Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Функции и полномочия Президента Российской Федерации

Под функциями Президента Российской Федерации понимаются основные направления его деятельности. Президент выполняет функции посредством реализации своих полномочий - совокупности предоставленных ему прав и закрепленных за ним обязанностей. Авторы Конституции Российской Федерации ограничились формулирование функций Президента в общей форме, без конкретизации многих его полномочий. В результате этого, не нашли должного закрепления функции и полномочия Президента России в осуществлении таких важных внутренних функций российского государства, как экономическая, социальная, экологическая и развития научно-технического прогресса и культуры[450].

К функциям Президента Российской Федерации, которые находят закрепление в статье 80 Конституции Российской Федерации, относятся:

а) Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. Это означает, что Президент Российской Федерации несёт персональную ответственность за работу механизмов защиты Конституции Российской Федерации и прав человека, обязан принимать меры в случае их нарушения. Так, как гарант Конституции Президент Российской Федерации должен обеспечить положение, при котором органы государственной власти свои конституционные обязанности, не выходя за пределы своей компетенции.

Реализации полномочий Президента Российской Федерации в сфере защиты прав и свобод человека способствует деятельность существующей при Президенте Российской Федерации Совет по развитию гражданского общества и правам человека. Он является консультативным органом при главе российского государства. Он образован в целях оказания содействия главе государства в реализации его конституционных полномочий в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, информирования Президента Российской Федерации о положении дел в этой области, содействия развитию институтов гражданского общества, подготовки предложений главе государства по вопросам, входящим в компетенцию Совета. Нормативно-правовую базу деятельности Совета составляет Указ Президента Российской Федерации от 1 февраля 2011 г. № 120 «О Совете при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека»[451].

б) Президент Российской Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности. М.В. Баглай отмечает, что «полномочия Президента Российской Федерации как главы федеративного государства прописаны в Конституции Российской Федерации очень скромно, они скорее вытекают из основных функций гаранта Конституции»[452]. Из конкретных конституционных полномочий, направленных на охрану государственного суверенитета, важное значение имеют назначение и освобождение от должности полномочных представителей Президента в федеральных округах, приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае их противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам России или нарушения прав и свобод человека и гражданина.

в) Президент Российской Федерации обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Важная роль Президента Российской Федерации заключается в разрешении посредством согласительных процедур, предусмотренных статьёй 85 Конституции Российской Федерации, конфликтов между органами государственной власти. В Конституции не конкретизировано понятие согласительных процедур. В связи с этим Президент свободен в выборе большого диапазона согласительных процедур, суть которых состоит в выдвижении компромиссных вариантов и, в конечном счете, в достижении консенсуса.

Отличительная черта согласительных процедур проявляется в неформальном характере и в возможности выбора такой процедуры, которая наиболее приемлема для конкретного случая и с которой согласны спорящие стороны. В этой ситуации в полной мере действует принцип факультативности выбора. Наиболее частотой формой решения спора, к которой прибегают стороны, - это непосредственные переговоры. Для достижения консенсуса Президент Российской Федерации организует переговоры с участием спорящих сторон и образует согласительные комиссии.

г) Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Он как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Кандидат на должность Президента России, принимая участие в выборах, представляет определённую программу, в которой намечаются стратегические направления развития российского государства. Избрание того или иного кандидата является одобрением положений программы избирателями. Обнародование основных направлений государственной политики происходит в ежегодных посланиях Президента Российской Федерации.

Полномочия Президента Российской Федерации условно можно разделить на несколько групп. К первой относятся полномочия, связанные с кадровой политикой главы государства: назначение Председателя Правительства, представление Государственной Думе кандидатуры для назначение на должность Председателя ЦБР, внесение в Совет Федерации предложения об освобождении от должности Генерального Прокурора Российской Федерации и др.

В другую группу входят полномочия направленные на формирование отдельных органов государственной власти, принятие политических и правовых решений. К ним относятся назначение выборов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, принятие решения о её роспуске, назначение референдума, подписание и обнародование федеральных законов.

Третья группа полномочий ограничивается обращением главы российского государства с ежегодными Посланиями к Федеральному Собранию. Четвертая группа полномочий связана с правом Президента Российской Федерации вводить на территории Российской Федерации или в отдельных её частях чрезвычайного или военного положения[453].

 

Последнее изменение этой страницы: 2017-07-07

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...