Главная
Случайная страница
Категории:
ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ-МАТЕРИАЛИСТОВ XVIII В.
Дени Дидро (1713-1784)
| Клод Адриан Гельвеции (1715—1771)
| Философ-материалист, атеист, просветитель, писатель. Выпускник иезуитского колледжа.
Книги: Систематическое опровержение книги Гельвеция «О человеке»; План университета, или Школы публичного преподавания наук для Российского правительства.
Признавал материальность мира.
Отрицал всемогущество воспитания и отсутствие индивидуальных различий у детей.
Источник знаний— ощущения.
Благоприятными задатками наделены всевне зависимости от происхождения. Протестовал против сословного образования.
За просвещение народных масс:отстаивал принцип всеобщего обязательного бесплатного нач. образования, бесплатные учебники и питание в нач. школе, стипендии в ср. и высшей школе.
Цель воспитания— честный человек, обладающий твердостью и справедливостью, здравым, просвещенным, обширным умом, вкусом ко всему «истинному, прекрасному, великому, доброму», крепким здоровьем.
Учитель— профессионал своего дела, «честная и чувствительная душа». Должен быть хорошо материально обеспечен.
Школыдолжны быть изъяты у духовенстваи отданы государству. Противзасилья религиии классическогообразования.
За реальные знания.На первый план выдвигал физ.-мат. и естественные науки.
| Философ-материалист. Выпускник иезуитского колледжа, был близок с Монтескье, Вольтером, входил в кружок Д. Дидро и П. Гольбаха.
Книги: Об уме, О человеке, его умственных способностях и его воспитании.
Основные идеи в области воспитания:
1) врожденное равенство всех людей;
2) личный интерес как движущая сила индивидуального развития людей и их деятельности;
3) воспитание как направляющая сила в развитии интересов; 4) полит, система как определяющее начало воспитания.
«Человек — продукт обстоятельств». Нет врожденных идей и страстей. Человек от природы невежествен и невоспитан.
Цель— стремление к всеобщему благу. Отрицал индивидуальные различия у детей. Различия в способностях людей — следствие различий в условиях воспитания.
Отвергал неравенство:умственное, социальное, национальное, расовое.
Признавал право всех на образование:женщина равна мужчине.
Признавал всемогущество воспитания.Под воспитанием понимал и совокупность всех условий жизни индивидуума.
Предлагал покончить с засильем латынии вооружиться реальными знаниями.
Признавал природную добротучеловека.
Одна из задач воспитания — воспитание патриотов,соединяющих идею личного блага и блага нации.
| Дени Дидро (1713-1784)
| Клод Адриан Гельвеции (1715—1771)
| Придавалважное значение хорошим учебникам,к работе над которыми надо привлекать крупных ученых. «Воспитание не всесильно, но оно означает очень многое». «Лучше знать немногое, но хорошо, и даже вовсе не знать чего-либо, чем знать плохо».
| Доказывал преимущество общественного воспитания перед семейным.
Обучениедолжно быть наглядным,строиться наличном опыте ребенка, учебный материал должен быть прост.
Школадолжна быть светскойи государственной. «Воспитание делает нас тем, чем мы являемся».
| Считали воспитание средством изменения общественного строя.
ЖАН ЖАК РУССО (1712-1778), теоретик свободного естественного воспитания
Биографические сведения
Социально-политические и философские взгляды
Педагогические взгляды
Родился в семье женевского ремесленника-часовщика. Не получил систематического образования. Много лет скитался по Франции и Швейцарии, перепробовал ряд профессий. В 30 лет приехал в Париж, где познакомился со многими публицистами, философами.
1749 г.— победил на конкурсе Дижонской академии сочинений на тему «Способствовал ли прогресс наук и искусств улучшению нравов».
1756-1762 г.-
написаны основные произведения, сделавшие его имя известным во всем мире.
Книги Руссо сжигались, сам он бежал в Англию из Парижа по приглашению философа Д. Юма, но впоследствии вернулся на родину.
Для мировоззрения характерен дуализм: признание изначального существования духа и материи. В обл. гносеологии — сенсуалист, что сказалось и на его пед. системе.
Как деист признавалналичие высшей силы, которая создала весь мир.
Защищал идею равенства людей,их естественные права на свободу. Выступал за ликвидацию крупной собственности. Мелкую собственность как результат личного труда считалнеприкосновенной.
Физический труд—
непременная обязанность общественного человека. «Труд есть неизбежная обязанность общественного человека». При воспитании нужно постоянно приучать руки к труду и полезным для человека занятиям.
Настоящая религия — религия сердца.Размышляя о мудром устройстве Вселенной,ребенок сам приходит к мысли о ее Творце. Каждый свободен верить по-своему.
Взгляды Руссо сыграли важную роль в идейной подготовке франц. буржуазной революции конца XVIII в.Якобинцы чрезвычайно высоко ценили его.
Воспитание должно быть естественным,или природо-сообразным,т. е. соответствующим возрасту ребенка, и осуществляться в естественных условиях на лоне природы.
Выдвинул идею свободного воспитания,которое следует за природой, помогает ей, устраняя вредные привычки.
Выступал против авторитаризма и отрицал наказания,
считая, что детей должны ограничивать непреложные законы природы, а не запреты воспитателя.
Основные факторы воспитания:природа, люди и предметы окружающего мира.
Природа обеспечивает развитие и совершенствование органов чувств и способностей.
Столкновение с вещами обогащает личный опыт ребенка.
Воспитание людьми и вещами должно действовать согласованно с естественным развитием ребенка, не зависящим от воли человека.
Задача воспитателя—
тактично, незаметно для ребенка направлять всю его деятельность, формировать его интересы и взгляды.
Свободомыслящая личность, живущая своим трудом,— результат такого воспитания.
76
ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО РУССО
Произведения
| Взгляды, идеи, отраженные в них
| Способствовал ли прогресс наук и искусств улучшению нравов (1749);
Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми (1777г);
Юлия, или новая Элоиза (1761);
Общественный договор, или Принципы общественного права (1762);
Эмиль, или О воспитании (1762);
Исповедание веры савойского викария. Рассуждение об управлении Польшей и ее предполагаемой реформе (1772).
| Резко выступал против современной ему культуры, против социального неравенства.
Старался доказать, что природа создала людей равными, добрыми и счастливыми, а общество сделало их несчастными.
Осуждал многочисленные пороки, предрассудки, социальную несправедливость, порожденные феодальным строем.
Развивал идеи о происхождении и сущности гос-ва, о неотчуждаемости суверенитета народа, о народовластии.
Подверг критике существующую практику воспитания детей господствующих сословий и изложил в духе своей теории естественного права план воспитания нового человека.
Выступал против католической церкви. Вернулся к вопросу о народовластии и высказал ряд ценных суждений о национальном воспитании детей.
|
ЭМИЛЬ, ИЛИ О ВОСПИТАНИИ
Каким должно быть воспитание в семье
| Воспитание женщины
| 1. Свободным. 2. Естественным. 3. Воспитание зависитот:
1) природы(воспитание реализуется путем «внутреннего развития человеческих способностей, развития органов чувств»); 2) воспитания людьми(имеется в виду приучение человека использовать развитие своих природных способностей и органов чувств); 3) вещей(воспитывает собственный опыт человека, приобретаемый им от взаимодействия с вещами, с которыми он сталкивается).
| Должна воспитываться дома.
Никаких серьезных умственных занятий.
Приспособление к мнению других, подчинение чужой воле.
|
Возрастная периодизация
| Раннее
| Период сна
| Период от
| Период нравственного воспитания
| детство:
| разума —
| 12 до 15 лет.
| (период «бурь и страстей») —
| до 2 лет.
| от 2 до
|
| с 15 лет до совершеннолетия.
|
| 12 лет.
|
|
|
| Задачи воспитания
| Основа —
| Развивать
| Осуществлять
| Воспитание
| Воспита-
| Воспи-
| физичес-
| внешние
| умственное и
| добрых
| ние
| тание
| кое воспи-
| чувства
| трудовое
| чувств.
| добрых
| доброй
| тание.
| ребенка,
| воспитание.
|
| сужде-
| воли.
|
| укреплять
|
|
| нии.
|
|
| здоровье
|
|
|
|
|
| ребенка.
|
|
|
|
| Средства воспитания
| Ребенка
| Учить в
| Выбор предме-
| Наблюдая
| Изучение
| Совер-
| должна
| прямом
| тов — исходя
| картины
| биогра-
| шение
| вскармли-
| смысле
| из интересов
| человечес-
| фий
| добрых
| вать мать.
| слова пока
| ребенка.
| ких страда-
| великих
| дел.
| Не следует
| не стоит.
| Все — с мак-
| нии, нужды,
| людей,
|
| отнимать у
| Велика
| симальной
| горя, юноша
| изучение
|
| ребенка
| воспитыва-
| наглядностью.
| будет видеть
| истории.
|
| свободу,
| ющая роль
| Труд —воспи-
| и добрые
|
|
| мешать
| примера.
| тательное
| примеры.
|
|
| природе.
|
| средство.
|
|
|
| Воспитание
| Нравственное воспитание можно дать
| вне общества.
|
| только в обществе.
|
|