Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 2. Система управления кадровой безопасностью организации

 

Вопросы темы:

1. Структура системы управления кадровой безопасностью.

2. Стратегические подходы к обеспечению кадровой безопасности.

3. Служба безопасности организации и ее функции в рамках системы.

4. Распределение полномочий и ответственности между инстанциями в системе управления кадровой безопасностью.

5. Методические требования к системе управления кадровой безопасностью и критерии оценки ее эффективности.

 

Стратегические подходы к обеспечению кадровой безопасности: общая стратегия обеспечения безопасности, подходы к организации службы безопасности и взаимодействию со сторонними детективными агентствами.

Структура системы управления кадровой безопасностью: субъекты управления операционные подсистемы, блок обеспечения.

Распределение полномочий и ответственности между инстанциями в системе управления кадровой безопасностью: собственники и топ-менеджмент организации, служба безопасности, кадровая служба, руководители структурных подразделений.

Методические требования к системе управления кадровой безопасностью и критерии оценки ее эффективности.

Цели и задачи:

Цели и задачи изучения темы - получение общетеоретических знаний о системе управления кадровой безопасностью современной организации как необходимом элементе комплексной системы корпоративного менеджмента. Серьезное и целенаправленное изучение темы познакомит студентов с основными элементами рассматриваемой системы, методическими требованиями к ее формированию, распределением функциональных обязанностей, полномочий и ответственности между субъектами управления.

В результате успешного изучения темы Вы:

Узнаете:

Ø что такое общая стратегия управления кадровой безопасностью организации, с какими возможностями и опасностями связана реализация того или иного ее варианта;

Ø какие стратегические подходы должны быть заложены в данной стратегии;

Ø состав операционных подсистем и блока обеспечения системы;

Ø состав участников управления и их функции;

Ø какие требования необходимо соблюдать при формировании и эксплуатации данной системы.

 

И приобретете следующие профессиональные компетенции:

Ø способность выбирать вариант общей стратегия управления кадровой безопасностью исходя из особенностей функционирования конкретной организации;

Ø умение оценить полноту и достаточность ресурсного обеспечения данной системы;

Ø навыки распределения функций и полномочий между субъектами управления кадровой безопасностью организации;

Ø умение оценивать возможные угрозы от игнорирования тех или иных требований к организации и эксплуатации системы.

В процессе освоения темы акцентируйте внимание на следующих ключевых понятиях:

Вневедомственная охрана – подразделение МВД РФ уполномоченное на договорной основе оказывать охранные услуги юридическим и физическим лицам.

Детективное агентство - специализированная коммерческая структура, оказывающая своим клиентам различные услуги по обеспечению безопасности в рамках, регламентированных Законом РФ «О частной детективной и охранной деятельности в РФ».

Информационно-аналитический отдел – структурное подразделение службы безопасности организации, основной задачей которого является сбор и анализ информации о возможных угрозах ее безопасности, а также разработка рекомендаций по защите от них.

Служба безопасности – специализированное структурное подразделение организации, созданное для обеспечения ее защиты от возможных угроз (организационная структура, функции, полномочия, выделяемые ресурсы данной штабной инстанции зависят от избранного конкретной организацией варианта стратегии собственной безопасности).

Служба режима -структурное подразделение службы безопасности организации, основной задачей которого является определение внутренних норм и правил обеспечения безопасности и контроль над соблюдением их сотрудниками.

Служба физической защиты -структурное подразделение службы безопасности организации, основными задачами которого является защита должностных лиц (группа телохранителей) и имущественных комплексов.

Стратегия адекватного ответа на угрозы - один из вариантов стратегии обеспечения кадровой безопасности организации, предполагающийвозможность использования всего комплекса легитимных методов профилактики и отражения потенциальных угроз.

Стратегия пассивной защиты от угроз - один из вариантов стратегии обеспечения кадровой безопасности организации, предполагающий приоритетную ориентацию на защиту со стороны государства в лице правоохранительных и судебных органов.

Стратегия управления кадровой безопасностью – одно из направлений стратегии организации, определяющее совокупность долгосрочных целей и управленческих подходов, реализация которых обеспечивает ее защиту от угроз разглашения конфиденциальной информации, а также нанесения ей любых других форм ущерба имущественного и неимущественного характера.

Стратегия упреждающего противодействия угрозам - один из вариантов стратегии обеспечения безопасности организации, предполагающий возможность использования наиболее активных и не всегда легитимных методов профилактики и противодействия возможным угрозам.

Частное охранное предприятие (ЧОП) - специализированная коммерческая структура, оказывающая своим клиентам различные услуги по обеспечению безопасности их имущества и персонала в рамках, регламентированных Законом РФ «О частной детективной и охранной деятельности в РФ».

Для изучения темы:

Ø Прочитайте:

1. Алавердов А. Управление кадровой безопасностью организации: Учебник / Академическая серия – М.: МАРКЕТ-ДС, 2008 – Тема 2.

2. Бизнес и безопасность. Толковый терминологический словарь. – М.: Бек, 1995 – соответствующие термины.

 

Обратите внимание на:

§ наличие двух полярных стратегий в области обеспечения кадровой безопасности организации – стратегии упреждающего противодействия угрозам и пассивной защиты от них;

§ необходимость четко структурированного блока ресурсного обеспечения системы как необходимого условия ее эффективного функционирования;

§ возможные причины привлечения сторонних детективных агентств к противодействию кадровым угрозам даже в крупных компаниях;

§ возможные негативные последствия, связанные с отсутствием четких ограничений полномочий службы безопасности.

 

Ø Ознакомьтесь со следующими дополнительными материалами:

1. Бородин И. Концепция корпоративной безопасности // Материалы международной научно-практической конференции: проблемы корпоративной безопасности, Одесса: «Консалтинг», 1998.

2. Гончаренко Л.П., Куценко Е.С. Управление безопасностью. Учебное пособие для вузов. – М.: Изд. «КноРус», 2005.

3. Дзлиев М.И. Предпринимателю. Как избежать опасности. М.: Экономика, 2006.

 

Обратите внимание на:

§ тесную взаимосвязь двух направлений стратегии современной организации – в области управления ее безопасностью и ее персоналом;

§ особые полномочия руководителя службы безопасности организации при реализации ею стратегии упреждающего противодействия возможным угрозам;

§ варианты финансирования различных расходов в повседневной деятельности службы безопасности организации;

§ угрозу системных неформальных противоречий между службой безопасности и руководителями других структурных подразделений;

§ необходимость четкой регламентации не только функций, но и ответственности за их нарушения для задействованных в системе управления кадровой безопасностью организации должностных лиц и инстанций.

 

Ø Ответьте на следующие вопросы:

1. В каких организациях целесообразно использование стратегии упреждающего противодействия угрозам?

2. В каких организациях целесообразно использование стратегии пассивной защиты от возможных угроз?

3. Каким организациям целесообразно полностью отказаться от услуг частных детективных и охранных агентств?

4. Каким организациям целесообразно передать основные функции по обеспечению защиты от кадровых угроз частным детективным и охранным агентствам?

5. Какие критерии могут использоваться для оценки работы службы безопасности организации?

Теоретический материал по теме

Вопрос 1. Структура системы управления кадровой безопасностью в современной организации.

 

Обеспечение собственной безопасности, в том числе кадровой, является одним из стандартных направлений деятельности любой современной организации. Соответственно система управления позиционируется ею в качестве одного из необходимых элементов комплексной системы корпоративного менеджмента. Типовая структура рассматриваемой системы включает три основных элемента.

Стратегия управления кадровой безопасностью– совокупность долгосрочных целей и управленческих подходов, реализация которых обеспечивает защиту организации от любых потенциальных угроз, связанных с функционированием кадрового направления ее деятельности.

 

Рассматриваемая стратегия может быть реализована на основе одного из трех следующих вариантов:

Вариант 1. Стратегия упреждающего противодействия угрозам.

Принципы реализации:

Ø приоритет профилактических методов противодействия возможным угрозам;

Ø возможность применения нелегитимных методов.

 

Преимущества варианта:

Ø возможность эффективного решения возникающих у организации проблем, связанных с обеспечением собственной безопасности, практически без участия государства;

Ø возможность обеспечения эффективной поддержки других направлений внутрикорпоративного менеджмента.

 

Недостатки варианта:

Ø высокая вероятность конфликтов с действующим законодательством, конкурентами и собственными сотрудниками;

Ø необходимость дорогостоящей ресурсной поддержки – финансовой, кадровой, материально-технической.

 

Рекомендации по применению:

Ø корпорации, занимающие лидирующие позиции на обслуживаемом высоко конкурентом рынке;

Ø высокорентабельные организации, работающих в условиях жесткого прессинга со стороны конкурентов или криминальных структур.

 

Вариант 2: Стратегия пассивной защиты от угроз.

Принципы реализации:

Ø приоритетная ориентация на защиту со стороны государства в лице правоохранительных и судебных органов;

Ø минимизация собственных затрат по рассматриваемому направлению деятельности.

 

Преимущества варианта:

Ø минимальные затраты на практическую реализацию стратегии;

Ø отсутствие угрозы конфликтов и связанных с ними проблем в отношениях с конкурентами, государством, собственным персоналом.

Недостатки варианта:

Ø полная зависимость безопасности организации от эффективности деятельности правоохранительных органов государства;

Ø ориентация на методы противодействия уже реализованным угрозам, которые являются менее эффективными по сравнению с профилактическими и пресекающими.

Рекомендации по применению:

Ø для небольших организаций, работающих на наименее конкурентных рынках;

Ø для организаций, находящихся в собственности государства или под непосредственным патронажем органов государственного управления.

Вариант 3: Стратегия адекватного ответа на угрозы.

Принципы реализации:

Ø предполагает возможность использования службой безопасности всего комплекса легитимных методов профилактики и отражения потенциальных угроз;

Ø в порядке исключения допускается использование и не полностью легитимных методов, но лишь в отношении тех конкурентов или иных источников угроз, которые первыми применили подобные методы.

 

Данный вариант является компромиссом между первым и вторым вариантами, смягчая их радикальные недостатки, но и не позволяя в полной мере использовать преимущества.

 

Рекомендуется для большинства современных работодателей.

Факторы, определяющие выбор варианта общей стратегии управления кадровой безопасностью организации:

Ø отрасль или сфера деятельности организации;

Ø степень агрессивности конкурентной стратегии организации;

Ø степень легитимности бизнеса организации;

Ø финансовые возможности организации по обеспечению безопасности;

Ø квалификация персонала службы безопасности;

Ø наличие поддержки со стороны органов государственной власти.

Операционные подсистемы- это самостоятельные элементы системы управления, каждый из которых направлен на решение формализованного перечня однотипных задач по обеспечению кадровой безопасности организации. Отражая установленные стратегией управления цели и приоритеты, операционные подсистемы имеют своими объектами:

Ø противодействие угрозам безопасности сотрудников организации;

Ø противодействие угрозам безопасности организации со стороны ее сотрудников.

 

В соответствии с методологией менеджмента при формировании операционных подсистем необходимо соблюдать следующие общие требования:

Ø подсистемы не могут содержать элементов (методов, процедур и т.п.), практическое функционирование которых может объективно затруднить эксплуатацию смежных подсистем;

Ø общая структура каждой из подсистем должна соответствовать следующей типовой схеме: «определение целей процесса - планирование и организация процесса - оперативное управление процессом - оценка результатов процесса путем сопоставления их с ранее запланированными целями»;

Ø формализованное закрепление функций, связанных с эксплуатацией подсистем, за соответствующими руководителями и специалистами, как штабных, так и коммерческихподразделений организации, включая и механизм персонифицированной ответственности за их выполнение.

 

Блок обеспеченияявляется необходимой частью любой системы управления, формируя исходные условия для эффективного управления. В системе управления кадровой безопасности он включает в себя несколько направлений.

а). Информационное обеспечение системы управления кадровой безопасностью, которое включает три компонента:

Ø используемые в рамках системы методы и конкретные процедуры получения субъектами управления необходимой первичной информации;

Ø формализованные каналы прохождения информации в рамках системы, которые определяют маршрут движения ранее собранной информации по инстанциям (принципиальная схема: «от кого - кому - в какой форме - в какие сроки»);

Ø базы данных, связанных с любыми проблемами внутренней и внешней кадровой безопасности, которые накапливаются и обновляются в течение всего периода функционирования конкретной организации и используются при формировании управленческих решений любого уровня.

б). Нормативно-методическое обеспечение включает комплект внешних и внутренних регламентов, используемых в процессе управления рассматриваемым направлением деятельности, а также документов рекомендательного, т.е. не директивного характера. К внешним регламентам относятся законодательные (например, Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности в РФ») и подзаконные (например, Постановление Правительства РФ «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну») акты. К внутренним регламентам и рекомендациям относятся любые постоянно действующие документы, разработанные в рамках конкретной организации и введенные в соответствии с действующим в ней порядком – инструкции, приказы, распоряжения и т.п. Единственным ограничением при разработке внутренних регламентов является их хотя бы формальное соответствие (непротиворечивость) действующему законодательству.

в). Технологическое обеспечение определяется как совокупность формализованных технологий обеспечения безопасности организации от различных видов кадровых угроз. Их наличие является основной предпосылкой эффективности управления, поскольку позволяет четко определить:

· непосредственных участников (инстанции и рабочие места, принимающие участие в описываемой операции по защите от конкретной угрозы);

· управленческие процедуры (мероприятия, осуществляемые в рамках операции);

· типовые сроки по операции в целом и каждой управленческой процедуре в отдельности;

· ответственность участников за нарушение описываемой технологии.

г). Инструментальное обеспечение определяется как совокупность прикладных методов управления, используемых в рамках системы. Классификация этих методов по различным признакам была проведена в первой теме настоящего материала.

д). Кадровое обеспечение определяется как полностью укомплектованный штат службы безопасности, включающий в себя три квалификационные категории работников:

Ø менеджеры, т.е. руководители различного уровня – от возглавляющего рассматриваемое направление вице-президента до бригадира смены охранников;

Ø эксперты, т.е. высококвалифицированные сотрудники службы безопасности, специализирующиеся на определенных направлениях ее обеспечения (аналитики, разработчики специальных программных средств и т.п.), но не выполняющие при этом прямых управленческих функций;

Ø исполнители (охранники, ремонтники спецоборудования и др.).

е). Финансовое обеспечение определяется как совокупность финансовых ресурсов, выделяемых на поддержание и развитие рассматриваемого направления (приобретение спецоборудования, зарплата персонала, оплата информации и т.п.).

 

Оценка эффективности управления кадровой безопасностью является необходимым элементом рассматриваемой системы. Она позволяет решить несколько прикладных задач, в частности, осуществлять статистический анализ вероятности негативной реализации тех или иных угроз, а также объективно оценивать результативность деятельности службы безопасности. В отличие от большинства других направлений менеджмента здесь не всегда можно точно подсчитать обеспеченный экономический эффект. В частности, затруднительно определить возможные потери от своевременно пресеченных угроз. По некоторым видам угроз, например в адрес сотрудников организации, прямой эффект невозможно рассчитать в принципе. Поэтому приходится опираться на результаты не только прямой, но и косвенной оценки. Ниже приводится перечень критериев, которые целесообразно использовать для решения этой задачи:

Ø общее количества выявленных угроз, с дифференциацией на угрозы, пресеченные в полном объеме, лишь частично, негативно реализованные в полном объеме (в динамике в сравнении с предыдущими периодами);

Ø прямой финансовый ущерб, нанесенный организации в результате частично и полностью реализованных угроз;

Ø потенциальный ущерб, который могли бы нанести организации полностью или частично пресеченные угрозы;

Ø результаты реализации плановых профилактических мероприятий;

Ø отсутствие обоснованных претензий к службе безопасности со стороны правоохранительных органов, собственных подразделений и отдельных сотрудников.

Последнее изменение этой страницы: 2017-07-07

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...