Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Объемы финансирования и источники

В 2000 г. общие затраты университетов на науку и технику составили 30 млрд долл. Эти затраты непрерывно росли в течение четверти века. Если в начале 1950-х гг. доля университетских исследований в общенациональных расходах на науку состав­ляла 5 %, то к концу века она возросла до 11 %. Наивысший показатель достигнут в 1994 г. — 13%. В последние годы он слегка снизился из-за бурного развития промышленных исследований и разработок.

Исторически ученые и инженеры университетов были в основном ориентиро­ваны на проведение исследований, главным образом фундаментальных и целе­вых. Последние подразумевают поиск решения крупных общенациональных про­блем, таких как борьба с неизлечимыми болезнями (рак, СПИД и т.п.), решение проблем истончения озонового слоя и т. п. Поэтому университеты из своего бюджета на науку и технику в 2000 г. израсходовали на исследования 93 % (69 % на фунда­ментальные и 24 % на прикладные) и только 7 % было затрачено на практические разработки. В общенациональных расходах на науку и технику доля университе­тов в прикладных исследованиях составляет примерно одну треть, а в фундамен­тальных — превышает в отдельные годы половину.

Основным источником средств для университетской науки является федераль­ный бюджет, хотя доля последнего в финансировании продолжает снижаться. В начале нового века она составляет 58 % общих инвестиций в эту сферу. За счет федерального бюджета в основном поддерживаются фундаментальные работы



Экономический потенциал


(74 % бюджетных средств) и в меньшей мере прикладные (26 %). Нефедеральные источники больше средств выделяют на финансирование прикладных работ. Примерно три четверти средств, поступающих из федерального бюджета, по за­кону могут быть использованы университетами на возмещение прямых расходов, связанных с исследованиями и разработками. Оставшаяся четверть идет на со­здание инфраструктуры университетской науки: на строительство зданий, соору­жений; приобретение крупного оборудования, необходимого для разных научных направлений, поддержание информационного обеспечения, оплату администра­тивных расходов и т. п.

Современная инфраструктура и научные приборы являются важнейшим усло­вием существования передовой науки. Это оказывает, с одной стороны, влияние на рост производительности труда ученых и инженеров, с другой стороны, стиму­лирует их творческие способности. И то и другое ведет к ускорению научно-тех­нического прогресса.

В последние годы XX в. в связи с увеличением общих расходов на организацию исследований в США наблюдался процесс деградации научной инфраструктуры, который был связан с тем, что управляющие научными проектами в первую оче­редь направляли средства на оплату исследований в ущерб расходам по содержа­нию зданий, сооружений, комплексов оборудования и т. п. Это происходило на фоне ужесточения требований к условиям труда ученых, требований к технике безопасности, критериям охраны окружающей среды и т. п. Поэтому правитель­ством были предприняты специальные программы по перестройке научно-тех­нической инфраструктуры, прежде всего в университетах. Темпы инвестиций в этот сектор росли в среднем на 10 % в год. Средства в инфраструктуру посту­пают от правительства через бюджет — в среднем 20 %, остальные — из бизне­са -80%.

Следующим по важности источником финансирования исследований и разра­боток в университетах являются их собственные средства. В 2000 г. они направили на реализацию различных проектов 6 млрд долл., что составило около 20 % общих расходов. В целом государственные университеты используют собственные сред­ства в три раза больше, чем частные. Это объясняется тем, что бюджеты государ­ственных университетов в значительной мере формируются за счет бюджетов штатов и местных органов власти, которые часто выделяют деньги без указания конкретных программ исследований. Университеты сами формируют исследова­тельские программы и устанавливают порядок их финансирования. Этот источ­ник практически отсутствует у частных университетов.

Третьим по значению источником средств являются бюджеты штатов и мест­ных органов власти. В среднем на него приходится 7-8 % затрат на университет­скую науку. Наконец, по различным типам договоров с бизнесом университеты также получают около 8 % средств. Кроме того, существуют такие источники, как дары частных лиц, гранты бесприбыльных фондов и организаций, добровольные пожертвования и т. п. Они в совокупности составляют около 7 %.

Несмотря на то что государственные и частные университеты в основном используют одни и те же источники финансирования науки и техники, структура их бюджетных поступлений весьма различна. Государственные университеты


Глава 4, Научно-технические ресурсы



формируют свои бюджеты за счет средств федерального правительства на 52 %, собственных фондов — на 24 % и за счет местных органов власти — на 10 %. Част­ные университеты львиную долю своих средств получают из федерального бюд­жета — 72%, лишь на 10% используют собственные средства и практически не пользуются источниками из местных бюджетов (2 %). Бизнес в одинаковой мере финансирует науку в университетах обоих типов (по 7 %).

Использование средств

В США существует 3400 университетов и колледжей, но исследования в основ­ном сконцентрированы в рамках университетской науки. 10 ведущих универси­тетов выполняют 17% всех работ (на сумму 4,6 млрд долл.), 100 крупнейших университетов осваивают 80 % всех расходов на науку в системе высшего образо­вания (922,1 млрд долл.). Исследования и разработки практически отсутствуют за пределами 235 крупнейших вузов.

Распределение получаемых университетами средств между отдельными направ­лениями науки и техники является результатом действия множества различных факторов. В конце XX в. благодаря политике, провозглашенной демократической администрацией У. Клинтона, основной акцент в исследованиях делался на науки о жизни — на эти цели расходовалось 56-58 % средств. В рамках этого направле­ния доминировали медицинские и биологические исследования. Вторым по важ­ности блоком были инженерные дисциплины — 15 % общих затрат и исследова­ния по проблемам охраны окружающей среды — 10 %. Традиционно сохраняется высокий уровень интереса к исследованиям по физике, математике, компьютер­ным дисциплинам, но значительно сократилось финансирование работ в области экономики, политики, социальных наук.

Помимо этого, отдельные агентства и ведомства федерального правительства направляют в исследовательские университеты целевые средства для финанси­рования направлений, которые в данный период времени признаны наиболее приоритетными. Наиболее крупными программами целевого финансирования в конце XX в. располагали Министерство здравоохранения (60 %), Министерство обороны (9 %), Национальный научный фонд (15 %). Далее следуют Национальное агентство космических исследований, Министерство энергетики и Министерство сельского хозяйства.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-20

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...