Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ НА РУСИСистема начального обученияна Руси выглядела не как совокупность регулярных учебных заведений, а как определенные формы обществен-но-пед. практики (в семье, мастерами грамоты и др.). Грамотность в Ран-несредневековой Руси была распространена повсеместно. Педагогическая мысльпредставлена списками Поучений Иоанна Златоуста, сборниками Измарагды и др. Пед. идеи Златоуста и проблемы обучения развивали Кирилл Туровский (ум. 1182) и Кирик Новгородец (Учение ведати человеку числа всех лет, XII в.). Важные сведения о воспитательных ядеалах Древней Руси содержат Поучение Владимира Мономаха, Моление Даниила Заточника, Изречения Исихия и Варнавы, изборник Пчела и др. Изборник (1076):«Чтение книг... полезно для каждого христианина. Каким человеку следует быть: Пред старцами — молчание, пред мудрыми — послушание, с равными дружбу иметь, с младшими — дружелюбное согласие. И самому вопрошать себя о помыслах и о делах каждый день. Учить неведающих, ободрять малодушных, служить больным, а святым обмывать ноги». Поучение ВладимираМономаха: «...Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь... Леность ведь всему мать». Пчела: Иоанн Богослов. «Безмолвное дело лучше бесполезного совета. Делай сказанное и не говори о сделанном». Святой Василий: «Насильное обучение не может быть твердым, но то, что с радостью и весельем входит, крепко западает в души внимающим».
Вид практики Содержание
Приходская Монастырская Сословная Групповая Бытовая ных службах, кроме узкой специализации, воспитывалась своеобразная профессиональная этика. Все христианское население разных возрастов было обязано посещать приходские храмы, где выслушивало проповеди, поучения, наставления клира. Богослужения суточного, недельного и годичного циклов формировали устойчивое мировоззрение — стереотипы и нормы поведения. Вовлечение в обрядовые церемонии, воздействие эстетически организованного церковного искусства, сакрализация основных жизненных ситуаций, начиная с рождения и кончая смертью человека, что обеспечивало большую степень воздействия на всех, без исключения, людей. Воспитание послушников и монахов соответственно принятому уставу. Наряду с религиозной аскезой включала обучение книжному, иконописному, певческому и другим видам искусства и «рукоделия». Густая сеть монастырей охватывала всю страну. Кроме монашествующих вовлекали в свою орбиту приходскихтрудников (временных работников) и ближайшее население. Определялась воспитывающим воздействием определенной социальной среды. Иерархическая организация феодального общества формировала также иерархическое представление о мироздании, о душе, обо всем, что окружало человека. Иерархичность, корпоративность, этикетность выступают как всеобщие способы организации эмпирического опыта и как воспитательные принципы. Различные представления о жизненных ценностях у феодалов, монахов, крестьян, ремесленников и торговцев порождались различием их места в социальной пирамиде. Наряду с общим сословным воздействием существенную роль играло непосредственное вовлечение человека в конкретную социальную группу (сельскую общину, стрелецкий полк, приказную палату, купеческую гильдию), в тот реальный коллектив, который формировал в своей среде данную личность. Принадлежность к привилегированному Посольскому приказу, к богатой гильдии купцов-сурожан или к бедной крестьянской общине какой-нибудь из северных областей России, естественно, создавали разные представления о жизни на основе личного опыта. Поддерживалась прежде всего семьей,первичной социо-этнической единицей любого общества. Накапливавшиеся в течение многих поколений местные традиции внедрялись в сознание людей, передавались через века путем воспитания подрастающего поколения. Одна из самых устойчивых и консервативных разновидностей воспитательной практики. 58
ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ ПЕДАГОГИКИ Идеал христианской педагогики— БОГОЧЕЛОВЕК ИИСУС ХРИСТОС. Воспитание человека важнее, чем его образование: воспитание готовит гушу для жизни вечной; образование нужно для приспособления ребенка Е жизни временной, к жизни на Земле. Большое значение имеют в нравственном воспитании ребенка таинства: крещение, миропомазание, причащение. Цель— воспитание трех главных составляющих человека: сердца, ума, воли. Спаситель сказал, что «от сердца исходят помышления злые». Про-" ждаясь в младенце, ум, вследствие греховной природы человека, начинает стремиться, с одной стороны, эмансипироваться и, с другой стороны, тиранически влиять на волю. Синкретическая гармония сердца, ума ■ воли в ребенке начинает разрушаться. Воля связана с побуждениями. Для управления волей ребенка необходимо овладеть его побуждениями или вызвать их в нем. Отсюда воспита-ле веры, надежды и любви. Воспитание «страха Божия». «Страх Божий есть начала всякой премудрости» (Притча 1,7). Воспитание послушания.Борьба со своеволием, баловством и капризами. «Без послушания невозможно воспитание. Послушание справедливо называют «началом воспитания». Послушание должно быть свободным, ■. не принудительным. Должно основываться на любви, на страхе поте-рятьлюбимого, страхе огорчить любящего, а не на страхе насилия. Послушание завоевывается истинно разумной любовью к ребенку. Отец Иоанн Кронштадский говорил, что «каприз — это зародыш сердечной порчи, ржа сердца, моль любви, семя злобы, мерзость Господу». ПРИНЦИП ПРАВОСЛАВНОЙ ПЕДАГОГИКИ............................................... Главный для христианства принцип — принципсвободы, из которого вытекает главный метод христианского воспитания. Принцип свободы человека перед Богом. Высший акт веры может быть только свободным волеизъявлением человека. 59 Значение личностив христианстве и в христианском воспитании: христианство сознает огромную ценность человеческой личности. Процесс христианского воспитания не может не быть процессом роста, постепенного преображения личности в целом. Этой цели можно достигнуть только тогда, когда мы будем жить всей полнотой церковной жизни. |
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-07-07 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |