Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
МИХАЙЛО ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ (1711 -1765),Первый русский ученый-естествоиспытатель, поэт, Философ, художник, историк, просветитель Работы: Краткое руководство к риторике, Российская грамматика, Древняя российская история, О сохранении и размножении российского народа, Проект регламента московских гимназий и др. Был инициаторомразнообразных научных, технических и культурных начинаний в стране, организатором науки и просвещения. С его именем связано открытие Московского университета. Целью воспитаниясчитал формирование человека-патриота, главными качествами которого должны быть высокая нравственность, любовь к науке, знаниям, трудолюбие, бескорыстное служение Родине. Разработал впервыев России педагогическую теорию,методологической основой которой явилось материалистическое миропонимание, разграничение науки и религии. Считал, что положение народаможно улучшить посредством распространения культуры и просвещения. Выступал сторонником бессословной системы образованиявплоть до университета. Отстаивал идею светскости образованияи получения молодым поколением основ научных знаний. Высоко ценил образованность и потребность в научных знаниях, видя в них высшее человеческое счастье. Был сторонником принципа природосообразности:воспитатель должен руководствоваться факторами естественного природного развития ребенка. Утверждал: «Чаще природное дарование без науки, нежели наука без природного дарования к похвале и к добродетели способствовали». Природные особенности детей считал основой и источником их развития, рекомендовал педагогам строить обучение с учетом склонностей детей. Связывал формирование человека с конкретными социально-историческими условиями его жизни,с уровнем развития общества в целом. Видел органическую связь воспитания и обучения,ратовал за взаимосвязь физического и нравственного воспитания и умственного развития. Считал главнейшими составными элементами познания:чувственное восприятие, теоретические обобщения и опытную проверку результатов. «Идеями называются представления вещей или действий в уме нашем...» «Из наблюдений установлять теорию, через теорию исправлять наблюдения — есть лучший всех способ к изысканию правды». Выступил впервыев русской педагогике сторонником синтеза классического естественно-научного и реального образования.В его методах обучения выделяются элементы политехнического образования. Был сторонником классно-урочной системыкак наиболее продуктивной для развития ума и памяти, был за домашние задания и экзамены. Отводил в процессе обучениязначительное место практике,постановке опытов, отмечал практическое значение знаний. Разрабатывал принципы обучения:наглядность, доступность, развитие активности и самостоятельности ученика. Стремился к распространению «высоких наук»в Российском государстве и при этом на русском языке.Русский язык ценил очень высоко, выдвинул идею воспитательного значения русского языка. Написал ряд учебников— первую грамматику на русском языке, руководство к риторике, первые основания горной науки и др. Отводил большую роль воспитанию:«...Молодых людей нежные нравы, во все стороны гибкие страсти и мягкие их и воску подобные мысли добрым воспитанием управляются». Исходил в воспитании из принципов гуманизма и народностии высоко ценил общечеловеческую нравственность. Внравственности особо выделял следующие качества: патриотизм, милосердие, трудолюбие. Выступал против таких пороков, как леность, скупость, малодушие, лукавство, злоба, лицемерие, упрямство, самохвальство и др. Разработал педагогические условия организации детского труда:предварительная подготовка, планирование хода работы, подбор необходимых инструментов, анализ результатов. Развивал идеи о пользе поощрений и наказаний,не возражал против телесных наказаний (в случае необходимости). Метод и условие воспитаниядля Ломоносова — порядок и дисциплина. Разработал требования к личности и деятельности учителя,заложил основы педагогической этики. ИВАН ИВАНОВИЧ БЕЦКОЙ (1704-1795)
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-07-07 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |