространенной являлась подача милостыни.

Общее для всех форм благотворительности:

● выполняли функции социальной поддержки и помощи нуждающихся;

● почитали нищелюбие всеми слоями общества и принимали нищенство не как бремя, а как одно из главных средств нравственного воспитания;

● осуществляли «слепую» раздачу милостыни (запрет на какие-либо расследования и расспросы о нищих);

● считали, что помощь бедным – удел отдельных лиц, (проникнутых идеями христианской нравственности) не входящий в круг государственных обязанностей.

Однако, постепенно (к XVII в.), государство и общество начинают осознавать, что нищенство и бродяжничество становятся «язвами общественного порядка» и наносят экономический ущерб, способствуют развитию тунеядства и являются источниками эпидемий, инфекционных заболеваний.

Федор Алексеевич в 1682 году издал специальный указ, в котором говорилось о богоугодных заведениях в «еуропских странах», который предписывал разобрать в Москве увечных людей от притворных нищих. Первых надлежало определить в «шпитальни», (дающие не только кров и пропитание, но и профессиональную подготовку), «а здоровым лентяям дать работу». Изучая опыт развития призрения за рубежом, все более очевидным становится необходимость расширения государственной благотворительности ©.

Таким образом, благотворительность на Руси трансформировалась от крестьянской, княжеской, церковно-монастырской, частной благотворительности к осознанию значимости перехода ее под управление государства.

Лекция № 2

ПРЕОБРАЗОВАНИЕ МЕР ОБЩЕСТВЕННОГО ПРИЗРЕНИЯ

В ГОСУДАРСТВЕННУЮ СИСТЕМУ В ЭПОХУ ПЕТРА I

Терминология вопроса:нищенство, призрение, милостыни, приюты, сиротские дома, богадельни, благотворительные заведения, государственно-общественная благотворительность.

 

1? Изменение в образовательной политике Российского государства при Петре I

В XVIII в. в России произошли заметные сдвиги в социальных отношениях, экономике и культуре. Важное значение для развития этих процессов имели реформы Петра I в области просвещения. В обществе укреплялось понимание необходимости светского, государственного регулирования воспитания и обучения.

Появились новые государственные учебно-воспитательные, профессиональные учреждения, в которых осуществлялись общее образование и профессиональная подготовка: Академия наук, Петербургская учительская семинария, женские светские учебные заведения. Во всех губерниях создаются государственные начальные (цифирные)школы, в которых обучались дети от 10 до 15 лет. Школьные реформы затрагивали и церковное образование: была организована широкая сеть архиерейских школ и духовных семинарий.

По указанию Петра I было подготовлены и опубликованы правила поведения светского юношества «Юности честное зерцало...», которое предварялось букварем и краткими нравоучениями из Священного писания и включало нормы этикета в разговоре и стиль поведения в разных ситуациях.

Под руководствомВ.К.Татищеваоткрываютсягорно-заводские школы, решающие проблему профессионального обучения, в том числе и детей из семей рабочих и крестьян.

 

Последнее изменение этой страницы: 2017-07-07

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...