Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Факторы развития предпринимательства

Высокому уровню развития предпринимательства в США способствует развитая деловая инфраструктура услуг — юристы, бухгалтеры, консультанты, которые специализируются на предпринимательстве. Новые, быстро растущие компании, как правило, испытывают нехватку средств и не могут нанять на полный рабочий день высококвалифицированных специалистов и оплачивать их труд по высоким ставкам. Поэтому они охотно пользуются услугами сторонних организаций.

В то же время сравнительные исследования экономической и социально-поли­тической ситуации в ведущих промышленно развитых странах показали, что такие характеристики, как открытость экономики, участие страны в международ­ном разделении труда, степень государственного вмешательства в регулирование рынков, уровень развития управленческой культуры, больше влияют на успеш­ность крупных компаний и гораздо меньше — на уровень предпринимательской инициативы.

1 Источник: Office of Advocacy. US Small Business Administration, 2002.

2 В категорию «малый бизнес без наемных работников» включены только те из зареги­
стрированных бизнесменов, для которых это основное место дохода. Примерно еще 1 млн
бизнесменов в этой категории имеют другой основной источник дохода и занимаются дан­
ным бизнесом в качестве подработки.


Глава 5. Предпринимательство как ресурс_________________________________________ 79

Главный ресурс предпринимательства — это люди, ориентированные на созда­ние собственного дела и риск. К концу XX в. США начали испытывать нехватку квалифицированного персонала, способного работать в предпринимательских фирмах, т. е. при отсутствии четких инструкций и в условиях значительной сво­боды выбора и инициативы. Поэтому в средних школах США начали большое внимание уделять программам предпринимательства. В качестве существенного резерва пополнения рабочей силы с необходимыми деловыми качествами рас­сматривается также иммиграция, особенно из бывших социалистических стран.

Успех предпринимательства во многом зависит от уровня его общественной оценки. Предпринимательство в США всегда пользовалось хорошо развитой сетью неформальных связей. Существует прямая зависимость между уровнем развития этих связей в регионе и деловой активностью. Эпоха «одиноких вол­ков», как образно называли предпринимателей в XIX в., давно прошла. Интернет дал фактору инициативы новый импульс. Сегодня с помощью глобальной сети предприниматель находит финансы, рабочую силу, поставщиков и покупателей, получает консультации бухгалтеров, юристов, специалистов разных направлений. При этом отдельные предприниматели активно обмениваются конфиденциаль­ной информацией, с помощью которой они оценивают качество предоставляемых услуг.

Малый бизнес как основная организационная форма предпринимательства

Общая характеристика

Малый бизнес является основной организационной формой, через которую мил­лионы предпринимателей реализуют свои устремления и вступают в экономи­ческую жизнь с новыми идеями. Как особый институт малый бизнес позволяет обществу постоянно ставить эксперименты с новыми видами товаров и услуг, методами управления, организации социальных взаимодействий и т.п. Именно малый бизнес является организационной формой реализации нововведений и тех­нологического прогресса, которая позволяет поддерживать необходимый уровень конкуренции и вносит положительную динамику в изменения рыночной струк­туры экономики.

По официальной статистике к малому бизнесу в США относятся фирмы с чис­ленностью работающих не более 500 чел. Однако в налоговых целях используются другие критерии: в различных отраслях количество занятых в малой фирме сильно варьируется. В обрабатывающих отраслях оно существенно выше, в сфере услуг — ниже. В среднем в 1980-2000 гг. число фирм малого бизнеса увеличивалось на 3,5 % в год.

Однако малый бизнес не является синонимом предпринимательства. В США принято различать два типа малых фирм: «предпринимательские», которые ориен­тированы на поиск и использование новых возможностей, на быстрый рост и раз­витие, и существование которых связано с высоким риском, и так называемые компании «уровня жизни», которые создаются и:поддерживаются для обеспече­ния достойного уровня жизни отдельных групп населения. Собственники этих



Экономический потенциал


фирм не ставят перед собой задач быстрого роста, их больше волнует стабильный уровень дохода. Ко второму типу малых фирм относятся предприятия сферы услуг, которые как правило являются семейными, зачастую полученными по наследству. На начальном этапе существования малых предприятий также нужна известная предприимчивость, т. к. их создатели серьезно рискуют. Однако в дальнейшем эти предприятия достаточно стабильно дают доход, поддерживая семьи. Основную массу фирм малого бизнеса (более 95 %) составляет именно этот тип.

Согласно исследованиям Национальной комиссии по предпринимательству «предпринимательскими» могут называться только около 4,7% фирм, относя­щихся к малому бизнесу. Основным критерием при этом являются темпы роста численности занятых на фирме: они должны быть не менее 15 % в год, т. е. общая численность занятых на фирме должна удвоиться за пятилетний период.

В последние годы были пересмотрены некоторые представления о жизнеспо­собности малых фирм. Администрация по малому бизнесу провела в конце 1990-х гг. специальное исследование. Статистика, собранная с использованием нескольких независимых баз данных, показала, что малые фирмы в целом гораздо более жизне­стойки, чем это представлялось ранее. Примерно половина малых фирм успешно доживают до четырехлетнего возраста, а из прекративших свое существование, как считают их владельцы, около одной трети также добились успеха. Успешной признавалась ситуация, при которой выход из бизнеса совпадал со стратегиче­скими целями инвесторов. Например, если малая фирма поглощалась другой, была передана, объединялась, и при этом были достигнуты финансовые результаты, удовлетворяющие инвестора.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-20

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...