Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА ОБ ОБЩЕСТВЕ

Глава I

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ СОЦИОЛОГИИ

СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА ОБ ОБЩЕСТВЕ

Определение социологии как науки. Социология в системе соци­альных наук. Научный статус социологии: объект, предмет и мето­ды. Структура социологии. Функции социологии. Что такое обще­ство. Понятие общества. Социальные и социетальные системы. Об­щество как социетальная система. Общество и индивид. Государ­ство. Гражданское общество. Типология обществ. Эволюция, изме­нение, развитие общества

Определение социологии как науки

Когда во второй трети XIX в. О. Конт и Г. Спенсер закладывали основы социологии, трудно было предположить, что рождается наука, которую ждет столь большое будущее. Сегодня социология — одна из ведущих научных дисциплин.

Какие бы сложные и высокие задачи ни стояли перед челове­ком или группой, все они упираются в характер человеческих отношений, в умение и способности людей жить вместе, разде­лять какие-то общие ценности, нормы поведения, находить ком­промиссы при решении конфликтных ситуаций, которыми изо­билует наш мир. Чем сложнее проблемы, стоящие перед нами, тем большую роль в их решении играет личность и ее знание о человеке.

Каждому из нас, и специалисту особенно, важно не только хорошо знать свое дело, но и разбираться в жизненных интересах и социальных отношениях людей, на основе которых строится се­мья, студенческая группа, общество, мировое сообщество.

Социология помогает разобраться в сложных социальных сис­темах и структурах, понять, как живет и функционирует соци­альный мир.

В России и на Западе долгое время существовало мнение, что социальные знания нужны только тем, кто занимается полити­кой, культурой. Однако социальный мир исключительно сложен.



Он полон кризисов, конфликтов, противоречий. Кому из нас не нужно взаимопонимание, добрая воля? Легче не допустить конф­ликта, чем его разрешать. Это будет возможно тогда, когда мы будем способны к научному познанию окружающего мира. Социо­логия как раз и является наукой, позволяющей понять социальный мир, социальное взаимодействие личности.

Социологический анализ отражает решение трех главных воп­росов:

1. Как формируются социальные структуры, каковы причины и условия образования различных форм социальной организации?

2. Каким образом эти социальные структуры и образцы поведе­ния приобретают устойчивость и стабильность?

3. Как изменяются и разрушаются социальные структуры, како­вы причины социальной дезорганизации?

Ответы на поставленные вопросы выдвигают основные пробле­мы социологии: насколько возможен социальный порядок и ка­кими способами его добиться.

Социология — это научное изучение структурных механизмов изменения и функционирования общества и составляющих его компонентов — социальных групп, общностей, социальных ин­ститутов, возникающих в процессе социального взаимодействия людей.

Главная цель социологии — объяснение и рациональное пони-» мание поведения человека и социальной организации, благодаря чему становится возможным определение научных путей решения встающих перед обществом проблем.

Структура социологии

Социологическое знание неоднородно и имеет свою достаточ­но сложную структуру, исследуя социальные процессы и явления как на уровне общества в целом, так и на уровне личностных и межличностных связей. Социологическая наука делится на следу­ющие составные части:

1. Общетеоретическую социологию, направленную на выяснение общих закономерностей функционирования и развитие социума как целого и представляющую собой макросоциологическое ис­следование.

2. Социологию среднего уровня, направленную на выяснение об-» щих закономерностей действия и взаимодействия отдельных струк­турных частей социальной системы (например, социологию соци­альных групп, социологию города, социологию права, социоло­гию образования, социологию спорта, социологию труда, социо­логию семьи и т.д.).

3. Микросоциологию, изучающую социальные явления и процес­сы сквозь призму действия и взаимодействия людей, их поведения. В такой структуре социологического знания находит свое выраже­ние соотношение общего, особенного и единичного.

В зависимости от уровня получаемого знания социологические исследования подразделяются на теоретические и эмпирические. Для теоретического исследования решающее значение имеет глубокое обобщение накопленного фактического материала в области со­циальной жизни. В центре эмпирических социологических иссле­дований находятся само накопление, сбор фактического материа­ла в указанной области (на основе непосредственного наблюде­ния, опроса, анализа документов, данных статистики и т.д.) и его первичная обработка, включая и начальный уровень обобщения.

Было бы серьезной ошибкой разрывать теоретическое и эмпи­рическое в социальном исследовании, как это было в недавнем прошлом, когда социология сводилась к эмпирическому исследо­ванию общественного мнения, к опросам. Это двуединые стороны целостного исследования.

Иной специфический аспект характеристики структуры социоло­гии отражает различение фундаментальной и прикладной социологии.


Основанием для такого деления служит различие в целях и за­дачах, которые ставятся перед социологическим исследованием. Фундаментальная социология направлена на построение и совер­шенствование теории и методологии, на обогащение основ самой социологической науки. Прикладная социология — на изучение прак­тических вопросов, отдельных сторон социальной жизни, на вы­работку практических рекомендаций в этой области.

Следует различать:

социальные исследования — широкое понятие, они проводятся в других общественных науках: экономике, политологии;

социологические исследования — ядро более широких социологи­ческих исследований.

Функции социологии

Социология выполняет многообразные функции, в которых проявляются ее предназначение и роль. В наиболее общем виде эти функции можно подразделить на три основные: теоретико-позна­вательную, практически политическую и идейно-воспитательную. Разграничение этих функций не должно быть чрезмерно жестким, исключающим их взаимосвязь и взаимодействие.

Реализация теоретико-познавательной функции позволяет рас­ширить и конкретизировать знание о сущности общества, его струк­туре, закономерностях, основных направлениях и тенденциях, путях, формах и механизмах его функционирования и развития. Обогащение научного социологического знания происходит как на основе внутреннего совершенствования теоретической социо­логии, так и в результате динамического развития самого объекта познания этой науки — социальной действительности. Особая роль принадлежит здесь эмпирической социологии и непосредственно специальным социологическим теориям.

Практически политическая функция социологии связана с тем, что эта наука не ограничивается познанием социальной реальнос­ти. Опираясь на это, она вырабатывает предложения и рекоменда­ции для политики и практики, направленные на совершенствова­ние социальной жизни, на повышение эффективности управле­ния социальными процессами. Социология не только описывает социальную жизнь, ее проявления в различных сферах и на раз­ных уровнях, но и дает им оценку с позиций гуманизма, общече­ловеческих ценностей. Таким образом, обогащение и совершен­ствование теории не самоцель, а необходимая предпосылка и ус­ловие оптимизации социальной жизни в интересах свободного и всестороннего развития личности. В этом плане социология — одна из теоретических основ политики и практики.

Тот факт, что в рамках социологии осуществляются не только теоретические и фундаментальные, но и эмпирические и приклад-


ные исследования, подчеркивает особенно близкую связь и тесное взаимодействие социологической теории и социальной политики и практики. На основе эмпирических социологических знаний об­наруживается социальное нездоровье общества, рост социальной напряженности и т.д., а в связи с этим должны вырабатываться политические и практические меры по их предотвращению и пре­одолению. Предвидение, планирование и прогнозирование явля­ются конкретными формами реализации практически политичес­кой функции социологии, из которых следуют функции социаль­ного проектирования и конструирования; управленческая и орга­низационно-техническая функции (разработка и внедрение соци­альных технологий).

Вопросы и задания

1. В чем суть социологического знания?

2. Чем социология отличается от философии, психологии и других гу­манитарных наук?

3. Расскажите о предмете изучения социологии.

4. Какова структура социологической науки?

5. Чем отличается фундаментальная социология от прикладной?

6. Что является предметом исследования макро- и микросоциологии?

7. Перечислите основные функции социологии.

Литература

Смелзер Н. Социология. — М., 1994.

Основы социологии: Курс лекций / Отв. ред. А. Г. Эфендиев. — М., 1993. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: Курс лекций. — М., 1995. Социология: Учебное пособие / Отв. ред. Э.В.Тадевосян. — М., 1995. Харчева В. Основы социологии: Учебник. — М., 1997.

ОБЩЕСТВО КАК СПЕЦИФИЧЕСКИЙ ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ И ОСНОВНАЯ КАТЕГОРИЯ СОЦИОЛОГИИ

Что такое общество. Понятие общества

Общество следует понимать как исторический результат есте­ственно складывающихся взаимоотношений людей.

Понятие «общество» применимо к любой исторической эпохе, к любой по численности группе или объединению людей. От дру­гих образований оно отличается собственными признаками и свой­ствами. Американский социолог Э. Шиле выделил следующие кри­терии, отвечающие понятию «общества»:

1. Оно не является частью какой-либо крупной системы.

2. Оно состоит из людей, браки которых заключаются, как пра­вило, между представителями данного объединения.


 

3. Оно пополняется преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются представителями данного объединения.

4. Объединение имеет свою территорию, которую считает своей собственностью.

5. У данного объединения собственное название и собственная история.

6. Оно обладает собственной системой управления.

7. Объединение сплачивает общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил, нравов), которую называют культурой.

Э. Шиле достаточно полно характеризует общество с социоло­гической точки зрения, поскольку указывает на главные его при­знаки: семейно-брачные и кровно-родственные отношения; опи­сывает способ социального воспроизводства, систему управления (государство) и культуру, которые связаны социальной структу­рой, социальными институтами и социальной стратификацией.

В отличие от общества, государство — искусственный полити­ческий конструкт — учреждение или институт, призванный уп­равлять социальными отношениями. В то же время понятие «стра­на» включает в себя естественно сложившуюся общность людей (общество) и искусственное территориально-политическое обра­зование, имеющее государственные границы.

Итак, страна — часть света или территория, обладающая гра­ницами и пользующаяся государственным суверенитетом. Государ­ство — политическая организация страны, подразумевающая оп­ределенный тип власти (монархия, республика) и наличие аппа­рата управления (парламент, правительство). Общество — соци­альная организация не только страны, но и также нации, народ­ности, племени.

Понятия «общество», «государство», «страна» иногда по смыс­лу могут совпадать, но обязательно различаются по содержанию, поскольку отражают разные стороны одного и того же предмета. Рассматривая общество как социологическую категорию, можно констатировать, что это целостная организация, в рамках которой осуществляется совместное проживание людей. Это своеобразный организм или система, обладающая своими составными элемента­ми, пространственными и временными границами своего суще­ствования. Например, древнее общество, средневековое общество, современное европейское общество, французское общество, рос­сийское общество и т.д.

Итак, общество — это универсальный способ организации со­циальных связей и социального взаимодействия, обеспечивающий удовлетворение всех основных потребностей людей. Общество воз­никает по мере упорядочения, упрочения социальных связей, по­явления особых институтов, норм, поддерживающих и развиваю­щих эти связи.


 




^^шшат^я^шш^ш^ш^^шяяяшшяшшя^^^^^^^^^^^^^^^ш ^ш


Гражданское общество

Если из многообразия общественных отношений, взаимодей­ствий, статусов, ролей, институтов вычесть только те, которые относятся к политической сфере, то оставшаяся часть отношений называется в социологии гражданским обществом. Оно включает семейные, кровнородственные, межэтнические, религиозные, экономические, культурные отношения, отношения различных классов и слоев, т.е. все то, что неподконтрольно государству. В со­циологии это понятие появилось благодаря работам Г.Гегеля и К. Маркса. У Гегеля «гражданское общество» предстает как проме­жуточный институт между семьей и политическими отношениями в рамках государства. У К. Маркса термин «общество» редко упот­ребляется сам по себе. По мнению классиков, «гражданское обще­ство есть подлинный источник и театр всей истории». Таким обра­зом, объяснение политических событий, изменения в праве и раз­витии культуры надо искать в развитии структуры гражданского общества. Между принудительными государственными отношени­ями и экономической сферой производства пролегает область граж-


данского общества, а именно — область социальной жизни, кото­рая выступает в качестве феномена согласия гражданского и ин­дивидуального.

Типология обществ

Существует множество способов классификации обществ. Со­гласно марксистской традиции, тип общества определяется спо­собом производства, то есть тем, как используются и контролиру­ются экономические ресурсы.

Классификация обществ может быть составлена на основе господ­ствующих в них религий (например, православия) или языка (франко­язычное общество). Г. и Дж. Ленски классифицировали общества в соответствии с основными способами получения средств к сущест­вованию, но в то же время выявили и другие важные их черты.

1. Общества, живущие собирательством и охотой. Большинство таких обществ обычно ведут кочевой образ жизни, занимаются охотой, сбором ягод, корений и другой съедобной растительной пищи. Охотники и собиратели имеют самые примитивные орудия труда: каменные топоры, копья, ножи. Имущество этих людей ог­раничено самыми необходимыми предметами, которые они носят с собой, кочуя с места на место. Их социальная жизнь организует­ся на основе родственных связей. Политические структуры в этом обществе почти не существуют, во главе его обычно стоит старей­шина или вождь.

2. Огороднические общества впервые возникли на Ближнем Вос­токе примерно за четыре тысячи лет до нашей эры. В дальнейшем они получили распространение от Китая до Европы и сохрани­лись до настоящего времени, главным образом в Африке, на юге Сахары. Так же как в обществе охотников и собирателей, огород­нические общества не производят прибавочного продукта: люди трудятся, используя лишь мотыгу, не в состоянии создать высоко­производительную систему сельского хозяйства. Политические структуры этих обществ имеют до двух социальных слоев. Система родственных связей также является основой социальной структу­ры данных социумов.

3. Аграрные общества впервые возникли в Древнем Египте. Бла­годаря возросшей продуктивности сельского хозяйства, они мог­ли производить больше продуктов, чем требовалось для обеспече­ния сельского населения. Это создало возможность для возникно­вения городов, ремесел и торговли. На основе аграрных обществ возникло государство, была изобретена письменность, появились первые денежные системы и расширилась торговля. Стали склады­ваться более сложные политические организации, поэтому систе­ма родственных связей перестала быть основой социальной струк­туры общества. Тем не менее родственные связи продолжали иг-


рать важную роль в политической жизни — крупные гражданские и военные должности переходили от отца к сыну, большинство коммерческих предприятий были семейными.

4. Промышленные общества возникли лишь в конце XVIII в. под влиянием индустриализации Великобритании. Самые передовые современные промышленные общества сложились в Северной Америке, Европе, в Восточной Азии. Как и при переходе от ого­роднических обществ к аграрным, совершенствование технологии и использование новых источников энергии сыграли основную роль в развитии промышленных обществ. Промышленное производство связано с применением научных знаний, необходимых для управ­ления производственным процессом. Физический труд человека уступает место использованию тепловой, электрической, а в даль­нейшем и атомной энергии.

Создаваемый прибавочный продукт промышленного общества настолько велик, что обеспечивает жизнь больших масс населе­ния, сосредоточенных в крупных городах. В большинстве промыш­ленных обществ сложились высокоразвитые системы государствен­ного управления, включающие бюрократический аппарат и мощ­ные вооруженные силы. В то же время индустриализация способ­ствует дальнейшему ослаблению роли семьи.

Устойчивым в социологии является деление общества на тра­диционное, индустриальное и постиндустриальное. Под традицион­ным понимается общество с аграрным уклоном, с малоподвиж­ными структурами. В сегодняшнем понимании традиционное об­щество воспринимается как примитивное и отсталое.

Термин «индустриальное общество» впервые ввел К. А. Сен-Си­мон, подчеркивая тем самым иную производственную основу. Дру­гими важными чертами индустриального общества являются гиб­кость, социальная мобильность, развитая система коммуникаций.

Постиндустриальное общество — господство технократическо­го государства: приоритет знаний и образования и в то же время усиления социального контроля.

Понятие постиндустриального общества впервые было введено Д. Белл ом в 1962 г. Согласно Беллу, этот новый тип экономики имеет шесть характеристик:

— широкие торговые отношения между странами;

— большой излишек товаров;

— большой сектор обслуживания;

— разнообразие товаров, доступных среднему человеку;

— «информационный взрыв»;

— «глобальная деревня» — глобальная информационная сеть связи, которая делает возможным мгновенные всемирные комму­никации.

Постиндустриальное общество характеризуется растущей влас­тью технократов в экономической и политической жизни. В то же


время основное воздействие на принятие решений оказывают но­вые интеллектуальные технологии и новый интеллектуальный класс. Постиндустриальная экономика позволяет среднему человеку вы­сокоразвитых стран жить на таком уровне, о котором несколько поколений назад только мечтали.

Эволюция общества

Даже элементарное знакомство с историей формирует пред­ставление об изменчивости, развитии общества. У социолога это представление перерастает в потребность познания основных тен­денций социальной эволюции.

В XIX в. под воздействием дарвинизма прочные позиции занял эволюционизм — система взглядов, признающая объективный ха­рактер социального развития.

О. Конт определяющим фактором такого развития считал про­цесс знания. Развитие знания от теологической формы к научной обусловливает переход человека от военного общества к индуст­риальному.

Г. Спенсер видел сущность эволюции в усложнении общества. Движение общества от гомогенности к ее терогенности сопровож­дается ростом свободы индивидов.

Э.Дюркгейм считал, что эволюция общества сводится к пере­ходу от механической солидарности, основанной на неразвитости индивидов, к солидарности органической, возникающей на осно­ве разделения труда и социальной дифференциации.

Марксизм определяющим фактором социального развития счита­ет производственные силы, рост которых ведет к смене производства.

Отличительной чертой марксизма стала настоятельное стрем­ление соединить эволюцию с революцией. Маркс считал, что про­гресс возможен только на основе кардинального обновления спо­соба производства.

Значение эволюционизма заключается в том, что признается объективность развития общества. Однако процесс развития на­столько сложен, что теория эволюционизма, несмотря на его призна­ние, не могла ответить на вопросы, которые ставит жизнь: кризи­сы, распады обществ, исчезновения целых цивилизаций. Для объяс­нения этих явлений ученые обратились к теориям циклического развития: своеобразный замкнутый цикл подъема, расцвета и упад­ка — маятникообразное развитие (крайности — стабильность).

Вопросы и задания

1. Что такое общество? Дайте развернутое социологическое определе­ние этого явления.

2. Раскройте критерии понятия общества, выделенные Э.Шилсом.


3. Обоснуйте содержание понятий «страна», «общество», «государство». Покажите, что в этих понятиях общее, а что специфическое.

4. Дайте понятие системы.

5. Что из себя представляет общество как социетальная система и ка­ковы ее основные элементы?

6. Охарактеризуйте основные противоречия, возникающие между об­ществом и индивидом.

7. В чем особенности понятий «государство» и «гражданское общество»?

8. Обоснуйте главный критерий типологии общества.

9. В чем суть понятий «изменение», «развитие», «эволюция общества»?

Литература

Смелзер Н. Социология. — М.,1994.

Основы социологии: Курс лекций / Отв. ред. А. Г. Эфендиев. — М., 1993. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: Курс лекций. — М., 1995. Социология: Учебное пособие / Отв. ред. Э.В.Тадевосян. — М., 1995. Харчева В. Основы социологии: Учебник. — М., 1997.


Глава II

СОЦИОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА КАК НАУКА, ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ НАУК

ВВЕДЕНИЕ В СОЦИОЛОГИЮ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

И СПОРТА

Общее представление о социологии физической культуры и спорта. Социология физической культуры и спорта как научная и учебная дисциплина. Базовые понятия учебного курса «Социология физи­ческой культуры и спорта». Содержание и структура, цель и задачи, функции социологии физической культуры и спорта. Сходство и основные отличия социологии физической культуры и спорта от других специальных наук. Исторические аспекты развития социо­логии спорта

И РАЗВИТИЯ

Содержание и структура,цель и задачи, функции социологии физической культуры и спорта

Физическая культура и спорт, заняв прочное положение в сис­теме явлений общей культуры человечества, стали полноправны­ми объектами изучения социологии — науки о движущих силах и закономерностях развития и функционирования общества.


Исторически сложилось так, что раньше всех сформировалось научное знание о теории физической культуры, психологии, пе­дагогике, цикле медико-биологических дисциплин и лишь впос­ледствии — социологическое знание о физической культуре и спорте. Разработка социологической теории в области физической куль­туры и спорта в западных странах началась в 1950—60-х годах, в России — в конце 1950-х годов.

Как любая научная дисциплина, социология физической куль­туры решает свои специфические проблемы и имеет свой пред­мет, отличный от других социальных наук. Ее объект — физичес­кая культура и спорт как общественные явления. Она исследует их социальную природу, законы их возникновения, развития и функ­ционирования, систему и закономерности, которые сложились и существуют в современном обществе. Решение данных проблем и составляет сущность ее как науки. В ее фукнции входит также изу­чение взаимосвязей физической культуры, спорта с другими об­щественными явлениями и сторонами культурной жизни обще­ства: с производством, социальной, политической и духовной сферами социума, с его природными основами. Значительное ме­сто отводится социологии физической культуры в решении про­блем воспитания и образования подрастающего поколения. В ней рассматриваются проблемы ценностно-потребительского отноше­ния людей к сфере физической культуры и спорта.

Исходя из предмета, определяющего специфические черты со­циологии физической культуры и спорта, можно заключить, что эта наука — одно из прикладных направлений социологии. Как на­учная и учебная дисциплина, она выясняет механизмы и характер общественных отношений в сфере физической культуры и спорта, рассматривает роль и место физической культуры и спорта в образе жизни людей, а также специальные взаимодействия в связи с их участием в физкультурно-спортивной деятельности [2]. Кроме того, по определению В.И.Столярова [3], социология физической куль­туры и спорта является научной дисциплиной, изучающей место физической культуры и спорта в обществе, их социальные функ­ции и связь с другими общественными явлениями, а также по­требности, интересы, ценностные ориентации и общественное мнение различных социально-демографических групп населения. Целью научной дисциплины «Социология физической культуры и спорта» является исследование физической культуры и спорта как общественных явлений, использование его результатов для построения закономерностей и тенденций их развития, прогнози­рование и принятие управленческих решений по совершенствова­нию работы в данной отрасли, а также интеграции физкультурно-спортивной деятельности в образ жизни населения страны.

В качестве учебной дисциплины социология имеет своей целью формирование мировоззренческих взглядов на физическую куль-


 



2—444



туру и является составной частью физкультурного образования. Она вырабатывает научные взгляды на развитие физической культуры, на общественную потребность в ней и исследует пути, способы удовлетворения этой потребности.

Социология физической культуры и спорта призвана вооружить специалистов по физической культуре знаниями социальных ас­пектов их профессиональной деятельности, способствовать уме­нию проводить конкретные социологические исследования с це­лью разрешения социальных противоречий, которые неизменно встают перед современными специалистами.

Задачи социологии физической культуры и спорта можно свес­ти к двум социально значимым проблемам: проблеме достижения массовости физкультурно-спортивного движения и разрешению социальных проблем спорта, спортивной деятельности.

Приоритетной задачей социологии физической культуры и спорта считается выявление факторов, позволяющих в полной мере достигнуть массовости физкультурно-спортивного движения. Эти факторы носят объективный и субъективный характер и подразде­ляются на две группы.

I группа — объективные факторы, определяющие массовость
физкультурно-спортивных занятий. К ним относятся:

• уровень развития материальной базы физической культуры и спорта;

• подготовка профессиональных кадров, их численность и каче­ство подготовки.

II группа — субъективные факторы, влияющие на разрешение
проблемы массовости физкультурно-спортивной деятельности. К ним
относятся:

• формирование общественного мнения и индивидуального сознания в отношении освоения ценностей физической культуры и спорта;

• формирование устойчивых мотивов, ценностных ориентации населения на физкулыурно-спортивную деятельность;

• воспитание у населения потребности в физкультурно-спортив­ной деятельности, актуализация значимости здоровья, уровня физической подготовленности, физической культуры личности в общей иерархии ценностей человека и общества.

Не менее значимой для социологии физической культуры и спорта является задача разрешения социальных проблем спорта, заключающаяся в решении следующих вопросов:

Что такое спорт и спортивная деятельность?

Как соотносится спорт с другими социальными явлениями?

Как осуществляется спортивная деятельность в структуре обра­за жизни и свободного времени?

Какие факторы стимулируют занятия спортом или, наоборот, препятствуют развитию спортивной деятельности?


Каким образом развивается спорт как самостоятельный соци­ально-культурный феномен?

Ответы на эти вопросы можно получить с помощью конкрет­ных социологических исследований (КСИ).

Определив цели и приоритетные задачи социологии физичес­кой культуры и спорта, можно представить структуру построения этой науки. Первая часть исследует развитие физической куль­туры как общественного явления (изучение проблем физической культуры и массового спорта, выявление динамики отношения людей к занятиям физическими упражнениями, анализ и прогноз развития физической культуры). Вторая часть социологии фи­зической культуры и спорта построена на изучении спорта как социально-культурного феномена, его противоречий, основных за­кономерностей и тенденций развития в современном обществе.

Социология физической культуры, являясь по своей сути при­кладной наукой по отношению к общей социологии, выполняет ее главные функции — теоретико-познавательные, мировоззрен­ческие и организационно-управленческие.

Теоретико-познавательные функции состоят в изучении соци­альных аспектов физической культуры и спорта, их места и роли в общественной жизни, социальных процессов, происходящих внутри физической культуры, в физкультурно-спортивных коллективах, добровольных спортивных обществах и других организациях. Ре­зультаты исследований дают прирост новосознания о социальных процессах, происходящих в сфере физической культуры и спорта.

Социология физической культуры и спорта выполняет прису­щие всякой науке описательную, объяснительную и эвристическую функции. Она описывает, накапливает и систематизирует факты, относящиеся к социальной природе и роли физической культуры и спорта. Раскрывая глубинную сущность происходящих в них про­цессов, прослеживая все характерные для них причинно-следствен­ные связи, она дает объяснение явлениям и событиям, относя­щимся к физической культуре и спорту. Используя все присущие современной науке средства и методы, она прогнозирует развитие событий в будущем, раскрывает намечающиеся тенденции, от­крывает новые факты и явления. В этом состоит ее эвристическая функция [6].

Мировоззренческая функция социологии физической культуры и спорта состоит в формировании общественного сознания по отно­шению к ценностному содержанию физической культуры и спорта, в распространении знаний о данном социальном феномене. Она исследует и раскрывает социальные функции физической культу­ры и спорта, формулирует мотивацию и интерес к занятиям фи­зическими упражнениями и спортом.

Исследуя пути, средства и формы вовлечения населения в ре­гулярные физкультурно-спортивные занятия, социология физи-


 




ческой культуры и спорта призвана давать практические рекомен­дации по организации и управлению в сфере физической культу­ры и спорта. Разрабатывая прогнозы развития социально-эконо­мической сферы отрасли, социология физической культуры и спорта выполняет свою организационно-управленческую функцию.

Литература

1. Виноградов П. А, Жолдак В. И., Чеботкевич В. И. Социология физи­ческой культуры и спорта: Учебное пособие. — Пенза, 1995.

2. Жолдак В. И., Коротаева Н.В. Социология физической культуры и спорта: Учебное пособие. — Малаховка, 1994.

3. Харчева В. Основы социологии: Учебник для средних специальных учебных заведений. — М., 1997.

4. Пономарев Н.А. Основы социологии физической культуры. — Л., 1976.



Глава III

Специфические функции спорта

Спорт включает в себя собственно соревновательную деятель­ность, специальную подготовку к ней, специфические отноше­ния, нормы и достижения, возникающие в процессе этой дея­тельности [4]. Спорт входит в структуру современного общества, значение его универсально. Многосторонняя значимость спорта обусловливает многочисленность его функций. Несмотря на то что спорт без соревнований, побед, поражений не существует, его функции не исчерпываются только достижением чисто состяза­тельных целей.

Спорт как «школа характера, мужества, воли».Если спорт орга­нично включен в целостную отлаженную социально-педагогичес­кую систему, он является одним из действеннейших средств вос­питания личности, особенно физического воспитания.

Именно в этом качестве спорт, как известно, еще издревле во­шел в общую социальную систему воспитания. Часто спорт назы­вали «школой эмоций», «школой характера», «школой воли».

Реальное воспитательное значение спорта в решающей мере зависит от того, кто и как его использует. Существуют и тенден­ции, способствующие развитию «звездной болезни», стремлению добиваться победы любой ценой, переходу спортсменов в ряды рэкетиров и охранные структуры.

В целом спорт является мощным фактором социализации лич­ности и ее социальной интеграции.

Межличностные отношения соперничества, сотрудничества между спортсменами, между спортсменами и тренерами, органи­заторами, спортивными арбитрами, совокупность всех этих отно­шений и составляет основу формирующего влияния спорта на лич­ность, усвоения ею социального опыта в сфере спорта.

Спорт как часть системы знаний.Достижение высоких спортив­ных результатов, дальнейшее успешное развитие инфраструктуры спорта невозможны без научного знания, взаимодействия спортив­ной науки с другими дисциплинами. Междисциплинарные связи могут обеспечить получение нового интегративного знания: рас­смотрение человека как целостного объекта спортивной деятель­ности в единстве развития его психических, физических и соци­альных сторон. Ведь спорт представляет собой особый тип творчес­кой поисковой деятельности. Известно, что на пути к высокому спортивному результату человек должен найти новые средства под­готовки, методы и условия мобилизации функциональных и дви-гательно-технических способностей, неуклонно раздвигать рубе­жи кажущихся их границ. В этом состоит его главная «эвристичес-ки-достиженческая» функция.

Спорт как средство международного культурного обмена.Спорт является одним из важнейших средств международного культур-


ного обмена XXI в. Мощнейший прорыв в область высоких спортив­ных технологий во многих странах мира заставляет людей обмени­ваться новыми технологиями в изготовлении оборудования, ин­вентаря, одежды, обуви, строительстве новых оригинальных спортивных сооружений. Современные медицинские технологии позволяют использовать нетрадиционные средства фармакологи­ческой поддержки и восстановления работоспособности спортсмена. Они становятся достоянием всей мировой спортивной индустрии.

Их высокая эффективность особенно ощутима в области мето­дики спортивной подготовки, спортивной техники, программи­рования тренировки.

Таким образом, спорт развивает и создает совершенно уникаль­ную продукцию, обладающую высокой социальной ценностью, востребованную всем мировым сообществом. По прогнозам соци­ологов, в дальнейшем развитие спорта предполагает размывание национальных и континентальных границ. Уже сейчас спортсмены разных государств играют в национальных командах, участвуют в открытых национальных первенствах, тренируются в национальных центрах, тренеры работают в различных национальных командах. Лучшие достижения в области науки и методики становятся дос­тоянием всех спортсменов мира. В мировую социально-по<

Последнее изменение этой страницы: 2017-07-07

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...