Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






СОСТОЯНИЕ ДЕЛ В РАЙОНЕ В 1917-30 ГГ.

Как уже говорилось, вера в основной массе населения была достаточно крепкой, и потому трудно было с ходу, административными мерами воздействовать на закрытие церквей. По свидетельству старожилов, в районе в конце 20-х годов была попытка закрыть все церкви административным путем, как это было и во всей Татреспублике. Вот что об этом пишет краевед из Черемшана Н. Фролов:

«Закрытие храмов началось еще с весны 1929 года, причем оформлялось все привычно – по просьбе трудящихся... В Национальном архиве РТ хранятся десятки постановлений ЦИК Татарской АТССР о закрытии храмов. Все они, эти постановления, одинаковы, точно сделанные под копирку, и наверняка заранее отпечатаны в виде готовых бланков, в которых необходимо было поставить лишь название храма. Вот текст такого постановления:

«Имея ввиду отказ общины верующих от дальнейшего пользования храмом и учитывая ходатайство различных организаций о передаче церкви под культурное учреждение и острый недостаток подходящих зданий, Президиум ЦИК постановляет: договор, заключенный с религиозной общиной ... церкви расторгнуть, церковь закрыть с передачей здания церкви РИКу». В этом постановлении все – ложь. Не было никаких ходатайств, а если Казань их и получала, то они были сфабрикованы местными ячейками...».[23]

Поэтому неудивительно, что среди населения подобные решения встретили резкое противостояние. Доходило даже до того, что прихожане применяли силу против представителей местных властей, милиции с тем, чтобы, положим, отобрать у них ключи от храма и открыть храм. Сохранилось свидетельство, что в п. Алексеевском при попытке закрытия церкви конный милиционер Гаврилов был стащен с лошади и избит.[24]

Таким образом, закрытие церквей административными методами потерпело крах, и в 1929-30 гг. власти вынуждены были снова их открывать.

 

КРЕСТНЫЕ ХОДЫ

Так распространенные раньше и всеми любимые крестные ходы при большевиках стали запрещаться. Будучи мощным средством, объединяющим верующих, они были «бельмом на глазу» и вовсе не симпатизировали властям.

На совершение крестного хода теперь было необходимо получить разрешение исполкома, как это видно из следующего документа, датированного 22 сентября 1932 года: «Райисполком разрешает билярской общине верующих крестный ход с одной иконой «Источницей» на ключ, имеющийся быть 27 сентября сего года на один день.

Под личной ответственностью председателя Бегунова Петра...».[25]

Сохранилось письмо верующих села Билярск к зав. делами культов Татреспублики от 8 октября 1934 года по поводу того, что в селе были запрещены крестные ходы, несмотря на то, что в других местах, например, в Чистопольском районе, крестные ходы разрешались. Исполкомовское начальство ссылалось на какое-нибудь эпидемическое заболевание, хотя понятно, что не болезни были тому причиной.[26]

Однако, как видно из ответного документа, адресованного комиссией по делам культов Билярскому РИКу, республиканское начальство не спешило «перегибать палку»: «Направляется заявление общины верующих с. Билярск для урегулирования вопроса на месте. Центральная комиссия по вопросам культов считает возможным разрешить крестные ходы в религиозные праздники, если не имеется эпидемических заболеваний.

Секретарь Комиссии по вопросам культов /Мустафин/. 5.03.1935 г.».[27]

9 апреля 1932 года из Тат ЦИК в райисполкомы поступает циркуляр совершенно секретного характера, который гласит: «В связи с запросами с мест о возможности разрешения общего пасхального крестного хода, ТЦИК разъясняет: общий пасхальный крестный ход с иконами по селу и на поля воспретить, если будут на это заявления».[28] Так постепенно крестные ходы изживались из церковной жизни. К концу 30-х годов они уже совсем не совершались.

В пятидесятые, шестидесятые, и даже в восьмидесятые годы власти искореняли не то чтобы крестные ходы, а даже паломничества верующих к Билярскому ключу Живоносный Источник, которые во множестве стекались сюда. Безбожной власти необходимо было искоренить в людях саму мысль о святынях. Создавались комсомольские дружины, которые разгоняли верующих со святого места, а вокруг самого ключа все измазывали дегтем и смолой. Сейчас даже многие бывшие комсомольцы с сожалением и чувством раскаяния вспоминают о тех безумных деяниях.

 

СНЯТИЕ КОЛОКОЛОВ

Интересна, в связи с закрытием храмов, и акция по снятию колоколов, которая была проведена в районе по ряду храмов осенью 1937 года. Делалось это под благовидным предлогом и вовсе не в форме приказа.

Как явствует из материалов дела церкви села Лебяжье, на заседании райисполкома 23 октября 1937 года было принято решение: «Ввиду того, что церковь в с. Лебяжье расположена не более 100 метров от школы и звон, производимый ею, мешает школе производить нормальные занятия, – предложить общине верующих прекратить колокольный звон. Просить Тат-ЦИК об утверждении данного постановления».[29] На что из Казани было выслано решение Президиума ТатЦИК, в котором, в частности говорится: «…Комиссия не возражает также о прекращении колокольного звона в сс. Саконы, Лебедино и Масловке, как мешающим занятиям в школе».[30]

А месяцем позже Алексеевским РИК принимается решение уже о снятии колоколов, в частности, в с. Красный Яр и Березовая Грива как прекративших колокольный звон, а потому и не нужных в храмах (решение от 25 декабря 1937 года).[31] Таким образом, используя простейшие психологические методы, власти оказывали давление на население и делали свое темное дело.

 

ЗАКРЫТИЕ ЦЕРКВЕЙ В 30-Е ГОДЫ

14 марта 1930 года ЦК ВКП(б) было принято Постановление «О борьбе с искривлениями партийной линии в колхозном движении», в которое было включено требование «решительно прекратить практику закрытия церквей в административном порядке». Поэтому властями в республике и на местах применялись уже более гибкие методы борьбы с религией.

Создавались различные препоны, препятствия, мешающие нормальной деятельности приходских общин. Община и причт облагались непомерными налогами (увеличенными в 2-3 раза), священники вынуждены были уезжать и скрываться у своих родственников, боясь репрессий. Так, в письме, направленном ТатЦИК, прихожане из Большого Красного Яра жалуются на непомерное обложение налогами общины и священника: «Как церковь, так и служители культа обложены слишком непосильными налогами... Местные органы власти на наши просьбы о снижении не обращают внимания... На членов Приходского совета смотрят как на контрреволюционеров...» и так далее.[32]

Богослужения в храмах совершались реже, а в дальнейшем храм совсем переставал функционировать. Верующие подвергались общественному осуждению, поэтому многие боялись ходить в храм, предпочитая молиться дома. Создавая сами такую ситуацию, власти тут же говорили: «Церковь у вас бездействует, а нам как раз нужно помещение под школу (детсад, склад инвентаря и т. д.). Поэтому храм надо закрывать». Такими методами создавалось давление на население. В таких условиях народ был раздавлен морально.

Такой же участи подвергались и действующие в районе мечети. До нас дошло Постановление Алексеевского РИК от 7 июня 1936 года: «одобрить постановление общего собрания граждан д. Средние Тиганы о закрытии новой 2-ой мечети и использовании ее под дом социалистической культуры».[33] Также был подписан Указ Президиума ВС Татреспублики об удовлетворении «ходатайства граждан д. Подлесная Шентала о закрытии мечети второго прихода и передаче ее здания под клуб».[34] Как уже было упомянуто, церкви в районе начали закрывать примерно с середины 30-х годов.

Любопытен документ, датированный 1935 годом, в котором Алексеевский райисполком отвечает на запрос Тат ЦИК о функционировании молитвенных зданий по району:

«Сведения о молитвенных закрытых функционирующих зданиях по Алексеевскому району по состоянию на 1 апреля 1935 года:

1. Алексеевское

2. Лебяжье

3. Остолопово

4. Саконы

5. Б. Красный Яр

6. Куркуль

7. Масловка

8. Ромодан

9. Караваево

10. Лебедино

11. Березовая Грива

12. Сергиевск

13. Новоспасск

14. Сабакайка

15. Мурзиха

16. Балахчино

17. Левашево ----- церковь передана колхозу как склад с\х инвентаря (закрыта в 1929 году)

18. Сахаровка

Мечети:

1. Степ. Шентала

2. Н. Тиганы

3. Ср. Тиганы (3 меч.)

4. Сух. Курнали

5. Мок. Курнали

Итого: функционирует 17 храмов, 5 мечетей, 1 церковь закрыта.

Секретарь районного исполнительного комитета В. Белышев,

Зав. общим отделом РИКа Н. Шубин».[35]

Как явствует из документа, в районе, в границах того времени (Билярская зона была отдельным районом), функционировали 17 храмов и 5 мечетей. И лишь одна церковь была закрыта – в Левашево в 1929 году, да и то, вероятно, потому, что в этом селе было две церкви. О том, что в 1935 году в районе функционировали все храмы, свидетельствует также документ, представленный Билярским исполкомом Верховному Совету Тат республики в 1939 году:

«Сведения о закрытии молитвенных зданий по Билярскому району ТАССР за 1935 – 38 гг.:

№ п/п   Наименование населенного пункта   Молитвенное здание   Когда закрыта   Под что используется
Подлесная Шентала Мечеть (1) 13.05.35 г. Клуб
Билярск Церковь 25. 08. 35 г. Склад
Ошняк Мечеть 14.01.38 г. Клуб
Шама Мечеть 14.01.38 г. Д/ясли
Большие Полянки Церковь 14.01.31 г. Не использ.
К. Мараса Мечеть (3) 2.01.38 г. Клуб
Подлесная Шентала Мечеть (2) 21.05.38 г. Клуб
В. Тат. Майна Мечеть 8.08.38 г. Клуб
Н. Тат. Майна Мечеть 15.12.38 г. Клуб

Председатель РИК /Тележников/».[36]

 

Остальные храмы и мечети не были внесены в таблицу лишь потому, что они к тому времени не были юридически закрыты. Таким образом, в границах Алексеевского района из 28 храмов дореволюционного времени к 1935 году функционировали 27, то есть почти все церкви и мечети к середине 30-х годов в районе юридически были действующими.

Широкомасштабная кампания по закрытию церквей района начинается только сейчас. Инициатива, как видим, идет из центра. Через некоторое время после упомянутого документа, а именно 28 июля 1935 года, в ТатЦИК принято Постановление о перезаключении договоров на пользование молитвенными зданиями. 27 августа того же года Алексеевским исполкомом сделан запрос о том, в какой форме это сделать. На что из комиссии по вопросам культов при ТатЦИК поступает ответ, что на основании ее распоряжения от 3 декабря 1935 года под №27 перезаключение договоров на пользование молитвенными зданиями приостановлено до особого распоряжения. Распоряжение от 3 декабря - под грифом «не подлежит оглашению».[37] Таким образом, вопрос о принадлежности культовых зданий повисает в воздухе. Естественно, это было нужно для того, чтобы лишить приходские общины юридических оснований на пользование молитвенными зданиями, и это было первой ступенькой всей кампании.

В Билярском районе всем сельсоветам были разосланы инструкции: «В связи с перезаключением договоров на пользование молитвенными зданиями РИК предлагает Вам с получением сего объявить председателю Церковного Совета о вышеизложенном и отобрать от последнего расписку по прилагаемой при сем форме. Отобранную расписку срочно выслать в РИК...».[38] 8 августа 1937 года Президиум ЦИК ТАССР принимает Постановление «Об использовании молитвенных зданий» (не подлежащее оглашению), которое было разослано всем РИКам. С этого времени начинается массовое закрытие храмов.

Храмы в районе закрывались, судя по делам, находящимся в архивах, с начала 1937 года вплоть до 1942 года. Лишь один храм (Большой Михайловский собор в с. Билярск), был закрыт сразу, в 1935 году. Видимо, так сильно он «мозолил» глаза власть имущим, что его решили закрыть как можно скорее. Ведь, как известно, огромное множество паломников спешили сюда для поклонения к иконе «Живоносный Источник» и к самому источнику у подножия горы. Однако, по воспоминаниям местных жителей, еще в 1937 году в храме совершались богослужения.

Хронологический порядок закрытия представлен в виде таблицы:

 

    Наименование Населенного пункта   Дело начато   Дело Окончено Постановление Тат ЦИК о закрытии    
Билярск     25.08.35  
Алексеевское 15.02.37 20.02.38    
Б. Полянки 31.06.37 15.07.38    
Шама 10.09.37 13.01.38    
Березовая Грива 25.10.37 31.01.38    
Большой Красный Яр 13.12.37 9.08.38    
Караваево 19.12.37 25.12.37    
Большие Полянки     14.01.38  
Новоспасск 28.09.38 31.01.39    
Сосновка 7.03.39 15.07.39    
Сабакайка 17.04.39 27.04.39    
Остолопово (Речное) 27.04.39 14.06.39    
Балахчино 4.05.39 17.05.39    
Русская Мараса 2.07.39 13.08.39    
Шама (2-е дело) 25.08.39 22.09.39    
Арбузов Баран 16.03.40 20.06.40    
Сергиевское 3.10.40 1.11.40    
Ромодан 3.10.40 1.11.40    
Саконы 5.10.40 2.12.40    
Куркуль 23.11.40 10.01.41    
Караваево (2-е дело) 6.02.41 11.03.41    
Лебедино 13.09.41 2.03.42    
Сахаровка 22.02.38 16.05.38    

 

Из представленной таблицы видно, что закрытие начали с Билярской и Алексеевской церквей (в то время села Билярск и Алексеевское были районными центрами). Затем, под 1937 годом, следуют дела еще пяти церквей. В следующем, 1938, году после большого перерыва закрываются две церкви – в с.Б. Полянки и с. Новоспасск.

Интенсивно, один за другим, открываются дела на закрытие всех остальных храмов, начиная с марта 1939 года до начала 1941 года; последний храм, в с. Лебедино, был закрыт в то время когда уже шла Великая Отечественная война.

До настоящего времени сохранились дела по закрытию 18 храмов, по осталь-ным 10 храмам в архиве дел нет: либо они совсем не были начаты, либо утеряны.

Надо сказать, что большинство храмов ко времени закрытия уже не функционировали по той простой причине, что это время было временем жестоких репрессий, когда значительная часть духовенства и мирян постра-дали от советской власти. О том, что многие церкви не функционировали до их официального закрытия, мы видим из докладной записки Билярского РИК от 20 мая 1939 года, в котором имеется такая таблица:

  № п/п   Наименование населенного пункта Молитвен-ное здание и номер прихода   Состояние   Кем используется   Примеч.
Билярск Церковь Закрыта в 1936 г. Врем. под склад Сносится
Ар. Баран Церковь Не действует с 1936 г. Не используется  
Лягушкино Церковь Не действует с 1937 г. Колх. Под хлебом  
Мараса Церковь Не действует с 1938 г. Не используется  
Абалдуевка Церковь Не действует с 1936 г. Не используется  
Шама Церковь Закрыта в 1937 г. Намеч. Под клуб  
Б. Полянки Церковь Закрыта в 1938 г. Колхозный хлеб  
Горка Церковь Сгорела в 1936 г.    
П. Шентала Мечеть(1) Закр. в 1938 г. Под клуб  
  (2) Закр. в 1938 г. Под школу  
Ошняк Мечеть(2) Закр. в 1938 г. Клуб  
Б. Тиганы Мечеть(1) Не действ. с 1936 г. Колхозный хлеб  
  (2) Закр. в 1930 г. Школа  
  (3) Не действ. с 1936 г. Ссыпается хлеб  
  (4) Сгорела в 1929 г.    
К. Мараса Мечеть(1) Закр. в 1937 г. Школа  
  (2) Действующая    
  (3) Действующая    
  (4) Закр. в 1935 г. Колхозный хлеб  
В.Тат.Майна Мечеть(1) Закр. в 1938 г. Клуб  
Н.Тат.Майна Мечеть(1) Закр. в 1936 г. Клуб  

 

Председатель РИК /Тележников/

Секретарь РИК /Ильдеткин/».[39]

Записка была представлена по требованию ВС ТАССР, в конце которой с удовлетворением было отмечено: «Молитвенных зданий, функционирующих в районе, нет». Вполне согласуется с директивами «Союза воинствующих безбожников», в планах которого было: к 1937 году закрыть последний храм в стране.

Закрытие той или иной церкви необходимо было как-то юридически обосновать. Поэтому среди населения проводилась предварительная работа, проводились собрания с тем, чтобы основанием к принятию постановления о закрытии было ни в коем случае не решение “сверху”, а инициатива “снизу”, чтобы рабочие и колхозники сами “единогласно” принимали решения о закрытии церкви.

На таких собраниях, как правило, выступали активисты, которые в жестком и вульгарном тоне высказывались о Церкви, о вере, о священнослужителях и верующих. Так, выступая на собрании по вопросу закрытия церкви в с. Ромодан, председатель рабочего комитета совхоза тов. Марусин Г. говорил: «Религия является агентурой классовых врагов и фашистских варваров, религия служила для одурманивания рабочих и крестьян. Религия тормозит в деле построения коммунистического общества. Я призываю всех членов профсоюза голосовать за использование церкви в селе под культурное учреждение, то есть под клуб».[40] Нескольких таких выступлений было достаточно, чтобы потом «единогласно» проголосовать за закрытие церкви.

Также местными органами власти заполнялась анкета установленного образца,[41] где указывалось, где и когда был заключен договор на пользование молитвенным зданием, сколько молитвенных зданий в селе, сколько закрытых, где находится ближайшее молитвенное здание. Также указывалось число членов общины и имеется ли решение самих верующих о закрытии. На какие нужды предполагается использовать, нужен ли ремонт. Число избирателей данного селения, какие задолженности имеет община верующих государству.

Снизу анкеты ставилась печать и подписи уполномоченного РИКа и пред. сельсовета. Затем решение собрания, с учетом количества проголосовавших по отношению ко всем жителям села, имеющим право голоса, направлялось в райисполком, а оттуда в ТатЦИК, в комиссию по делам культов. Из комиссии, после рассмотрения, в Алексеевский РИК поступал проект постановления (по каждому отдельному храму, с использованием конкретных данных – см. Приложение №3), за подписью консультанта по вопросам культов (референта – информатора), каковое должны были принять на заседании райисполкома. Если были какие-то препятствия, например, недостаточное количество голосов или жалобы со стороны верующих, то на место направлялось письмо о том, чтобы устранить имеющиеся недостатки в документах. И лишь только затем издавался указ о закрытии церкви Верховным Советом республики, после которого церковь считалась закрытой.

 

ЗАКРЫТИЕ ХРАМОВ В СЕЛАХ РАЙОНА

АБАЛДУЕВКА

Церковь в селе перестала функционировать к концу 30-х годов.

Сведения о закрытии Абалдуевской церкви очень скудны, не сохранилось и дело по закрытию. Известно лишь о письме, поступившем в Билярский исполком из Казани, от 8 октября 1940 года, которое гласило следующее: «Присланный Вами материал о закрытии церкви в селе Абалдуевка оформлен недостаточно. Из 341 человека взрослого населения участвовало на общем собрании граждан 172 человека, и голосовали за закрытие данной церкви только лишь 150 чел. (44%). Вам необходимо закрытие данной церкви оформить в строгом соответствии с нашим директивным письмом от 15/04-39 г. за №5-15 и со всем материалом представить на рассмотрение Президиума Верховного Совета ТАССР».[42] Таким образом, видна установка вышестоящих властей на закрытие церкви. Предлагается «поработать» с населением, чтобы было достаточно оснований на санкцию о закрытии церкви.

Что было потом, было ли оформлено закрытие «в строгом соответствии» с законом, остается неизвестным. Известно только, что в 1940 году церковь не была еще закрыта, но не функционировала все по той же причине – из-за отсутствия священнослужителя. Все священники этого села были репрессированы и раскулачены еще в начале 30-х годов.

Сохранились сведения о некоторых священнослужителях:

Отец Иван Козелков служил в с. Абалдуевка, в апреле 1930 г. был приговорен к 5 годам концлагерей, умер в 1932 году в Соловках. Макаров Василий Тимофеевич был в селе псаломщиком; известно, что он также умер в Соловках, в 1933 году. Отец Александр Ильин, уроженец этой деревни, проживал в г. Йошкар-Ола и был там приговорен в 1932 году к 3 годам лишения свободы.

Священник Александр Павлычев служил в Абалдуевке, был приговорен в 1937году к 7 годам ИТЛ.

 

АЛЕКСЕЕВСКОЕ

Алексеевское было самым крупным торговым селом Лаишевского уезда и Чистопольского благочиния. До революции здесь было жителей до 4000 душ. В селе был большой храм, третий по счету со времени основания, во имя Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме, с двумя приделами: святителя Николая и святителя Алексия, митрополита Московского. Был он построен в 1826-36 гг.

С 1917 года поселок Алексеевское является районным центром Алексеевского района. Вплоть до конца 30-х годов XX столетия в селе действовала одна церковь с общиной Тихоновского направления и молитвенный дом с общиной старообрядчества.

По воспоминаниям бывшей певчей храма Марии Ивановны Самсоновой, храм закрывали в 1931 году. Местные жители все ходили караулить, ночевали возле церкви, чтобы церковь не закрыли. Тогда власти на лошадях разгоняли народ, но люди в то время все-таки церковь отстояли. Она действовала до 1937 года.

Как известно из архивных материалов, официально церковь в Алексеевском была закрыта к концу 1938-го года, где к этому времени в селе была проведена большая предварительная работа с населением.

Вот что нам известно из протокола заседания Президиума Алексеевского райисполкома от 3.11.38 г.:

«П.8. Слушали: Материалы граждан с. Алексеевского и решения общих собраний по предприятиям и учреждениям села Алексеевского с подписками о закрытии церкви с. Алексеевского и использовании здания под клуб.

Постановили: Принимая во внимание, что подавляющее большинство населения с. Алексеевского через проводимые общие собрания по предприятиям и учреждениям и через проводимую подписку настаивает на закрытии церкви и использовании здания церкви под культурное учреждение, – церковь села Алексеевского ЗАКРЫТЬ». Как хорошо написано – «большинство населения настаивает»! Тут уж никто не устоит!

Читаем далее:

«Возбудить ходатайство перед ТатЦИКом об утверждении решения о закрытии церкви села Алексеевского и приспособлении здания церкви под клуб. Поставить вопрос перед СНК ТР об ассигнованиях на ее приспособление. Поручить пред. РИКа составить точную смету переоборудования здания.

И. о. секр. РИКа /Новиков/».[43]

Ниже мы увидим, как церковь была «приспособлена».

Собрания по закрытию были проведены в д. Федоровке, Тракторной бригаде, животноводческом цехе совхоза «Красный Восток», среди рабочих гурта 1-й и 2-й фермы, рабочих, служащих и домохозяек совхоза «Красный Восток», рабочих полеводческих бригад №№1 и 2.

Кроме того, собрания были проведены на заводе сухого молока, в райлесхозе, у связистов, в союзе земельных работников, в типографии, среди сотрудников НКВД, райкома ВКП(б) с семьями, политпросвет работников, в Союзе финансово-банковских работников, в артели «Ударница» - словом, буквально во всех организациях и предприятиях райцентра.

На этих собраниях выступали активисты, члены «Союза воинствующих безбожников», призывая всех голосовать за закрытие.

Так, на одном из таких собраний, на заводе сухого молока весьма характерное выступление было сделано тов. Осокиным: «Бога нет и не было, наукой давно доказано это, но есть еще люди, по своей темноте не выпутавшиеся из тенета религиозного дурмана, которым нужно помочь в этом, чтобы и они освободились от этого опиума. Церковь, кроме вреда, ничего не дает, там причащают одной ложкой, а это - распространение заразы, затем попы, одурманивая головы трудящихся, обирают их, а сами за счет их трудов жиреют точно свиньи».[44]

На собрании в колхозе «Новый путь» (д. Федоровка) некто тов. Рябцев подробно говорил о том, что церковь служила только богачам, что много нелепостей в легенде о сотворении мира, о потопе, о столпотворении лишь только потому, что все это сказки. Нам нужно это понять и просить закрыть церковь.

Вот фрагменты выступлений некоторых участников собрания. Дмитриев: «Через религию размножаются заразные болезни. Нужно требовать закрытия церкви»; Нестеров: «Попы занимались шпионажем, они предавали самых лучших, преданных делу революции людей, требуем закрытия церкви»; Данилов: «Прежде говорили: Бог не даст, и хлеба не будет. Это неверно. Применяя агротехнические мероприятия, машинную обработку, мы с каждым годом повышаем урожаи».[45]

Насколько нужно быть наивным и самоуверенным, чтобы принимать всерьез подобные высказывания, подходящие разве что малым детям. Но это было знаком времени. Желание построить «рай на земле» без Бога было, видимо, настолько сильным, что застилало глаза людям, и «черное» выдавалось за «белое» и наоборот.

Не нужно было обладать большим умом, чтобы видеть, насколько натянуты и нелепы были эти высказывания.

Однако население, в то время духовно раздавленное, очень робко выступало против навязанного ему решения о закрытии храма. Так, согласно результатам голосования по всему селу, лишь только в трех организациях голосовали против закрытия. В артели «Ударница», коллектив которого почти целиком состоял из женщин (ныне – фабрика художественного ткачества), из 144 человек 22 проголосовали против закрытия церкви. На заводе сухого молока (ныне – Алексеевский молочно-консервный комбинат) из 183 человек, участвовавших в собрании, лишь 2 человека проголосовали против, 38 – воздержались. В колхозе имени Тельмана из 75 человек «за» проголосовали 48, 13 человек - «против», 14 – «воздержались». В остальных 19 предприятиях за закрытие церкви проголосовали «единогласно». Вот такая статистика.

Консультантом ЦИК ТАССР по вопросам культов К. Мустафиным было составлено заключение по делу № 27 – 410 «О закрытии церкви в с. Алексеевском»:

«В селе Алексеевском имеется 2467 человек взрослого населения. В течение 1937 и 1938 гг. проведено 22 собрания граждан, в которых участвовало 976 человек. На этих собраниях принято по­становление о закрытии церкви и передаче ее здания под культурное учреждение большинством 883 голосов, против - 37, при 56 воздержавшихся. Кроме того, среди граждан села прове­ден сбор подписей за закрытие церкви, в результате чего собрано 1662 подписи, что составляет 67% всего взрослого населения.

В настоящее время здание церкви пустует. Алексеевский РИК поддерживает ходатайство граждан и просит ЦИК ТАССР передать здание церкви под клуб.

Возражений со стороны верующих не поступило. Функционирующая церковь имеется в с. Лебяжьем, на расстоя­нии 1 км. от с. Алексеевского.

Исходя из вышеизложенного, полагал бы:

Удовлетворить ходатайство Алексеевского РИКа и граждан села Алексеевского о закрытии и передаче ее здания под клуб. 13 мая 1938г.».[46]

Подобное заключение необходимо было для представления на рассмотрение в Президиум ВС Татреспублики.

Как следует из справки Комиссии по вопросам культов, «церковь в селе Алексеевском была закрыта постановлением Президиума Алексеевского РИКа от 3 февраля 1938 года, и утверждено закрытие постановлением ЦИК ТАССР от 21 мая 1938 года».[47]

Из той же справки известно, что здание церкви «передано под клуб, но до сего времени под клуб не использовалось». Оказывается, не так и нужно было здание для клуба, а нужен был только повод для закрытия.

Более того, не имея возможности использовать пустующее здание церкви под клуб, в сентябре следующего года его передали Дому обороны для использования под оборонные мероприятия. Однако и под оборонные мероприятия, как оказалось, его не смогли использовать. До войны здание церкви так и осталось невостребованным, а во время войны использовалось как склад для хлеба и сельхоз. инвентаря. После войны здесь размещались мастерские автороты (транспортного предприятия).

Колокола с церкви были сняты в 1938-м, а кресты - в 1940-м году.

Само здание разрушили уже после войны, в 50-х годах, в бытность первым секретарем райкома КП Макарова. По его указанию она и была разрушена.

Известно, что Бог поругаем не бывает, и кощунники, которые дерзали ломать церкви и надсмехаться над святынями, рано или поздно были наказываемы Богом. Есть много об этом свидетельств.

Вспоминает уроженец села, Леонид Алексеевич Сидоров, 1942 года рождения: «Для того, чтобы взять кирпич с храма, с промкомбината направлялись рабочие, в том числе и молодые рабочие Краснощеков Виктор и Салахеев Ирек. Чтобы разобрать большой купол, который был очень прочным, они решили долбить кладку до тех пор, пока купол не упадет вниз. Вначале они привязывались веревками, а потом привыкли и работали без привязки. Купол долгое время не падал, и лишь когда было продолблено более половины, купол вдруг стал падать вниз, и из образовавшейся ниши ударила сильная волна воздуха, которая выбросила Краснощекова и Салахеева с крыши. Краснощеков упал на землю спиной и тут же разбился насмерть, а Салахеев чудом успел зацепиться за часть крыши, и ушибы, полученные им при падении, были не смертельны». Воистину, как говорится в Евангелии, «раб, который знал волю господина, будет бит много, а который не знал воли господина, будет бит мало». (Лк 12, 47).

Как вспоминает Херувимова Пелагея, когда разоряли церковь, жительница села, атеистка Тюрикова Наталья Ивановна, ложилась на плащаницу и говорила: «Иисус Христос воскрес». Впоследствии ее парализовало, она сгнила заживо. Еще вспоминают: в Ильин день посылали в поле жать, никто не ехал, поехала одна Круглова; на обратном пути воз, на котором она ехала, перевернулся, и она вся оказалась изрезанной серпами, которые находились тут же, на возу.

Кладка была настолько прочной, что, когда два трактора С80, управляемые Н. Ахманаевым и Н. Беспаловым, одновременно пытались рвать межоконные перемычки тросами, они не могли этого сделать.

Сейчас на месте храма осталась часть фундамента да углы от стен, напоминая о былом величии и великолепии храма.

В Алексеевском храме, по воспоминаниям жительницы Марии Ивановны Корчагиной, долгое время служили священник Маркин Николай Александрович, священник Львов (имени никто не помнит) и дьякон Александр Филиппович Абросимов. Отец Николай служил здесь до своего ареста в 1937 году.

 

АР. БАРАН

Храм в селе был построен в 1770 году и перестроен в 1867 году, имел два престола. Главный придел – холодный, во имя Святой Троицы, придельный – теплый, во имя Рождества Христова.[48] Вокруг храма была красивая деревянная ограда на каменных столбах. Село известно как родина известного химика, академика АН СССР А. Е. Арбузова (1877-1968 гг.).

В 1930 году в селе служил священник Иоанн Дмитриевич Пеньковцев, по происхождению – сын крестьянина-бедняка (в то время ему было 59 лет). Здание церкви в том же году было передано общине верующих Билярской районной милицией по договору, который подписали тогда более 600 прихожан, а всего в селе к тому времени насчитывалось верующих около 1500 человек. Все эти годы храм действовал. Из дела видно, что в 1926 году в церкви была отремонтирована печь, а через два года – был произведен ремонт ограды и мелкий ремонт инвентаря.[49]

В те годы в селе служили несколько священников, которые, испытывая гонения, переезжали из одного села в другое. В списке лишенных избирательных прав по Ар. Барановскому сельсовету в 1934 году, кроме прочих, значились: Лапаев Антон Петрович – поп, Успенский Сергей Васильевич – поп, Успенский Ювеналий – сын попа.[50] Впоследствии отец Антоний Лапаев, служивший, как известно, и в селе Билярск, был арестован 3 декабря 1937 года и уже меньше чем через месяц, 28 декабря, Тройкой ГПУ по ст 58-11 был приговорен к расстрелу, а отец Сергий Успенский был также репрессирован и 28 декабря 1938 года осужден к 10 годам исправительно-трудовых лагерей.

Как это было везде, для обоснования закрытия церкви были проведены собрания. В частности, отмечается, что на собрании членов колхоза «Красный Бор», которое состоялось 16 марта 1940 года, «из 104 человек, имеющих право голоса, присутствовали 59, которые и проголосовали «единогласно» за закрытие церкви.[51] Из справки к ходатайству о закрытии церкви следует, что всего в селе «из 436 человек взрослого населения участвовали на собраниях 271 человек, из них голосовали за закрытие 271 человек.[52] Какое единство мнений! К голосам людей, которые действительно нуждались в церкви, тогда никто не прислушивался.

Для более веского обоснования закрытия, как правило, прилагалась справка по задолженности церкви. В деле имеется такая справка из Билярского райфинотдела, которая свидетельствует, что «церковь Ар. Барана имеет задолженность по налогу за строения за 1939-40 гг., по зем. ренте, по обязательному страхованию в общей сумме 1794 р. 57 к.[53] Для нас еще удивительно, как община до сих пор умудрялась платить все налоги вплоть до 1939 года.

Церковь в селе была закрыта Указом Президиума ВС ТАССР за №5/821 от 20 июня 1940 года, а через 5 дней факт закрытия был доведен до сведения председателя общины верующих Смирнова Андрея Борисовича. В этот же день здание церкви со всем имеющимся инвентарем и утварью было передано под личную ответственность пред. с\С т. Абросимова.[54] В справке стандартного образца значилось, что «жалоб со стороны верующих не поступало».

В Ар. Баране была одна из первых попыток в районе открыть церковь и зарегистрировать общину после 1943 года. Жители села А. Б. Смирнов, Горбунова, Хохлова и другие ходатайствовали об открытии церкви перед уполномоченным Совета по делам религий при СНК СССР по ТАССР тов. Ф. Горбачевым, однако на заседании СНК 21 августа 1944 года было принято решение просьбу верующих отклонить. Решение, как указывалось, не подлежит оглашению.[55]

 

БАЗЯКОВО

Церковь Тихвинской Божией Матери была построена в селе в 1761 году. В храме находилась особо чтимая чудотворная икона Божией Матери «Тихвинская». Как вспоминают жители села, икона эта стояла в главном иконостасе местной иконой, была она богато украшена,

Последнее изменение этой страницы: 2017-07-07

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...