Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Малый бизнес в секторах экономики

Быстро растущие предпринимательские фирмы в значительной мере способство­вали стабильному росту американской экономики в 1990-х гг. Бытовало мнение, что эти фирмы в основном связаны с наукоемкими отраслями и сконцентрированы в нескольких особых «зонах роста», таких как Силиконовая долина в Калифор­нии, Исследовательский треугольник в Северной Каролине или Дорога № 128 в Массачусетсе. Однако специальное исследование, проведенное Национальной комиссией по предпринимательству, доказало, что быстро растущие компании в достаточном количестве представлены во всех без исключения штатах. Например, регион так называемого «ржавого пояса», в котором сосредоточены предприятия металлообрабатывающей промышленности и который испытывал серьезные эконо­мические проблемы в течение десятилетий, дал достаточно высокие показатели по количеству быстро растущих фирм.

Исследование также показало, что наиболее быстро растущие фирмы не скон­центрированы в сфере производства компьютеров или программного обеспече­ния, а более или менее равномерно распределены по всем основным отраслям. За период, который охватило исследование (1992-1997 гг.), было выявлено 260 тыс. быстро растущих компаний, из которых 43,6 % — в сфере услуг на локаль­ных рынках, 18,7 % — в розничной торговле; 14,8 % — в сфере распределения, куда в США относят оптовую торговлю и транспортные услуги; 10,9 % — в сфере услуг, оказываемых бизнесу; 9,7% — в обрабатывающей промышленности и 2,2% — в добывающих отраслях. За этот период наиболее быстро росли: услуги по фор-


Глава 5, Предпринимательство как ресурс



мированию имиджа и торговых марок, управленческое консультирование, услуги по трудоустройству, производство запчастей и комплектующих для автомобилей, кинопроизводство, а также такие сегменты отрасли информатики, как, например, производство программных продуктов.

Исследование Национальной комиссии по предпринимательству показало, что существует специализация между регионами: малые компании образуют на опре­деленных территориях своеобразные деловые сообщества, члены которых дей­ствуют в рамках одного и того же промышленного кластера. Это сообщество обес­печивает серьезные конкурентные преимущества своим участникам. В качестве примера можно привести компьютерные отрасли в Силиконовой долине, отрасли, связанные с разработкой ресурсов моря в Бостоне, и другие.

Сегодня малый бизнес занимает все более активные позиции в сферах, кото­рые ранее были уделом преимущественно крупных фирм. Так, в конце XX в. зна­чительно выросла активность малого бизнеса в мировой торговле и междуна­родных экономических отношениях в целом, Число малых фирм-участников внешнеэкономических отношений выросло в 3 раза (с 66 тыс. до 202 тыс.). В целом до 97 % всех участников внешнеэкономических отношений работают в малых предприятиях, при этом наиболее активно действуют компании, в которых рабо­тают до 20 чел. На малые фирмы приходится до 31 % внешнеэкономического оборота США, и они особенно сильны в международных услугах. Основными регионами их деятельности являются Европа, Юго-Восточная Азия, Латинская Америка, Китай и Австралия.

Предпринимательство и крупный бизнес Эволюция крупного бизнеса

Мелкий бизнес и предпринимательство рассматриваются в американском обще­стве как решающие факторы экономического развития. Именно благодаря им происходит постоянная смена участников экономической сцены: возникают новые компании, виды бизнеса, происходит замещение фирм, завершивших цикл своего развития. Считается, что в экономике должна существовать динамическая ста­бильность, при которой осуществляется постоянное выбытие неэффективных фирм, не отвечающих существующим потребностям рынка, и появление новых, более агрессивных и успешных предприятий.

К началу XX в. усилиями предпринимателей в США была создана крупно­масштабная промышленность. Наиболее успешно действующие фирмы увеличи­ли свои размеры настолько, что переросли пределы, за которыми они уже не могли управляться методами, характерными для предпринимателей. Возник слой про­фессиональных менеджеров-бюрократов с его собственными методами ведения дел. В итоге компании в значительной мере утратили гибкость в своей деятельно­сти и развитии. В последней четверти ушедшего века в США наблюдался своеоб­разный предпринимательский реннесанс. Была переосмыслена в целом роль малого бизнеса и предпринимательства.

Большинство крупных фирм отказались от стратегии организационного ро­ста и стремления получить рыночные преимущества за счет «экономии на масш­табах» и перешли к поиску оптимальных размеров бизнеса, которые должны



Экономический потенциал


соответствовать тем нишам рынка, с которыми связана их стратегия развития. Компании начали диверсифицировать свои операции, переходить к более гиб­ким формам организации. В эти годы в США активно шел процесс слияний и поглощений, выделения самостоятельных отделений и т. п.

Все это привело, с одной стороны, к сокращению числа рабочих мест в крупном бизнесе. С другой стороны, предприниматели в этот период создали целые отрасли, такие, например, как промышленность программного обеспечения и мобильная связь, которые бурно росли.

Интрапренерство

Большинство крупных вертикально интегрированных монополий, возникших в предыдущий период, были вынуждены провести реорганизацию. Все они пере­шли к так называемым дивизиональным структурам, в рамках которых отдель­ные производственные, сбытовые и сервисные подразделения компаний были преобразованы в небольшие самостоятельные организации. Это дало возмож­ность крупным фирмам по-новому подойти к построению своих структур: любое подразделение, которое переставало удовлетворять потребностям или стратегии развития компаний, сегодня может быть ликвидировано или продано, а на его место будет подобрана небольшая компания, параметры которой соответствуют стратегии развития компании.

Многие крупные компании перешли к практике «интрапренерства» (intra-preneurship), т. е. стимулирования предпринимательских форм и методов веде­ния бизнеса в условиях больших организаций. Эта форма наиболее часто и эф­фективно используется компаниями, когда им необходимо с минимальными потерями вывести на рынок новый продукт или освоить нетрадиционные ниши рынка. Для этого крупная компания создает дочернее предприятие, в котором она сохраняет полный контроль и которому передаются все необходимые для начала работы ресурсы. Руководителем такого малого бизнеса назначают ме­неджера с определенными предпринимательскими задатками. В данном случае крупная корпорация выступает в роли предпринимателя. В дальнейшем такая компания может развиться в самостоятельное направление бизнеса либо быть ликвидирована, если результаты его деятельности не соответствуют планам ма­теринской организации.

Таким образом, в современных условиях малый бизнес, в полном смысле этого слова, стал основой строительства бизнеса в целом. С одной стороны, он создает базу для воспроизводства экономически активных бизнесов, с другой — является исходным материалом для «строительства и ремонта» крупных фирм. Но одновременно малый бизнес сохраняет потенциал собственного роста и раз­вития.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-20

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...