Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Краткий обзор истории становления детских и молодежных организаций

Первые детские и молодежные объединения в мире появились на рубеже XIX—XX вв., когда старая традиционная школа во всем мире подвергалась резкой критике за несоответствие требованиям изменившейся исторической и социальной ситуации:

· 1844 г. – в Англии создан христианский союз молодых людей. Цель – пропаганда здорового образа жизни и религиозное воспитание;

· 1862 г. – чешское Пражское гимнастическое общество – движение сокольства.

Детское и молодежное движение возникло как альтернатива имеющимся институтам системы социального воспитания и как дополнительный элемент этой системы, заполняющий пространство между семьей и школой.

Родоначальник детского и молодежного движения – скаутское движение (от англ. scout – разведчик). Прообразом его было зародившегося в Англии движение «Индейцы – знатоки леса» (1902 г.) под руководством Эрнестом Сетон-Томпсоном,которым были определено главное правило привлечения детей и подростков к активному участию в позитивной социально-творческой деятельности в рамках общественного движения – организация деятельности и познания мира в форме игры имеющей социальную значимость и учетывающей склонности подростков ко всему героико-романтическому и загадочному.

Продолжателем его идей и основателем скаутского движения стал полковник Роббер Баден Пауэл, который организует первый лагерь для мальчиков из различных социальных слоев с целью:

· сформировать индивидуальный характер, под которым Баден-Пауэлл понимал чувство долга, дисциплину, решительность, выносливость, терпение, умение полагаться на себя и быть находчивым в затруднительных обстоятельствах, благородство и доброту по отношению к другим;

· развить любовь и привычку к труду;

· научить служить другим и проникнуться желанием этого служения;

· воспитать чувство патриотизма и товарищества.

Система патрулей (мобильных, сменных детских групп), распределения обязанностей и функций лидерства (под-патрульного, летописца, завхоза, казначея, медбрата и т.д.), романтичность символики (флаг, галстук, система отличий, значков) способствовали привлечению детей в скаутинг. Демократичность отношений, дружеский климат, привлекательная деятельность, дух кооперации и сотрудничества, ответственности участников друг перед другом служит прекрасным средством воспитания навыков демократии и гражданской ответственности. Скаутизм создает условия для самореализации, совместной коллективной деятельности, учитывает возрастные особенности, ориентирует на деятельность по интересам, романтику, атрибутивность и т, д.

Скаутизм характеризуется двумя неизменными принципами:

· независимость, т.е. скаутская организация не может существовать как часть какой-либо другой организации (политической, педагогической, государственной), что актуализирует способность совершать свободный, самостоятельный выбор;

· дополнительность – скаутский метод дополняет существующие воспитательные институты государства, церкви и в первую очередь семьи в деле помощи в воспитании ребенка.

В 1918 году создается (женой Баден Пауэла – Олав Соумс) скаутское движение девочек. Всемирная организация скаутского движения (созданная в 1922 г.) существует на сегодняшний день в 200 странах мира и объединяет более 20 млн. скаутов.

Скаутское движение в России появилось по инициативе военного ведомства, которое с высочайшего благословления и согласия правительства направило в 1910 г. в Англию, Голландию, Данию и Швецию группу офицеров для знакомства с деятельностью отрядов юных разведчиков Þ В августе 1914 г. в России организуется «Общество содействия мальчикам-разведчикам» или «Русский скаут», возглавляемый И.Н. Жуковым.Онкниге «Русский скаутизм» он писал, что у нас в России «организация юных разведчиков не есть организация военная, а организация рыцарская», а скаут есть «пионер культуры», «разведчик всего хорошего», маленький друг всего мира...».

И.Н.Жуков подчеркивал, что «необходимо с самого раннего возраста прививать детям социальные альтруистические привычки» − в этом и «заключается социальное воспитание», которое необходимо «не только сделать практическим, но и облечь его в формы интересные, занимательные для детей, в формы, отвечающие потребностям и интересам детской души»

Скаутизм как движение и как метод стал основой многих детских организаций в XX в., имеющих разную идеологию и варианты работы с детьми и подростками.

Октябрьская революция 1917 г. внесла смятение и раскол в детское общественное движение, игравшее важную роль в социализации подростков. Идеологические структуры советского государства рассматривали существующие скаутские объединения как вредные, буржуазные и поэтому фактически запретили их.

На их смену в середине 1918 г. создаются отряды юных коммунистов (ЮКов), которые в работе с детьми использовали скаутский метод и выделялись такие ценностные ориентиры, как верность трудовому народу, честность, скромность, вежливость, сострадательность, бережливость, трудолюбие. Однако отряды ЮКов, по выражению Н.К.Крупской, «слишком рабски подражали скаутизму», просуществовали недолго и были распущены в 1919 г.

Одновременно проходил процесс создания других пролетарских детских объединений («Юные красноармейцы» на Урале, «Детский пролеткульт» в Туле, «Муравейник» в Перми и др.).

Воспитанию социальной активности детей в начале 20-х гг. способствовало пионерское движение (19 мая 1922 г.),нацеленное наактивное участие детей в социалистическом строительстве и демократизацию школьной жизни, формируя гражданские качества, чувство социальной ответственности, интерес к общенародным делам и заботам, стремление участвовать в них. В 1922 г. вышел первый номер журнала «Вожатый», ставший центром разработки теории пионерской организации.

В 20-е гг. развернул свою деятельность школьный комсомол,основными задачами которого были: помощь педагогам в строительстве трудовой школы, вовлечение учащихся в общественную работу, руководство органами ученического самоуправления, участие школьников в борьбе с бюрократизмом и злоупотреблениями на производстве. Однако по масштабу и эффективности работы он уступал пионерской организации.

Великая Отечественная война потребовала перестройки деятельности общественных организаций. Задачей пионерской организации стала забота о здоровье детей, предупреждение беспризорности и безнадзорности, всеобщее обучение детей школьного возраста, их воспитание. В тесном сотрудничестве с пионерской организацией идет тимуровское движение по помощисемьям фронтовиков, погибших воинов и партизан, инвалидам войны, пожилым и больным людям.

После Отечественной войны детские и юношеские организации активно участвовали в восстановлении разрушенного народного хозяйства, по инициативе пионеров (1945 г.) в стране развернулось патриотическое движение«Украсим Родину садами!» по посадке плодовых и декоративных растений, закладке школьных садов и питомников.

Таким образом, созданные в 20-х годах детская и молодежная организации (пионерское и комсомольское движение) превратились в мощные общественные организации, охватившие своим влиянием миллионы детей и подростков. Система деятельности этих организаций как форма массового общественно-политического воспитания просуществовала как составная и неотъемлемая части процесса социального воспитания молодого поколения вплоть до конца 90-х годов XX века.

Последнее изменение этой страницы: 2017-07-07

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...