Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Малый бизнес в секторах экономикиБыстро растущие предпринимательские фирмы в значительной мере способствовали стабильному росту американской экономики в 1990-х гг. Бытовало мнение, что эти фирмы в основном связаны с наукоемкими отраслями и сконцентрированы в нескольких особых «зонах роста», таких как Силиконовая долина в Калифорнии, Исследовательский треугольник в Северной Каролине или Дорога № 128 в Массачусетсе. Однако специальное исследование, проведенное Национальной комиссией по предпринимательству, доказало, что быстро растущие компании в достаточном количестве представлены во всех без исключения штатах. Например, регион так называемого «ржавого пояса», в котором сосредоточены предприятия металлообрабатывающей промышленности и который испытывал серьезные экономические проблемы в течение десятилетий, дал достаточно высокие показатели по количеству быстро растущих фирм. Исследование также показало, что наиболее быстро растущие фирмы не сконцентрированы в сфере производства компьютеров или программного обеспечения, а более или менее равномерно распределены по всем основным отраслям. За период, который охватило исследование (1992-1997 гг.), было выявлено 260 тыс. быстро растущих компаний, из которых 43,6 % — в сфере услуг на локальных рынках, 18,7 % — в розничной торговле; 14,8 % — в сфере распределения, куда в США относят оптовую торговлю и транспортные услуги; 10,9 % — в сфере услуг, оказываемых бизнесу; 9,7% — в обрабатывающей промышленности и 2,2% — в добывающих отраслях. За этот период наиболее быстро росли: услуги по фор- Глава 5, Предпринимательство как ресурс мированию имиджа и торговых марок, управленческое консультирование, услуги по трудоустройству, производство запчастей и комплектующих для автомобилей, кинопроизводство, а также такие сегменты отрасли информатики, как, например, производство программных продуктов. Исследование Национальной комиссии по предпринимательству показало, что существует специализация между регионами: малые компании образуют на определенных территориях своеобразные деловые сообщества, члены которых действуют в рамках одного и того же промышленного кластера. Это сообщество обеспечивает серьезные конкурентные преимущества своим участникам. В качестве примера можно привести компьютерные отрасли в Силиконовой долине, отрасли, связанные с разработкой ресурсов моря в Бостоне, и другие. Сегодня малый бизнес занимает все более активные позиции в сферах, которые ранее были уделом преимущественно крупных фирм. Так, в конце XX в. значительно выросла активность малого бизнеса в мировой торговле и международных экономических отношениях в целом, Число малых фирм-участников внешнеэкономических отношений выросло в 3 раза (с 66 тыс. до 202 тыс.). В целом до 97 % всех участников внешнеэкономических отношений работают в малых предприятиях, при этом наиболее активно действуют компании, в которых работают до 20 чел. На малые фирмы приходится до 31 % внешнеэкономического оборота США, и они особенно сильны в международных услугах. Основными регионами их деятельности являются Европа, Юго-Восточная Азия, Латинская Америка, Китай и Австралия. Предпринимательство и крупный бизнес Эволюция крупного бизнеса Мелкий бизнес и предпринимательство рассматриваются в американском обществе как решающие факторы экономического развития. Именно благодаря им происходит постоянная смена участников экономической сцены: возникают новые компании, виды бизнеса, происходит замещение фирм, завершивших цикл своего развития. Считается, что в экономике должна существовать динамическая стабильность, при которой осуществляется постоянное выбытие неэффективных фирм, не отвечающих существующим потребностям рынка, и появление новых, более агрессивных и успешных предприятий. К началу XX в. усилиями предпринимателей в США была создана крупномасштабная промышленность. Наиболее успешно действующие фирмы увеличили свои размеры настолько, что переросли пределы, за которыми они уже не могли управляться методами, характерными для предпринимателей. Возник слой профессиональных менеджеров-бюрократов с его собственными методами ведения дел. В итоге компании в значительной мере утратили гибкость в своей деятельности и развитии. В последней четверти ушедшего века в США наблюдался своеобразный предпринимательский реннесанс. Была переосмыслена в целом роль малого бизнеса и предпринимательства. Большинство крупных фирм отказались от стратегии организационного роста и стремления получить рыночные преимущества за счет «экономии на масштабах» и перешли к поиску оптимальных размеров бизнеса, которые должны Экономический потенциал соответствовать тем нишам рынка, с которыми связана их стратегия развития. Компании начали диверсифицировать свои операции, переходить к более гибким формам организации. В эти годы в США активно шел процесс слияний и поглощений, выделения самостоятельных отделений и т. п. Все это привело, с одной стороны, к сокращению числа рабочих мест в крупном бизнесе. С другой стороны, предприниматели в этот период создали целые отрасли, такие, например, как промышленность программного обеспечения и мобильная связь, которые бурно росли. Интрапренерство Большинство крупных вертикально интегрированных монополий, возникших в предыдущий период, были вынуждены провести реорганизацию. Все они перешли к так называемым дивизиональным структурам, в рамках которых отдельные производственные, сбытовые и сервисные подразделения компаний были преобразованы в небольшие самостоятельные организации. Это дало возможность крупным фирмам по-новому подойти к построению своих структур: любое подразделение, которое переставало удовлетворять потребностям или стратегии развития компаний, сегодня может быть ликвидировано или продано, а на его место будет подобрана небольшая компания, параметры которой соответствуют стратегии развития компании. Многие крупные компании перешли к практике «интрапренерства» (intra-preneurship), т. е. стимулирования предпринимательских форм и методов ведения бизнеса в условиях больших организаций. Эта форма наиболее часто и эффективно используется компаниями, когда им необходимо с минимальными потерями вывести на рынок новый продукт или освоить нетрадиционные ниши рынка. Для этого крупная компания создает дочернее предприятие, в котором она сохраняет полный контроль и которому передаются все необходимые для начала работы ресурсы. Руководителем такого малого бизнеса назначают менеджера с определенными предпринимательскими задатками. В данном случае крупная корпорация выступает в роли предпринимателя. В дальнейшем такая компания может развиться в самостоятельное направление бизнеса либо быть ликвидирована, если результаты его деятельности не соответствуют планам материнской организации. Таким образом, в современных условиях малый бизнес, в полном смысле этого слова, стал основой строительства бизнеса в целом. С одной стороны, он создает базу для воспроизводства экономически активных бизнесов, с другой — является исходным материалом для «строительства и ремонта» крупных фирм. Но одновременно малый бизнес сохраняет потенциал собственного роста и развития. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-20 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |