Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Международные научно-технические связи Использование потенциала других стран

Благодаря экономическому положению и лидерству в научно-технической сфе­ре США в последней четверти XX в. успешно проводили политику экспансии и привлечения к решению своих проблем потенциала других стран. Этому спо­собствовал ряд факторов, в том числе ликвидация противостоящих политических блоков и появление возможности более свободного передвижения научных и тех­нических кадров, открытие многих традиционных каналов научных коммуника­ций, появление Интернета, а также значительное снижение тарифов на воздуш­ном и наземном транспорте.

Столкнувшись с нехваткой научно-технического персонала внутри страны и выявив неготовность национальной системы образования в краткосрочной пер­спективе решить эту проблему, США стали проводить политику привлечения научно-технического потенциала других стран в форме научных обменов, зару­бежных контрактов на исследования и разработки, кооперативных исследований. Эта политика активно проводится как государством, так и бизнесом. Через Национальный научный фонд государство развернуло программы сотрудничества и совместных исследований, разрешило министерствам обороны и энергетики,


Глава 4, Научно-технические ресурсы_____________________________________________ 73

НАСА размещать контракты на выполнение исследований и разработок за рубе­жом, в том числе в области создания новых вооружений.

Особые надежды возлагаются на дальнейшее развитие сети Интернет и созда­ние глобальной сети нового поколения, в том числе на такие нововведения, как образование в сети виртуальных исследовательских лабораторий, параллельное использование распределенных виртуальных банков исследовательских данных и др. В последние годы значительно возросло количество публикаций, подготов­ленных международными коллективами авторов. Американские ученые и инже­неры доминируют в подобных коллективах.

Роль транснациональных корпораций

Одновременно отмечается рост активности транснациональных корпораций (далее — ТНК), которые все в больших объемах заказывают исследования и раз­работки в разных странах. Поскольку большинство из ТНК базируются в США, то результатом этого является приток научных знаний и технологий по внутри­фирменным каналам в американскую экономику. Подобная политика ТНК на­правлена прежде всего на страны с высоким научно-техническим потенциалом. Так, 20 % вложений промышленных фирм на науку и технику в таких странах, как Канада и Великобритания, имеют иностранное происхождение, в Италии и Франции эта доля составляет 10%, как и по Европейскому союзу в целом. Однако такие страны, как Германия и Япония, не допускают иностранные инве­стиции в науку и технику.

Общие инвестиции американских компаний в исследования и разработки за рубежом достигли в 1999 г. 17 млрд долл. В основном они проявляли интерес к созданию новых видов транспорта, получению новых химических соединений, включая фармацевтику, компьютеры и электронику.

Одновременно с отмеченной тенденцией в США наметился рост инвестиций иностранных фирм в работы, осуществляемые в исследовательских университе­тах. В 1998 г. иностранные компании инвестировали в американскую науку 22 млрд долл., т. е. 15 % общих затрат бизнеса на эти цели. 72 % этой суммы при­шлось на европейские компании. Японские компании придерживается другой стратегии: активно организуют научно-технические центры на территории США для того, чтобы иметь возможность привлекать высококвалифицированную местную рабочую силу. Из 705 таких «иностранных» центров, действовавших на территории США, 35 % принадлежали японским компаниям, на долю герман­ских и английских фирм приходилось по 14 %.

Отмеченная тенденция в целом характерна для глобальной промышленности и практически не прослеживается в сфере услуг. К этому следует добавить резко увеличившееся количество стратегических альянсов и партнерств, в которые вступают американские фирмы для получения доступа к новым открытиям, появившимся за рубежами США. За период 1990-2000 гг. было зафиксировано более тысячи подобных альянсов, главным образом в сферах информатики и био­технологии. Официально в США в этот период было зарегистрировано 800 со­вместных предприятий, в которых были представлены 4200 компаний. Из них одна треть являлись иностранными.



Экономический потенциал


Выводы

1. В результате радикальных изменений, произошедших в мире на рубеже ве­ков, США остались единственной страной, имеющей возможность развивать исследования и разработки по всему спектру науки и техники.

2. Научно-технический комплекс США — это особая подсистема общества, развивающаяся по своим собственным законам, обусловленным особенно­стями науки и техники. Основными результатами его функционирования являются новые идеи, знания и технологии, которые передаются в другие общественные подсистемы и трансформируются в новые товары и услуги, новые формы и методы производства, что ведет к росту экономики и процве­танию науки.

3. США обладают мощным кадровым потенциалом в сфере науки и техники: примерно 10% трудоспособного населения имеет базовую подготовку в об­ласти науки или техники, из которых половина занята непосредственно в создании новых знаний и технологий. Занятость в сфере науки и техники увеличивается превосходящими темпами по сравнению с занятостью в эко­номике в целом.

4. Ядром системы подготовки научно-технических кадров являются исследо­вательские университеты. Однако успех их деятельности был бы невозмо­жен без наличия стройной иерархии организаций, действующих в области подготовки научных и технических специалистов. Три ключевые функции университетов: создание новых знаний, их использование для создания инноваций и подготовка кадров — носителей нового знания — распределены в общеобразовательной системе США весьма неравномерно.

5. Организация научных исследований и разработок в системе высшего обра­зования показывает их высокую концентрацию в исследовательских универ­ситетах: 10 ведущих университетов выполняют 17% всех исследовательских работ; 100 крупнейших вузов осваивают 80% всех расходов на вузовскую науку. Всего же в США действуют более 3400 организаций, ведущих про­фессиональную подготовку ученых и инженеров. Их основная масса никак не связана с исследованиями и только готовит специалистов.

6. Государственные лаборатории являются частью соответствующих мини­стерств и ведомств. Они создаются и поддерживаются государством в тех областях, где либо требуются высокие затраты в инфраструктуру, которые не под силу университетам и частному бизнесу, либо работы связаны с осу­ществлением специальных функций государства, которые не могут быть пе­реданы в частные руки (оборона, национальная безопасность).

7. В начале XXI в. в США произошло увеличение инвестиций фирм в научно-технические проекты. Общий объем затрат частного сектора на эти цели значительно превысил расходы государственного бюджета всех уровней. Бизнес расширяет свои инвестиции в исследования и разработки в непро­изводственном секторе (маркетинг, сфера услуг, информационный сектор в целом). Это связано с осознанием ведущими компаниями роли и места науки и техники в повышении конкурентоспособности национальной про­мышленности и росте эффективности экономики в целом.


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-20

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...