Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Приток иностранных специалистов

Наука интернациональна по своему существу. Законы природы не знают полити­ческих границ, и перемещение ученых из страны в страну стало фактом задолго до того, как возникла глобализация как фактор международной политики. Научно-технический комплекс США сегодня развивается в тесной связи с мировой нау­кой и техникой. Любое новое достижение в исследованиях и разработках легче всего заимствовать путем физического перемещения людей. И США активно пользуются этим. Занимая положение мирового центра науки, США проводят активную политику приглашения, с одной стороны, известных, состоявшихся ученых для работы, предоставляя им гораздо более благоприятные условия, чем на их родине, с другой стороны, молодых, подающих надежды студентов и аспи­рантов для обучения в наиболее престижных университетах и присоединения к известным научным школам. Доля ученых и инженеров иностранного проис­хождения увеличивается на всех ступенях подготовки: каждый четвертый аспи­рант, обучающийся по докторской программе в области естественных наук и тех­ники в начале XXI в., был рожден за пределами США. Особенно велика доля иностранцев в инженерных дисциплинах (45%), компьютерных науках (43%) и математике (30 %). Американская молодежь проявляет небольшой интерес к этим направлениям.

Наибольшее число специалистов прибывает в США из Индии (8 %), Китая (7 %), Филиппин и Германии (по 4 %). По географическим регионам — 57 % специалистов-иммигрантов происходят из Азии, 24% — из Европы, 13% — из Латинской Аме­рика, 6 % — из Канады и Океании и 4 % — из Африки.

В 1990-е гг. в США были приняты специальные законы, облегчающие получение постоянных виз учеными и инженерами, прошедшими обучение в университетах этой страны. К началу XXI в. в результате этого каждый третий доктор наук, работающий в промышленности, родился и вырос за пределами США. На компью­терных направлениях доля иностранцев доходит до 50 %, в инженерных видах

1 По: Science and Engineering Indicators, 2002.


Глава 4, Научно-технические ресурсы



деятельности она в целом еще выше, а в отдельных сферах инженерии иностран­цы составляют подавляющее большинство.

Университеты более консервативны в привлечении иностранных ученых, но и там их число неуклонно растет. Даже в органах федерального правительства доля уче­ных-иностранцев достигла 16% от общего числа обладателей степеней доктора наук, в органах местной власти и штатов — 19%. Среди магистров и бакалавров пропорции примерно такие же.

4.2. Подготовка ученых и инженеров Состояние научно-технического образования

Достижения в области науки и техники в США были бы невозможны без наличия в этой стране чрезвычайно высокоразвитой системы образования и подготовки кадров. Основной целью этой системы в XXI в. является сохранение мирового лидерства в обучении специалистов для работы в условиях новой информацион­ной экономики и глобализации. По мнению ведущих экспертов, наиболее востре­бованными в ближайшем будущем станут знания и навыки в области математики и компьютерных дисциплин и, как минимум, понимание базовых концепций естественных наук и технологий. Ведущая в данной сфере общественная лоббист­ская организация «Национальный совет по науке и технике» в специальном докладе, посвященном будущему научно-технического комплекса США, выразила серьез­ную обеспокоенность способностью действующей системы образования обеспе­чить достижение этой цели. Причиной является продолжавшееся в течение почти 20 лет сокращение численности населения студенческого возраста (с 1980 по 1999 г. — с 22 млн до 17 млн чел.). Следует отметить, что аналогичные тенден­ции существуют во всех промышленно развитых странах. В то же время количе­ство молодых людей студенческого возраста в таких странах, как Китай и Индия, и других промышленно развивающихся странах непрерывно растет.

Отмеченная тенденция была преодолена в 1997 г., и ожидается, что и в 2010 г. число молодых людей студенческого возраста будет восстановлено до уровня 1980 г. Значительная часть этого прироста будет достигнута за счет национальных меньшинств.

Система научно-технического образования

На 1 января 2002 г. в США действовало 3400 организаций, имевших право при­суждать научные степени. В них обучалось 14,5 млн студентов, 80 % из них посещали государственные программы и только 20 % — коммерческие, частные. Из этого числа 5,5 млн чел. получают образование в системе двухгодичных коммунальных колледжей. В рамках системы образования в целом присуждалось ежегодно око­ло 2,2 млн ученых степеней.

В системе высшего образования страны сугубо американскими являются две ступени: коммунальные двухгодичные колледжи и исследовательские универси­теты. Первые являются массовой начальной ступенью высшего образования, мак­симально приближенной к населению. Они организуются в рамках и на терри­ториях отдельных общин, коммун (community), которые и дали название этой



Экономический потенциал


ступени. Студенты, обучающиеся в коммунальных колледжах, продолжают жить в своих семьях, что облегчает им переход от средней школы к традиционному университетскому образованию в четырехлетних колледжах.

Исследовательские университеты характеризуются тем, что количество пре­подавателей и исследователей в них часто больше, чем студентов. Это особенно характерно для технологических университетов, таких как Калтех (Калифорний­ский технологический университет) в г. Пасадена или Массачусетский техноло­гический университет в Кембридже.

Согласно прогнозам, до 2010 г. число студентов вузов в США увеличится вслед­ствие 13 %-ного прироста населения. Основную роль в подготовке ученых и инже­неров в системе высшего образования США играют именно исследовательские университеты (235 вузов в 2002 г.) Хотя в них обучается всего около 20 % сту­дентов, именно здесь в основном получают ученые степени будущие ученые и ин­женеры.

Основная масса будущих инженеров в США проходит вузовскую подготовку по программе бакалавра, а затем продолжает свое образование на внутрифирмен­ных курсах, которые позволяют после накопления определенного количества зачетных баллов получить степень магистра. В 1990-е гг. в США наблюдалось устойчивое снижение интереса студентов к инженерным дисциплинам. За период 1983-1999 гг. число студентов на инженерных кафедрах снизилось на 20 % и про­должало падать. Это происходило на фоне относительной стабильности подго­товки бакалавров по научно-техническим специальностям в целом: в течение нескольких десятилетий доля степеней бакалавров по этому направлению состав­ляла примерно одну треть.

Новые тенденции

В последние десятилетия XX в. в США отмечался рост интереса молодежи к во­просам науки и техники, но происходивший на этом фоне спад в области матема­тики, физики и инженерных дисциплин, вызывал тревогу компаний, действую­щих на острие научно-технического прогресса. Была разработана специальная программа по вовлечению в сферу науки и техники молодежи из социальных слоев населения, ранее не представленных в ней (женщины, национальные меньшин­ства и т. п.). США также были вынуждены предпринять меры по предоставлению иностранным студентам возможности получить работу, если они специализи­руются на науке и технике. Мобильность людей, являющихся носителями новых идей и знаний, признается в США главным механизмом передачи технологий. Поэтому, решая проблему привлечения новых кадров в национальный научно-технический комплекс, США одновременно создают базу для последующей технологической экспансии своих компаний в те регионы мира, откуда прибыли студенты.

В последние десятилетия в США начали бурно развиваться новые формы обра­зования, соответствующие реалиям «информационного» общества. К ним относит­ся широкое использование компьютерных программ подготовки и Интернета. В 1997 г. в США предлагалось более 50 тыс. программ обучения он-лайн, желание участвовать в которых проявили около 1,6 млн чел. Эксперты считают, что это направление образования будет одним из ведущих в ближайшие десятилетия.


Глава 4, Научно-технические ресурсы



4.3. Наука и техника в системе высшего образования

Функции университетов

Американские университеты и колледжи являются центральным звеном всего научно-технического комплекса США. В их лабораториях создается основная масса новых знаний и идей, которые затем ложатся в основу нововведений. Одно­временно они осуществляют воспроизводство научных и технических кадров на самом высоком в стране уровне. Эти три ключевые функции университетов: формирование нового знания, подготовка кадров, являющихся его носителями, и использование нового знания для создания инноваций — позволяют считать их одним из ключевых ресурсов экономики страны. В свою очередь, способность университетов осуществлять эти функции напрямую зависит от тех ученых и ин­женеров, которые образуют костяк профессорско-преподавательского и исследо­вательского состава.

С точки зрения организации научно-технического комплекса США ядром всей системы высшего образования являются, безусловно, 235 исследовательских уни­верситетов. Последние доминируют на всех направлениях: через их колледжи проходят 22 % всех студентов, обучающихся по четырехлетним программам. Они присуждают 33 % всех бакалаврских степеней, из которых 42 % приходится на естественные науки и технические дисциплины. 54 % докторов наук получили свои первые научные степени в исследовательских университетах, более 60 % тех, кто занят собственно в науке и технике, — их выпускники. В свою очередь, 80 % всех исследований и разработок, осуществляемых в системе высшего образова­ния США, приходится именно на эти университеты.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-20

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...