Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






МИХАЙЛО ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ (1711 -1765),

Первый русский ученый-естествоиспытатель, поэт,

Философ, художник, историк, просветитель

Работы: Краткое руководство к риторике, Российская грамматика, Древ­няя российская история, О сохранении и размножении российского народа, Проект регламента московских гимназий и др.

Был инициаторомразнообразных научных, технических и культурных на­чинаний в стране, организатором науки и просвещения. С его именем связано открытие Московского университета.

Целью воспитаниясчитал формирование человека-патриота, главными качествами которого должны быть высокая нравственность, любовь к науке, знаниям, трудолюбие, бескорыстное служение Родине.

Разработал впервыев России педагогическую теорию,методологической основой которой явилось материалистическое миропонимание, разграни­чение науки и религии.

Считал, что положение народаможно улучшить посредством распростране­ния культуры и просвещения.

Выступал сторонником бессословной системы образованиявплоть до уни­верситета.

Отстаивал идею светскости образованияи получения молодым поколени­ем основ научных знаний. Высоко ценил образованность и потреб­ность в научных знаниях, видя в них высшее человеческое счастье.

Был сторонником принципа природосообразности:воспитатель должен ру­ководствоваться факторами естественного природного развития ребен­ка. Утверждал: «Чаще природное дарование без науки, нежели наука без природного дарования к похвале и к добродетели способствовали». При­родные особенности детей считал основой и источником их развития, рекомендовал педагогам строить обучение с учетом склонностей де­тей.

Связывал формирование человека с конкретными социально-историческими условиями его жизни,с уровнем развития общества в целом.

Видел органическую связь воспитания и обучения,ратовал за взаимосвязь физического и нравственного воспитания и умственного развития.

Считал главнейшими составными элементами познания:чувственное вос­приятие, теоретические обобщения и опытную проверку результатов. «Идеями называются представления вещей или действий в уме нашем...» «Из наблюдений установлять теорию, через теорию исправлять наблюде­ния есть лучший всех способ к изысканию правды».

Выступил впервыев русской педагогике сторонником синтеза классическо­го естественно-научного и реального образования.В его методах обуче­ния выделяются элементы политехнического образования.

Был сторонником классно-урочной системыкак наиболее продуктивной для развития ума и памяти, был за домашние задания и экзамены.

Отводил в процессе обучениязначительное место практике,постановке опытов, отмечал практическое значение знаний.


Разрабатывал принципы обучения:наглядность, доступность, развитие ак­тивности и самостоятельности ученика.

Стремился к распространению «высоких наук»в Российском государстве и при этом на русском языке.Русский язык ценил очень высоко, выдви­нул идею воспитательного значения русского языка.

Написал ряд учебников— первую грамматику на русском языке, руковод­ство к риторике, первые основания горной науки и др.

Отводил большую роль воспитанию:«...Молодых людей нежные нравы, во все стороны гибкие страсти и мягкие их и воску подобные мысли добрым воспитанием управляются».

Исходил в воспитании из принципов гуманизма и народностии высоко це­нил общечеловеческую нравственность. Внравственности особо выде­лял следующие качества: патриотизм, милосердие, трудолюбие. Выс­тупал против таких пороков, как леность, скупость, малодушие, лукав­ство, злоба, лицемерие, упрямство, самохвальство и др.

Разработал педагогические условия организации детского труда:предвари­тельная подготовка, планирование хода работы, подбор необходимых инструментов, анализ результатов.

Развивал идеи о пользе поощрений и наказаний,не возражал против теле­сных наказаний (в случае необходимости).

Метод и условие воспитаниядля Ломоносова — порядок и дисциплина.

Разработал требования к личности и деятельности учителя,заложил основы педагогической этики.


ИВАН ИВАНОВИЧ БЕЦКОЙ (1704-1795)

 

Краткие Виды уч. Задачи Средства воспита- Значение
биограф. заведений, воспитания ния и обучения орг.-пед.
сведения открытые     деятельно-
  при его     сти
  содействии      
Родился в 1763 г.- Создать 1. Изолировать детей Положил
Стокгольме воспитатель- путем от окружающей начало
(сын фель- ные дома с воспитания среды: «Оградить женскому
дмаршала госпиталем «Новую детей от дурных среднему
Ю.Н.Тру- для рожениц: породу влияний семьи и образова-
бецкого). в Москве, людей»: общества, предрас- нию.
  Петербурге. — образо- судков старшего Выступал
Учился в Училище для ванных поколения». за сослов-
Копенга- мальчиков дворян, 2. «Поддерживать ные учеб-
генском разных способных склонность к трудо- ные заведе-
кадетском сословий гуманно любию, и чтоб ния.
корпусе. (кроме обращаться страшились празд- Изменил
  крепостных) с крестьяна- ности как источника изменил
В 40-х гг. служил в Петербурге при Академии художеств. ми и спра­ведливо управлять всякого зла». 3. Уделять большое постановку уч.-воспи­тательной
в Коллегии Коммерчес- государ- внимание нравст- работы в
иностран- кое училище в ством; венному воспита- кадетских
ных дел. Москве.   нию: «Учить их корпусах и
В 1747 г. Смольный — разночин­цев— учтивости, благопри­стойности, собо- гимназиях.
вышел в институт «третий чин лезнованию о бед- Открыл
отставку. благородных людей», ных, несчастливых». новые
До 1762 г. девиц в Петербурге с которые занимались 4. Придавать боль- воспита-тельно-
жил за границей отделением бы промыш- шое значение образова-
  ге познакомился для девочек- ленностью, умственному и тельные
где позна- мещанок. торговлей, физическому воспи- учрежде-
комился с энциклопе- Ряд воспита- ремеслом. танию: «Просвещая ния.
дистами тельных Цель воспи- притом их разум Представил
(Гримм, Дидро, Руссо). В 1762 г. домов в провинциаль­ных городах. тания— эти люди пере­дадут привитые им наукам и художе­ствам», использо­вать «чистый воздух, увеселение невин­ными забавами и доклад об общей ор­ганизации в России де-
    взгляды и   ла воспита-
его пригла-   привычки игры». ния де-
шаютв Россию   своим детям 5. Избегать наказа- тей — «Ге-
    — постепен- ний: «Единожды и неральное
    но изменит- навсегда ввести учреждение
    ся нрав- закон и строго о воспита-
    ственность, утверждать, никогда нии обоего
    произойдет и ни за что не бить пола юно-
    улучшение детей». шества».
    общества.    

Последнее изменение этой страницы: 2017-07-07

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...